Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Диденко Светлана Николаевна

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подвести учащихся к выводу о неизбежности социальных конфликтов в развитии общества,  о необходимости их разрешения мирным путем. Основные понятия темы: социальный конфликт,  участники конфликта,  предмет конфликта,  объект конфликта,  социальная напряженность,  консенсус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sots_konflikt.rar9.57 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Белгородского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Урок на тему:

Обществознание

11 класс

(профильное изучение)

Подготовила: Диденко С.Н.,

учитель истории и обществознания

Тема урока: «Социальный конфликт»

Цели урока:

- образовательная: сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения.

Подвести учащихся к выводу о неизбежности социальных конфликтов в развитии общества,  о необходимости их разрешения мирным путем.

Основные понятия темы: социальный конфликт,  участники конфликта,  предмет конфликта,  объект конфликта,  социальная напряженность,  консенсус.

- развивающая:

  1. продолжить формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности,  умения использовать полученные знания для создания компьютерной презентации, представить и защитить собственный проект;
  2. продолжить формирование у учащихся умения разрабатывать материалы для социологического исследования по определенной тематике,  обобщать и анализировать полученные данные;
  3. продолжить работу над выработкой у учащихся умения анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения на поставленную проблему.

- воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. компьютерная презентация «Социальный конфликт».
  3. Материалы для социологического исследования (анкеты).
  4. Результаты социологических исследований, представленные в виде круговых диаграмм.
  5. Документы для исследовательской работы (результаты опросов, проводимых ВЦИОМом,  исследования социологов по теме урока).
  6. Учебное пособие «Социология» под редакцией Э.В. Тадевосяна,  М.,  1995,  стр. 238 – 259.

Этапы урока:

  1. Орг момент,  вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки,   актуализация знаний учащихся.
  2. Сообщение учащимся целей и задач урока.
  3. Изучение нового материала – представление компьютерной презентации учащегося на тему: «Социальный конфликт».
  4. Представление и анализ результатов социологических исследований,  проведенных учащимися.
  5. Исследовательская работа с документами.
  6. Подведение итогов урока.

Тип урока – урок-исследование,  изучение нового материала.

Ход урока

  1. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя        учащихся.
  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, у нас не совсем обычный урок. Начать его я хочу выдержкой из пресс-выпуска ВЦИОМ от 4 апреля 2009 года на тему: «Общественные настроения на фоне социальных реформ»:

«В начале 2009 года впервые с мая прошлого года прекратилась тенденция роста уровня приспособленности россиян к происходящим в стране переменам. В январе по сравнению с декабрем 2008 года число тех, кто считает, что уже приспособился к переменам, сократилось с 65 до 57%, а число тех, кто полагает, что «никогда не приспособится» выросло с 16% в декабре до 22% в январе и сохранилось в феврале – марте на отметке 22 – 23%. Кроме того, по сравнению с январем, в марте сократилось число тех, кто считает, что сумеет приспособиться в ближайшем будущем – с 17 до 13%.

Индекс удовлетворенности жизнью продолжает снижаться: если в ноябре-декабре 2008 года он составлял 31-32%, то в январе сократился до 26%, а к марту до 23%.» (Данные Интернет).

Вопрос к учащимся:

- как вы думаете, о каких тенденциях общественного настроения свидетельствуют данные материалы?

- к чему могут привести подобные настроения?

Дети формулируют проблему урока: нарастание социальной напряженности обычно приводит к социальному конфликту.

Слова учителя:

Одной из главных проблем современной социологии продолжает оставаться  теория социального конфликта. Она особенно актуальна в условиях формирования новой модели общественного сознания, перехода от одной идеологической системы к другой, еще не оформившейся.

На сегодняшнем уроке мы должны будем рассмотреть сущность понятия «социальный конфликт», выявить причины его возникновения, виды конфликтов, выяснить, кто может являться участником конфликта, сделать вывод о роли государства в разрешении социального конфликта, а также проанализировать проведенные вами исследования по проблемам, иллюстрирующим причины возникновения разных конфликтов.

Запись в тетради темы урока.

Над изучением теории социального конфликта работал... Основательно проработав различные исследования, он подготовил собственный проект – компьютерную презентацию, которую и представит вашему вниманию.

Задание классу: ваша задача – составить опорный конспект в виде схем по предложенному материалу.

Работа с презентацией.

Итак, мы познакомились с теорией социального конфликта. В начале урока я привела вам данные ВЦИОМ, подтверждающие рост негативного отношения общества к некоторым социальным реформам.

Мы провели собственные социологические исследования, связанные с темой урока.

  1. Теперь нам предстоит проанализировать результаты проведенных вами исследований и сделать вывод об отношении взрослых людей и тинэйджеров к современному состоянию российского общества, перспективам его развития, о степени нашей готовности позитивно относиться к происходящим в обществе переменам, о нашем умении справляться с кризисными ситуациями.

Самым распространенным методом социологических исследований, как вы знаете, является анкетирование.

Вопрос: какие виды анкетирования мы знаем?

(оно бывает открытое и закрытое)

Задание: сейчас вы должны будете внимательно слушать, подготовить и задать вопросы по теме исследования каждой группе выступающих.

А) Итак, давайте проанализируем результаты исследования группы … на тему «СССР и современная Россия: экономика, общество, культура».

Слова ученицы: Для своей работы мы использовали методику закрытого анкетирования, когда респондентам предлагаются вопросы с вариантами ответов. Нас интересовали следующие вопросы (перечисляет). Опросив учителей, сверстников и родителей мы получили следующие результаты…

(Анализирует представленные на экране диаграммы и делает выводы).

Итак, мы познакомились с результатами вашей работы.

Учащиеся задают вопросы по теме исследования.

Б) группа … выбрала следующую тему для исследования «Каким вы видите будущее России?»

Задание: Выслушав данные этой группы учащихся, предложите свой вариант ответа на этот вопрос.

Слова ученицы.:  Для своей работы мы выбрали методику открытого анкетирования, т. к., задавая респондентам вопрос «Каким вы видите будущее России?», трудно предложить определенные варианты ответов, которые отражали бы весь спектр общественного мнения. Каждый участник опроса имел возможность предложить свой вариант ответа.

Итак, мы получили следующие результаты…

Ребята, как бы вы ответили на этот вопрос?

- беседа.

В) группа ... исследовала поведение человека в кризисной ситуации, умение выходить из нее, преодолевать конфликтные ситуации.

Задание: подумайте, почему выбрана именно такая тема исследования?

Слова ученика: Для своего исследования мы выбрали тест, разработанный психологами «Выход из трудных жизненных ситуаций», поскольку именно психологическая неготовность человека воспринимать перемены в различных сферах жизни и способствует росту социальной напряженности в обществе.

(анализирует диаграммы, делает вывод).

Итак, ребята, почему выбрана именно такая тема исследования?

- беседа.

Мы проанализировали результаты проведенных вами исследований.

Какие выводы мы сделаем?

Во-первых, и взрослые, и тинэйджеры считают социально-экономическую и духовно-нравственную ситуацию в СССР более благополучной, а общество менее апатичным и социально агрессивным;

во-вторых, оценка перспектив развития России взрослыми и детьми различна, более оптимистична она у ваших сверстников;

в-третьих, большинство опрошенных правильно оценивает происходящее в жизни, сохраняет душевное равновесие.

4. Ребята, мы научились разрабатывать, проводить социологические исследования, анализировать их результаты.

Я думаю, что вам будет также интересен взгляд современных обществоведов на природу конфликтов в современном российском обществе и данные ВЦИОМа о возможных причинах новых социальных конфликтов в России.

Задание: в группах вы ознакомитесь с отрывками их монографии преподавателя кафедры социологии МГИМО профессора Кравченко С.А. и данными пресс-выпуска ВЦИОМ. Предложенный вам материал содержит интересную информацию о причинах социальных конфликтов в современном российском обществе и указывает на возможность возникновения новых кризисных ситуаций.

Каждой группе предстоит ответить на предложенные к текстам вопросы и сформулировать собственную точку зрения на обозначенные проблемы.

- работа в группах.

5. Итак, давайте обсудим предложенные вам документы.

6. Общий итог.

Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с теорией социального конфликта, провели собственные социологические исследования и проанализировали их результаты, ознакомились с мнением известных российских социологов о причинах и роли конфликтов в современном обществе.

А теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразу: «Конфликт в развитии современного общества неизбежен, потому что…»

Большое всем спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Разработка урока обществознания "Роль государства в экономике" 8 класс

В материале представлен конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Роль государства в экономике", дополнительные материалы, которые также могут быть использованы учителем при изучении данной те...

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Разработка урока обществознания «Я – продавец. Я – покупатель». 6 класс

Данный урок разработан для 6 класса по обществознанию в рамках модели «Основная школа – пространство выбора» (далее ММОШ) по направлению "Общество и экономика"Цель урока в соответствии со спецификой М...

Разработка урока обществознания "Потребитель и его права" 9 класс

Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству.Задачи: Обучающая:   учить   умению  самостоятельно и операт...

Методическая разработка урока обществознания: «Человек славен добрыми делами» (6 класс)

Цель урока:- подвести учащихся к пониманию того, что значит быть добрым.Задачи урока:Образовательная: сформировать у учащихся представление о добрых делах, добрых поступках, «золотом правил...