Кризис ценностей демократии в современном мире.
статья по обществознанию по теме

Шаховская Елена Николаевна

Истинно демократической считается только такое общество, где каждое принципиальное решение, принятое властями, проходит обязательное одобрение у народа. Всегда ли так происходит на практике? Что необходимо современной России для  достижения полного соответствия принципам демократического государства? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_tsennostey_demokratii_v_sovremennom_mire.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис ценностей демократии в современном мире.
Наряду с демократической формой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года, осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности: гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, которая приводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять свои полномочия; номинальность разделения властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические, экономические, социальные и иные ресурсы власти; неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности; сочетание форм авторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х гг.;
фактическая подконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость от политической коңюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чего происходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работы правительства;
множественность режимов;
концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших не легитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., но обладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных методов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;
значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;
широкие масштабы лоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу;
неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
отсутствие в обществе единой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.
Сложившийся общественный порядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной и политико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточении властных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубо административных функциях всех других институтов.

Существующая конфигурация политической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемые всенародным голосованием институты государства, участвуя в формировании исполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность не несут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности.
Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам. При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.
Демократическая система является неотъемлемой частью политического управления в наиболее экономически развитых странах. Она предполагает наличие всеобщего избирательного права, позволяющего гражданам формировать на конкурентной основе органы власти, представляющие их интересы. При этом в случае неудовлетворительного выполнения властными структурами своих обязанностей население должно иметь возможность менять их кадровый состав на следующих выборах. Роль выразителей мнений отдельных граждан берут на себя политические партии, формирующие программы и предлагающие их населению на выборах.
В то же время демократическая система не лишена недостатков. Например, Адольф Гитлер пришел к власти в Германии, используя демократические процедуры. Именно поэтому в современных демократиях задумываются над тем, чтобы не просто создать технологию представления интересов большинства в обществе, но и сформировать механизмы защиты мнений меньшинства. Однако удается это далеко не всегда.
Выборы все большее напоминают обычную продажу товаров, в качестве которых выступают броские партийные лозунги и образы партийных лидеров. Происходит соревнование не партийных программ, а ярких идей и ярких личностей. За последнее время все больше фактов свидетельствует о «провалах» демократии. Именно так можно назвать неспособность
демократических политических систем гарантировать декларируемые ими ценности свободы выбора, свободы мысли, свободы политических взглядов ,наконец, личных свобод неприкосновенности жилища, тайны переписки и телефонных переговоров.
Искажение демократических процедур наблюдается в странах, считающих себя эталонами демократии. Это нечистоплотный лоббизм, торговля местами в партийных списках и т.д. Это нарушение гражданских прав под видом борьбы с терроризмом, тайные тюрьмы, прослушивание телефонных ранги норов, нарушение тайны банковских вкладов, получение смен, службами определенных стран конфиденциальной коммерческой информации (причем за пределами этих стран), развитие систем видеонаблюдения под предлогом гарантий личной безопасности граждан.
Современный мир по мере развития техники дает государству широкие возможности для контроля над своими гражданами. Причем в западных странах уровень развития технологий выше, а значит, таких возможностей существенно больше. Предлог же для расширения полномочий правительств и наступления на гражданские свободы населения может быть найден всегда, например борьба с терроризмом.
В развитых странах уже не надо приставлять к каждому человеку шпиона. Использование мобильных телефонов, оплата товаров и услуг при помощи кредитных карт, поиск информации в Интернете и использование Глобальной паутины для покупок — все это позволяет собирать большой объем персональных данных о человеке.
Кроме того, выясняется, что процедура публичного выбора на ответственные должности не приводит к тому, что население действительно выбирает лучших. Избранные чиновники постоянно оказываются в центре самых нечистоплотных скандалов. А демократическая система не избавляет от коррупции, обмана избирателей, нарушений прав и свобод человека. Не случайно некоторые избранные депутаты оказываются на деле подлинными оборотнями, предаваясь порокам, против которых с пафосом выступают на публике.

Итак, важнейшими принципами демократии являются равенство и свобода личности, народовластие. «Права и свободы человека» и гражданина, — гласит ст. 18 Конституции РФ, — являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Конституция провозглашает принцип социального государства, означающий обязанность государства принимать меры по социальной защите граждан: охране труда и здоровья; установлении гарантированных минимальных размеров оплаты труда, пенсий пособий; развитию системы социальных служб и пр.
Таким образом, конституционные принципы и нормы направлены, в первую очередь, на формирование правового демократического государства и гражданского общества в РФ.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна: «обеспечение прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядки и общего благосостояния в демократическом обществе», — гласит п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека. Данные положения закрепляются, конкретизируются в законодательных актах государств, что обеспечивает высокий правовой статус их граждан.
Но мне кажется, что до достижения полного соответствия принципам демократического государства России еще предстоит пройти долгий и нелегкий путь. Слабость социальной структуры общества, неразвитость «среднего класса», незрелость политического сознания народа, недостаток политического опыта как масс, так и лидеров, нехватка политических знаний – все это факторы, которые затрудняют процесс стабилизации и четкой демократической направленности России. Идеальное государство построить невозможно — нет таких систем, когда все счастливы, а все решения властей справедливы. События после распада СССР показали, что применяемая в западных странах политическая практика также не избавляет от недовольных, также использует и манипуляцию сознанием, и контроль над личностью. Поэтому ни одна страна и ни один народ не могут претендовать на то, чтобы служить образцом для подражания: слишком много жестокости и насилия, слишком много всего, что не вписывается в понятие «демократические ценности». Но все зависит от каждого из нас, над этим стоит задуматься………….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Тест по географии, 10 класс. Тема: "Многообразие стран современного мира. Политическая карта мира".

Задания в формате ЕГЭ для тематического контроля по экономической и социальной географии мира....

Классный час "Ценности современного мира: истинные или ложные?"

Классный час направлен на духовно-нравственное развитие учащихся. Через ироничные, а иногда саркастичные иллюстрации современных художников показана ложность ценностных ориентаций современного мира....

Толерантность как цель и ценность современного мира

Статья о целях воспитания толерантности...

Личность Бориса Ельцина в разрезе политического кризиса 1993 года в современной учебной литературе

Личность Бориса Ельцина в разрезе политического кризиса 1993 года в современной учебной литературе...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...