Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ
материал по обществознанию (5 класс) по теме

В данном докладе на педагогическом совете рассматривается важность нового курса ОРКСЭ в воспитании нравственности подрастающего поколения. В этом важном процессе огромную роль играет опыт, накопленный мировыми религиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tukanenkov_v.a.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

                                                                  Доклад на педагогическом совете
ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404
учителя историии, обществознания
и мхк Туканенкова В.А

2012 – 2013 учебный год

Душа каждого человека – бутон великолепного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовного воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человеческое общество, лишенное божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовного по своей сути. Отсюда и вопиющие примеры: насилие среди подрастающего поколения по отношению к слабым и беззащитным, всплеск суицидов, увлечение спиртными и наркотическими средствами.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумеваются совершенно разные подходы к воспитанию:

  • Строго религиозное воспитание в рамках определенной одной конфессии;
  • Воспитание души ребенка через культуру: литературу, историю, музыку, живопись;
  • Воспитание в ребенка сильной духом личности, умеющей найти свое место в современном мире.

По этому поводу идут жаркие споры. Но разве в жизни возможно отделить одно от другого?

Если  не заниматься религиозным воспитанием то, кто ответит детям на такие вопросы:

Что такое Бог? Почему в мире так много религий? Что их объединяет? В чем различие? Что такое человек? Зачем он живет и умирает? и на многие другие.

Чем больше ребенок развивается через духовное творчество, чем больше он впитывает и начинает ощущать все богатство и разнообразие  нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Воспитание в ребенке сильной личности невозможно без духовно – нравственной основы. Если человек найдет занятие, дорогое его сердцу, если он научится видеть во всем проявление высшего смысла, научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Как же рассказать детям об основных мировых религиях?

Л.Н. Толстой писал в 1899 году в письме к А. Дворянскому: «Если же бы мне нужно было передать сейчас ребенку сущность религиозного учения, которое я считаю истиной, я бы сказал ему, что мы пришли в этот мир и живем в нем не по своей воле, а по воле того, что мы называем Богом, и что поэтому нам будет хорошо только тогда, когда мы будем исполнять эту волю. Воля же состоит в том, чтобы мы все были счастливы».

Я уже не первый год веду факультативный курс в старших классах «История мировых религий». Он изучается в 10 классе. На занятиях мы рассматриваем  историю возникновения, содержание вероучения, ареал распространения, основные этапы развития, вклад в развитие мировой и национальной культуры, прослеживаем взаимосвязь самых распространенных религий, их роль в духовном развитии человеческого общества.

И в конце учебного года, судя по их отзывам и результатам творческих работ, складывается следущее видение роли и места религии в современном мире:

1. Имеет объединяющее начало;

2. Служит духовному возрождению и росту человека и общества;

3. Влияет на развитие культуры;

4. Может служить национальной идеей, которая  поможет возродиться нашей Родине.

С большой радостью хочется отметить, что в старших классах с разным конфессиональным составом исчезли такие уродливые явления, как: межнациональная и межрелигиозная рознь. Поэтому и с большой радостью было воспринято известие о введении нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» в младших классах. Может быть, это и поможет в дальшнейшем духовно возродиться нашему многострадальному народу, а если это произойдет, то грядут коренные изменения и в остальных сферах жизни российского общества.

Огромную роль в младшем школьном возрасте играет эмоционально – образное воздействие на душу ребенка. В этом помогут притчи из Вед, Библии, Торы, Корана, адаптированные для младшего школьного возраста. Притча – универсальный способ разговора с детьми на духовные темы. При их отборе очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в ней.

Второй важный момент при работе с притчей – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему притчи. Она должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев. При этом беседа должна строиться так, чтобы ребенок не давал определенные ответы, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках.

И последнее, важно, чтобы педагог в конце беседы о притче, подчеркнул главную мысл, заложенную в ней.

Так емко, точно и ясно, как говорят цитаты из священных писаний, не скажет никакой человеческий язык. И ребенок, после притчи, воспринимает эти слова совершенно особенно. Они для него уже не оторваны от жизни, а наполнены смыслом.

Огромную роль на занятиях будет играть духовная музыка. В процессе беседы после прослушивания уместно задать следующие вопросы: что композитор думал о смысле жизни, о чем мечтал, что хотел донести до людей свой музыкой. Очень важно сделать акцент на каком – нибудь ярком духовном моменте в жизни композитора.

Разнообразят занятия репродукции художников, создавших картины на духовные темы (Рафаэль, Микеланджело, Нестеров, Иванов, Рерих), иконы Грека, Рублева, Дионисия. Вместе с детьми приоткрывать тайну их вдохновения, источника творческих сил, которые они черпали у Бога.

Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. А если это произойдет, то она отзовется стихами, сказками, рисунками.

Ребенок учится играя, и это поможет овладеть основами светской этики. И это будет результатом не только привитой привычки, но и навыком, исходящим из чувства глубокого внутреннего уважения к другому человеку, к его бесценной и неповторимой душе.

Берем жизненную ситуацию, где идет выбор между добром и злом, черствостью и состраданием, и обыгрываем ее:

- как поступишь ты?

- как другие люди в других странах, разных вероисповеданиях?

- как нужно в идеале, в высшем смысле?

Постепенно дети начнут замечать, что происходит вокруг них, видеть мир глазами других людей, а это уже первый шаг к толерантности, единению, гармонии. И будем надеяться, что наш мир расцветет, как сад, когда расцветут души наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ. Конспект урока "Добро и зло"

Проект учебного занятия модуля «Основы светской этики» курса ОРКСЭ преследует цель   формирования навыка (мотивации) морального поведения на основе представления о добре и зле. Предваряет да...

«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ».

С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в си...

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

приказ об утверждении списка учебников по курсу ОРКСЭ и рабочей программы по модулю

приказ об утверждении списка учебников  к  новому  предмету...

Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ- 2014 г.

Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ....