Урок в 7 классе по обществознанию на тему: Закон на нашей Земле.
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Чуйкова Ольга Валерьевна

Урок в 7 классе по обществознанию на тему: Закон на нашей Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Закон на нашей земле

Цель: Познакомить учащихся с понятием права, охарактеризовать историю появления человеческих прав на планете, рассмотреть признаки правового государства, познакомиться с политико – правовыми документами.

Тип: комбинированный

Методы: Беседа, рассказ

Оборудование: Конституция Российской федерации, Республики Мордовия, Всеобщая Декларация прав человека, Конвенция  о правах ребенка.

Ход  урока:

I. Организационный момент

II.Изучение нового материала

Жизнь человека в обществе во многом зависит от того, как гарантируются его политические права и свободы. А что же такое «право»?

Право – это совокупность законов и других нормативных актов , охватывающая частную сферу жизнедеятельности гражданина. Это система общеобязательных правил поведения.

Проблема прав человека всегда волновала людей, и волнует по сей день. И это понятно: размышлять о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости.

Пока не было государства и законов, права человека существовали в виде нравственных возможностей (разрешения, одобрения, поощрения). Люди придерживались обычаев и традиций. А что являлось смертным приговором для человека в первобытном обществе?

Значит, мы можем сказать, что и раньше и даже сейчас существуют такие правила, которые нарушать нельзя. Развиваясь, мы познаем доступные нам законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства. Знание того, что такое хорошо и что такое плохо, помогает нам  освоить первые, самые расплывчатые знания в области права. Мы узнаем, чему закон говорит «нельзя», как карает нарушителей.

Обратимся к некоторым страницам истории права.

Право родилось в античном Риме. Римское право складывалось постепенно, в течение 5 столетий и не имело аналогов ни в какой другой правовой системе .Оно оказало огромное влияние на развитие мировой юридической мысли. Древний Рим 3 раза диктовал миру свою волю:

1)Через Римское государство

2)Через римско-католическую церковь

3)через римское право

Что же лежало в основе римского права? (Князева )

Действительно, какой бы свод законов древности мы не взяли – древнеиндийские законы Ману, законы 12 таблиц Древнего Рим, «Русскую правду» древнерусского государства – все они были направлены на защиту интересов собственников, высших классов, феодалов и рабовладельцев.

Нелегко в наше время представить человека с клеймом и ошейником, с цепями, стоящим перед покупателями на рынке. Но и у рабов в то время имелись свои права – на семью.

А что же происходило в эпоху средневековья? (Масликов)

Знакомство с древними правовыми установлениями, средневековыми, имеет не только историческое, но и  вполне актуальное значение для нас, полезно для развития нашей правовой культуры.

Как и в любой другой стране, история становления права в России зависела от особенностей национальной культуры, психологии и религии. Как же регулировались общественные отношения на Руси?

Но самым значительным событием 19 века с точки зрения демократизации социальной жизни были реформы Александра II

Общество развивалось и в эпоху нового и новейшего времени. Право стало приобретать цивилизованный, демократичный характер.

Законы, порожденные государством, перевели права человека из нравственного понятия в юридическое понятие. Права человека либо ставились под охрану закона, либо игнорировались государством. А как же появился закон? (возникла необходимость в регулировании общественных отношений.)

Пришло время вспомнить:  «Какие же политические режимы нам известны?»

«Чем они отличаются?»

Итак, демократическое устройство государства – это правовое государство.

Запишем в тетрадь 3 признака:

1)Верховенство права. «Закон суров – но – закон» соблюдение правил.

2)Незыблемость прав и свобод человека. Государство принимает законы, которые признают , гарантируют и надежно защищают права человека, свободу, равенство. Чем больше прав у человека, тем он свободнее.

3)Разделение властей на 3 ветви.

Власть

Законодательная                                            Исполнительная                           Судебная                       

(Федеральное собрание)                             (Правительство)                                               (Верховный суд)

Это основные признаки правового государства, которое заботится о наших правах, которые выражены в законах.

А где же записаны наши права, свободы, где законы, которые регулируют нашу жизнь? Какие политико-правовые документы мы знаем?

Что же такое Конституция?

Первая конституция была принята в США в 1787 году – это основной закон. Но из нее не ясно как, к примеру, оформить пенсию. Все это записано в многочисленных законах, которые принимаются на основе конституции. Виды законов: трудовое право, семейное право, гражданское право, уголовное право, административное право.

А какие права и свободы имеются у граждан Российской Федерации?

Политические, экономические, гражданские, социальные, культурные

А кому же служат законы?

У нас, в России, тоже не сразу появилось правовое государство и это  вы знаете из истории. Движение в защиту прав человека имеет немало ярких страниц. Наиболее известными правозащитниками  являлись? (ученый Сахаров и писатель Солженицын)

А какой организации отведена решающая роль  в защите прав человека на международном уровне? (ООН)

А с какого возраста у вас наступает правоспособность? (с 15 – 18 лет)

а) А сейчас давайте зададим вопросы по нарушению прав

б) Поработаем с доской

в) Поработаем с анкетой

Вывод: Сегодня как никогда необходимо знать свои права и обязанности, законы. Часто бывает, что мы неплохо знаем их, но не спешим их соблюдать ,так как не верим в их силу, не ценим роль в обществе , а лишь используем в корыстных личных целях. Права человека реальны только в правовом государстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию молодёжи. Деловая игра "Закон на нашей земле". для учащихся 7-8 классов

Деловая игра преследовала главную цель, что наша жизнь регулируется правовыми нормами и человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества. Уважительное отношение к своим и чужим прав...

Деловая игра "Закон на нашей Земле"

Способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного от...

Закон на нашей земле

Цель :- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувство ответственн...

Классный час «Закон на нашей Земле».

Мероприятие проводится в средних классах школы. Классный час проводится с целью профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитания правового сознания учащихся....

Классный час для 10-11 класса«Закон на нашей земле» (деловая игра)

Классный час для 10-11 класс«Закон на нашей земле» (деловая игра)...

Деловая игра "Закон на нашей земле"

Цель мероприятия:- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувство ...

Закон на нашей земле

Презентация к родительскому собранию по профилактике правонарушений "Закон на нашей земле".  Правила безопасного поведения:- Общайтесь с друзьями, которые не принадлежат к асоциальным группи...