Главные вкладки

    разработка урока "Из истории звонкой монеты"
    план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

    Батурина Юлия Викторовна

    конспект урока по обществознанию /блок экономика/ "Из истории звонкой монеты"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon moy_luchshiy_urok_baturina.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 станицы Северской муниципального образования Северский район

    Конкурс Мой лучший урок»

    Тема: «Из истории звонкой монеты».

    Конспект урока

    по обществознанию 8 класс

    Учитель обществознания

    МБОУСОШ № 44

    Батурина Юлия Викторовна

           

    2013

    Пояснительная записка

    Конкурсная работа представлена в номинации «Экономика».

    Тема урока: «Из истории звонкой монеты».

    Данный урок разработан для учащихся 10 класса с социально-гуманитарным профилем.

    Цели урока:

    Обучающие: 

    1. Раскрыть суть понятия «деньги».

    2. Приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.

    Развивающие: 

    1. Развивать логическое мышление учащихся, учить, находить главное, существенное.

    2. Развивать умение связать теоретический материал с жизнью.

    Воспитывающие:

    1. Воспитывать любознательность, активность

    2. Воспитывать чувства своей значимости, умения самоопределиться, самоутвердиться.

    Тип урока: комбинированный урок с объяснением  нового материала

    Методы обучения:

    1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
    2. По степени взаимодействия учителя с учащимися: беседа, работа с учебником, проверочная работа.
    3. Закрепление изученного материала.
    4. Предварительная подготовка учащихся

    Формы обучения:

    1. Фронтальная
    2. Индивидуальная

    Оборудование урока:

    1. Карточки с изображением предметов
    2. Макеты старинных монет  и купюр
    3. Современные российские деньги
    4. Презентация

    Характеристика класса:

    В классе 26 человек (16 мальчиков, 10 девочек). Учащиеся имеют достаточно высокий уровень подготовки по курсу обществознание и включительно экономике. Учащиеся имеют высокую степень мотивации к обучению. Курс «Экономика» входит в вариативную часть учебного плана в объеме 34 часов в год.

    Основная цель учителя на уроках: заставить мыслить, рассуждать, додумывать, связывать экономические явления с жизнью, отвечать по существу вопроса, максимум опираясь, по возможности, на наглядность, конкретный жизненный материал.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Методическое обеспечение

    1. Организа-ционный момент

    - Здравствуйте, ребята, садитесь! Рад вас видеть снова.

    На доске написан эпиграф:

    Всего лучше для державы,
    Если ты куешь успех…
    Если все рубли в работе,
    То владелец их в почете…
    И страна богаче всех. (Э. Успенский, И. Агрон.)

    - Как вы понимаете эти слова?

    Приветствуют учителя.

    Ответ учащихся на поставленный вопрос.

     

    Создание атмосферы доброжелательности. Настрой учащихся на урок.

    2. Изучение нового материала.

    Тема нашего урока тесно связана с нашим домашним заданием.

     Сегодня вы узнаете, что же такое деньги как понятие, мы заглянем  в историю денег, познакомимся с деньгами Российского государства.

    Деньги появились очень давно, когда произошло разделение труда и возникла необходимость в обмене. Перед вами на столе карточка, на которой нарисованы: сосновая шишка, золотое кольцо, пачка чая, медная пластинка, корова, собака. Скажите, что из этих вещей можно использовать в виде денег?

     - Почему?

    - Здесь вы не совсем правы

     Вспомните историю: когда-то давным-давно у древних греков, римлян и славян деньгами был скот, потому что они занимались скотоводством. В Китае и Японии деньгами был рис, в Монголии – чай, в Новой Гвинее – собачьи зубы. Т.е. у каждого народа  из массы товара выделялся наиболее важный и нужный, который представлял ценность для всех или для большинства.

    Давайте сформулируем определение: что такое деньги?

    - Верно, в тетради запишите число, тему урока и определение понятия «деньги»: «Деньги – своеобразный универсальный товар – эквивалент (равноценный заменитель), служащий для соизмерения различных видов труда и принимаемый в уплату за товары и услуги.»

    Со временем стало ясно, что деньги должны быть удобными. Такими удобными деньгами на многие годы стало золото. О том, где и когда появились первые металлические деньги нам расскажет (называется фамилия ученика)

     - Спасибо. Историю денег на Руси нам поведает (называется фамилия ученика)

    - Хорошо, спасибо. Твердая, т.е. постоянная, устойчивая, валюта появилась у России в 1704 году, денежную реформу осуществил царь Петр-I.

    Откуда же взялись бумажные деньги? Об этом нам поведает (называется фамилия ученика)

    - Замечательно. Вот мы с вами заглянули в историю денег. А скажите, ребята, какие современные деньги  вы знаете? У нас в России какие деньги?

    - А какого достоинства деньги у нас выпускаются?

    - Правильно. Вот только  среди бумажных есть еще 5000 купюра.

    Ребята, а какие еще современные деньги выпускают, кроме металлических и бумажных?

    - Пластиковые, ребята. Слышали про пластиковые карты. Это те же деньги, только для них не нужно большого кошелька. Снять деньги с пластиковой карты можно в любом банкомате, столько, сколько тебе необходимо. Пластиковые деньги появились на свет во Франции в 1974 году.

    А теперь посмотрите на слайд и определите какими свойствами должны обладать деньги и почему.

    Первое свойство читайте…

    Как вы это понимаете?

    - Читаем второе свойство

    - Затрудняетесь, а ведь это просто: ценность денег не должна зависеть от величины монеты или купюры. Например, копейка – самая малоценная монета. Вот посмотрите на нее, какой она величины. Подержите в ладошке, ощутите ее вес.

    Если ценность будет зависеть от объема, то 5-тирублевая монета должна быть в 500 раз больше, чем копейка. А теперь посмотрите 10-рублевую купюру и представьте какой должна быть 5000-ная купюра.

    - Давайте-ка замерим длину купюры

    - Третье свойство…

    - Верно, а для чего это надо?

    - Молодцы, читаем дальше

    - Значит не только краска не стиралась, но и…

     - А металлические

    - Читаем дальше

    - Нет, ребята. Это имеется в виду, чтобы удобно было плачиваться, выпускаются деньги разного достоинства. При этом учитывается, монетами или купюрами какого достоинства легче сосчитать необходимое количество денег. Например, 100 рублей можно отдать одной купюрой, а можно разложить на части и отдать… Как?

    - Правильно. И последнее свойство…

    - Это свойство я вам объясню. Это обозначает, что на эти деньги можно купить, рассчитаться,  положить в банк, хранить длительное время, не боясь, что они обесценятся, то есть проводить любые сделки.

    - Мы готовили тему «Из история появления денег»

    (инд. Задания учащихся) – работа в ходе урока по домашнему задани.

    .

    - Золотое кольцо

    - Потому что сделано из золота.

    - Деньги - это товар, который  наиболее ценный для всех и которым измеряют цену других товаров.

    - Первую монету отчеканил царь государства Лидия Гиг в начале VII века до н.э. Потом монеты появились в Греции. Гиг чеканил монеты из сплава золота с серебром. В Греции счет велся на серебро, а в Риме -  на медь. В Византии, Китае и Японии чеканили железные монеты. Они были разной формы и конфигурации. Вместе с первой монетой появились и фальшивомонетчики. В Греции их казнили, в Египте, Византии, России им отсекали руки.

    - Вместо монет в Древней Руси использовались металлические слитки – гривны. Их изготавливали во всех княжествах, но Новгородская гривна признавалась во всем мире.

    В XII веке на Руси ходили серебряные слитки весом в 200 граммов – рубли и стограммовые полтины. В 1380 году Дмитрий Донской начал чеканить свою монету – деньгу: 1 рубль – 200 денег.

    Главной монетой на Руси была копейка  - серебряная монета весом 0,7 грамма с изображением всадника с копьем. Полкопейки – деньга, четверть – полушка, алтын – 3 копейки, гривна -10 копеек, а также полтина и рубль. Эти деньги были выпущены в 1654 году. Для проведения денежной реформы был создан монетный двор в Москве. Чтобы сберечь ценное серебро царь приказал печатать медные копейки.

     - Бумажные деньги были изобретены в Китае в 119 году до н.э. Причина – острая нехватка металла. Бумажные деньги снабжались подписями высших чиновников и красной императорской печатью. В Европе при нехватке монет использовались кожаные деньги. Первой стала использовать бумажные деньги Швеция в XVII веке. В 1769 году были выпущены бумажные деньги в России.

    - В России бумажные и металлические деньги

    - Бумажные: 10, 50, 100, 500, 1000 рублей, металлические: 1 копейка, 5, 10, 50, 1 рубль, 2, 5, 10

    - …..

    - Однородность

    - Деньги должны быть у всех одинаковыми, например, металлическими и бумажными, чтобы каждый, у кого они есть, мог в своей стране купить что угодно, где угодно и у кого угодно.

    - Высокая ценность даже малого объема.

    - ….

    - В 500 раз длиннее

    - 15 см. умножаем на 500…- 7500см или 75 метров

    - Редкость. Наверное деньги должны быть такими, чтобы их ни с чем другим спутать было нельзя

    - Чтобы не выбросить случайно

    - Чтобы нельзя было легко обмануть продавца и покупателя.

    - Устойчивость к воздействию окружающей среды, а значит, возможность долговременного хранения

    - Чтобы, например, краска не смывалась. У нас мама один раз постирала 100 рублей и – ничего.

    - Не размокали

    - Не ржавели, не стирались, не меняли цвета.

    - Легкая делимость на части. Это что, чтоб разрывать что ли было легко?

    -.2 купюры по 50 рублей

    - 10 штук по 10 рублей

    - 20 штук по 5 рублей, металлических

    - Или 100 штук по 1 рублю

    - Относительная стабильность предложения

    Сообщение темы и целей урока

    Развитие мыслительной деятельности

    Обучение умению делать умозаключения

    Работа с презентацией

    Самоподготовка дома

    Опора на личный опыт

    Подключение зрительной памяти

    Развитие логического мышления

    3 Закрепление знаний.

    Самостоятельная работа с карточками:

    1.В чем причина появления денег?

    2. Почему самыми распространенными были золотые и серебряные деньги?

    3. Почему не было железных денег, хотя железо было хорошо известно и высоко ценилось?

    4. Какие предметы в разных странах выполняли роль денег?

    5. В чем причина появления бумажных денег?

    Когда и где появились первые:

    монеты?

    банкноты?

    пластиковые деньги?

    - Деньги появились для удобства при обмене

    - Они высоко ценились всеми

    - Не устойчивы к воздействию окружающей среды

    - Рис, животные, металлы, меха, соль, табак, стекло.

    - Не хватало металла, удобнее в хранении и перевозке

     - В VII веке до н.э.

    - В 119 году до н.э.

    - В 1974 году

    Активизация памяти, развитие речи.

    4 Групповая работа

    Ребята, давайте представим, что мы с вами направляемся в музей экономических достижений.  Но все сразу мы с Вами в него не войдем, давайте разделимся на две группы и его посетим.

    В конце  экскурсии нам предстоит ответить на ряд вопросов: Кто больше и правильнее ответить на них, та группа и более продуктивно посетила наш музей.

    Заочная экскурсия по этапам становления денежной массы в мире

    Работа с вопросами викторины (см. приложение)

    Просмотр слайдов презентации «Из истории денег мира»

    Слайд «Викторина»

    5 Подведение итогов урока.

    Все правильно! Молодцы!

    Итак, что нового мы узнали на уроке?

    - Мы узнали много нового о деньгах: когда и зачем они появились.

    - Какими были деньги у нас и в других странах

    - Какие сейчас новые виды денег

    - Какими свойствами должны обладать деньги

    Мы совершили заочную экскурсии в музей.

    Умение обобщать, выделять главное

    6. Домашнее задание.

    На этом мы можем закончить наш урок и записать домашнее задание.  

    Решить кроссворд  (приложение)

    Записывают домашнее задание в дневниках

    Развитие самоконтроля

    (Наиболее активным ученикам выставлены оценки)

    Приложение:

    Викторины по истории экономики.

    Вопросы для 1 группы экскурсии

    Вопросы для 2 группы экскурсии

    1. Какой государь в России пытался создать первое акционерное общество? (Петр І).

    1. Кто и когда ввел в России бумажные деньги? (Екатерина ІІ, 1769 г.)

    2. Назовите имя известного экономиста, автора “Исследование о природе и причинах богатства народов”. (А. Смит)

    2. Когда появились первые золотые монеты? (VІІ – VІІІ вв. до н. э.)

    3. Более 50 лет назад был выполнен рисунок банкноты достоинством в 1 доллар. Кто автор рисунка? (Сергей Макроновский).

    3. Когда в мире были изобретены первые бумажные деньги? (VІІІ в., Китай).

    4. Первая денежная единица была очень большая и неудобная. Как она называлась? (Гривна).

    4. Когда появились первые русские монеты? (Х в.)

    5. Откуда пошло название “монета”? (Древний Рим, Храм Юноны – Монеты).

    5. Откуда пошло название “копейка”? (Изображение Георгия Победоносца с копьем).

    6. Откуда пошло название “рубль”? (рубить)

    6. Как на Руси назывался “бумажник”? (Денежник).

    7. Какие деньги назывались “катеньками”? (Дореволюционная 100-рублевая купюра).

    7. Кто впервые ввел в науку понятие “экономика”?

    (Аристотель)

    8. Где была открыта первая биржа в России? (В Петербурге).

    8. Где были изобретены первые бумажные деньги? (В Китае).

    9. Переведите на современный русский язык:

    а) полушка (1/4коп.);

    б) деньга (1/2 коп.)

    9. Переведите на современный русский язык:

    а) алтын (3 коп.);

    б) целковый (1 руб., серебром).

    Приложение

    Кроссворд для домашнего задания (с ответами)

    Описание: http://festival.1september.ru/articles/411503/img1.gif

    По горизонтали:

    1. Выпуск в обращение бумажных денег и ценных бумаг.
    2.
     Все аспекты финансовой деятельности предприятия (доходы и расходы) отражаются в его бухгалтерском балансе; та часть баланса, которая отражает в денежном выражении все принадлежащие предприятию ценности.
    3.
    Изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы, с одновременным пересчетом в таком же соотношении цен, тарифов, заработной платы и т. д.

    По вертикали:

    1. Повышение официального курса национальной денежной единицы по отношению к валютам других стран, а также к международным денежным единицам.
    2. Возможность быстрого превращения в деньги материальных средств, других ресурсов, активов предприятий, организаций, банков, что определяет их способность вовремя оплачивать свои обязательства при временном недостатке денежных средств.

    Рецензия

    на урок экономики для 10 класса

    по теме «Из истории звонкой монеты»

    учителя обществознания МБОУСОШ № 44

    Батуриной Юлии Викторовны

         Данное занятие проводилось в 10 классе социально-гуманитарного профиля 12 марта 2013 года.

         Занятие соответствовало типу урока: «Усвоение новых знаний», структурно состояло из шести этапов, каждому из которых соответствовали краткие инструкции, и включало в себя:

    • Сообщение темы, плана и раскрытие цели урока;
    • Повторение пройденного материала;
    • Последовательное изложение нового учебного материала с опрос домашнего индивидуального задания.
    • Закрепление знаний (самостоятельную работы учеников по изучению материала урока);
    • Ответы на вопросы учащихся в группах в результате заочной экскурсии в музей  и ответа на вопросы в карточках.
    • Руководство процессом посредством эвристической беседы;
    • Проверку качества восприятия изложенного и дополнительные разъяснения;
    • Выдачу домашнего задания;
    • Подведение итогов занятия, оценку работы учеников.

         

     Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия и способствовал достижению целей занятия.

     Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

     На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию памяти, внимания, мышления, Развивать самостоятельность личности , активизация и творческое самовыражение учащихся было достигнуто через подготовку домашнего задания .

    В ходе проведения занятия были использованы разнообразные приемы, позволяющие привлекать внимание и поддерживать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.

    Учитывая индивидуальные особенности учащихся, осуществлялся личностно-ориентированный подход в организации урока. Использовался наглядный материал: старинные монеты, современные деньги России.

    Урок прошел успешно. Поставленные цели достигнуты.

    В процессе проведения урока Ю.В. Батурина  показала высокий уровень методической подготовки   в области применение современных образовательных технологий и использования средств ИКТ.

    Директор МБОУСОШ № 44                                 Л.А. Тараненко


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка праздника "Последний звонок"

    Материал для классных руководителей выпускных классов....

    Разработка мероприятия Последний звонок

    Разработка инсценированного мероприятия "Последний звонок". Выпускники попадают на необитаемый остров, где им необходимо вспомнить знания по многим предметам......

    Урок экономики в 7 классе «Краткая история звонкой монеты»

    Дать представление о краткой истории возникновения  денег,  расширить представление о деньгах....

    Методическая разработка праздника "Последний звонок"

    В данной работе представлен сценарий праздника "Последнй звонок", на протяжении всего праздника демонстрировалась презентация с фотографиями подобранными к словам подравления....

    Разработка праздника "Последний звонок"

    В данном материале я предлагаю свой вариант проведения праздника "Последний звонок", который был проведен 25 мая 2013 года. В этом празднике приняли участие мои выпускники....

    «Краткая история звонкой монеты»

    Задания к уроку-игре «Краткая история звонкой монеты»...