Урок обществознания 5 класс.Тема: «Твои классные друзья».
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Толочкова Эльвира Римовна

Соболева О.Б. , Иванов О.В.                    

« Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс. ФГОС.                                                                                                                                                                                                                                                                                            Цель  урока:   Формировать личностные основы поликультурности, толерантности; вырабатывать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Выработать умение работать с учебной и дополнительной информацией, владение монологической устной речью.

Задачи:

    Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для решения познавательных задач,

 извлекать информацию из стихотворного текста,

 сравнивать и анализировать социальную информацию,

 давать оценку явлениям социальной жизни, делать выводы, классифицировать, использовать внеурочную деятельность в учебных целях.

Применять навыки исследовательской работы при проведении эксперимента,  готовить сообщение на заданную тему, выполняя домашнюю работу.

Развивать самостоятельность при работе с   учебником, рабочей тетрадью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_kl.docx23.38 КБ
Файл moi_klassnye_druzya.pptx206.2 КБ
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Твои классные друзья».

Цель  урока:   Формировать личностные основы поликультурности, толерантности; вырабатывать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора. Выработать умение работать с учебной и дополнительной информацией, владение монологической устной речью.

Задачи:

         Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для решения познавательных задач,

 извлекать информацию из стихотворного текста,

 сравнивать и анализировать социальную информацию,

 давать оценку явлениям социальной жизни, делать выводы, классифицировать, использовать внеурочную деятельность в учебных целях.

Применять навыки исследовательской работы при проведении эксперимента,  готовить сообщение на заданную тему, выполняя домашнюю работу.

Развивать самостоятельность при работе с   учебником, рабочей тетрадью.

      Воспитывать уважение и доброжелательное отношение к другому человеку.

Планируемые результаты изучения 

Развитие социального кругозора; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; определение собственной активной позиции в общественной жизни для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и социальных групп; формирование личностных основ поликультурности, толерантности; владение монологической устной речью; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

          Тип урока. Урок открытия новых знаний.

        Формы работы учащихся:  индивидуальная работа: самостоятельная работа с учебником, рабочей тетрадью; поиск необходимой информации в  учебнике, групповая работа: поиск ответов на поставленные вопросы.

      Необходимое техническое оборудование: Соболева О.Б. , Иванов О.В. « Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс, рабочая тетрадь,   компьютер, мультимедийный проектор,  экран

План урока:

  1. Различия между людьми.
  2. Друзья, приятели, враги
  3. Люди с ограниченными возможностями.
  4. Дружба детей разных национальностей.

  Структура и ход урока

1.Мотивационный этап.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка целей и задач урока.  

4. Постановка и формулировка проблемы. Выявление трудностей.

5. Планирование  деятельности ( построение проекта выхода из затруднений)

6.Решение проблемы (реализация построенного проекта). Первичное усвоение новых знаний.

7  Самостоятельная работа

8.Первичное закрепление.

9.Рефлексия

                    10.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

Мотивация. Вчера на перемене я услышала разговор двух мальчиков из начальной школы, они спорили о том, кто из них лучше. Один говорит « я хорошо умею читать и считать, у меня пятерки по математике и чтению, второй ему отвечает, а я лучше всех в классе  рисую, я хожу в художественную школу,  мои рисунки всегда берут на выставку. Наверное, и вы иногда участвуете в аналогичных спорах. Кто же прав?

Сегодня на уроке мы поговорим о различиях между людьми.

Актуализация.

Много ли у вас друзей? Много ли ваших друзей учатся в вашем классе? Какие проблемы взаимоотношений существуют в вашем классе? В чем вы видите их причины? Дети отвечают на вопросы.

Как вы думаете, как будет звучать тема урока? О чем мы будем говорить сегодня.

Дети высказывают предположения. (Предполагаемые ответы: О дружбе, о друзьях и т.д.)

Слайд 1   Тема урока:  «Твои классные друзья»

Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко

Слайд 2

Какова главная мысль стихотворения?

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Какова главная мысль стихотворения?

Дети высказывают предположения. (Предполагаемые ответы: Что люди разные, тем они и интересны.)

Слайд 3

Проблемный вопрос:

Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.

Как мы будем отвечать на данную проблему. По какому плану? Дети высказывают предположения

Слайд 4

План урока:

  1. Различия между людьми.
  2. Друзья, приятели, враги
  3. Люди с ограниченными возможностями.
  4. Дружба детей разных национальностей.

  Запишем план урока.

Решение проблемы, применение знаний и умений

  1. Различия между людьми.

Слайд 5

Выполните задание : На основе примера продолжите заполнение  таблицы. (рабочая тетрадь задание №1)

Чем различаются люди

На какие группы по этому признаку делятся

Полом

Женщины и мужчины

Проверка выполнения.

Учитель: В классе вы тоже разные, мальчики и девочки, голубоглазые и кареглазые, у вас у всех свой характер, темперамент. В обществе, как и в классе, не бывает одинаковых людей. Значит наш класс отражение реального общества. Значит, вам повезло, ведь чем раньше вы научитесь взаимодействовать с разными людьми, тем легче вам будет жить и работать во взрослом обществе.

2.Друзья, приятели, враги.

Учитель У современного подростка обычно много приятелей , но вот найти настоящего друга бывает непросто.

 Прослушайте фрагмент песни Владимира Высоцкого «Песня о друге». Перед прослушиванием ставиться вопрос.  Какая пословица соответствует данной песни?

Ответы детей на вопрос. Какая пословица соответствует данной песни?

 (Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы:  «Друзья познаются в беде»).

Назовите главные на ваш взгляд, черты дружбы. (Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы: взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение).

3.Люди с ограниченными возможностями.

Выполните задание.

 Продолжите предложение:  В нашей стране по закону все имеют право на бесплатное образование не зависимо от:

1)______________

2)_____________

3)_____________

  Выполнить данное задание вы сможете с опорой на учебник. Стр.38  1,2 абзац. (ответы: места проживания, материального положения, состояния здоровья). Проверка выполненного задания.

Учитель: Среди учащихся российских школ есть дети с ограниченными  возможностями здоровья. Найдите в учебник определение данному понятию запишите его в тетрадь.  Дети записывают.

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 39. Придумайте и запишите лозунг к иллюстрации. Лозунг это призыв или обращение, выражающее основную идею или требование. Дети записывают каждый свой лозунг.                                                                                                                                    Проверка.

Учитель: Много лет назад с маленькой девочкой Олей Скороходовой  случилась беда- в результате болезни  она потеряла зрение, слух. Забыла речь. Кропотливый труд педагогов сотворил чудо- Оля получила связь с миром. Рука стала средством общения, с помощью которой она заново научилась говорить, познавать мир, жить в нем. Она получила образование, стала преподавателем.

Задание по группам

1 группа.

Прочитайте стихотворение Ольги Скороходовой стр.39. Ответьте на вопросы в конце стихотворения .

Дети отвечают на вопросы данные в учебнике.

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к своему недугу? Почему разные люди по- разному справляются с проблемами своего здоровья? Какую роль в этом играют окружающие?

        2 группа работает  с дополнительным текстом о ВОС ( Всероссийском обществе слепых) стр.40. Читают отвечают на вопросы.

Вопрос: Современные ученые предлагают называть людей с серьезными проблемами со здоровьем на « людьми с ограниченными возможностями», а «людьми с особыми потребностями». Как вы думаете почему? Какую роль играют эти люди в жизни общества?

4.Дружба детей разных национальностей.

Учитель: Россия многонациональная страна перечислите известные вам народы, проживающие в нашей стране. Дети отвечают.

Учитель: Школа и класс, как уменьшенная модель большого общества, тоже состоит из людей разных национальностей. И в вашем классе тоже учатся дети разных национальностей. У каждого народа своя культура, обычаи и традиции.

Что позволяет народам России в течении многих столетий жить в мире и согласии? 

Задание  (раб. тетрадь №7) По иллюстрациям на стр. 41-42 учебника перечислите что входит в национальную культуру разных народов.  Дети отвечают.

Итог.

Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.

Рефлексия.

Домашнее задание.   Дифференцированно

1.для сильных учеников: учебник стр. 42 вопрос 3( Проведите   эксперимент: выясните  у своих родителей, представители каких национальностей есть среди ваших родственников. Сравните результаты с описанными в учебнике. В чем различия? Как вы думаете, с чем они связаны). Подготовьте письменный отчет.

2.для средних учеников: учебник стр. 42 вопрос 1 ( подготовить небольшое сообщение об одном из известных людей из приведенного списка. Основное содержание должно быть таким: краткая биографическая справка, ограниченные возможности здоровья, сила характера, выдающиеся достижения.)  

3. для слабых учеников: рабочая  тетрадь задание  №6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТВОИ КЛАССНЫЕ ДРУЗЬЯ. 5 класс. Толочкова Э.Р.

Слайд 2

Какова главная мысль стихотворения? Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. У каждой все особое, свое, и нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил и с этой незаметностью дружил, он интересен был среди людей самой неинтересностью своей. У каждого — свой тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, но это все неведомо для нас. Е. Евтушенко

Слайд 3

Проблемный вопрос Чем различаются люди ? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества?

Слайд 4

План урока: Различия между людьми. Друзья, приятели, враги Люди с ограниченными возможностями . Дружба детей разных национальностей .

Слайд 5

Различия между людьми . На основе примера продолжите заполнение таблицы Чем различаются люди На какие группы по этому признаку делятся Полом Женщины и мужчины

Слайд 6

Друзья, приятели, враги. «Песня о друге » Владимир Высоцкий. Какая пословица соответствует данной песни? «Друзья познаются в беде»

Слайд 7

Выполните задание. Продолжите предложение: В нашей стране по закону все имеют право на бесплатное образование не зависимо от: 1)______________ 2)_____________ 3)_____________

Слайд 8

. Дети с ограниченными возможностями Найдите в учебнике определение данному понятию запишите его в тетрадь. Дети имеющие нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые не позволяют им самостоятельно жить в обществе.

Слайд 9

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к своему недугу? Почему разные люди по- разному справляются с проблемами своего здоровья? Какую роль в этом играют окружающие?

Слайд 10

Дружба детей разных национальностей. Что позволяет народам России в течении многих столетий жить в мире и согласии?

Слайд 11

Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества?

Слайд 12

Домашнее задание 1 группа учебник стр. 42 вопрос 3 2 группа учебник стр. 42 вопрос 1 3 группа рабочая тетрадь задание №6

Слайд 13

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ 1. На уроке я работал … активно / пассивно доволен / не доволен 2. Своей работой на уроке я … коротким / длинным не устал / устал 3. Урок для меня показался … стало лучше / стало хуже 4. За урок я … понятен / не понятен полезен / бесполезен 6. Материал урока мне был … интересен / скучен легким / трудным 7. Домашнее задание мне кажется … интересно / не интересно



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Мотивация

Вчера на перемене я услышала разговор двух мальчиков из начальной школы, они спорили о том, кто из них лучше. Один говорит « я хорошо умею читать и считать, у меня пятерки по математике и чтению, второй ему отвечает, а я лучше всех в классе  рисую, я хожу в художественную школу,  мои рисунки всегда берут на выставку. Наверное, и вы иногда участвуете в аналогичных спорах. Кто же прав? Сегодня на уроке мы поговорим о различиях между людьми.

Слушают учителя

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Сформированность мотивации к обучению

Готовность к сотрудничеству

Актуализация.

Много ли у вас друзей? Много ли ваших друзей учатся в вашем классе? Какие проблемы взаимоотношений существуют в вашем классе? В чем вы видите их причины?

Отвечают на вопрос.  

умение  давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

способности анализировать реальные социальные ситуации,

Постановка целей и задач урока

Как вы думаете, как будет звучать тема урока? О чем мы будем говорить сегодня.

Запишите

Слайд 1   Тема урока:  «Твои классные друзья»

Дети высказывают предположения. (Предполагаемые ответы: О дружбе, о друзьях и т.д.)

Записывают тему

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

Умение самостоятельно определять цели своего обучения

Постановка и формулировка проблемы.

Выявление трудностей.

Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко

Слайд 2

Какова главная мысль стихотворения?

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

Проблемный вопрос:

Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.

Читают.

Отвечают на вопрос.

(Предполагаемые ответы: Что люди разные, тем они и интересны.)

Саморегуляция

формулируют проблему урока

Умение   ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

  Планирование  деятельности  ( построение проекта выхода из затруднений)

Как мы будем отвечать на данную проблему. По какому плану?

Слайд

План урока:

  1. Различия между людьми.
  2. Друзья, приятели, враги
  3. Люди с ограниченными возможностями.
  4. Дружба детей разных национальностей.

Дети высказывают предположения.

Совместно с учителем составляют план урока.

Записывают план.

Способность применять понятийный аппарат обществоведческого знания. Планировать с помощью учителя учебную деятельность

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Решение проблемы ( реализация построенного проекта)

Выполните задание : На основе примера продолжите заполнение  таблицы

На слайде или рабочая тетрадь задание №1

Проверка.

В классе вы тоже разные, мальчики и девочки, голубоглазые и кареглазые, у вас у всех свой характер, темперамент. В обществе, как и в классе, не бывает одинаковых людей. Значит наш класс отражение реального общества. Значит, вам повезло, ведь чем раньше вы научитесь взаимодействовать с разными людьми, тем легче вам будет жить и работать во взрослом обществе.

Выполняют работу.

относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни

умении выполнять познавательные и практические задания определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов

У современного подростка обычно много приятелей , но вот найти настоящего друга бывает непросто.

 Прослушайте фрагмент песни Владимира Высоцкого «Песня о друге». Перед прослушиванием ставиться вопрос.  Какая пословица соответствует данной песни?

Назовите главные на ваш взгляд, черты дружбы.

Слушают, отвечают.

Предполагаемые ответы:  «Друзья познаются в беде»).

Дети высказывают предположения. Предполагаемые ответы: взаимопомощь, взаимопонимание, взаимоуважение).

ценностные ориентиры, основанные  на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Выполните задание.

 Продолжите предложение:  В нашей стране по закону все имеют право на бесплатное образование не зависимо от:

  Выполнить данное задание вы сможете с опорой на учебник. Стр.38  1,2 абзац.

Проверка.

Выполняют задание

заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны

умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в   источниках различного типа.

Первичное усвоение новых знаний

Среди учащихся российских школ есть дети с ограниченными  возможностями здоровья. Найдите в учебник определение данному понятию запишите его в тетрадь.  

Дети записывают.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на странице 39. Придумайте и запишите лозунг к иллюстрации. Лозунг это призыв или обращение, выражающее основную идею или требование.

Проверка.

Дети записывают каждый свой лозунг.

Самостоятельная работа

Много лет назад с маленькой девочкой Олей Скороходовой  случилась беда- в результате болезни  она потеряла зрение, слух. Забыла речь. Кропотливый труд педагогов сотворил чудо- Оля получила связь с миром. Рука стала средством общения, с помощью которой она заново научилась говорить, познавать мир, жить в нем. Она получила образование, стала преподавателем.

Задание по группам

1 группа.

Прочитайте стихотворение Ольги Скороходовой стр.39. Ответьте на вопросы в конце стихотворения.

2 группа

работает  с дополнительным текстом о ВОС ( Всероссийском обществе слепых) стр.40.

Дети отвечают на вопросы

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к своему недугу? Почему разные люди по- разному справляются с проблемами своего здоровья? Какую роль в этом играют окружающие?

Читают отвечают на вопросы.

Современные ученые предлагают называть людей с серьезными проблемами со здоровьем на « людьми с ограниченными возможностями», а «людьми с особыми потребностями». Как вы думаете почему? Какую роль играют эти люди в жизни общества?

мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.

Гуманное отношение к людям.

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

умения находить нужную социальную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения

умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности , рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий 
и возможных перспектив;

Россия многонациональная страна перечислите известные вам народы, проживающие в нашей стране

Школа и класс, как уменьшенная модель большого общества, тоже состоит из людей разных национальностей. И в вашем классе тоже учатся дети разных национальностей. У каждого народа своя культура, обычаи и традиции.

Дети отвечают.

Формировать личностные основы поликультурности, толерантности;

Умение конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями

Первичное закрепление

Что позволяет народам России в течении многих столетий жить в мире и согласии? 

Задание  (раб. тетрадь №7) По иллюстрациям на стр. 41-42 учебника перечислите что входит в национальную культуру разных народов.  

Работают с иллюстрациями в учебнике.

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.

перевод информации из одной знаковой системы в другую.

Чем различаются люди? Какую роль люди разных национальностей и возможностей играют в жизни общества.

Ответы детей на проблемный вопрос урока.

 заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1.для сильных учеников: учебник стр. 42 вопрос

2.для средних учеников: учебник стр. 42 вопрос 1    

3. для слабых учеников: рабочая  тетрадь задание  №6

Записывают домашнее задание.

Оценивать межличностные отношения, применять личный опыт и опыт родителей для решения познавательных задач

определение собственной активной позиции в общественной жизни для решения типичных задач в области межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и социальных групп;

Применять навыки исследовательской работы при проведении эксперимента,  готовить сообщение на заданную тему, выполняя домашнюю работу.

Рефлексия

Вопросы

  1. На уроке я работал
  2. 2. Своей работой на уроке я..
  3. Урок для меня показался
  4. За урок я …
  5. Материал урока мне был …
  6. Домашнее задание мне кажется …

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

конспект урока и презентация по теме "Твои классные друзья"

конспект урока и презентация по теме "Твои классные друзья"...

интегрированный урок обществознания с психологией "Одноклассники, сверстники, друзья" 6 класс

Урок обществознания, интегрированный с психологией, предстваляет собой групповое занятие в командах по теме "Одноклассники, сверстники, друзья". Урок для 6 класса....

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Классный час в 10 классе Тема: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Осмысление понятия патриотизма, традиций доблестного служения Отчизнеформирование исторической памяти и благодарности к подвигу воинов, чье имя осталось неизвестным...

Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"

Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...