Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме

Кукелева Ирина Анатольевна

Варианты ЕГЭ с ответами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_1.doc148 КБ
Microsoft Office document icon variant_2.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 1

Часть 1

А1. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

3) наличие сознания

2) приспособление к природным условиям

4) поведенческая активность

А2. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются  старшие  мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) традиционному

3) информационному

2) индустриальному

4) постиндустриальному

А3. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми.

Б. Личность формируется на протяжении всей жизни человека.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А4. К категориям нравственности относятся понятия

1) честь и достоинство

3) природа и культура

2) комфорт и удобства

4) здоровье и успех

А5. Василий учится на 5-м курсе университета, он готовится к сдаче государственных экзаменов и защите диплома. На какой ступени образования находится Василий?

1) полное (среднее) образование

3) высшее профессиональное образование

2) среднее профессиональное образование

4) дополнительное образование

А6. Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Произведения искусства воспринимаются каждым человеком по-своему.

Б. В произведениях искусства используются художественные образы.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А7. К основным факторам (ресурсам) производства относится

1) капитал

2) цена

3) торговля

4) спрос

А8. Государственный бюджет — это планируемые государством на год

1) объемы промышленного производства

3) народнохозяйственные пропорции

2) расходы и доходы

4) показатели роста экономики

А9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Туда и устремляются ресурсы производства. Такая ситуация характерна для экономики

1) традиционной

2) командной

3) кризисной

4) рыночной

А10. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Потери от инфляции у средних слоев населения больше, чем у бедных.

Б. Инфляция  предполагает рост цен на товары и услуги.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А11. Что является характерным признаком нации?

1) общность исторической памяти

3) конкурентоспособность

2) наличие политической системы

4) наличие аппарата управления

А12. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

1) социально-классовую

3) социально-территориальную

2) профессиональную

4) социально-этническую

А13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией семьи.

Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводство) функция семьи сохраняет свое значение в обществах любого типа.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А14. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

3) гарантии прав и свобод граждан

2) право на взимание налогов

4) наличие публичной власти

А15. В начале XIX века во Франции избирательным нравом обладали около 2% взрослого населения. Но уже к середине этого века его получили все взрослые мужчины страны. Это было движение к избирательному праву

1) равному

2) всеобщему

3) прямому

4) пропорциональному

А16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии появились вместе с возникновением общества.

Б. Политические партии объединяют людей с общими интересами и идеалами.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А17. Право в отличие от морали

1) является видом социальных норм

3) поддерживается силой государства

2) регулирует поведение людей

4) обращено ко всему обществу

А18. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет

1) Государственная Дума

3) Совет Федерации

2) Правительство РФ

4) Общественная палата

А19. Гражданка приобретает загородный дом: в агентстве по недвижимости. Какая отрасль права регулирует отношения гражданки с агентством?

1) административное право

3) гражданское право

2) трудовое право

4) налоговое право

А20. Верны ли следующие суждения, о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Часть 2.

В1. В приведенном списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

1) развитие промышленности

3) признание прав и свобод граждан

2) наличие норм общественной жизни

4) создание культурных ценностей

Черты сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке отрасли науки и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) математика

2) психология

3) образование

4) искусство

5) физика

Ответ: ________________

В3. Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ ДОХОДОВ

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

А) зарплата

1) земля

Б) прибыль

2) труд

В) рента

3) капитал

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная структура общества.

1) класс,

2) сословие,

3) партия,

4) каста,

5) страта.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ________

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С.1 - С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С6.

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это — штраф.

По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите* как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.

Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

С6. В .тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким ^подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.


Ключи Вариант 1

Часть 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А11

1

А2

1

А12

3

АЗ

3

А13

2

А4

1

А14

3

А5

3

А15

2

А6

3

А16

2

А7

1

А17

3

А8

2

А18

2

А9

4

А19

3

А10

2

А20

1

Часть 2

Правильно выполненные задания В1, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: два балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибок. Правильно выполненное задание В4 оценивается одним баллом.

№ задания

Ответ

В1

2413

В2

125

ВЗ

231

В4

3

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) значение всеобщих выборов

2) принципы предвыборной кампании

3) требования к кандидатам на выборную должность

4) участие в выборах — право или обязанность?

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть указаны следующие позиции, отражающие значение всеобщих выборов:

1) основная форма участия в политике;

2) выборы показывают расстановку политических сил;

3) определяют степень доверия к партии, ее лидерам;

4) помогают избирателям сделать выбор той или иной программы развития общества.

Указаны три позиции

2

Указаны две позиции

1

Указана одна позиция ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе должны быть названы следующие принципы:

1) обеспечение равенства возможностей для всех кандидатов и партий;

2) недопущение в дискуссиях фальсификаций и оскорблений оппонентов;

3) невмешательство государственного аппарата в ход избирательной кампании

Названы три принципа

2

Названы два принципа

1

Назван один принцип, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С4. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: государство берет на себя финансирование избирательной кампаний;

2) указание о том. как СМИ обеспечивают равенство, например: всем партиям и кандидатам предоставляется равное время, в первую очередь, на государственном радио и телевидении;

3) пример формы, допустим: прямое обращение к избирателям лидера партии; рекламный ролик партии; «круглый стол» с участием нескольких кандидатов.

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства кандидатов в СМИ, приведен пример одной из форм

3

Дан ответ на первый вопрос, указано, как реализуется принцип равенства ИЛИ дан ответ на первый вопрос, приведен один пример

2

Дан ответ на первый вопрос, ИЛИ указано, как реализуется принцип равенства в СМИ, ИЛИ приведен пример

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3

С5. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации И получил ее. Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названы две формы избирательной активности граждан:

- всеобщие выборы;

- референдум;

2) указано главное различие между ними, например: если на выборах выявляется отношение к тому или иному кандидату, то на референдуме выявляется мнение народа по какому-либо важному вопросу.

Названы две формы избирательной активности, указано различие между ними

2

Названы две формы избирательной активности -

1

Ответ неверный или отсутствует .

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте отмечается что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны ли вы с таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенным подходом;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия может быть указано, что

- в этом случае возрастает количество участвующих в голосовании, а это позволяет более точно отразить политические настроения в обществе,

- отсутствие мер ответственности приводит к тому, что из-за низкой явки выборы часто срываются, что ведет к неоправданным экономическим потерям;

в случае несогласия с приведенной позицией может быть указано, что

- в условиях демократии каждый человек сам решает, каким правом ему пользоваться, а каким нет;

- среди тех, кто не является в день голосования к избирательным урнам, немало граждански незрелых людей, формально проголосовав, они вряд ли бы положительно повлияли на результаты выборов.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ 2

Часть 1

А1. Отличительной тенденцией развития современного общества является

1) механизация

3) модернизация

2) индустриализация

4) глобализация

А2. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как

1) личность

3) интеллигентного человека

2) администратора

4) профессионала

А3. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Экономическая сфера регулирует организацию государственной власти.

Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетворение материальных потребностей общества.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А4. Что относится к видам искусства?

1) живопись

2) литературоведение

3) история

4) искусствознание

А5. Призыв «Каждый день делай какое-то доброе дело» относится к области

1) науке

2) искусству

3) образованию

4) морали

А6. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А7. В рыночной экономике, в отличие от командной

  1. свободно продаются и покупаются ресурсы производства
  2. устанавливается твердый курс официальной валюты
  3. ведущие позиции занимает государственная собственность
  4. складываются хозяйственные пропорции

А8. К косвенным налогам относится

1) налог на прибыль

3) подоходный налог

2) акциз

4) налог на имущество

А9. В 1992 г. доходы федерального бюджета составили 350 млрд рублей, а расходы — 357 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о

1) сохранении плановых начал в экономике

3) дефиците государственного бюджета

2) увеличении налоговых поступлений

4) падении курса рубля

А10. Верны ли следующие суждения о частной собственности?

А. Передача государственной собственности в частные руки называется национализацией.

Б. Частная собственность является основой командной экономики.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А11. И класс, и нация

  1. обладают суверенитетом
  2. являются элементом социальной структуры
  3. характеризуются определенным местом в системе производства
  4. осуществляют публичную власть

А12. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют:

1) социально-классовую структуру

3) сословный строй

2) государственное устройство

4) социально-территориальную структуру

А13. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Семейное  положение человека является  важной характеристикой его социального статуса.

Б. Человек в семье выполняет различные роли.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А14. Отличительным признаком политической партии является

  1. объединение людей с общими интересами
  2. создание разветвленной организации
  3. право законодательной инициативы
  4. стремление участвовать в осуществлении политической власти

А15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс. городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт показывает, что выборы были

1) неравными

3) непрямыми

2) ограниченными

4) многостепенными

А16. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

А17. Что относится к социальным правам человека?

1) право на труд

3) избирательные права

2) право на жизнь

4) право собственности

А18. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ

3) Общественная палата

2) Федеральное Собрание РФ

4) Конституционный Суд

А19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

1) конституционного права

3) гражданского права

2) административного права

4) финансового права

А20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

А. Исполнение правовых норм является свободным выбором граждан.

Б. Правовые нормы исходят от государства.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

Часть 2

В1. В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. является областью духовной культуры
  2. использует художественные образы
  3. требует точности и обоснованности утверждений
  4. создает духовные ценности

Черт сходства

Черты отличия

В2. Найдите в приведенном ниже списке доходные статьи государственного бюджета и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) таможенная пошлина

4) прибыль государственных предприятий

2) государственные закупки товаров

5) зарплата чиновников госаппарата

3) акцизы

Ответ: ___________________

В3. Установите соответствие между типами социальных структур и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ СИСТЕМ

А) права и обязанности членов социальной группы закреплены юридически

1) классовая

Б) отдельные группы имеют подкрепленные законом привилегии

2) сословная

В) принадлежность к группе не передается по наследству

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

В4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «формы государственного правления».

1) конфедерация, 2) конституционная  монархия, 3) республика, 4) абсолютная  монархия, 5) ограниченная монархия.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ:_____________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 — С6.

Гражданское общество

Гражданское общество — это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать , по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я — член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же «Союз потребителей» — очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может, в принципе, разорить любое государственное или частное предприятие, если уличит его в неуважении к правам потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя «коллективами», «социальными проектами». Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеке. Существует широкое движение за гражданские права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может найти себе группу единомышленников, всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества. Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе, где все знают, любят его и помогают друг другу.

По материалам энциклопедии для школьников

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте?

С3. Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений.

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример.

С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно - только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения.

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе».

Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


Ключи Вариант 2

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

4

А11

2

А2

1

А12

1

АЗ

2

А13

3

А4

1

А14

4

А5

4

А15

1

А6

3

А16

3

А7.

1

А17

1

А8.

2

А18

2

А9.

3

А19

3

А10

4

А20

2

Часть 2

№ задания

Ответ

В1

1423

В2

134

ВЗ

221

В4

1

Часть 3

С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) что такое гражданское общество;

2) проявления гражданского общества в ФРГ.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты  плана)  соответствуют  содержанию. Количество  выделенных частей может быть различным

2

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С2. Какие две функции гражданского общества названы в тексте? Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В правильном ответе могут быть названы следующие функции гражданского общества:

1) объединение единомышленников;

2) защита гражданина от государства;

3) защита гражданина от одиночества. Функции гражданского общества могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Названы две функции

2

Названа одна функция

1

Ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С3 Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Укажите любые пять проявлений. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

В ответе могут быть указаны следующие проявления гражданского общества:

1) союз потребителей;

2) клуб содействия пожарным;

3) приход храма;

4) спортивный клуб;

5) центры дошкольного воспитания;

6) продовольственные кооперативы;

7) мастерские;

8) общественные библиотеки;

9) движение за гражданские права.

Указаны пять проявлений

2

Указаны три-четыре проявления

1

Указано одно-два проявления, ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

С4. Приведите три примера защиты гражданским обществом интересов и прав гражданина. В каждом случае назовите защищаемое право гражданина, а затем приведите пример. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать право гражданина и пример, допустим:

1) потребительские права (общество потребителей представляет интересы гражданина в  судебном процессе с производителем некачественной продукции);

2) право на благоприятную окружающую среду (экологическая организация провела акцию по защите парка от вырубки);

3) право на доступ к достоверной информации о положении дел в стране (правозащитная организация подготовила и опубликовала очередной доклад о состоянии прав человека в стране).

Могут быть названы другие права гражданина, приведены другие

примеры.

Названы и проиллюстрированы примерами три права гражданина

3

Названы два-три права, приведены два примера

2

Названы одно-три права, приведен один пример

1

Названы права без примеров, ИЛИ приведены примеры без указания прав, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

3


С5. Некоторые ученые считают, что полноценное функционирование гражданского общества возможно только в условиях правового государства. Приведите два аргумента в поддержку этого мнения. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) одним из принципов правового государства является обеспечение прав и свобод личности;

2) в условиях правового государства уважение к закону является  неотъемлемым  атрибутом  сознания  и  поведения  граждан, политики государства, что обеспечивает максимальную свободу и безопасность граждан;

3) в условиях правового государства осуществляется подлинное равноправие и равенство граждан перед законом.

Могут быть приведены другие аргументы.

Приведены два аргумента

2

Приведен один аргумент

1

Ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2

С6. В тексте приведено утверждение: «Человек чувствует себя человеком только в своей маленькой группе. Согласны ли вы с этим утверждением? С опорой на текст и обществоведческие знания. Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции. Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы

1) выражено мнение учащегося: согласие или несогласие с приведенной в тексте мыслью;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что

- взаимодействие в малой группе позволяет удовлетворить многие потребности человека;

- члены малой группы непосредственно контактируют друг с другом, устанавливается определенный эмоциональный фон, межличностное общение;

в случае несогласия может быть указано, что

- не все потребности человека можно удовлетворить в рамках малой группы;

- социализация человека осуществляется многими социальными институтами, выходящими за рамки его ближайшего круга общения.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

2

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

1

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

0

Максимальный балл

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки к ГИА по обществознанию

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани­тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо­мики, социоло...

Факультатив "Подготовка к ГИА по обществознанию"

Программа факультатива поможет подготовить школьников к аттестации в форме ГИА. Содержит тематическое планирование, список литературы, собственно , программу и учебно - тренировочныйе тесты по раздела...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ...

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.Работа с заданием С9.

Структура написания эссе. Советы при работе с заданием С9...

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...