Дополнительная общеобразовательная программа "Юный обществовед" (12-15 лет)
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Колесникова Ольга Михайловна

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.

Необходимость создания данной программы вытекает из объективной потребности в подготовке на углубленном уровне учащихся 12-15 лет к олимпиадам различного уровня по обществознанию. 

Цель дополнительной общеобразовательной программы «Юный обществовед»  – создание благоприятных условий для развития одарённых учащихся 12-15 лет через формирование у школьников целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело­веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов­лению правосознания и гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании
школьного МО учителей

обществоведческих дисциплин

от «01» ноября 2013   г.

Протокол № 2

Рассмотрено

муниципальным экспертным советом   управления образования администрации Старооскольского городского округа

от «24» декабря 2013   г.

Протокол № 4

Дополнительная общеобразовательная программа

«Юный обществовед»

 (12-15 лет)

                                                                      Составитель  программы:

 Колесникова О.М.,

 учитель истории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №21»

Старый Оскол, 2013



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Решение муниципального экспертного совета управления

образования администрации Старооскольского городского округа

от 24 декабря 2013 года .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        4

Рецензии на дополнительную общеобразовательную программу

«Юный обществовед»         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        6

ПРОГРАММА

Пояснительная записка .                .                .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        8

Требования к уровню подготовки одаренных учащихся         .        .        .        .        .        . 10        

Распределение учебной нагрузки         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   12

Содержание программы         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   13

Календарно-тематическое планирование         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   18

Литература         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   21

Для записей         .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .        .   25


Решение

муниципального экспертного совета управления образования

администрации Старооскольского городского округа

от 24 декабря 2013 года

Об итогах экспертизы дополнительной

общеобразовательной программы

«Юный обществовед»

(составитель Колесникова О.М., учитель

МБОУ «СОШ №21»)

На рассмотрение муниципального экспертного совета представлена дополнительная образовательная программа по обществознанию для работы с одаренными детьми.

Целью разработки Программы является расширение знаний учащихся о закономерностях развития человеческого общества, об основных сферах человеческой деятельности, развитие умения получать информацию из различных источников и углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.

Программа рассчитана на 144 часа для школьников 12-15 лет.

Ценностью Программы является то, что она будет способствовать конкретизации и упорядочиванию знаний по обществознанию, развитию навыков самостоятельной деятельности у учащихся и успешной подготовки к олимпиаде по обществознанию.

Дополнительную образовательную программу по обществознанию для работы с одаренными детьми рецензировали Пивоварова Л.Н., к.и.н., доцент кафедры СТИ НИТУ «МИСиС», Образцова Г.А., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №21», которые обосновали его актуальность и целесообразность. Рецензенты отметили большую практическую ценность программы для учащихся 12-15 лет.

Экспертной комиссией муниципального экспертного совета подчеркнута важность программы для учащихся в теоретических и практических аспектах.

Принимая во внимание актуальность программы, мнение рецензентов и экспертной комиссии, муниципальный экспертный совет решил:

1. Рекомендовать для использования в подготовке одаренных детей 12-15 лет общеобразовательных учреждениях Старооскольского городского округа к олимпиаде по обществознанию дополнительную общеобразовательную программу «Юный обществовед».

2. МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ» (директор Востокова С.Н.):

- разместить решение муниципального экспертного совета об итогах экспертизы дополнительной общеобразовательной программы «Юный обществовед» (составитель Колесникова О.М.) на сайте управления образования в срок до 15 января 2014 г.

- направить дополнительную общеобразовательную программу «Юный обществовед» в общеобразовательные учреждения Старооскольского городского округа в срок до 15 января 2014 г.

Председатель МЭС  

Секретарь МЭС


 


Н.Н. Зубарева

В.И. Поспехова


Рецензии на дополнительную общеобразовательную программу

«Юный обществовед»

Пивоварова Л.Н.,  

кандидат исторических наук,

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

СТИ НИТУ МИСиС им. А.А. Угарова 

Представленная к рецензированию дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» содержит пояснительную записку с описанием актуальности, новизны, цели и задач курса, требования к уровню подготовки одаренных учащихся; содержание учебной программы, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Затрагивая острые общественные вопросы, программа вооружает учащихся аналитическим аппаратом для самостоятельного объяснения, усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, проявлять заинтересованность и сопереживание со своим обществом, с исторической судьбой своей страны.

Программа построена на использовании современных личностно-ориентированных, исследовательских, групповых, информационных технологиях, которые позволяют организовать эффективную работу с одаренными учащимися.    

Использование учителем разнообразных форм организации учебного процесса (лекция, семинар, дискуссия, конференция), привлечение межпредметных связей, организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся поможет формированию методологической компетентности школьников и дальнейшему развитию творческих способностей одаренных учащихся.

Плюсом программы является модульная компоновка знаний с включением в основное содержание материала таких тем как «Социально-гуманитарные знания» и  «Познание», а также применении стратегии ускорения, расширения и обогащения (углубления).

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед», рассчитанная на 144 часа, может быть рекомендована для работы с одаренными детьми.  

               


Образцова Г.А.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №21»

Рецензируемая дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» представляет собой модифицированный вариант планирования деятельности учителя по работе с одаренными учащимися 12-15 лет. Курс рассчитан на 144 часа (4 часа в неделю).

Содержание учебного материала программы по обществознанию соответствует целям оптимальной подготовки одаренных учащихся к конкурсам и олимпиадам, а также сдаче государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными задачами. Курс способствует социализации личности через развитие информационной культуры, формирование социального взаимодействия, способов и опыта самореализации.

Базой для реализации данной программы является создание условий для поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, усвоения навыков в области поиска и кодировки информации.

Программа курса предусматривает  следующие формы и методы работы: проблемные лекции (лекция – сравнительный анализ; стержневая лекция, блочно-проблемная лекция, лекция с элементами поисковой беседы), учебный семинар, дискуссии, диалоги, работа с документами, изучение статистических материалов, материалов СМИ, использование Интернет–материалов, проведение социологических исследований; практические занятия по решению учебных задач; выполнение творческих работ.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед»  призвана обеспечить высокий уровень подготовки одаренных учащихся и может быть рекомендована для реализации в общеобразовательных учреждениях.


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» составлена на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г.

Необходимость создания данной программы вытекает из объективной потребности в подготовке на углубленном уровне учащихся 12-15 лет к олимпиадам различного уровня по обществознанию. Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» позволяет разрешить сложившиеся в образовательном процессе противоречие между традиционными подходами к обучению и необходимостью работы с одаренными учащимися.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Освоение программы осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Затрагивая острые общественные вопросы, программа вооружает учащихся аналитическим аппаратом для самостоятельного объяснения, усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, проявлять заинтересованность и даже сопереживание, соединство со своим обществом, с исторической судьбой своей страны.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Юный обществовед» состоит в:

- модульной компоновке знаний с включением в основное содержание материала таких тем как «Социально-гуманитарные знания» (раздел I) и  «Познание» (в составе раздела III «Человек»);

-  применении стратегии ускорения, расширения и обогащения (углубления);

- использовании таких методов и форм работы как проблемные лекции (лекция – сравнительный анализ; стержневая лекция, блочно-проблемная лекция, лекция с элементами поисковой беседы), учебный семинар, дискуссии, диалоги, работа с документами, изучение статистических материалов, материалов СМИ, использование Интернет–материалов, проведение социологических исследований; практические занятия по решению учебных задач; выполнение творческих работ.

Цель дополнительной общеобразовательной программы «Юный обществовед»  – создание благоприятных условий для развития одарённых учащихся 12-15 лет через формирование у школьников целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции.

Задачи:

  • расширять знания одарённых учащихся об основных сферах человеческой деятельности,  социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • развивать умения одарённых учащихся получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • способствовать освоению одарёнными учащимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • воспитывать общероссийскую идентичность, патриотизм, гражданственность, социальную ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развивать личность на исключительно важном этапе ее социализации - в подростковом возрасте, повышать уровень ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры;
  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формировать у одарённых учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
  • формировать у одарённых учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед» реализуется с помощью учебно-методического комплекта, который по желанию учителя может быть использован частично и (или) дополнен другими пособиями:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 9 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  3. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9-й класс / П.А. Баранов. – Москва: АСТ: Астрель, 2013
  4. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс. – М.: Русское слово, 2012.        
  5. Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 8 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  6. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. – М.: Русское слово, 2012.        
  7. Хромова И.С. Тесты по обществознанию. 9 класс. – М.: Русское слово, 2011.

Требования к уровню подготовки одаренных учащихся

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный обществовед»  призвана обеспечить высокую степень готовности одаренных учащихся 7-8 классов к предметным конкурсам и олимпиадам, а также сдаче государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Программа рассчитана на 144 часа, 4 часа в неделю.

Распределение учебной нагрузки

п/п

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

1

Раздел I. Социально-гуманитарные знания

4

2

Раздел II. Общество

8

4

3

Раздел III. Человек

12

4

4

Раздел IV. Сфера духовной культуры

10

4

5

Раздел V. Экономика

24

4

6

Раздел VI. Социальная сфера

16

4

7

Раздел VII. Политика и социальное управление

14

4

8

Раздел VIII. Право

24

4

9

Итоговое занятие

-

4

Итого:

112

32

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; устное сообщение по избранной теме, собеседование);
  • письменные виды контроля (выполнение самостоятельной работы, реферата, творческой работы, тестирование).

Содержание программы

Раздел I. Социально-гуманитарные знания (4 ч)

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

Раздел II. Общество (12 ч)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Раздел III. Человек (16 ч)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация.  Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Понятие истины, ее критерии. Основные особенности научного познания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Раздел IV. Сфера духовной культуры (14 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества.  Формы культуры. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Раздел V. Экономика (28 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение.

Банковская система. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Раздел VI. Социальная сфера (20 ч)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.  Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Раздел VII. Политика и социальное управление (18 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Основные теории происхождения государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система РФ. Референдум. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел VIII. Право (28 ч)

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация. 

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.  

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты  прав и свобод человека  и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Итоговое занятие (4 ч)


Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Количество

часов

теория

практ.

Раздел I. Социально-гуманитарные знания

4 ч

1-2

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания

2

3-4

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания

2

Раздел II. Общество

8 ч

4 ч

5-6

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей

2

7-8

Социальные изменения и его формы

2

9-10

Человечество в XXI веке

2

11-12

Традиционное, индустриальное, информационное общества.

2

13-16

Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество»

4

Раздел III. Человек

12 ч

4 ч

17-18

Биологическое и социальное в человеке

2

19-20

Особенности подросткового возраста

2

21-22

Деятельность человека и ее основные формы

2

23-24

Познание мира

2

25-26

Самопознание

2

27-28

Социализация индивида. Личность.

2

28-30

Духовный мир человека

2

31-32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек»

2

Раздел IV. Сфера духовной культуры

10 ч

4 ч

33-34

Сфера духовной культуры и ее особенности.

2

35-36

Социальные ценности и нормы.

2

37-38

Наука. Образование

2

39-40

Искусство.

2

41-42

Религия

2

43-44

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной культуры»

4

Раздел V. Экономика

24 ч

4 ч

45-46

Экономика и ее роль в жизни общества

2

47-48

Обмен, торговля

2

49-50

Деньги. Функции и формы денег

2

51-52

Экономические системы и собственность

2

53-54

Разделение труда и специализация

2

55-56

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы

2

57-58

Рынок. Понятия спроса и предложения

2

59-60

Государственный бюджет

2

61-62

Бюджет семьи

2

63-64

Банковская система.

2

65-66

Сущность, формы и виды страхования

2

67-68

Экономические цели и функции государства

2

69-70

Безработица как социальное явление. Неравенство доходов

2

71-74

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

4

Раздел VI. Социальная сфера

16 ч

4 ч

75-76

Социальная структура общества

2

77-78

Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность

2

79-80

Социальный конфликт

2

81-82

Человек в малой группе. Общение

2

83-84

Образ жизни

2

85-86

Социальные нормы

2

87-88

Семья и брак

2

89-90

Этнические группы и межнациональные отношения

2

91-94

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

4

Раздел VII. Политика и социальное управление

14 ч

4 ч

95-96

Политика и власть. Понятие и признаки государства.

2

97-98

Формы государства

2

99-100

Политический режим

2

101-102

Участие граждан в политической жизни

2

103-104

Избирательная система РФ

2

105-106

Политические партии и движения

2

107-108

Средства массовой информации в политической жизни

2

109-112

Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика и социальное управление»

4

Раздел VIII. Право

24 ч

4 ч

113-114

Право и его роль в жизни общества и государства.

2

115-116

Система права. Понятие нормы права

2

117-118

Правоотношения как форма общественных отношений

2

119-120

Признаки и виды правонарушений

2

121-122

Конституция Российской Федерации

2

123-124

Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  

2

125-126

Конституционные основы судебной системы РФ

2

127-128

Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

2

129-130

Правовые основы гражданских правоотношений

2

131-132

Семейные правоотношения. Правовое регулирование отношений в области образования

2

133-134

Трудовые правоотношения

2

135-138

Административные правоотношения. Уголовное право

2

139-140

Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»

4

141-144

Итоговое тестирование по пройденному материалу

-

4 ч

Итого:

114 ч

30 ч


Литература

  1. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  8. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  9. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  10. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  11. Биянова, Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 6 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
  12. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 224 с.
  13. ГИА-2013: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой  аттестации в новой форме /  О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – Москва: Астрель, 2013. – 95, [1] с. - (Федеральный институт педагогических измерений).
  14. ГИА. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня В и С / Е.Н. Калачева. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 111, [1] с. (Серия «ГИА. Практикум»)
  15. Гражданское право / Под общей ред. чл.-корр РАН С.С. Алексеева. – М.: Норма, 2004. – 432 с.
  16. Избирательный кодекс Белгородской области (в действующей редакции).
  17. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2013. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2013.  – 592 с.
  18. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
  19. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 2009. - 66 с.
  20. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ. 
  21. Королькова, Е.С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Политика. Право: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е.С.Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 158,  [2] с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
  22. Кравченко, А.И., Певцова, Е.А. Обществознание. 7 класс. – М.: Русское слово, 2012.
  23. Кравченко, А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 64 с.
  24. Маркин, С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка / С.А. Маркин. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с.
  25. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
  26. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  27. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
  28. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
  29. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА: 9-й класс / П.А. Баранов. – Москва: АСТ: Астрель, 2013. – 350 с.
  30. Обществознание: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса (Серия «Итоговый контроль: ГИА») / П.А.Баранов, А В. Воронцов; Под ред. П.А. Баранова. – М.; СПб.: Просвещение, 2011. – 221 с.
  31. Обществознание. 8 класс. 36 диагностических вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 80 с.: ил.  – (ГИА. Экспресс-диагностика).
  32. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 128 с.: ил.  – (ГИА. Экспресс-диагностика).
  33. Обществознание: вcе темы для подготовки к ЕГЭ / И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова.: Эксмо; Москва; 2011.  – 432 с.
  34. Обществознание: Понятия и термины: справочник / авт-сост. М.Ю.Брандт. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Издательство «Экзамен», 2014.  – 126, [2] с. (Серия «Справочники»)
  35. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013. – 158 с.
  36. Основы  экономики в вопросах и ответах. Ростов н/Д; Издательство «Феникс», 1996. - 448 с.
  37. Плаксин, А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах / РЦОИТ-М., 2007. – 56 с.
  38. Попредметный комментарий Трудового кодекса РФ.- М.: ИНФРА-М, 2003. – 864 с.
  39. Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8—11 кл.: Учебно-методическое пособие / А. Ю. Головатенко, А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007. — 160 с.
  40. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с.
  41. Сборник конкурсных заданий олимпиадного уровня по математике и экономике. - Пособие для школьников / Под редакцией Завгородней А.В., Миэринь Л.А., Рыбиной В.Б. – СПб, 2009. – 96 с.
  42. Сошникова, Т. А. Трудовое право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.- 256 с.
  43. Ткач, М.И. Домашняя юридическая энциклопедия. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 640 с.
  44. Устав Белгородской области (в действующей редакции).
  45. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в действующей редакции).
  46. Федеральный закон  от 10 января 2003 года  № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующей редакции).
  47. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).
  48. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51—ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).
  49. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в действующей редакции).
  50. Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в действующей редакции).
  51. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» (в действующей редакции).
  52. Хромова, И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. – М.: Русское слово, 2012.        
  53. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию. 7 класс. – М.: Русское слово, 2012.

Интернет-источники:

http://www.alleng.ru/ - всем, кто учится, каталог образовательных ресурсов

http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников

http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».

http://www.gramma.ru; http://www.krugosvet.ru –  материалы об эссе.

http://www.belgorod.izbirkom.ru/- сайт Избирательной комиссии Белгородской области.

http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений.


ДЛЯ ЗАПИСЕЙ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа

Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году

В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...