Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (С 9)
статья по обществознанию (11 класс) на тему

Данная статья написана в целях решения проблемы недостаточно качественной подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию с помощью использования кейс - технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рыбина Ксения Геннадьевна, МАОУ СОШ № 102, г. Екатеринбург

Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию (С 9)

В современном образовании всё большее значение и актуальность приобретают информационные технологии образования. Одной из таких технологий является кейс-технология. Её суть в предоставлении ученикам информационных образовательных ресурсов в виде наборов (кейсов) методических материалов, которые необходимы для изучения. Важно отметить, что для данной технологии наличие компьютера не является обязательным требованием, хотя его использование возможно на любом этапе работы учеников.

Данная статья написана в целях решения проблемы недостаточно качественной подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию с помощью использования кейс - технологии.

Как использовать кейс – технологию при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию?

Актуальность внедрения кейс-технологии обусловлена требованиями к качеству и сущности обучения учащихся. На изучение обществознания в 10-11 классе отводится два часа, за такое время качественно подготовить ученика к экзамену очень сложно, а может даже и невозможно. Вот здесь на помощь и приходит кейс – технология.

Цель данной статьи рассмотреть возможности использования кейс – технологии при подготовке учащихся к выполнению задания С9 по обществознанию.

Задачи: выделить этапы работы с кейсом; проанализировать плюсы и минусы использования данной технологии.

Использованию кейс – технологии в образовательном процессе посвящены работы многих авторов, например, Шимутиной Е., Полат Е.С., Пожитневой В.В., Балясниковой Т.А.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показывает, что часть С является одной из самых проблемных для выпускников. Трудности вызывает задание С 9 – написание эссе на одну из предложенных тем. Это работа сложная и для многих учеников непривычная. Выполнение задания С9 требует умения создания собственного текста (мини-сочинения) на выбранную тему, раскрывать смысл авторского суждения, аргументировать в том числе и собственную позицию. Эта работа творческая. Данная работа выявляет уровень важных компетенций. Это результат системной работы и ученика, и учителя. Есть два пути подготовки:

  1. дать шаблон написания эссе, посоветовать пособия для подготовки к экзамену, организовать практические работы на консультациях
  2. использовать кейс – метод

Для внедрения данной технологии необходимо продумать формы работы, изменить структуру рабочей программы, выделить парные уроки с темой «Подготовка к ЕГЭ».

Собранный кейс выглядит следующим образом:

1 этап – введение в задачу: деление на рабочие группы (оптимально 4-5 человек), в каждой группе есть координатор (организует обсуждение вопроса), аналитик (подвергает сомнению идеи и формулировки),  секретарь (фиксирует все, что относится к позиции группы), наблюдатель (следит за последовательностью действий); совместное обсуждение проблемы высказывания, предложенного для эссе.

2 этап – сбор информации по кейс – задаче: что такое проблема, как её сформулировать, чем отличается от темы эссе, какими речевыми клише можно воспользоваться.

3 этап – решение: формулирование проблемы

4 этап –презентация решения: составление пособия для определения проблемы высказывания;  составление презентации для кейса «Смысл высказывания: К1», в него включаются материал подготовленный группами, типичные ошибки при определении смысла и формулировании проблемы высказывания (с учетом критериев оценивания).

Такие уроки ведутся периодически по всем пунктам плана работы над эссе; всего, включая зачетные уроки, их получается 12. К концу года у каждого ученика собирается кейс (методическое пособие): сборник алгоритмов, примерные темы для эссе, электронные презентации «Эссе по обществознанию С 9», «Критерии оценивания эссе», «Смысл высказывания», «Раскрытие темы на теоретическом уровне», «Структура эссе», «Фактическая аргументация в эссе», сборник «Лучшие эссе по обществознанию», составленный из работ учеников.

При подготовке кейса очень важно ответить на следующие вопросы:

  1. Для кого кейс?
  2. Чему должны научиться выпускники?
  3. Какие уроки ученики извлекут из этого?

Во-первых, кейс позволяет всем ученикам готовиться самостоятельно. Во-вторых, учащиеся научатся обобщать материал, систематизировать его. В-третьих, ученики смогут самостоятельно определить свой будущий образовательный путь, оценить свои возможности.

При подготовке кейса важно помнить, что он должен соответствовать содержанию спецификации, опираться на кодификатор, у учащихся должен быть опыт групповой работы.

Среди минусов данной технологии можно назвать ограничения применения кейс- технологии в начале учебного года, когда у учеников не актуализированы знания по теме.

Положительными сторонами использования кейсов является то, что каждый учащийся осваивает теорию, практику, самостоятельную работу, проходит контроль, видит результаты своего труда.

Современные требования к выпускнику обуславливают необходимость перехода к новым образовательным технологиям, способствующим развитию базовых и профильных компетенций. А чтобы сформировать компетентного выпускника важно применять технологии, развивающие познавательную и коммуникативную активность школьников. Кейс – технология помогает успешно решить данные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание слайд - фильма в Киностудии Windows Live. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя». Урок информатики с применением кейс - технологии

Урок информатики на тему «Создание слайд - фильма в Киностудии WindowsLive. Проект: «Поздравление классному руководителю ко дню учителя».  Используемые технологии: метод проектов  с исполь...

методологическая разработка по теме развитие инициативности учащихся в условиях применения кейс-технологии

Инициативность учащихся рассматривается как обобщенное личностное качество, которое порождается потребностями, поддерживается волей, обеспечивается способностями, проявляется по отношению к позн...

Кейс-технологии в системе подготовки учащихся к Государственной итоговой аттестации по математике .

Материал выполнен в виде презентации. Презентация раскрывает основные направления и способы помощи учащимся в подготовке к Государственной итоговой аттестации по математике....

мастер- класс "Применение кейс-технологий на уроках обществознания как средство реализации ФГОС"

Мастер-класс "Применение кейс-технологий   на уроках обществознания как средство реализации ФГОС " посвящен вопросам практического использования иновационной технологии - кейс-технологии в учебно...

Применение кейс-технологии при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по математике

Вашему вниманию предлагаются материалы по применению технологии анализа конкретных ситуаций или, как говорят на Западе, технологии case-study или кейс-метод. Применение в профильном обучении кейс-техн...

Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий

Презентация "Социализация обучающихся с ОВЗ на уроках истории и обществознания с применением кейс-технологий" рассматриваетиспользование методовданной технологии....

Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию

Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно  развивать у современных школьников компетенции, кот...