Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Назаренко Татьяна Геннадьевна

Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно  развивать у современных школьников компетенции, которые позволили бы им успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигнуть в этих непростых условиях своих личных целей. Но, для начала сдать выпускные экзамены. Первым экзаменом для учащихся школы  стал ГИА –9 (ОГЭ).

Благодаря введению обязательного ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов учителя пересмотрели организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? 

 Сдать экзамен по обществознанию не просто потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Целью моей работы является формирование системы подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения.

Термин «смешанное обучение» — это дословный перевод английских слов blended learning. Основные принципы смешанного обучения применялись ещё в 60-х годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был использован впервые в 1999 году. В этот период американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, которое предназначалось для преподавания через Интернет. Смешанное обучение, в отличие от других технологий, конкретного авторства не имеет и складывалось во многом спонтанно. Существуют разные определения смешанного обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов — это неотъемлемая составляющая смешанного обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии смешанного обучения

в подготовке учащихся  к ОГЭ по обществознанию

Назаренко Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 2 Яшкинского муниципального района»

(Кемеровская область-Кузбасс)

Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно  развивать у современных школьников компетенции, которые позволили бы им успешно адаптироваться к быстро изменяющемуся миру и достигнуть в этих непростых условиях своих личных целей. Но, для начала сдать выпускные экзамены. Первым экзаменом для учащихся школы  стал ГИА –9 (ОГЭ).

Благодаря введению обязательного ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов учителя пересмотрели организацию учебной деятельности выпускников основной школы. Перед учителем истории и обществознания стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории и обществознанию и подготовить выпускников к ОГЭ? 

 Сдать экзамен по обществознанию не просто потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества.

Целью моей работы является формирование системы подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения.

Слайд 2. Термин «смешанное обучение» — это дословный перевод английских слов blended learning. Основные принципы смешанного обучения применялись ещё в 60-х годах XX века в корпоративном и высшем образовании. Но сам термин был использован впервые в 1999 году. В этот период американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, которое предназначалось для преподавания через Интернет. Смешанное обучение, в отличие от других технологий, конкретного авторства не имеет и складывалось во многом спонтанно. Существуют разные определения смешанного обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов — это неотъемлемая составляющая смешанного обучения.

Слайд 3. Актуальность применения этой технологии объясняется обусловлена рядом факторов.

Слайд 3.  Смешанное обучение, как и любая другая технология, безусловно, требует времени и дополнительных усилий со стороны учителя. Внедрение смешанного обучения в образовательный процесс приводит к ряду изменений в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя. Данная технология может использоваться педагогами на различных предметах.

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, я сделала выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Безусловно,  система подготовки должна ориентироваться на то, что нынешние ученики – это дети высоких технологий, живущие в виртуальном пространстве.

Смешанное обучение является вариантом работы с обучающимися при подготовке обучающихся к ОГЭ по обществознанию.  

Слайд 4. Одна из главных ролей в подготовке к экзамену отводится  работе на портале «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru).

Слайд 5. Система подготовки к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения я разделила на  3 стадии:

Первая — стадия первичных знаний— начинается задолго до экзамена. Это постепенное накопление сведений по предмету, причем не только на уроках. На этой стадии происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена в непосредственном контакте с учителем. Это позволит лучше разобраться в самых сложных заданиях и не впасть в отчаяние перед необозримым морем учебного материала.

Вторая стадия — стадия «погружения» — самая ответственная, это собственно целенаправленная подготовка к экзамену. На этой стадии проводится диагностическое тестирование учащихся, выявляются пробелы и уровень подготовленности обучающихся, выстраивается система подготовки к экзамену. Именно на этой стадии учащиеся систематизируют свои знания по предмету, ликвидируют пробелы, обретают уверенность.

Вторая стадия проходит в основном на портале «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru).  

Слайд 7. Учащиеся, сдающие обществознание регистрируют свои логины и сообщают их учителю. Учитель, уже зарегистрированный на портале,  прикрепляет учащихся и  создает группу или две, в зависимости от количества учащихся, количества выполненных заданий  или их уровня подготовки. Имеется возможность задать название групп, например, «Лидеры» или «Аутсайдеры», можно просто «А» и «Б». В любой момент можно перевести учащихся из одной группы в другую или удалить учащегося из всех списков и классного журнала. Если удалённый учащийся выполнит очередную работу, он вновь появится в списках. Классы, закончившие обучение, можно отметить кнопкой «Не отображать», тогда на других страницах этого раздела и в классном журнале они появляться не будут.

Слайд 8. Учитель задает готовые работы, создает свои варианты или загружает составленный им самим тест. Данный  интернет – ресурс позволяет решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты.

Слайд 9. Раздел «Классный журнал» содержит сводные результаты по группам (классам). Результаты заносятся в журнал автоматически, там же приводятся средние баллы по каждой работе и сводный процент успешности по каждому заданию для всего класса. Так можно выявить проблемные задания и создавать индивидуальные тестовые задания для учащихся. Результаты, отображаемые в классном журнале, можно экспортировать в электронные таблицы и распечатать, что удобно, когда нужно сообщить родителям (законным представителям) об успехах или проблемах в подготовке к экзамену их ребенка.

Слайд 10. В разделе для дистанционного обучения учащиеся могут создать свой собственный курс или ввести номер, который сообщил учитель. Учитель может создать неограниченное количество курсов для тех или иных групп учащихся. Учащиеся могут записаться на неограниченное количество курсов к любому учителю. Учитель курса формулирует учащимся задания, в том числе используя возможность разместить на странице курса свои собственные теоретические или практические материалы. Учащиеся выполняют задания и сообщают об этом учителю, в том числе прикрепляя к сообщению те или иные материалы.

Слайд 11 Учитель может оказывать учащимся он-лайн-консультации, давать советы по освоению курса, следить за их успехами. Я в созданном курсе размещаю задания второй части и алгоритм выполнения 2 части экзамена.

Групповые консультации  с учителем, проводимые 1 раз в неделю необходимы для координации деятельности учащихся, для разрешения сложных вопросов. Особая роль на консультациях отводится  работе с текстом. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. Навык работы с документами дает возможность компенсировать неудачи при решении тестовых заданий и успешно сдать экзамен.

Наконец третья стадия — стадия «штурма» сводится к запоминанию того, что нужно запомнить, и латанию последних «дыр» в знаниях. Эта работа приходится на последний месяц перед экзаменом, что позволяет свести забывание к минимуму. Проводится пробный экзамен. Условия проведения пробного экзамена максимально приближены к условиям реального экзамена.

На каждого ученика по итогам пробных экзаменов индивидуально составляется карта результативности, по которой отслеживается динамика уровня подготовки у ученика – его затруднения с целью ликвидации пробелов в знаниях.

Слайд 12. Обычно на этой стадии учащиеся наиболее старательно готовятся к экзаменам, а учитель стремится вложить в них  максимум знаний. Понятно, что третья стадия имеет смысл, только если раньше уже создан прочный фундамент и в предмете учащиеся хорошо или хотя бы сносно ориентируются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию Назаренко Татьяна Геннадьевна , учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 2 Яшкинского муниципального района»

Слайд 2

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя ( лицом-к-лицу ) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн .

Слайд 3

Актуальность применения технологии стремительное развитие современных информационно-коммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности; необходимость индивидуализации обучения; выстраивание индивидуальной образовательной траектории школьника.

Слайд 4

изменения в самоопределении и способах деятельности ученика и учителя Ученик обретает пространство свободы и ответственности, в котором он учится делать осознанный выбор и отвечать за его последствия. Учитель начинает функционировать в новых для себя ролях, в частности, уходит от роли транслятора к роли тьютора .

Слайд 5

«Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина ( soc-oge.sdamgia.ru ).

Слайд 6

3 стадии Системы Первая — стадия первичных знаний; Вторая стадия — стадия «погружения »; Т ретья стадия — стадия «штурма ».

Слайд 7

Вторая стадия

Слайд 8

Вторая стадия

Слайд 9

Вторая стадия

Слайд 10

Вторая стадия

Слайд 11

Вторая стадия

Слайд 12

технология смешанного обучения Помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний и добиться значительных результатов. В 2018-2019 учебном году результат ОГЭ по обществознанию (81% учащихся) – 70% - качество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения на уроках обществознания

Статья, в которой рассматриваются возможности использования технологии проблемного обучения как одного из наиболее эффективных средств современного образовательного процесса....

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения

Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения...

Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе.

Применение технологии проблемного обучения в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе....

Описание опыта работы. Применение технологии проектного обучения на уроках истории и обществознания

Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания...

Мастер – класс «Применение технологии смешанного обучения на уроках математики».

Цели:распространение опыта методической работы учителя;знакомство с одной из форм распространения опыта методической работы. овладение современными педагогическими технологиями в практической деятельн...

Урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения

Открытый урок по теме "Решение квадратных уравнений" с применением технологии смешанного обучения модель ротация станций, для 8 класса....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

В данной статье рассматриваются особенности применения технологии проблемного обучения на уроках обществознания....