урок в 10 кл. Социальная структура общества.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Урок- исследование с использованием методики проблемного обучения в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnaya_struktura_obshchestva._10_kl.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: «Социальная структура общества».

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование)

План:

1. Многообразие социальных групп.

2. Социальное неравенство.

3. Социальная стратификация.

4. Социальная мобильность.

5. Социальные интересы

Цели уроков: 

Создать условия для формирования представлений о социальной структуре общества; о социальных проблемах развития общества; определить их сущность и возможные пути решения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Методы обучения: проблемного изучения в обучении.

Основные понятия: Социальная мобильность, социальное неравенство.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: определять, что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей; разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; анализировать положение человека в обществе.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с книгой; взаимодействовать с окружающими; формулировать вопросы; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями, корректно вести учебный диалог.

  1. Мотивация к учебной деятельности.  Подготовка учащихся к уроку. Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока.
  2. Актуализация знаний.

Беседа по теме «Социальная структура общества».

Вопросы: – Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы?  

– От чего зависит положение человека в обществе?

  1. Изучение нового материала.

1.Выполнение заданий с использованием дополнительных источников информации (см. Приложение 1.)

1-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Открытое общество»;

2-я группа – используя имеющиеся знания, составляет кластер «Закрытое общество»:

3-я группа – используя текст «Кастовый строй в Индии», составляет схему;

4-я группа – используя текст «Классы и сословия Британии», составляет схему.

2. Работа с текстом учебника, с. 151–159. Составляют опорный конспект.  

3. Работа с документом, с. 160. Знакомятся с документом, отвечают на вопросы.

4. Работа с дополнительным материалом (см. Приложение 2) Анализ новой информации и обсуждение дискуссионных вопросов:

– Как отличается по своей структуре средний класс в разных странах?

– Какие категории граждан относят к среднему классу?

– Какие категории граждан вы бы отнесли к среднему классу?

– Согласны ли вы с трактовками авторов?

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного.

Выполнение заданий, с. 161. Аргументированно отвечают на вопросы выражают собственное мнение.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

 Вопросы:

– Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

– Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?

– Что означает понятие «социальная мобильность»?

  1. Домашнее задание.

§ 14, задания 1–4, с. 161

Приложение 1

ТИПЫ ОБЩЕСТВ, СТРУКТУРА

Открытое общество.

Открытое общество – демократический тип общества, использующийся для обозначения ряда современных обществ и некоторых обществ античности. Обычно противопоставляется закрытому обществу (традиционное общество и различные тоталитарные режимы) [1].

Концепция открытого общества была изначально создана философом Анри Бергсоном. Затем она была подробно разработана Карлом Поппером, который в своем труде «Открытое общество и его враги» объединил философию открытого общества со своей философией критического рационализма.

Открытое общество в понимании Поппера полностью демократично. Его члены критически настроены по отношению к табу, принимают решения, опираясь на собственный интеллект и критическое мышление, а также исходя из договоренностей, достигнутых в процессе обсуждения. Такое общество не является неограниченным капитализмом, но и не основано на марксизме или анархии: это самостоятельный вариант демократии.

С развитием торговли и мореплавания различные племена с различными системами табу стали вступать в контакт и стало понятно, что общественные законы не абсолютны. Развилось понимание существенной разницы между законами природы (например, закона, по которому Солнце восходит каждый день) и законами общественными. Люди научились понимать, что табу можно нарушать без особых последствий, главное, не быть пойманным соплеменниками.

Этот переворот в сознании людей привел к революции, которая длится до сих пор, – революции перехода к «открытому» обществу. Обществу, в котором индивид опирается на свое понимание правильности поступков в обществе, в котором допустима социальная конкуренция.

Согласно Попперу, идеи Платона о государственном устройстве возникли как реакция на опасность непредсказуемости пути, по которому пошло греческое общество с развитием торговли, мореплавания, дефицита земли и возникновением новых колоний. Платон видел человеческое счастье и справедливость в выстраивании «закрытого» общества и, в связи с этим, жестко критиковался Поппером. Поппер, в частности, доказывал, что идеи Платона, по сути, неотличимы от тоталитаризма, несмотря на его стремление к высшему общественному благу. Поппер вообще пришел к выводу, что любые идеи, имеющие в основе приведение общества к некоему всеобщему общественному благу, так или иначе ведут к насилию.

Поппер указывал, что «открытое» общество может со временем эволюционировать в «абстрактное». Цитата: «Свойства “абстрактного общества” можно объяснить при помощи одной гиперболы. Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу. В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают в закрытых автомобилях. (Искусственное осеменение позволило бы даже размножаться без личных контактов.) Такое выдуманное общество можно назвать “полностью абстрактным или безличным обществом”».

Закрытое общество.

Согласно Попперу, существуют «закрытые общества» и «открытые общества».

Закрытое общество – общество, характерное для племенного строя, отношения внутри которого регулируются системой табу. Система табу описывается как набор законов, имеющих сходство с законами природы, – их абсолютная применимость и невозможность их нарушить. В таком обществе индивид всегда знает, что правильно, а что неправильно, и у него нет трудностей с выбором правильного поведения. Закрытые общества характеризуются жестким разделением на классы и касты. Это разделение обосновывается членами закрытого общества его «естественностью».

Индийские касты.

В пределах расселения каждой народности касты образуют иерархическую структуру. Верхний слой кастовой иерархии составляли брахманские, военные и земледельческие касты, из которых формировался класс феодалов. Высокое место занимали городские торгово-ростовщические касты. Ниже стояли касты арендаторов и ремесленников некоторых специальностей (ткачей, ювелиров, горшечников, плотников, кузнецов и др.). Низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали касты, члены которых не обладали правами общинного владения и пользования землёй. Большинство их составляло слой полурабов-полукрепостных, контакт с ними считался оскверняющим для лиц более высоких каст, поэтому они получили название «неприкасаемые».

Касты функционируют в определенных территориальных границах (деревни, группы деревень, городского квартала, всего города). Во главе каст стоят советы – панчаяты, которые контролируют экономическую и общественную деятельность членов касты, следят за выполнением кастовых правил, отправляют правосудие.

Касты оказали влияние на формирование классов в индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии – выходцы из торгово-ростовщических каст, оспаривают часть верхних слоев крестьянства, а также чиновничества и интеллигенции – из военно-земледельческих и брахманских каст. «Неприкасаемые» стали одним из главных источников формирования сельскохозяйственного пролетариата. По индийской конституции (1950) касты равноправны, кастовая дискриминация запрещена законом (1955).

Однако кастовые различия, прежде всего в деревне, всё ещё используются в политической борьбе, поскольку политическая структура современной Индии своеобразно адаптировала касты как наиболее универсальную в стране форму традиционной общественной организации.

Классы и сословия в Британии.

Далеко не все индустриально развитые страны имеют классовую структуру в чистом виде. Если в США, Германии и Италии исчезли пережитки сословного строя, то в Японии и Англии наряду с классовыми отношениями сохранились отдельные элементы феодально-сословной системы. Причины тому разные, но главная состоит в существовании монархии – в Англии главой государства формально является королева, а в Японии – император. Королева и император – высшая форма персонификации приписываемого статуса, а он выступает признаком закрытого общества.

В отличие от других европейских стран, Англия перешла от феодализма к капитализму без социальной революции, которая могла бы разрушить старые институты. Монархия так и не была ликвидирована. В обществе сохранилась запутанная система престижного вознаграждения – графство, рыцарство, сословие пэров. Парламентская система отражает феодальную систему власти и привилегий. В повседневной жизни, чтобы отличить представителей высшего класса, к фамилии добавляют титулы «сэр», «лорд», «леди».

Классовые различия в стиле жизни выражены в Англии ярче, чем в Америке, именно потому, что там сохранились сословные пережитки. Представители низшего класса носят обычные кепки, а высшего класса – котелки. Первые обычно играют в покер, а вторые – в крикет. Они даже говорят на разных языках, учатся в разных школах, Только 5 % английских детей ходит в привилегированные «публичные» школы; 50 % студентов двух престижных университетов – Оксфорда и Кембриджа – выпускники этих школ.

Из самой престижной «публичной» школы – Итона – в 60-е годы в основном набирался кабинет министров. Выпускники Оксфорда и Кембриджа составляют высший класс британского общества, заправляют экономической, политической и религиозной жизнью страны.

Приложение 2

СТРУКТУРА СРЕДНЕГО КЛАССА

Согласно современному британскому социологу Энтони Гидденсу, внутри среднего класса можно выделить две основные категории – «старый средний класс» и «новый средний класс». «Старый средний класс» составляют мелкие предприниматели, а «новый средний класс» состоит из высокооплачиваемых и среднеоплачиваемых наемных работников, как правило, занятых интеллектуальным трудом. Высший слой «нового среднего» класса включает менеджеров и высококвалифицированных специалистов. К низшему слою относятся учителя, врачи, офисные служащие и т. д. Это очень разнородная социальная группа, по многим параметрам схожая с рабочим классом.

Численность «старого среднего класса» (класса собственников) сокращается, и растет доля «нового среднего класса». Сейчас большинство среднего класса составляют люди, источником дохода которых является их труд и профессиональные навыки, а не владение собственностью.

Россия.

Продолжаются научные и общественные дискуссии о количественных и качественных показателях, позволяющих отнести человека к российскому среднему классу. В России средний класс составлял 10–12 % населения накануне экономического кризиса 2008–2009 годов. По некоторым оценкам, в 2008 году к среднему классу можно было отнести 25 % россиян. Эти данные исходили из среднемесячной зарплаты на человека 500–3000 долларов США, однако по расчётам Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса начинается с 3500 долларов.

Белорусский средний класс.

Результаты мониторинга подтверждают и факт, что люди, причисляющие себя к среднему достатку и принадлежащие к среднему классу, – это две разные группы. И если исходить из того, что пропуск в средний класс обеспечивает доход в 1000 долларов на человека, то среднего класса как такового в Беларуси пока нет. Разумеется, в стране есть семьи, ежемесячный доход которых достигает 1000 долларов на человека. Но из-за своей малочисленности они вряд ли образуют класс. Для сравнения, средний класс в западноевропейских странах составляет 55 % от всего населения, потому он и называется классом.

Отсутствие среднего класса в Беларуси очевидно и потому, что средняя зарплата в стране равна, примерно, 350 долларам США. Однако 75,7 % граждан Беларуси оценивают свой достаток как средний.

США.

Согласно недавним экономическим исследованиям, в США существует множество уровней достатка и образования внутри статистического среднего класса (то есть средний класс тоже стратифицирован), то есть тех, кто зарабатывает от 25 до 95 тыс. долларов в год. На низшем уровне среднего класса можно найти людей, закончивших колледж и имеющих уровень дохода 30–40 тыс. долларов. Напротив, в верхних слоях среднего класса можно обнаружить высокообразованных профессионалов: врачей, юристов, архитекторов, инженеров, у которых есть научная степень, звание и профессиональные степени и чьи домохозяйства зарабатывают гораздо больше 100 тыс. долларов в год.

Наиболее общей представляется следующая стратификация среднего класса (необходимо заметить, однако, что не существует четких параметров для выделения подкатегорий среднего класса, так что их границы очень размыты):

Верхний средний класс (профессиональный средний класс) – профессиональные работники («белые воротнички») с дипломом о высшем образовании, научной степенью либо профессиональным званием, занимающие хорошо оплачиваемые должности и нечувствительные к экономическим спадам и другим неблагоприятным экономическим факторам, угрожающим статистическому среднему классу (например, сокращение размера). Последние разработки свидетельствуют о том, что те, кто живут в стиле среднего класса, находятся в относительно привилегированном меньшинстве. Этот подкласс, собственно, и стал тем, что называется «средним классом» в каноническом смысле, и ему присущ уровень безопасности и состоятельности, обычно приписываемый среднему классу в понимании американцев. Однако эта группа иногда разделяется на профессиональный (англ. professional) и управленческий (англ. managerial) подклассы в соответствии с их предпочтениями: первый более либеральный и городской, последний – более консервативный и загородный.

Средний класс составляет статистический средний класс американского общества, но согласно последним исследованиям не может позволить себе жить в стиле среднего класса, в частности, из-за недостатка экономической защищенности. Многие его представители нуждаются в двух источниках дохода, чтобы свести концы с концами, и живут «от платежа к платежу». Несмотря на то, что большинство работников этого класса – «белые воротнички», зачастую имеющие престижные должности, у них гораздо меньше автономности, чем у высшего среднего класса.

Низший средний класс (рабочий класс) – люди с относительно низким образовательным уровнем, например, закончившие только колледж. Обычно такие люди занимают менее престижные позиции и очень чувствительны к экономическим проблемам страны. Например, к этому классу принадлежат рабочие, так называемые «голубые воротнички», сторожа и смотрители, менеджеры продаж начального уровня, а также менее успешные владельцы собственного (в основной массе – малого) бизнеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Разработка урока обществознания по теме "Социальная структура общества"

Данную разработку можно использовать на уроке обществознания в 10 классе при изучении темы "Социальная структура общества"...

Анализ урока по обществознанию 10 класс.Тема "Социальная структура общества."

Анализ данного урока был проведён после его посещения,урок прошёл на хорошем уровне,учитель показал хорошую организацию урока,активность детей была  высокой....

Презентация к уроку "Социальная структура общества".

Данная презентация поможет раскрыть основные вопросы социальной структуры общества....

Конспект урока "Социальная структура общества"

Конспект урока "Социальная структура общества"...

Рабочий лист к уроку по теме "Социальная структура общества"

Рабочий лист содержит задания для самостоятельного изучения материала по теме "Социальная структура общества" и практические задания для закрепления изученного. Задания составлены к учебнику...

Технологическая карта урока "Социальная структура общества"

Предмет: ОбществознаниеТема урока: Социальная структура обществаТип урока: Урок систематизация знанийПрогнозируемые результатыличностные:- мотивированность на посильное участие в жизни общес...