Коррупция, ее виды и признаки.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Методическая   разработка   с  использованием  учебно -   методических  пособий  антикоррупционной   направленности  в  образовательной  практике по теме: Коррупция, ее виды и признаки.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korruptsiya_ee_vidy_i_priznaki.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский (заочный)  конкурс методических   разработок  по  использованию  учебно -   методических  пособий  антикоррупционной   направленности  в  образовательной  практике.

Коррупция, ее виды и  признаки.

                                                                                Урок приготовила учитель  

                                                                                    истории и  обществознания

                                                                                       МБОУ  «Кузайкинская СОШ»

                                                                                    Альметьевского района РТ

Вотякова Светлана Николаевна

Кузайкино 2012

Тема урока: Коррупция, ее виды и  признаки.

Цели урока:        Образовательные: дать характеристику понятий «коррупция»,  познакомить с  видами коррупции, ее признаками; привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции.

Воспитательные: Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию  важности таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная

репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред государственным устоям и разлагающим человеческую личность.

Развивающие: Развивать умения учащихся делать сравнительный анализ, решать   проблемы, доказывать, задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Оборудование: Мультимедийный проектор,  экран, ноутбук, презентация.

Ход урока.

  1. Психологический настрой класса.

УЧИТЕЛЬ: Друзья мои! Я очень рада

                 Войти в приветливый ваш  класс

                  И для меня уже награда

                  Вниманье ваших умных глаз.  

 УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма.

Просмотр отрывка из  кинофильма «Взятка»

 УЧИТЕЛЬ: Кто догадался, о чем  пойдет  речь на  сегодняшнем  уроке?

Ответы учеников

УЧИТЕЛЬ:  Этот фильм был   выпущен в 1983 году.

 В центре  картины  - принципиальный, не желающий  мириться  с  творимым  чиновниками беззаконием, ветеран войны Михов, решивший  воздать по  заслугам  работникам   райжилотдела, вынудившим  его дочь дать им   взятку.

  1. Новая тема:

УЧИТЕЛЬ: Тема сегодняшнего урока «Коррупция». Но прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте  попробуем сказать, что такое коррупция.   Слайд 1

Ответы учеников.

Опережающее  домашнее задание.

 Коррупция – сложное  социальное  явление, прежде  всего  поражающее  аппарат  управления. Выражается  это в умышленном  использовании   государственными  и муниципальными   служащими  своего  служебного  положения  в  корыстных   целях  для    личного обогащения.

УЧИТЕЛЬ: Это определение  из учебного  пособия «Антикоррупционное   и правовое  воспитание» К.Ф. Амирова. Мы знаем, что  существует множество других определений этого слова. В сознании  сегодняшних   россиян, когда они   слышат  слово «коррупция», возникает  неоднозначное  понятие. Каждый   из них вкладывает   в него   свой  смысл.

 Кто даст другое определение этому слову?  

Ответы учеников.    Слайд 2

УЧИТЕЛЬ:  У Мансура было домашнее  задание заглянуть в энциклопедический словарь и найти определение слову «коррупция». Послушаем  Мансура.

Ответ Мансура:  Коррупция (от лат. сorruptio -подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников и общественно - политических деятелей, дача взятки)

Настя: В учебном пособии «Формирование антикоррупционной  культуры  у учащихся» Р.Р. Замалетдинова, говорится что  когда – то  слово «коррупция»  означало  испорченность  и  моральный  упадок. Сейчас  коррупция  характеризуется    как  злоупотребление   общественной  властью для получения   личной  выгоды.

УЧИТЕЛЬ: Хорошо, все ваши определения верны. В зависимости от того, между  кем   возникает коррупция  и каков ее уровень, различают три ее вида:

- бытовая (порождается  взаимодействием  рядовых граждан  и чиновников, в  нее входят различные  подарки от граждан  и услуги  должностному лицу и членам  его семьи)

- деловая (возникает при   взаимодействии  власти  и  бизнеса, например, в  случае  хозяйственного спора, стороны   могут  стремиться  заручиться  поддержкой  судьи  с  целью вынесения  решения  в   свою  пользу)

- коррупция   верховной  власти (относится  к  политическому руководству  и  верховным  судам в  демократических  системах, она  касается  стоящих  у  власти  групп, недобросовестное   поведение которых стоит в  осуществлении  политики  в  своих  интересах   и в ущерб  интересам  избирателей)     УЧИТЕЛЬ:   В тетрадь по обществознанию записываем схему, которую вы видите на экране: Слайд 3

                                                         Коррупция

                      бытовая                          деловая                      верховной  власти

      ( запись в тетрадях  по обществознанию)

Работа с учебником: Из материала    учебного  пособия «Антикоррупционное   и правовое  воспитание» К.Ф. Амирова на стр. 21 найдите и  запишите в тетрадь  «Основные признаки коррупции».

УЧИТЕЛЬ: А сейчас предлагаю проверить.  Слайд 4.

Основные признаки коррупции:

- Сознательное  подчинение  общих  интересов  государственного   деятеля  личным интересам.

- Секретность исполнения решений.

-Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные    решения, и теми, кому это выгодно.

-Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может  на   принятие такого решения повлиять.

-Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

- Выполнение  двойственных   функций  - государственных и частных  - теми, кто   совершает  эти   акты.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, знаете ли  вы,  к  чему  приводит коррупция?

Ответы учеников:

УЧИТЕЛЬ: А вот что говорится о  вреде коррупции в Интернет -  ресурсах. Послушаем  Вову.

Сообщение Вовы.

УЧИТЕЛЬ: Сейчас предлагаю поделиться на  три группы и выполнить  задание.

Первая группа – Откройте  учебное пособие пособия «Антикоррупционное   и правовое  воспитание» К.Ф. Амирова на стр. 24 выпишите  в тетрадь негативные явления  и процессы коррупции  в экономической сфере.

Вторая группа –  Ребята,  работаете с  материалом   учебного пособия на  стр.  25, выписываете   отрицательные  последствия коррупции в  социальной   сфере.

Третья  группа -  Выпишите негативные  последствия  коррупции в политической  сфере, стр. 25.

УЧИТЕЛЬ: Из сообщения Владимира и проведенной  вами работы  в группах  можно сделать следующий  вывод.    Слайд 5.                                                                                                                                  

 Коррупция  оказывает  разлагающее  влияние  на  все  сферы  жизни общества: экономику, социальную  сферу, политику. Негативные   последствия, порождаемые  этим  явлением, не   только  препятствуют  прогрессивному, поступательному развитию  общества, но  и представляют   серьезную  угрозу   интересам  национальной безопасности  страны.                                                                                                                                      

УЧИТЕЛЬ:  Вспомните, какие пословицы и поговорки отражают коррупционную деятельность в современном обществе?

Ответы учеников: Слайд 6

Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взяточничество

Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе

УЧИТЕЛЬ: А сейчас   откройте учебное пособие   «Антикоррупционное   и правовое  воспитание» К.Ф. Амирова на  стр. 139- 157  и найдите еще другие  варианты образных выражений  о  коррупции.

Ответы учеников:

УЧИТЕЛЬ: Сегодня у нас в  гостя глава СМС Андриянов В.И., он нам  расскажет,  какие  меры  принимаются  в  борьбе  с  коррупцией в Альметьвском районе.

Выступление главы СМС Андриянова В.И.

УЧИТЕЛЬ: У  вас  ребята, есть  возможность задать вопросы  Владимиру Игнатьевичу.

Примерные вопросы учащихся главе СМС:

  1. Как Вы относитесь к коррупции?
  2.  Предлагали ли Вам    взятки? Если да, Вы их брали?  
  3. Приходилось ли  Вам   давать взятки?

Ответы главы СМС.

УЧИТЕЛЬ: Поблагодарим Владимира Игнатьевича за  содержательное выступление  и переходим  к подведению итогов   урока.

Подведение итогов:

УЧИТЕЛЬ: Что такое  коррупция? Как она проявляется?

Какие последствия влечет за собой постоянная коррупционная деятельность?

Ответы учеников:

УЧИТЕЛЬ: Слайд 7. Для общества   коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о  коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество. Практически каждый житель нашей страны, так или иначе, столкнулся с этим явлением.  

 Чтобы победить коррупцию каждый должен  начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Домашнее задание:  Слайд 8.

 1 группа - эссе  « Мое отношение к  коррупции».

2 группа  - эссе «Место коррупции в  современном мире».

Темы  эссе взяты из методического пособия  «Формирование  антикоррупционной  нравственно -  правовой  культуры» И.В. Сафроновой, И.М. Фокеевой. – Казань. 2010.  стр. 43.

3 группа – приготовить  сообщение «ЕГЭ – борец с коррупцией или пособник?», используя материал на стр. 41-51 из  методического пособия «Профилактика  нарушений, связанных  с проявлением коррупции  в сфере образовательной  деятельности» Л.Е. Кириллова, А.Е. Кирилловой. -  Казань. 2011.

УЧИТЕЛЬ: Спасибо за работу, урок окончен, все  свободны, до свидания.

Список используемой литературы.

  1. К. Ф. Амиров, Д.К. Амирова. «Антикоррупционное  и правовое  воспитание: Учеб. пособие   для  учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений, студентов  колледжей и вузов».  - Казань:  Магариф – Вакыт, 2011.
  2. Р.Р. Замалетов, Е.М. Ибрагимова, Д.К. Амирова. «Формирование антикоррупционной  культуры у школьников: Учеб. пособие для  учащихся  10-11 кл. общеобразовательных учреждений». – Казань:  Магариф – Вакыт, 2010.  
  3. Л.Е. Кириллова, А.Е. Кириллов. «Профилактика  нарушений, связанных  с  проявлениями  коррупции  в  сфере   образовательной  деятельности: Методическое пособие».  – Казань:  Магариф – Вакыт, 2011.
  4. И.В. Сафронова, И.М. Фокеева. «Формирование  антикоррупционной  нравственно -  правовой культуры: методическое пособие». – Казань, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

МЫ - против коррупции. ( Занятие для обучающихся СКОШИ 8 ВИДА)

- Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек х...

Презентация на тему: "Коррупция и ее виды"

ПамяткаЧто я, как гражданин РФ, могу сделать в борьбе в коррупцией:Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть.Поступайте правильно:не давайте и не берите взятки;старайтесь доби...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупции Тема занятия «Коррупция – это…»

Методическая разработка занятия для педагогического коллектива по профилактике и противодействию коррупцииТема занятия «Коррупция – это…» Цель: Повысить уровень...