УРОК-ИГРА «Личность и мораль» в 8 классе
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс) на тему

Гамгия Виолетта Сергеевна
Продолжить учебное сотрудничество при работе в группах, вести дискуссию в группах.
А теперь каждой группе раздаются карточки с определениями, а вы должны правильно сформулировать их и записать
1.     Мораль
2.     Культура
3.     Нравственность
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА «Личность и мораль» в 8 классе

Ученики: Человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о моральной ответственности. С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественное) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам. Ставит перед собой цель, объясняет себе необходимость и пути её достижения, способен на креативность – творчество (что не дано животным).

Учитель: Моральные нормы дают образец правильного поведения. Хотя человек не всегда ведет себя правильно. Он может быть добрым, великодушным, милосердным, честным, благородным и т. д. Но он способен и на подлость, ложь, предательство, безмерную жестокость и т. д. У людей верующих на этот случай есть замечательное слово - грех. Все, что человек сделал против морали, любое зло — это грех, говорят они. Справедливо.

Так почему же человек в одном случае поступает грешно, а в другом — морально, честно, по-доброму?

Вместо программы, которая заложена природной эволюцией, человеку в его действиях дана свобода выбора между добром и злом, моральным и аморальным. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать моральные нормы. Человек свободен, поступать, так как ему заблагорассудится!

Свобода выбора! МЫ вольны решать, как нам поступить. У человека есть великий дар МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА!!! НО!!! Возникает соответствующая ответственность. Важно понимать интересы других людей; соотносить их со своими интересами.

«Свобода — это ответственность». Есть такая философская притча (мудрый рассказ) о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался...

Ученики: в ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия – добрые или злые – и, конечно, нести ответственность за результат, потому что, даже если мы хорошо трудимся и хорошо - зарабатываем, но при этом не задумываемся о смысле и деятельности, ее общественных последствиях, мы можем попасть в положение наивного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И еще: где гарантия, что однажды и сам дровосек, безответственно доверявший своим работодателям, не станет жертвой зла и не попадет в тот самый костер? А дрова для костра будет заготавливать другой наивный дровосек...

Учитель: на каждом из нас — хотим мы того или не хотим — всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков (понятие общественного долга – прошлый параграф). Быть человеком ответственным — это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и уметь отвечать за них.

Притча о мыши и мышеловке

Однажды мышь заметила, что хозяин фермы поставил мышеловку. Она рассказала об этом курице, овце и корове. Но все они отвечали: «Мышеловка — это твои проблемы, к нам она никакого отношения не имеет!». Чуть позже в мышеловку попалась змея и укусила жену фермера. Пытаясь ее излечить, жене приготовили суп из курицы. Потом зарезали овцу, чтобы накормить всех, кто приехал навестить больную. И, наконец, закололи корову, чтобы достойно накормить гостей на похоронах. И все это время мышь наблюдала за происходящим через дырочку в стене и думала о вещах, которые ни к кому никакого отношения не имеют!

Учитель: О чем идет речь? Не просто, конечно, раскрыть смысл философской притчи.

Продолжить учебное сотрудничество при работе в группах, вести дискуссию в группах.

А теперь каждой группе раздаются карточки с определениями, а вы должны правильно сформулировать их и записать

1.     Мораль

2.     Культура

3.     Нравственность

Задача ответить «да» или «нет»

1.     Понятие «Личность» выражает то, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного (Да)

2.     Для формирования личности достаточно семейного окружения

3.     По древней легенде Зевс сказал: «К стыду и правде должны быть причастны все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей…» (Да)

4.     Мораль – это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей (Да)

5.     Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

6.     Задача морали – регулировать нашу жизнь – это значит предвидеть общественные последствие своих поступков и уметь отвечать за них (Да)

Конкурс «Я – любознательный»

Ребята слушают вопрос и дают на него ответ. За каждый правильный ответ дается балл.

1.     Сначала он бы habilis, потом erectus, а кем стал потом и остается сейчас, хотя не всегда соответствует этому названию

Ответ: homo sapiens, человек разумный

2.     Как вы думаете, что искал Диоген днем с огнем в толпе людей?

Ответ: он искал человека. Аргументируйте свой ответ

5.     Римский философ Сенека говорил: «Чужие пороки у нас всегда перед глазами». А где, по мнению Сенеки, свои собственные?

Ответ: «Свои же собственные за спиной»

6.     «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древнейшая заповедь называется… Как?

Ответ: золотое правило морали

7.     По мнению французского писателя Альфонса Доде, «удачно высмеиваются лишь те недостатки. Которые…» Закончите эту фразу

Ответ: «…есть у тебя самого»

9.     Английский писатель и политик Бенджамин Дизраэли (1804-1881) сказал, что он – величайшее счастья на земле, если основан на полной гармонии»

Ответ: Дизраэли дал такую характеристику браку

10. Его любимым изречением были слова: «Познай самого себя». Кто этот человек?

Ответ: Сократ

Конкурс «Разгадай анаграмму»

         В своей жизни мы часто сталкиваемся с нравственными понятиями и терминами. Проверим, насколько хорошо мы их знаем.

         Задание: за 3 минуты каждая команда должна переставить буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее качество, присущее личности, или понятие, так или иначе связанное с темой урока.

Материал для конкурса «Разгадай анаграмму»

1.     Родстагоблво (благородство)

2.     Врдаап (правда)

3.     Рообдта (доброта)

4.     Женуваие (уважение)

5.     Торатевит (авторитет)

6.     Одсптьло (подлость)

7.     Сомнокрсть (скромность)

8.     Мралоь (мораль)

9.     Оньтствеосттвен (ответственность)

10.Рдогость (гордость)

11.Ступопок (поступок)

12. Бружад (дружба)

13.Вностьер (ревность)

14.Сбиамолюе (самолюбие)

15.Вессоть (совесть)

16.Чнолисть (личность)

Конкурс «Полезные советы»

Кто из нас не любит давать советы. Продемонстрируем это. Итак, новый конкурс «Полезные советы»

Задание: команды должны записать варианты ответа на вопрос, предложенный в карточке

1.  «Для того, чтобы сделать правильный выбор, надо…»

2.     «Для того, чтобы человека уважали, надо…»

3.     «Для того, чтобы ваша совесть была чиста, …»

Задание для всех команд: Французский философ Вольтер говорил: «Работа избавляет нас от трех величайших зол: скуку, порока, нужды». Поспорьте или согласитесь с этим мнением, приведите аргументы.

Ответ: Вольтер имел в виду, что скука ослабляет умственные и физические силы человека, а порождается бездельем или отсутствием настоящей работы. Человек, увлеченный своей профессией, на работе скучать не будет. Следствием скуки может стать пьянство, наркомания, аморальный и преступный образ жизни. От скуки человек предается порокам. Нужда нередко объясняется нежеланием зарабатывать деньги, приверженностью скуке и порокам, особенно лени.

Конкурс «Объясни мудрое высказывание»

1.     Народная мудрость гласит: «Если ты хочешь помочь голодному, то не давай ему рыбу, а дай ему удочку и научи его эту рыбу ловить»

2.     Объясните, как жадность может привести к преступлению

3.     Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил.

Раскрой поучительный смысл притчи. Общее обсуждение смысла притч каждой группы.

1 группе:

Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует – кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей.!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастливчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие…» И вдруг чувствует, что кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька…

2 группе:

" Жил некогда молодой человек - очень бедный индеец. Он жил в большом городе, и окружали его только белые люди. У него не было ни дома, ни родных, ни друзей. Он пришел в город за счастьем, но нашел лишь нищету и боль. Время от времени он, работая как мул, добывал несколько монет на кусок хлеба. Если бы не это, ему пришлось бы просить милостыню, или воровать.

Однажды молодой человек отправился на рынок. Бредя как в тумане, он диким взглядом рассматривал изобилие прекрасных товаров. Он был в таком шоке, что не видел, куда идет, и, в конце концов, налетев на стоявшие корзины, свалился на какого - то старика.

Старик нес четыре большущих кувшина, и только что остановился и присел, чтобы перекусить. Парень разозлился и обругал старика за то, что тот расселся у него на дороге. Кувшины старика опрокинулись и покатились. Увидев это, молодой человек решил, что на сегодня ему удалось найти для себя пропитание.

Он помог старику и взялся нести тяжелые кувшины. Старик сказал, что идет домой в горы, и молодой человек настоял на том, чтобы сопровождать его хотя бы часть пути. Старик повернул в горы и по дороге накормил молодого человека, отдав ему часть купленных на рынке продуктов. Молодой человек набил брюхо под самую завязку и, почувствовав, что сыт, начал замечать, насколько тяжелы сосуды, которые он нес. Он покрепче прижал их к себе.

Молодой человек спросил у старика: что у тебя в этих кувшинах? Старик не ответил, но сказал, что собирается показать молодому человеку друга, который развеет его горести, даст ему совет и научит мудрости необходимой для того, чтобы разобраться в неисповедимых путях этого мира.

После этого старик призвал к себе оленя. Ничего красивее этого оленя молодому человеку в своей жизни видеть не доводилось. Олень был настолько ручным, что подошел совсем близко и бродил вокруг.

Он сиял и переливался всеми цветами радуги. Молодой человек был настолько очарован, что тут же догадался, что это волшебный олень. Старик сказал, что если молодой человек хочет, чтобы олень стал его другом и подарил ему свою мудрость, он должен всего на всего отказаться от кувшинов.

Все мелочные желания и страсти молодого человека всколыхнулись в ответ на это предложение. Молодой человек спросил: Так что же, все-таки в твоих кувшинах. Старик искренне ответил, что в кувшинах пища.

Разумеется, молодой человек не поверил ни единому слову старика. Он прикинул, что старик наверняка колдун. И если за свои кувшины он готов отдать волшебного оленя, то, какое невероятное могущество, какую фантастическую силу они должны содержать. Молодой человек заявил, что он выбирает кувшины.

Молодой человек схватил кувшины и убежал. Забрался в укромное место и там их открыл. В кувшинах оказались только пища и вода, молодой человек в припадке гнева сбросил их с высокой скалы на камни.

Юноша догнал старика, и высказал ему всю свою злость и обиду, но тот ответил: "Ты сам не знаешь, чего ищешь, ты не знаешь что такое волшебство, поэтому не можешь судить, нашел ты его или нет. Ты не принял на себя ответственности за свое решение, потому так разозлился из - за своего просчета. Если бы твое решение было осознанным, и если бы ты готов был за него ответить, ты оставил бы еду, что была в кувшинах себе, и был бы этим более чем доволен. А может, тебе даже удалось бы понять, что эта еда тоже была волшебной".

3 группе:

Жили два соседа.
Как водится - один из них был баснословно богат, был он удачлив в делах, у него была большая семья, он имел движимое и недвижимое имущество ( за что его очень уважали), с его мнением считались, и вокруг него всегда было много людей, всячески старавшихся снискать его внимания.
Второй сосед традиционно был беден - семьи у него не было, из недвижимого имущества у него была хибара, а из движимого - один ишак. Мало кто считался с ним, и он всячески завидовал своему удачливому соседу. Как - то к бедняку пришел один из сыновей богатого соседа, мол он очень болен и просит, чтобы бедняк пришел к нему для важного разговора. Удивленный и заинтригованный таким приглашением бедняк пришел к богачу, который лежал в постели, окруженный своими домочадцами и лекарями. Попросив всех, кроме бедняка, удалиться, богач начал свой разговор. Он рассказал бедняку о том, что знает о его нелегкой доле и о том, что бедняк завидует ему и, поскольку сам он смертельно болен и вскоре собирается покинуть этот мир, решил подарить все свое имущество бедняку, поскольку ему не взять с собой своего богатства, и на том свете оно ему не поможет.

Бедняк, пораженный таким поворотом дел, всячески отнекивался, говорил, что нет - он не завидует, что богач обязательно исцелится (с такими деньгами да не найти лекаря), и что ему ничего не нужно..., но богач был непреклонен - он сказал, что таково его решение, но есть одно условие - бедняк должен обещать, что когда он (богач) умрет и его тело будут хоронить, бедняк должен провести одну ночь в могиле вместе с его телом, а на следующее утро его откопают и передадут все имущество. На том и порешили.
Через какое - то время богач умер, были устроены его похороны, и его сыновья пришли за бедняком с тем, чтобы он выполнил свое обещание, данное их отцу. Глубокой ночью появились два ангела, в чьи обязанности входило получать от душ умерших людей подробный отчет за каждое мгновение, проведенное умершим в земной жизни, прежде чем будет решено, куда отправить его душу - в Ад или Рай. В одной из могил они заметили два тела, причем одно из них было живым - это был бедняк, находившейся в могиле рядом с телом своего соседа и читавший молитвы. Ангелы задались вопросом, как быть и с кого начать, но, рассудив, что покойник от них никуда не денется и прежде, чем забрать с собой его душу, решили сначала допросить бедняка о прожитой им жизни.

На следующее утро сыновья богача пришли на кладбище и, раскопав могилу, освободили бедняка, исполняя последнюю волю своего отца. Только его освободили, как бедняк, поседевший, как лунь, бросился бежать прочь. Вслед за ним побежали сыновья богача, крича ему, что они должны передать ему всё имущество их отца, на что бедняк ответил, что не нужно ему никого богатства, и что за всю жизнь у него кроме хибары и его ишака ничего не было, и то - всю ночь его допрашивали ангелы, требуя ответа за каждый его шаг и даже за то, почему его ишак без ведома забрел в соседский огород и пощипал там травы...

4 группе:

Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.

- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам.

Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией.

Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля.

— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.

— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король.

В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.

— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю.

Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.

— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.

— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Конкурс «Творческое задание»

Проект «Мотиватор» существует 5 лет. Мотиватор – это побуждение к действию. Люди разных профессий, из разных стран, приглашённые в Россию по такому уникальному проекту создают мотиваторы.

Придумать свой МОТИВАТОР, побуждающий к добрым поступкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра "Путешествие в страну "Глаголию". 5 класс.

Данный урок является обобщением ранее изученного материала.Его форма позволяет учащимся легко восстановить в памяти знания о глаголе....

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».

Задачи  урока:1.образовательные:                         - знакомство  с  памятником  средневековой  нра...

Разработка урока-игры по русскому языку в 5 классе.

Урок позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты.При проведении занятий игровые технологии позволяют значительно повысить интерес учащихся....

Урока-игра по русскому языку в 7 классе по теме " Обобщение изученного о предлогах и союзах".

данный урок  в форме игры "Звездный час" систематизирует ,закрепляет и проверяет знания учащихся о предлогах и союзах....

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

Урок-игра "Своя игра". Алгебра, геометрия, 7 класс.

Эту игру целесообразно проводить в конце года во время итогового повторения....