Рабочая программа по курсу "Обществознание" 11 класс.
рабочая программа по обществознанию (11 класс) на тему

Каткова Екатерина Валерьевна

Данная рабочая программа разработана на два уровня - базовый и профильный для 11 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Программа  разработана на основе: Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования ,примерной образовательной программы по обществознанию Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы  «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 154 на 2013-2014 учебный год, утвержденного Департаментом образования Администрации городского округа Самара.

                         Место предмета в базисном учебном плане.

    В соответствии с примерным базисным учебным планом Самарской области программа по обществознанию рассчитана на 68 часов в год ( 2 часа в неделю:1ч. из федерального компонента и 1ч. из школьного компонента).

    В соответствии с Приказом от 30.09.2013г. № 360-од «Об утверждении перечня государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Самарской области, организующих профильное обучение учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в 2013/2014 учебном году», в 11- классах организовано профильное обучение. На предмет обществознание добавлен 1 час, таким образом на профильном уровне данный предмет изучается в размере 102 часов в год (3 часа в неделю), а учащиеся не выбравшие профиль изучают обществознание в размере 68 часов в год ( 2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного курса на базовом уровне.

      Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию  представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач курса
      • 
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; 
      • 
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 
      • 
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования; 
      • 
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; 
      • 
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 
            Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.
            В 11 классе раздел 
«Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. 
      Раздел 
«Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. 
      Раздел 
«Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права. 
      
      Программа предусматривает формирование у школьников 
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
      — определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
      — объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
     — решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
      — применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
      — умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
      — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
      — выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
      — работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
      — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
      — участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
      — формулирование полученных результатов;
      — создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; 
      — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
      — владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). 
      Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    Общая характеристика учебного курса на профильном уровне.

          Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

         Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

     

Функции.

     Данная программа выполняет две основные функции:

  • Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  • Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели и задачи:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

   50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва,

выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
  • осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
  • подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
  • осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

        Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.  

     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:

  • содержания;
  • обучающих средств;
  • методов обучения.

   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность.

                   

Тематическое планирование.

Название разделов

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов на базовом уровне

Название тем и часов по авторской программе

Кол-во часов на профильном уровне

1.

Экономика.

28

28+1(резерв)

1.Социальное развитие современного общества.(28 ч.)

11

2.

Проблемы социально-экономического развития общества.

14

14+2(резерв)

2.Политическая жизнь современного общества.(28ч.)

10

3.

Правовое регулирование общественных отношений.

20

20+1(резерв)

3.Духовная культура.(16ч.)

6

4.

Итоговое повторение.

2

2

4.Современный этап мирового развития.(8ч.)

5

5.

Резерв.

6

-

5.Итоговое повторение.

2

6.Резерв(25ч.)

-

6.

Итого:

70

68

105

34

В целях реализации профильного уровня по курсу «Обществознание» данный учебный план включает в себя элементы содержания программы курса: , Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф., Лазебниковой А.Ю. Обществознание 11 класс профильный уровень. М., «Просвещение», 2010г.

Содержание программы по курсу «Обществознание» (базовый уровень) 11 класс. (70 часов)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (28 Ч)

      Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. 
      Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. 
      Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги. 
      Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. 
      Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. 
      Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. 
      Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. 
      Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. 
      Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости. 
      Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. 
      Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 Ч)

      Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. 
      Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей. 
      Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. 
      Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. 
      Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
      Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 Ч)

      Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации. 
      Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. 
      Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. 
      Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. 
      Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. 
      Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. 
      Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. 
      Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 Ч)

      Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

      Резерв времени — 6 ч.

Содержание программы по курсу

«Обществознание»

(профильный уровень)

11 класс.

(105 часов)

Т е м а  6. Социальное развитие современного общества (28 ч)

      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

      Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования

межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Т е м а  7. Политическая жизнь современного общества (28 ч)

      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а  8. Духовная культура (16 ч)

      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

      Наука. Функции современной науки. Этика науки.

      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества.

Т е м а  9. Современный этап мирового развития (8 ч)

      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.

      Резерв времени — 25 ч.

Учебно-методическое обеспечение

( базовый и профильный уровни)

11 класс.


УМК обучающегося

УМК учителя

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. «Обществознание»  11 класс, базовый уровень, М., «Просвещение» 2011г.
  2. Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Профильный уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2011 год.
  3. Конституция Российской Федерации
  4. ЕГЭ 2014 П.А. Баранов, С.В. Шевченко Обществознание. 50 типовых тестовых заданий.
  5. Обществознание. ЕГЭ. Сборник заданий. Методическое пособие для подготовки к экзамену. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю. (2014, 160с.)  
  6. ЕГЭ 2014. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. Лабезникова А.Ю., Брандт М.Ю. (2013, 96с.)

1.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы: В 2 ч. / Под. ред. Л. Н. Боголюбова.М.: Просвещение. 2010 год.

2.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10—11 классы / Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина.М.: Просвещение. 2013 год.

3."Обществознание".11 класс. Поурочные планы по учебнику  Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С.Н.Степанько.  "Учитель".Волгоград.2013год

4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.— М., 2013г.

5.Обществознание .Уроки учительского мастерства.10-11 классы. Составитель Т.А.Корнева. "Учитель".Волгоград.2013год

6.Дидактический материал : - тесты по темам «Социальное развитие современного общества », "Политическая жизнь современного общества ", "Духовная культура ", "Современный этап мирового развития" 2 варианта( по 6 экземпляров)

7.Презентации

Календарно-тематическое планирование

Курса «Обществознание»

(базовый уровень – 68 часов; профильный уровень - 102часа).

№ урока

Название разделов и тем на базовом уровне

Название разделов и тем на профильном уровне

Сроки

базовый

уровень

Сроки  проф.

уровень

Раздел 1. Экономика.

1.

(1) Экономика и экономическая наука. Экономическая деятельность

2.

(2) Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

3.

(3) Экономический рост, его факторы  и развитие.

4.

Тема 6. Социальное развитие современного общества.

(1)Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы и их классификация.

5.

(4) Экономические циклы.

6.

(5) Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия.

7.

(2) Социальные институты – типы и функции.

8.

(6) Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения.

9.

(7) Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

10.

(3) Социальные статусы и роли. Ролевой выбор.

11.

(8) Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы.

12.

(9) Постоянные и переменные издержки. Прибыль.

13.

(4) Социальные ценности и нормы. Мораль, право, социализация индивида.

14.

(10) Налоги, уплачиваемые предприятиями.

15.

(11) Бизнес в экономике. Организационно – правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

16.

(5) Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

17.

(12) Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса.

18.

(13) Основные принципы менеджмента.

19.

(6) Социальный конфликт и пути его разрешения.

20.

(14) Основы маркетинга.

21.

(15) Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет.

22.

(7) Этнос и нация. Межнациональные конфликты и сотрудничество.

23.

(16) Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики.

24.

(17) Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

25.

(8) Семья и брак как социальные институты. Демографическая ситуация в России.

26.

(18) Банковская система. Роль Центрального банка.

27.

(19) Основные операции коммерческих банков.

28.

(9) Молодежь как социальная группа.

29.

(20) Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

30.

(21) Рынок труда. Безработица: причины и последствия.

31.

(10) Социальные проблемы современной России.

32.

(22) Мировая экономика.

33.

(23) Государственная политика в области международной торговли.

34.

(11) Повторение по теме социальное развитие современного общества.

35.

(24) Глобальные проблемы современной экономики.

36.

(25) Экономика потребителя. Сбережение, страхование.

37.

Тема 7. Политическая жизнь современного общества.

(12) Политическая система. Политический режим и его типы.

38.

(26) Защита прав потребителя.

39.

(27) Экономика производителя.

40.

(13) Государство в политической системе. Понятие бюрократии.

41.

(28) Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

42.

(29) Повторение по разделу «Экономика».

43.

Раздел 5. Проблемы социально-политического развития общества.

(14) Демократия – основные ценности и признаки. Выборы в демократическом обществе.

44.

(30) Свобода и необходимость а человеческой деятельности.

45.

(31) Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

46.

(15) Гражданское общество и правовое государство.

47.

(32) Общественное и индивидуальное сознание.

48.

(33) Социализация индивида.

49.

(16) Политическая идеология. Политические партии и движения.

50.

(34) Политическое сознание.

51.

(35) Политическая идеология.

52.

(17) Политическое лидерство. Политические элиты.

53.

(36) Политическая психология.

54.

(37) Политическое поведение.

55.

(18) Человек в политической жизни.

56.

(38) Многообразие форм политического поведения.

57.

(39) Современный терроризм и его опасность.

58.

(19) Политический конфликт.

59.

(40) Роль СМИ в политической жизни

60.

(41) Политическая элита.

61.

(20) Политический процесс.

62.

(42) Особенности формирования политической элиты в современной России.

63.

(43) Политическое лидерство.

64.

(21) Повторение по теме: «политическая жизнь современного общества».

65.

(44) Типология лидерства.

66.

67.

(45) Повторение раздела: «проблемы социально-политического развития общества».

Тема 8. Духовная культура.

(22) Понятие « духовная культура» Многообразие и диалог культур.

68.

Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений.

(46) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание.

69.

(47) Развитие норм естественного права.

70.

(23) Духовный мир личности. Мораль и нравственность.

71.

(48) Законотворческий процесс в современной России.

72.

(49) Гражданин, его права и обязанности. Гражданство РФ.

73.

(24) Наука и образование.

74.

(50) Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба.

75.

(51) Права и обязанности налогоплатильщика.

76.

(25) Роль религии в жизни общества.

77.

(52) Экологическое право. Экологические правонарушения.

78.

(53) Гражданское право.

79.

(26) Место искусства в духовной культуре. Массовая культура.

80.

(54) Имущественные права.

81.

(55) Неимущественные права.

82.

(27) Повторение по теме: «Духовная культура».

83.

(56) Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

84.

(57) Семейное право. Правовое регулирование отношений супругов.

85.

Тема 9. Современный этап мирового развития.

(28) Многообразие современного мира.

86.

(58) Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу. Трудовой договор.

87.

(59) Правовые основы социальной защиты социального обеспечения.

88.

(29) Глобализация и ее последствия.

89.

(60) Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.

90.

(61) Процессуальное право. Особенности Административной юрисдикции.

91.

(30) Сетевые структуры в современной мировой политике.

92.

(62) Гражданский процесс: правила и принципы. Особенности уголовного процесса.

93.

(63) Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

94.

(31) Целостность и противоречивость современного мира.

95.

(64) Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени.

96.

(65) Международная защита прав человека в условиях военного времени.

97.

(32) Повторение раздела: «современный этап мирового развития».

98.

(66) Повторение темы: «правовое регулирование общественных отношений.

99.

(67) Итоговое повторение.

100.

(68) Итоговое повторение.

101.

(33) Итоговое повторение.

102.

(34) Итоговое повторение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...