Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Котруца Лилия Николаевна

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни. Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков. Технология проведения урока: практическое занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kotrutsa_l.n.zip2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

Котруца Л. Н., канд. пед. наук

  Предмет: обществознание         

  Класс: 11

             Тема урока: «Экономика и её роль в жизни общества»

  Тип: закрепления знаний и формирование умений и навыков.        

  Технология проведения урока: практическое занятие  

        «Нельзя считать себя грамотным человеком без знаний о том, как устроена наша экономическая жизнь…»

(В.С. Автономов)

Технологическая карта урока №1

        

Тема урока

Экономическая сфера общества

Тип урока

Закрепления знаний и формирование умений и навыков

Дата урока

20.12.2013

Образовательные ресурсы

Учебник 11 класса по обществознанию авторов Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой

План урока

1. Что такое наука и в чём заключается главная проблема экономики

2. Решение заданий на определение

а) основных частей экономики

б) типа экономических систем

в) спроса  и предложения

г) определение уровня безработицы

д) функций денег, бюджет семьи

е) направления политики государственного регулирования экономики

ж) особенностей современной экономики

з) направления политики государства в международной торговле

и) применение закона Энгеля

3. Вывод  

Цель урока

Образовательная:

- обобщить и систематизировать знания по разделу «Экономика»;

-  устранить пробелы в знаниях;

            - добиться усвоения учащимися понятий;

Развивающая:

- применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Воспитательная:

          - создать условия для объективной оценки значимости экономики в жизни человека и общества и показать значение экономических знаний на современном этапе; сформировать уважительное отношение к чужой собственности

Формы и методы обучения

Методы: словесный, проблемное изложение, практический

Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная

Основные  понятия и термины

Акция, банки, безработные, валовый внутренний продукт, государственный бюджет, деньги, дивиденты, закон спроса, закон предложения, занятость, издержки производства, инфляция, импорт, конкуренция, кривая предложения, кривая спроса, макроэкономика, микроэкономика, прибыль, протекционизм, сальдо, сбережения, структурная безработица, факторы производства, фрикционная безработица, циклическая безработица, экономическая система, экономика, экспорт.

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

        

Компоненты  культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Научатся: понимать сущность  экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; работать с тестовыми контрольно-измерительными материалами

Получат возможность научиться: анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни

Умеют: применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, налогоплательщика);

Технологическая карта №2

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  УЧЕНИКА

ТСО

Целевая установка урока (сообщаемая учащимся)

Слайд № 1

Вопрос №1. Что такое экономика?

Какие два значения она имеет?

Актуализация знаний.

Вопрос №2. Назовите три основные части экономики как науки.

Установите соответствие между предметом изучения и уровнями экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию им второго столбца.

Выполните задание  с кратким ответом

Предмет изучения

Уровни экономического анализа

а) преодоление инфляции

1) микроэкономика

б) рост цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода

2) макроэкономика

в) антимонопольная политика государства в отношении предприятий фармацевтической отрасли

г) увеличение объёма производства

д) проблема выбора, с которой сталкиваются отдельные участники экономической деятельности

Вопрос №3

- В чём заключается главная проблема экономики?

Как называют экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги?

 

Вопрос №4. Задание В. Установите соответствие между факторами производства и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

Проявления        

Факторы производства

А) полезные ископаемые        

1) земля

Б) профессиональные навыки

2) капитал

В) пашня

3) труд

Г) складские помещения

Д) фабрика

Факторным доходом для владельца автомастерской является:

1) оплата услуг по доставке оборудования

2) рента от земли, сдаваемой в аренду под автомастерскую

3) заработная плата, выплачиваемая работникам автомастерской

4) оплата за ремонт, получаемая от владельцев автомобиля

Вопрос №5

Назовите четыре основные сферы, в которых протекает экономическая деятельность.

Учитель:

Экономическая система – это способ организации совместной деятельности людей в обществе. Выбор типа экономической системы зависит от законодательной системы, форм собственности, механизмов принятия экономических решений, норм морали, привычек, обычаев, приятых в данном обществе.

5. - Какие основные типы экономических систем вы знаете?

В зависимости от  выбранных решений складываются определённые типы экономических систем. Каждое общество, сталкиваясь с проблемой ограниченности доступных ресурсов при безграничном росте потребностей, делает свой выбор и по-своему отвечает на три основных вопроса экономики. Назовите их.

- Какие вопросы решает экономическая система?

Вопрос №6

Задания формата С7 на определение экономической системы

1. Государство А. переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности.

Какая экономическая система существует в государстве А.? По какому признаку вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

2. В стране Н. развиваются предприятия различных форм собственности. Успех предприятий напрямую зависит от объёма спроса потребителей на выпускаемый товар.

К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Н.? По какому признаку вы это определили? Назовите любые два других признака данного типа хозяйственных систем.

Учитель: цена в рыночной экономике определяется соотношением спроса и предложения.

Вопрос №7

1. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров с плазменным экраном: линия спроса D переместилась в новое положение D1. (Р – цена товара, Q – количество товара)

Это перемещение может быть вызвано прежде всего

1) уменьшением числа производителей телевизоров

2)  изменением технологии производства плазменных экранов

3) снижением доходов потребителей

4) усилением конкуренции товаропроизводителей

2. На рисунке отражена ситуация на рынке химии: линия предложения S переместилась в новое положение S1). (P  - цена товара,  Q- количество товара)

Это перемещение может быть  вызвано прежде всего

1) слухами о вреде бытовой химии для здоровья

2) наступлением сезона отпусков

3) появлением аналогичных средств на основе природных компонентов

4) сокращением издержек производства бытовой химии

Учитель: наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост. Экономический рост – это увеличение способности экономики производить товары и услуги для удовлетворения потребностей общества.

- Какие два способа экономического роста вы знаете? Назовите их.

Вопрос №8

Найдите в приведённом списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны

1) рациональная организация производства

2) повышение процентной ставки по кредиту

3) внедрение более производительной технологической линии

4) разведка новых месторождений цветных металлов

5) обучение персонала новым приёмам обработки информации

Учитель: с точки зрения экономиста все мы – собственники, даже те, у кого нет дачи, машины или приватизированной квартиры. Все мы собственники своего труда (а труд – один из важнейших факторов производства) и может продать его тому, кто испытывает в нём потребность. В период экономического роста необходимо больше рабочей силы, а в период спадов часто происходят увольнения. Такие люди становятся безработными.

Вопрос №9

- Кого называют безработными?

- Занятыми?

- Рабочей силой?

Укажите, кто из нижеперечисленных персонажей является фрикционным, структурным или циклическим безработным, а кто вообще не включается в рабочую силу.

1) Евгений Онегин – «молодой повеса» и «наследник всех своих родных»

2) кондуктор автобуса, потерявший работу после того, как в автобусах установили турникеты.

3) менеджер по продажам, уволенный из-за общего спада в экономике

4) выпускник технического вуза, который получил диплом в июне и сейчас отдыхает в деревне у бабушки, потому что на свою первую работу собирается выйти только осенью.

Вопрос №10

В 2006 г. экономически активное население в РФ составляло 74187 тыс. человек, а количество людей занятых в экономике, составляло 69189 тыс. человек. Уровень безработицы в РФ в 2006 г. был равен

а)8,5%; б) 7,9%, в) 7,1%, г) 6,7%; д) 6,2%

Вопрос № 11

В тридесятом царстве проживают следующие персонажи. Тридцать витязей прекрасных и с ними Дядька их Морской ежедневно трудятся на государственной службе. Баба-Яга – единственный пенсионер царства. Кощей Бессмертный нигде не работает и не хочет работать, а лишь занимается всякими пакостями. Также нигде не работает Спящая царевна, потому что спит уже 40 лет. А Иван-дурак и рад бы работать – просится, да нигде не берут. Наконец, Змей Горыныч, который раньше помогал в котельной, но после перехода на газовое отопление остался не у дел и хочет устроиться в цирк артистом оригинального жанра. Чему равен уровень безработицы в тридесятом царстве?

Учитель:

Посмотрите отрывок из сказки «Приключение Буратино» и скажите, чего не знал Буратино.

- Правильно, он не знал, что есть деньги. Какие функции выполняют деньги? Функцию денег не без оснований сравнивают с функцией крови в человеческом организме. Крови, как известно, тоже не должно быть ни слишком мало, ни слишком много. Если денег много, это – инфляция - весьма болезненный экономический процесс. Если денег слишком мало, в этом тоже нет ничего хорошего. Недостаток денег в экономике сдерживает её рост, трудно получить кредит. В организме новые красные кровяные тельца (эритроциты) создаёт спинной мозг. Кто же выполняет аналогичную функцию в экономике?

Запишите слово, пропущенное в таблице  

        

Вопрос №12

Государственное регулирование рыночной экономикой

Направления политики

Характеристика направлений

Фискальная

Регулирование государственного бюджета

Контроль за денежной массой

 

- Каковы цели монетарной политики?

- Каковы функции банка?

Вопрос №13

Верны ли следующие суждения о госбюджете?                                                                            А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняет его Правительство.                                                            

Б. Бюджетная система страны зависит от наличия в ней факторов производства.                                                                                                                       1) верно только А                           2) верно только Б                                                                               3) верны оба суждения                  4) оба суждения неверны.

№1.Ответы учащихся

– это совокупность отношений между людьми в сфере производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ.

1) Экономика – хозяйство конкретной страны, включающее определённые отрасли и виды производства

2) Экономика – наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения

№2. Предполагаемый ответ.

 Составные части экономики как науки:

а) макроэкономика это часть экономики,

охватывающая экономические процессы в масштабах                          наци    национального  (или  мирового)  хозяйства в целом.

б) микроэкономика -  эта часть экономики связанная с поведением отдельных экономических объектов (домохозяйство, фирма).

в) мировая (международная) экономика.

Ответ к заданию: 21221

3. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с неограниченными потребностями, которые надо удовлетворить с помощью этих ресурсов.

 Ответ: Факторы производства

№ 4. Предполагаемый ответ

Ответ: 13122

Ответ: 4

№5. Предполагаемый ответ:

В ответе могут быть названы следующие сферы:        

1) производство - процесс создания полезного продукта;

2) распределение - установление доли каждого человека в созданном богатстве; 3) обмен - полученные при распределении продукты обмениваются на другие; 4) потребление - использование полученных благ для удовлетворения потребностей;

5. Предполагаемый ответ

Традиционная, централизованная или командная, рыночная и смешанная

1. Что производить? (Какие потребности считать самыми важными и как распределить редкие ресурсы между производством различных товаров и услуг)

2. Как производить? Решив первый вопрос, следует выбрать технологию производства – определить, в каком сочетании будут использованы факторы производства.

3. Для кого производить?

6.Ответ должен содержать следующие позиции

1. Ответ на задание 1:

1) названа экономическая система: плановая (или административно-командная, или централизованно регулируемая) экономика;

2) признак, указанный в условии: господство государственной формы собственности;

3) иные признаки этой экономической системы, например:

- централизованные методы принятия решений;

- твёрдые цены, установленные государством

2.Ответ на задание 2 должен содержать следующие позиции:

1) название типа хозяйственных систем: рыночная экономика;

2) признак, по которому это можно определить: зависимость успеха предприятия от объёма спроса;

3) другие признаки хозяйственных систем данного типа, например:

- экономическая свобода производителя и потребителя;

- конкуренция производителей

№7.

Ответ: 3

Ответ: 4

Экстенсивный экономический рост – это экономический рост, который достигается увеличением объёма используемых ресурсов (расширения). К экстенсивным факторам можно отнести увеличение численности занятых, удлинение рабочего дня или рабочей недели, увеличение физического объёма капитала и т.д.

Интенсивный экономический рост – экономический рост, который достигается более эффективным использованием ресурсов, т.е. предполагает не только количественный, но и качественный рост. Качественные факторы роста – это прежде всего внедрение научно- технического прогресса, повышение квалификации работников, использование режима экономии, совершенствование труда и производства, улучшение качества продукции

№8

Ответ: 135

№9. Предполагаемый ответ

Безработным считается человек трудоспособного возраста, который хочет работать, активно ищет работу, но не имеет рабочего места.

Занятость – это деятельность граждан трудоспособного возраста, не запрещенная законом и приносящая им заработок или доход

Рабочая сила - совокупность граждан страны трудоспособного возраста, имеющих работу, и тех, кто не может найти работу.

Ответ: 1) не включён в рабочую силу 2) структурный 3) циклический 4) фрикционный

№10. Предполагаемый ответ (г)

1. Находим количество безработных 74187-69189=4998

2. Находим уровень безработных (4998:74187)x100=6,7%

№11. Предполагаемый ответ

 

Количество занятых равно 31 человеку (30 витязей прекрасных и 1 Морской Дядька).

Количество выбывших из состава рабочей силы составляет 3 человека (Баба-яга, Кощей Бессмертный и Спящая царевна).

Количество безработных равно 2 человекам (Иван-дурак и Змей Горыныч).

Экономически активное население (рабочая сила) равно:

Занятые + безработные = 31 + 2 = 33        

Уровень безработицы равен (2:33)х100% = 6,06%

Просмотр отрывка из сказки «Приключение Буратино»

Функции денег: являются мерой стоимости всех товаров, имеют функцию средств обращения (являются посредником при обмене товаров), являются средством платежа и выполняют функцию накопления богатств (сбережения).

Проводником монетарной политики государства выступает Банк России

12.Ответ: монетарная

Цели монетарной политики: экономический рост, полная занятость, стабильность цен.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение

3) утверждает графическое обозначение рубля в виде знака

. Ответ: № 3

Слайд № 2

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд №7

Слайд № 8

Слайд № 9

Слайд

№ 10

Слайд

№ 11

Слайд

№ 12

Слайды

 № 13-17

Слайд

 № 18

Слайды

 № 19-24

Слайды

№ 25-26

Слайд №27

Слайд №28

Назовите три особенности современной экономики и проиллюстрируйте каждую примером

        

В ответе могут быть названы следующие особенности и приведены соответствующие примеры:

1) глобализация экономики: проявлением усиления взаимосвязей и взаимозависимостей экономического развития может служить переход к единой валюте, создание общего рынка стран еврозоны;

2) усиление государственного регулирования ряда экономических процессов: иллюстрацией этого могут служить действия правительств многих стран в период недавнего финансового кризиса, в частности государственная поддержка ряда банков, гарантирование вкладов населения;

3) возрастание на рынке роли крупных фирм, транснациональных компаний: такие корпорации есть во многих отраслях реальной экономики и банковского сектора, например, крупные автомобильные производства имеют свои подразделения в десятках стран мира.

Слайд №29

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и назовите цифру, под которой оно указано.

1) безвозмездные выплаты стипендий, 2) государственные меры социальной поддержки, 3) установление минимального размера оплаты труда, 4) обеспечение льготных условий для ведения малого и среднего бизнеса, 5) пособия по безработице

Ответ: 2

Слайд

№ 30

Учитель:

Как один человек не может всё произвести для себя сам, так и отдельная страна, даже самая богатая природными и человеческими ресурсами не может прожить в одиночку. Необходимо международное сотрудничество в сфере экономики.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Политика государства в международной торговле

Направления политики

Сущность политического направления

Защита интересов внутренних производителей от зарубежных конкурентов

Фритредерство

Открытие внутреннего рынка для иностранных компаний

Вопрос №9

Согласно информации, опубликованной Федеральной службой государственной статистики, в январе-феврале 2009г. внешнеторговый оборот России составил 60,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 36,7 млрд. долл. Чему было равно сальдо торгового баланса России?

а) 60,5 млрд. долл. США

б) 36,7 млрд. долл. США

в) 23,8 млрд. долл. США        

г) 12,9 млрд. долл. США

Ответ: протекционизм

№9. Предполагаемый ответ

г)

Решение:

60,5-36,7=23,8 – импорт

 36,7-23,8=12,9

Слайд

№ 31

Слайд №32

Учитель: люди могут занимать разное положение в экономике – быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все мы – потребители. Следует заметить, что само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Вопрос №12 Кто такой потребитель?

        

Что мы понимаем под рациональным поведением?

№12. Предполагаемый ответ 

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Цель потребителя – извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Рациональное поведение потребителя – это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.

 

Задание. Сравните структуру расходов населения России и населения в странах с развитой рыночной экономикой. Какие выводы можно сделать по этим диаграммам?

        

1) российские граждане питаются лучше, чем зарубежные
2) доходы российских граждан ниже, чем доходы граждан в странах с развитой рыночной экономикой
3) доля промышленной продукции на душу населения выше в России, чем в этих зарубежных странах
4) спрос на услуги в России ниже, чем в зарубежных странах

Ответ: 2. Знание закона Энгеля позволяет выбрать верный ответ 2. Российские граждан, имея средние доходы ниже, чем зарубежные, вынуждены большую часть своих доходов тратить на питание в ущерб потребностям в услугах и промышленных товарах.

Слайд

№ 33

Задание Изложите свои мысли по поводу поднятых в приведённых высказываниях проблем

1. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман)

2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество».  (А. Смит)

3. «Бизнес – это сочетание войны и спорта».  (А. Моруа)

Ответы:

1) значение налоговой политики государства

2) свойство рыночной экономики предоставлять свободу предпринимательской деятельности

3) проблема роли конкуренции в экономике
 

Слайды

 № 34-37

Итоги:        

Какова же роль экономики в жизни общества?

Домашнее задание:

Написать эссе на тему: «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество».

Ответы:

1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования – продуктами питания, одеждой, жилищем и т.д.

        

2. Охватывает широкую область жизни общества, включающую экономику предприятий, отраслей, народное хозяйство в целом, финансы, денежное обращение.

3. Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения

4. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству        

Слайды №38-41

Литература

 Автономов В.С. экономика: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд.: - 10-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008. – 256 с.: ил.

Баранов. П.А. Обществознание: Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ-2011 / П.А. Баранов, С.В. Шевченко, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.-157 с.

Савицкая Е.В. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: пособие для 10-11 кл. / Е.В. Савицкая, А.О. Евсеева. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 128 с.

ЕГЭ-2014. Обществознание: тематические варианты: 20 вариантов / под ред. Рутковской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2014. – 256 с.

ЕГЭ 2011. Обществознание: репетитор / А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, М.Ю. Брант и др. – М.: Эксмо, 2011.-208 с.-(ЕГЭ. Репетитор)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №3 по обществознанию на тему "Экономика и её роль в жизни общества" (8 класс)

Контрольная работа имеет 4 части (Часть 1. Тестовые задания; Часть 2. Теоретические задания; Часть 3. Вопросы; Часть 4. Дополнительные задания с текстом). В комплект докуменета добавлены ответы и...

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

8 класс Экономика и ее роль в жизни общества

задание содержит 5 вопросов, требующих краткого развернутого ответа...

Конспект урока по обществознанию в 8 классе «Экономика и ее роль в жизни общества»

Тема урока: «Экономика и ее роль в жизни общества»Тип урока: урок систематизации знанийЦель урока: познакомить с зависимостью экономики от объема и направленности наших потребностей; харак...

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"...

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества"

Презентация по обществознанию на тему: "Экономика и ее роль в жизни общества" 8 класс...