Рабочая программа по курсу Обществознание 8 класс Л.Н.Боголюбов
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Каткова Екатерина Валерьевна

Данная рабочая программа расчитана на 8 класс, к учебнику "Обществознание" под редакцией Л. Н. Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_8_klass_bogolyubov.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Программа разработана на основе:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; примерной образовательной программы по курсу обществознания; Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования; авторской программы  под редакцией Л.Н. Боголюбова по обществознанию (Просвещение 2010г.); годового календарного учебного графика МБОУ СОШ № 154 на 2014-2015 учебный год, утвержденного Департаментом образования Администрации городского округа Самара.

Цели курса:

  1.  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  3. освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  4.  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  5.  формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

  1. достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
  2. подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Общая характеристика учебного курса.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  1.  сознательно организовывать  свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений  (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор

верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод  информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей  среде, выполнение в повседневной  жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Место учебного курса в учебном плане.

Программа рассчитана на  34 часа + 1 час резерв,  из расчета 1  учебного часа в неделю.

Тематическое планирование.

название тем.

Количество часов по

авторской программе

Количество часов по

планированию

1.

Введение.

-

1

2.

Тема 1 Личность и общество.

3

5

3.

Тема 2. Сфера духовной культуры.

7

8

4.

Тема 3. Экономика.

12

13

5.

Тема 4. Социальная сфера.

4

5

6.

Резерв учебного времени.

9

1

7.

Итого

35

35

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

-описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

- объяснять    взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры   социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать     познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

-первичного анализа и использования социальной  информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

Виды контроля

Планир.

Фактич.

1.

Введение.

1

Личность и общество.  

5

2.

 Личность.

1

 

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

Устный опрос

4.

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

1

Беседа

5.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества.

1

Устный опрос

6.

Повторительно - Обобщающий урок по теме «Личность и общество»

Тестирование

Сфера духовной жизни.

8

7.

Сфера духовной культуры и её особенности

1

8.

Мораль.  

1

Устный опрос

9.

Долг и совесть.

1

Фронтальный опрос

10.

Моральный выбор

1

Индивидуальные сообщения

11

Значимость образования в условиях информационного общества.

1

Индивидуальные сообщения

12.

Наука, ее значение в жизни современного общества.

1

Устный опрос

13.

Религия как одна из форм культуры

1

Беседа

14.

Обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни».

1

Тестирование

Экономика

13

15.

Потребности и ресурсы.

1

16.

Основные вопросы экономики.

1

Устный опрос

17.

Собственность.

1

Устный опрос

18.

Рынок

1

Фронтальный опрос

19.

Производство

1

Устный опрос

20.

Предпринимательство

1

Индивидуальные сообщения

21.

Роль государства в экономике

1

Беседа

22.

Распределение. Неравенство доходов.

1

Устный опрос

23.

Потребление.

1

Устный опрос

24.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция

1

Письменная работа

25.

Безработица

1

Устный опрос

26.

Обмен. Мировое хозяйство

1

Индивидуальные сообщения

27.

Повторительно - Обобщающий урок по теме «Экономика».

1

Тестирование

Социальная сфера.

5

28.

Социальная структура общества

1

29.

Социальный статус и социальная роль

1

Устный опрос

30.

Этнические группы. Межнациональные отношения

1

Индивидуальные сообщения

31.

Отклоняющееся поведение.

1

Устный опрос

32.

Повторительно - Обобщающий урок по теме «Социальная сфера».

1

Тестирование

33-34

Итоговое повторение по курсу 8 класса.

1

Тестирование

Содержание программы учебного предмета.

8 класс (35 ч)

Тема 1. Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль.  Основные ценности и нормы морали.  Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг  общественный  и  долг  моральный.   Совесть внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование .

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика (12 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (4 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Резерв учебного времени – 9 ч.

Формы и средства контроля.

Предполагается  проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.

Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания  и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5»  - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4»  - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3»  - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

 Учебно-методическое обеспечение.

1.Программа общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Москва, «Просвещение», 2010 г.

2.Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2013г. (соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждений).

3.Боголюбов Л.Н, Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». 8 класс. – М.:  Просвещение, 2014г.

4. Введение в обществознание. 8-9 класс. \ Под ред. Боголюбова Л.Н. –  М.: Просвещение, 2008.

5.Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. Обществознание. Ч. 1, 2. 8-9 кл. – М.:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Обществознание" - 9 класс

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образо­вания по обществозна...

Рабочая программа по курсу "обществознание"11 класс 2012 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ  11 КЛАСС(базовый  уровень)на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по курсу "обществознание" 10 класс.

Пояснительная записка.                Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компоне...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа по курсу "Обществознание" 11 класс.

Данная рабочая программа разработана на два уровня - базовый и профильный для 11 класса....

Рабочая программа учебного курса «обществознание» для 5 класса Составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Курапкина Ольга Александровн

Рабочая программа конкретизирует содержание пред­метных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, ...