У роковой черты
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_rokovoy_cherty.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: «У роковой черты».

Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тип урока: урок постановки УЗ.

Форма проведения урока: организация групповой деятельности учащихся на основе технологии критического мышления.

Оборудование: учебник, тексты с дополнительной информацией (Приложение № 1), доска, мел.

Цель урока:

Дать учащимся представление об экологической обстановке в мире, стране, крае, районе, селе.

Задачи:

  1.  Подвести учащихся к мысли о том, что мир стоит у роковой черты, иллюстрируя данное утверждение конкретными примерами.
  2. Продолжить развитие учащихся умений критически мыслить, нестандартно решать поставленные проблемы, аргументировать свою позицию.
  3. Сформировать активную экологическую позицию учащихся по охране окружающей среды.

Формы организации деятельности учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • групповая.

Оборудование урока:

  • учебники;
  • Зрительный ряд: слайды компьютерной презентации, показывающие пагубное воздействие человека на природу.
  • Музыкальный ряд: отрывки из различных музыкальных произведений.
  • Поэтический ряд: стихотворение А.Чернова ученика 8 класса.
  • Дополнительная информация  для решения учебной задачи урока.
  • Методические рекомендации по курсу «Введение  в обществознание» 8-9 классы под ред. Л.Н.Боголюбова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся по теме «Человек, природа общество»

  • Тест (необходимо отвечать только «Да» или «Нет»)
  1. С экологическими проблемами человек столкнулся ещё в древности. (Да).
  2. В.И.Вернадский – автор теории о ноосфере. (Да)
  3. Потепление климата – результат деятельности человека. (Да)
  4. Человек подчинил себе законы развития природы (Нет)
  5. Экология – это наука о развитии живых существ (Нет)
  6. Ноосфера – это сфера разумной деятельности человека. (Да)
  7. Чем богаче страна, тем меньше у неё экологических проблем. (Нет)
  8. Газ и нефть решат все экологических проблемы. (Нет)
  9. Мусор – одна из экологических проблем современного мира. (Да)
  10.  Самая страшная экологическая катастрофа современности – авария на Чернобыльской АЭС. (Да)

  • Эволюцию живых существ нередко представляют в виде лестницы, где каждую последующую ступень занимают более  развитые организмы. Вот некоторые организмы такой «лестницы живой природы».

По Чанг-Цу

(древнекитайский учёный                                Аристотель

(древнегреческий учёный)

Человек

Лошадь

Леопард

Птицы

Насекомые

Кустарники

Фиалка

Лишайник

Водоросли

        

Человек

Кит

Четвероногие живородящие

Птицы

Осьминоги

Ракообразные

Насекомые

Улитки

Морские звёзды

Губки

Сравните степени развития. Какая из точек зрения вам ближе? Докажите.

III. Изучение нового материала.

  1. Организация групповой деятельности по выделению учащимися существенных характеристик нового материала.

Группа 1 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить сущность понятия «экология», а также историю возникновения науки – экологии.

Дополнительный материал для группы №1:

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.

Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Группа 2 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить основные экологические проблемы современности.

Дополнительный материал для группы № 2

Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:

- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;

- в значительной мере истреблен лесной покров;

- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;

- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;

- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;

- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;

- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.

Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.

Группа 3 – на основе текста учебника и дополнительной литературы выделить «+» и «-« моменты воздействия человека на природу.

Дополнительный материал для группы № 3

Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.

В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.

Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.

2.Защита творческой деятельности учащихся методом проективных техник (использование этого метода позволяет развивать творческое мышление и воображение.)

 

Завершите мысль – Природа стоит у роковой черты, потому что…

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы:

  • Какие проблемы человечества называются экологическими? Какие ещё стоят перед людьми?
  • Как на бытовом уровне можно способствовать разрешению экологических проблем?
  • Какие источники энергии практически неисчерпаемы на нашей планете?
  • Какие международные организации ведут борьбу за защиту окружающей среды? (ЮНЕСКО, Гринпис и т.д.)

                                                             

IV.Домашнее задание:

  • параграф 9 прочитать;
  •  подбор информации из СМИ о преодолении современных экологических проблем;
  • Сообщение о редких животных, которые попали в Красную книгу нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У роковой черты

Интегрированный урок по обществознанию и биологии....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)

В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского

Настасья Филипповна как роковая женщина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского...

Урок обществознания в 8 классе "У роковой черты"

В методическую разработку урока по обществознанию в 8 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова входят: разработка урока ( подробный план проведения), сопровождением к уроку является презентация и приложения ...

У роковой черты

Урок экологической направленности в 6 классе по обществознанию....

"У роковой черты"

Исследовательская работа, посвящённая одной из самых главных проблем нынешнего тысячелетия - сохранению жизни на космическом корабле "Земля"...