Рабочая программа по обществознанию 9 класс Автор Л.Н.Боголюбов
рабочая программа по обществознанию (6 класс) по теме

Шаронова Татьяна Александровна

рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа села Кабановка

муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

Рассмотрено

Председатель МО

________________/____________/

ФИО

Протокол №____

От «___» _____________20_____г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УР

ГБОУ СОШ с. Кабановка

________________/____________/

ФИО

От «___» _____________20_____г.

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ с. Кабановка

________________/____________/

ФИО

Приказ № _____

От «___» _____________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета                         обществознание

Класс                                                9

Срок реализации программы        2012-2013 учебный год

Ф.И.О. учителя, категория (разряд)     Шаронова Татьяна Александровна, первая категория 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с                                                                                                                

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.)
  2. Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  4. Приказом Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013учебный год»
  5. Учебным планом общеобразовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
  6. Годовым календарным графиком общеобразовательного учреждения на 2012-2013 учебный год
  7. Программой для общеобразовательных учреждений «Обществознание 6-11 классы», авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; Москва «Просвещение», 2010г.

       Настоящая программа предназначена для изучения курса «Обществознание» в 9 классе ГБОУ СОШ с. Кабановка.

Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности;

Содержание курса способствует формированию и углублению понимания учащимися исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных и социальных систем.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания обществознания в школе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование ключевых компетентностей:

  •  Целостно-смысловые компетенции – компетенции в сфере мировоззрения, связанные с целостными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  •  Общекультурные компетенции – круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
  •  Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности
  •  Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная запись, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
  •  Коммуникативные компетенции. Включают знания необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задать вопрос, вести дискуссию и др.
  •  Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя).

Характеристика предмета.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Курс обществознания в 9 классе ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся.

Ведущие принципы.

Принцип направленности обучения (направлен на решение во взаимосвязи задач образования, воспитания, общего развития учащихся).

Принцип научности (требует, чтобы содержание обучения знакомило с объективными научными фактами, понятиями, теориями).

Принцип систематичности и последовательности (требует, чтобы знания, умения, навыки формировались в системе, определенном порядке).

Принцип доступности (т.е. обучение должно строиться на уровне реальных учебных возможностей школьников)

Принцип наглядности.

Принцип многофакторности (позволяет показать учащимся всю сложность и многомерность  мира).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип воспитывающего обучения.

Принцип индивидуального подхода к учащимся.

Сроки и этапы реализации программы.

Программа рассчитана на 34часа в год из расчета 1 час в неделю.

     Используемый УМК: Л.Н. Боголюбов, Л.Н. Матвеев Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 9 класс. –    

       М: Просвещение, 2010.

Программа выстроена в логике учебника.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения обществознания учащиеся должны

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

 Владеть компетенциями:

• Информационно-поисковой;

• Учебно-познавательной;

• Коммуникативной;

• Рефлексивной;

      Преподавание курса «Обществознание» в 9 классе ведется по программе для общеобразовательных учреждений: «Обществознание 6-11 классы», авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; Москва «Просвещение», 2010г., где  курс рассчитан на 35 часов в год («Политика и социальное управление» - 8 часов; «Право» - 16 часов; резерв учебного времени – 11 часов). По школьному базисному плану на изучение курса отводится 34 часа в год. Часы по темам распределены следующим образом: «Политика и социальное управление» - 10 часов; «Право» - 23 часа; повторение – 1 час.

Учебно-тематический план уроков обществознания

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

всего

лекции

практ.

Раздел 1. Политика и социальное управление

10

1.1. Политика и власть

1

1

1.2. Государство

1

1

1.3. Политические режимы

1

1

1.4. Правовое государство

1

1

1.5. Гражданское общество и государство

2

1

1

1.6. Участие граждан в политической жизни

1

1

1.7. Политические партии и движения

2

1

1

1.8.Проверочная работа №1 по теме «Политика»

1

1

тест

Раздел 2. Право

23

2.1. Право, его роль в жизни общества и государства

2

1

1

2.2. Правоотношения и субъекты права

1

1

2.3. Правонарушения и юридическая ответственность

1

1

2.4. Правоохранительные органы

1

1

2.5. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

2

1

1

2.6. Права и свободы человека и гражданина

2

1

1

2.7. Гражданские правоотношения

1

1

2.8. Право на труд. Трудовые правоотношения

2

1

1

2.9. Семейные правоотношения

2

1

1

2.10. Административные правоотношения

1

1

2.11. Уголовно-правовые отношения

1

1

2.12. Социальные права

2

1

1

2.13. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

1

2.14. Правовое регулирование отношений в сфере образования

2

1

1

2.15. Проверочная работа №2 по теме «Право»

1

1

тест

2.16.Итоговая работа №3

1

1

тест

Итого

34

 Содержание программы

Раздел 1. Политика и социальное управление ( 10 часов)

  1. Политика и власть. Основные направления политики.  Формы   проявления   влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в  качестве  политического института  общества.   Властные отношения и социальная  иерархия.   Роль политики в жизни общества.
  2. Государство. Определение      политической   системы   общества. Признаки  государства. Понятие и значение суверенитета.  Причины и условия  появления  государства. Внешние  и внутренние функции государства. Виды монополии государства: общие и частные.  Формы государства: форма правления, форма устройства, политический режим. Природа и сущность республики. Законодательная и исполнительная ветви власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.
  3. Политические режимы. Понятие политического режима. Сущность и классификация политических режимов. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
  4. Правовое государство. Государство как основной политический институт. Понятие и признаки правового государства и история его становления. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
  5.     Гражданское общество и государство. Гражданское общество. Признаки гражданского общества. Пути и условия формирования гражданского общества в РФ. Борьба за гражданские права. Местное самоуправление как атрибут гражданского общества. Муниципальная собственность.
  6. Участие граждан в политической жизни. Выборы в РФ. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Роль референдума в политической жизни. Голосование как форма участия в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Опасность политического экстремизма.
  7. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Однопартийная и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Роль политических партий в обществе. Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право (23 часа)

2.1. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Принципы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых  актов (законы, указы, постановления). Иерархия нормативно-правовых актов. Система законодательства. Основные отрасли права. Право, его роль в жизни государства и общества.

2.2. Правоотношения и субъекты права. Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

2.3. Правонарушения и юридическая ответственность. Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

2.4. Правоохранительные органы. Структура и функции правоохранительных органов РФ. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

2.5. Конституция РФ. Конституция как основной закон РФ, ее структура. Отличие Конституции от остальных законов страны. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Институт президентства в России. Состав и функции Правительства. Республиканские и местные органы власти. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

2.6.Права и свободы человека и гражданина. Гражданин – человек, имеющий права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Классификация прав и свобод ребенка. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

2.7.Гражданские правоотношения. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Закон о защите прав потребителей.

2.8. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

2.9. Семейные правоотношения. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Брак и развод, неполная семья. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Органы опеки и попечительства.

2.10. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Признаки виды административных правонарушений. Виды административных наказаний. Субъекты применения взысканий.

2.11. Уголовно-правовые отношения. Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Основные виды наказаний. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

2.12. Социальные права. Социальные права. Социальная политика государства. Меры социальной поддержки. Право на социальное обеспечение. Медицинское и социальное страхование. Жилищные правоотношения.

2.13. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Международные и политические организации. Международное гуманитарное право. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

2.14. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Законодательство в сфере образования. Значение образования в информационном обществе. Общее и профессиональное образование. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.

3. Повторительно-обобщающий урок (1 час)

Литература:

Баранов П.А. Обществознание: экспресс – репетитор для полготовки к ГИА: «Право» : 9 класс. М. : Астрель, 2009

Боголюбов Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе.  -  М. : Дрофа, 2008 г.

Вакуленко В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е .  - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева В. В.  Правовое воспитание : 9-11  классы : разработки организационно - деятельностных игр. - Волгоград : Учитель, 2007.

Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию . -  Ростов - на Дону : Феникс, 2010.

Дыдко С. П. Обществознание. 8-11 классы : справочные материалы.  - М. : Астрель , 2010.

Кишенкова О.В. Обществознание. Сборник заданий. 9 класс. – М. : Экмо, 2012

Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. – М. : Прсвещение, 2010

Лазебникова А. Ю., Котова О.А. Обществознание ГИА (в новой форме). – М. : Экзамен, 2013

Лопухов А. М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Мавлютова Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права - Волгоград : Учитель, 2009.

Сазонова Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах.  - М. : Виктория Плюс, 2007.

Северина О.А. Обществознание. Тесты, тренажеры, упражнения. – Волгоград: «Учитель», 2008

Чернышева О. А. Обществознание. 9 класс. Подготовка к ГИА-2010. - М. : Легион, 2009.

Ключевые термины

Адвокатура, административная ответственность, административное правонарушение, административные правоотношения, брак, власть, всеобщая декларация прав человека, выборы, государство, грабеж, гражданские правоотношения, гражданское общество, гражданское право, гражданство, дееспособность, демократия, доверенность, закон, законодательство, институт права, конституция, кража, монархия, необходимая оборона, норма права, нотариат, основы конституционного строя РФ, отрасль права, подзаконный акт, политика, политическая власть, политическая жизнь, политическая партия, политический режим, политический экстремизм, права ребенка, право, правовое государство, правомерные действия, правонарушение, правоотношение, правоохранительные органы, правоспособность, презумпция невиновности, преступление, признаки правового государства, прокуратура, противоправные действия, разбой, республика, референдум, семейное право, семейные правоотношения, семья, социальная защита, социальное государство, средства массовой информации, судебная система, тоталитаризм,  уголовная ответственность, уголовное право, уголовные правоотношения, форма государственно-территориального устройства, форма правления, хулиганство, юридическая ответственность .

Контролирующие материалы

  1. Проверочная работа №1. Тест по теме «Политика»

1. Особенностью политической власти является:

   1) высокий авторитет        

     2) распространение на все общество

  1. моральные принципы     

     4) организация митингов и шествий

2. Форма правления, при которой монарх «царствует,  но не правит».

     1) абсолютная монархия        

     2) ограниченная монархия

  1. парламентская республика   
  2. президентская республика

3. Устойчивая политико-правовая связь человека с государством:

     1) партийность 

     2) национальность 

  1. гражданство 
  2. суверенитет

4. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства

  1. Обеспечение участия граждан в управлении делами общества
  2. Организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей
  3. Обеспечение законности и правопорядка
  4. Отстаивание государственных интересов на международной арене

5. Что является отличительным признаком демократического режима

1). Федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод

4) наличие публичной власти

6. Высшим органом законодательной власти в РФ является

1) Правительство

2) Федеральное Собрание РФ

3) Общественная палата

4) Конституционный Суд

7. Верны ли суждения о политических партиях?

     А. Члены политической партии участвуют в борьбе за власть

     Б. Политические партии участвуют в разработке экономических программ развития

        общества и государства?

  1. верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

8. Верны ли суждения о средствах массовой информации?

    А. Интернет является важным средством массовой информации;

    Б. Сообщения средств массовой информации распространяются в художественной

      литературе

  1. верно только А  2) верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

9. Верны ли суждения об административно-территориальном устройстве?

    А. Административные части федерации не обладают суверенитетом;

       Б. В федерации, наряду с общими законами, действуют и местные?

        1) верно только А  2) верно только Б 3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

10. Найдите в приведенном ниже списке организации, представляющие гражданское общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) ассоциация преподавателей университетов

 2) региональное управление образования

 3) объединение ветеранов правоохранительных органов

 4) территориальное управление внутренних дел

 5) союз защиты прав потребителей

11. «Государство, общество должны опираться на опыт и устои предков». Для программы какой политической партии данное высказывание является ведущим, основным?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) коммунистической

12. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.

13. Вставьте пропущенное слово: «В обществе возникает борьба за__________ и ее использование для проведения той или иной политики».

14. Найдите в приведенном ниже списке функции государства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение интересов страны на международной арене

2) выдвижение кандидатов на выборах

3) создание религиозных организаций

4) защита безопасности страны

5) выплата компенсаций акционерам разорившихся организаций

6) осуществление законодательной, исполнительной и судебной власти

15. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «гражданство»?  

.

 Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

2

2

3

4

3

2

3

1

2

135

1

католики

власть

146

15-Гражданство – это устойчива я правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности взаимных прав и обязанностей.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Количество выполненных заданий

14, 15

11, 12, 13

10

9 и менее

2.15.         Проверочная работа №2. Тест по теме «Право»

1. К признакам права относится

1) закрепленность в законах

2) поддержание силой общественного мнения

3) описательное оформление

4) регулирование чувств и мыслей людей

2. К функциям права относится

1) эстетическая

2) познавательная

3) художественная

4) охранительная

3. К подзаконным актам не относится

1) распоряжение  Министерства обороны РФ

2) указ Президента РФ

3) Уголовный кодекс РФ

4) постановление Правительства РФ

4. Конституционное право, административное право, трудовое право – это

1) теории права

2) принципы права

3) отрасли права

4) ценности права

5. Директор фирмы объявил благодарность и издал распоряжение о премировании сотрудника П. Нормами какой отрасли права регулируется данная ситуация?

1) административного

2) гражданского

3) трудового

4) финансового

6. Среди законов высшей юридической силой обладает

1) Гражданский кодекс РФ

2) Конституция РФ

3) Уголовный кодекс РФ

4) Закон РФ «Об образовании»

7. Укажите черту, не относящуюся к Конституции

1) закрепляет базовые принципы государственного устройства

2) характеризуется постоянными изменениями

3) содержит нормы, имеющие прямое действие

4) обладает высшей юридической силой

8. К органам законодательной власти РФ относится

1) Правительство РФ

2) областная Дума

3) Министерство юстиции

4) Генеральная прокуратура

9. Верны ли суждения о местном самоуправлении?

А. Местное самоуправление входит в систему государственной власти.

Б. Местное самоуправление осуществляется, исходя из интересов населения, его исторических и местных традиций.

1) верно только А                                       3) верны оба суждения

2) верно только Б                                        4) оба суждения неверны

10. К какой группе прав относятся права на жилище, охрану здоровья, социальное обеспечение?

1) гражданским

2) экономическим

3) социальным

4) политическим

11. Укажите, какое право обеспечивает свободу от вмешательства других в личную жизнь человека

1) право на образование

2) право на неприкосновенность жилища

3) право на объединение

4) право на труд

12. На фасаде одного государственного музея было вывешено объявление: «На выставку допускаются только бизнесмены». Какое право было нарушено в этом случае?

1) право на культурную самобытность

  1. право на свободу творчества
  2.  право на доступ к культурным ценностям
  3.  право на охрану интеллектуальной собственности

   13. В приведенном ниже списке указаны черты сходства уголовной ответственности с административной, а так же черты отличия уголовной ответственности от административной. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) порождает состояние судимости

2) всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя

3) использует механизмы государственного принуждения

4) устанавливается только судом

Черты сходства

Черты отличия

14. Ниже приведен ряд положений. Все они за исключением одного относятся к понятию «право». Найдите и выпишите номер этого положения.

1) является регулятором общественных отношений;

2) его соблюдение зависит от личного выбора гражданина;

3) находит выражение в системе юридических норм;

4) отражает исторически сложившиеся представления о справедливости

5) связано с государством

15. Укажите правильную последовательность этапов принятия закона в РФ

1) подписание закона Президентом РФ

2) одобрение закона в Совете Федерации

3) официальное опубликование закона

4) принятие закона Государственной  Думой

5) обсуждение закона

ОТВЕТЫ

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

1

4

3

3

3

2

2

2

2

3

2

3

2314

2

54213

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

количество выполненных заданий

14, 15

11, 12, 13

10

9 и менее

2.16.         Проверочная работа №3. Итоговый тест.

1. Что является отличительным признаком демократического режима?

1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

2. Сергей работает врачом. Он честный и порядочный человек. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как

1) товарища

2) индивида

3) личность

4) работника

3. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детскомконкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта?

1) начальное профессиональное образование

2) основное общее образование

3) полное (среднее) общее образование

4) среднее профессиональное образование

5. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль

2) труд

3) налоги

4) зарплата

6. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать

полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия

труда.

  1. Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

7. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне

2) рязанцы

3) русские

4) пассажиры

8. Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) Председатель Правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) Председатель Центробанка

9. В государстве Z верховная власть принадлежит наследственному правителю. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует

в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

10. Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников, выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11. Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

12. Президент Российской Федерации

1) решает вопрос о доверии Правительству

2) осуществляет управление федеральной собственностью

3) разрабатывает федеральный бюджет

4) определяет основные направления внутренней и внешней политики

13. Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

14. В государстве Z установлен демократический политический режим, а в Y государстве – тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты отличия

15. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА                                                             ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую                                             1) гражданские (личные)

помощь

Б) защита от произвольного вмешательства                                                2) политические

в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства                                                      3) социальные

Г) право на свободу мирных собраний и

ассоциаций

Д) право на жизнь

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

ОТВЕТЫ

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

3

3

3

3

2

4

2

2

2

2

1

4

2

1234

31121

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

количество выполненных заданий

14, 15

11, 12, 13

10

9 и менее



Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

 Рабочая программа по обществознанию 6 класс разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию./Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. _ Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.-М.: Просвещение, 2013.

Программа предполагает проведение 1-го часа в неделю (всего 35 часов), включая:

контрольных работ - 3

практических работ - 8

тестов - 5

творческие работы - 5

Программа ориентирована  на УМК:

 «Обществознание. 6 класс» под редакцией  Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой (М.: Просвещение, 2014).

Данный курс рассчитан на 35 учебных часов. Учебник «Обществознание. 6 класс» под редакцией Боголюбова Л.Н., Л. Ф. Ивановой рассчитан на 12 параграфов. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания курса. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с применением специальных рубрик учебника.

Календарно-тематическое планирование данной Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.

Общая характеристика примерной программы по обществознанию

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе.

«Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Цели изучения «Обществознания» в основной школе заключаются в содействии:

-  воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

-  развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной,

наукоемкой трудовой деятельности;

-  формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем, и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

 - овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и

критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,

анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,

коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

Задачи курса:

- создание условий для социализации личности;

 -воспитание чувства патриотизма, уважения к своей стране, к правам и свободам человека,

демократическим принципам общественной жизни;

 -формирование знаний и интеллектуальных умений;

 -воспитания уважения к семье и семейным традициям;

 -формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;

 -воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;

 -воспитания уважения к трудовой деятельности. 4

Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

Требования ФГОС к результатам обучения по курсу «Обществознание»:

Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:

 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 -заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;

 -ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются:

 -в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

 -в умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;

 -в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

 -в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

 относительно целостное представление о человеке;

 понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

 знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

 умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать

 -социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

 -значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

 -закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

 -различные подходы к исследованию человека и общества;

 -основные социальные институты и процессы;

 -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

уметь:

 -характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

 -сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 -формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

 -применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 5

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей; сознательного взаимодействия с

социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки

собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и

гуманистических ценностей;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-осуществления взаимодействия с людьми с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Открывается курс темой «Человек в социальном измерении», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Далее учащиеся расширяют круг сведений о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними: «Человек среди людей» и «Нравственные основы

жизни».

Содержание  программы

Глава I. Человек в социальном измерении

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей

Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.

Глава III. Нравственные основы жизни

Добро, смелость и страх. Человечность.

Итоговое повторение

Повторение и обобщение материала курса обществознания.

Календарно-тематический план

Название раздела, темы

Количество часов по программе

Количество часов по плану

Введение. Как работать с учебником

1

1

Тема 1. Человек в социальном измерении

11

11

Тема 2. Человек среди людей

9

9

Тема 3. Нравственные основы жизни

7

7

Итоговое повторение

7

7

Итого

35

35

Ресурсное обеспечение рабочей программы

Учебно-методический комплект для обучающихся 6класса

-  Учебник Обществознание. 6 класс. ФГОС. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М: Просвещение, 2014

- Рабочая тетрадь Ивановой Л. Ф., Хотеенковой Я. В. «Обществознание. 6 класс» (М.:

Просвещение, 2014).

Медиаресурсы:

- Обществознание. Электронное приложение к учебнику по ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой

- Компьютерные презентации по темам курса обществознание.

Ресурсы Интернет:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для

общеобразовательной школы

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Список литературы

- Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс.- М: Просвещение, 2014;

- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы;

- Боголюбов Л.Н., Иванова Н.И.. Обществознание, 6 класс, М.: Просвещение, 2014;

- Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012;

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  6 КЛАСС

№ урока

Тема и тип урока

Дата прове

дения

Элемент содержа

ния

Планируемые результаты

Характеристика основных видов деятельности ученика

Форма контроля

предметные

метапредметные УУД

Личностные УУД

1

Введение

Что изучает курс «Обществознание».

Структура, особенности содержания

методического аппарата учебника

Получат первичные представления об исторической науке

Познавательные: давать определения  понятиям.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознания

Формирование мотивации к изучению обществознанию

Знать значение, использование термина

«обществознание»

Иметь представление о связи обществознания

с другими науками.

беседа

Глава I. Человек в социальном измерении(11часов)

2-3

Человек – личность

1. Что такое личность.

 2.Индивиду альность - плохо или хорошо?  

3. Сильная личность - какая она?

Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. 

Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобре-таемый опыт; работать в группах и парах

Познавательные: выявляют особенности

 и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства выдвигаемых  

положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности

Устный опрос+кроссворд, рабочая тетрадь

4-5

Познай самого себя

1.Познание мира и себя

2. Что такое самосозна

ние

3. На что ты способен

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают при чинно-следственные связи и зависимости

между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересован-ность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/

неуспешности учебной деятельности

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя.

Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.

Сравнивать себя и свои качества с другими людьми.

Приводить примеры проявления различных способностей людей

Устный опрос+ рабочая тетрадь

6-7

Человек и его деятельность

1.«Птицу узнают по полету,

а человека — по работе».

2. «Пчела мала, да и та работает».

3. Жизнь человека многогранна (основные формы деятельности человека)

Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды.

Описывать ииллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности.

Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности

Беседа + защита творческих проектов

8-9

Потребности человека

1.Какие бывают потребности2.Мир мыслей.

3. Мир чувств

Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека.Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные:участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер.

Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

Письменный опрос + рабочая тетрадь

10-11

На пути

к жизнен

ному успеху 

1. Слагаемые жизненного успеха.

2. Привычка

к труду помогает успеху.

3. Готовимся выбирать профессию.

Поддержка близких - залог успеха.

Выбор жизненного пути

Научатся: определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного

успеха.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;

высказывать собственное мнение, суждения

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные

учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве

с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)

Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,

культуры и религий

Характеризовать иконкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни.

Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.

Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.

Находить и извлекатьинформацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа

Рабочая тетрадь, беседа

12

ПОУ по теме

«Человек

в социальном измерении»

Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать

логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной

деятельности

тест

Глава II. Человек среди людей

 (9 часов)

13-14

Межличностные отношения

1.Какие отношения называются межличностными.

2.Чувства — основа межличностных отношений.

3.Виды межличностных отношений

Научатся: определять, в чем состоят особенности

межличностных отношений; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.

Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание

Карточки, рабочая тетрадь

15-16

Человек в группе

1. Какие бывают группы.

2. Группы, которые мы выбираем.

3. Кто может быть лидером. 4. Что можно, чего нельзя и что за это бывает.

5. О поощрениях и наказаниях

6. С какой группой тебе по пути

Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Получат возможность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.

Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп.

Характеризовать ииллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.

Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.

Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства

Беседа, рабочая тетрадь

17-18

Общение

1.Что такое общение.

2.Каковы цели общения.

3.Как люди общаются.

4.Особенности общения

со сверстниками, старшими и младшими.

5.«Слово — серебро, молчание - золото»

Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей.

Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения.

Сравниватьи сопоставлять различные стили общения.

Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оцениватьсобственное умение общаться

Рабочая терадь

19-20

Конфликты в межличностных отношениях

1.Как возникает межличностный конфликт.

2. «Семь раз отмерь…».

3. Как не проиграть в конфликте.

Научатся: сохранять достоинство в конфликте.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов.

Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта.Иллюстрировать объяснение примерами.

Выявлятьи анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации

Письменный опрос, рабочая тетрадь

21

ПОУ по теме «Человек среди людей»

1.Презентация «Как вести себя в конфликтной ситуации».

Практикум

Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей».

Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения

Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную

тест

Глава III. Нравственные основы жизни

 (7 часов)

22-23

Человек славен добрыми делами

1.Что такое добро. Кого называют добрым.

2. Доброе – значит хорошее.

3. Главное правило  доброго человека.

Научатся: отличать добрые поступки от злых;

определять понятия «нравственность» и «безнравственность».

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; вы

сказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий

Проявляют заинтересованность

не только в личном успехе, но

и в решении проблемных заданий

всей группой; выражают положи

тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Характеризовать ииллюстрировать примерами проявления добра.

Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали.

Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали

Творческое задание

24-25

Будь смелым

1.Что такое страх.

2. Смелость города берет.

3. Имей смелость сказать злу «нет».

Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства  выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности / неуспешности учебной деятельности

На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях.

Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла

Творческое задание

26-27

Человек и человечность

1.Что такое гуманизм.

2.Прояви внимание к старикам

Научатся: строить свои взаимоотношения с другими людьми.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».

Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.

На примерах конкретных ситуацийоценивать проявления внимания к нуждающимся в нём

Рабочая тетрадь

28

ПОУ по теме «Нравственные основы жизни»

1.Устные задания для обобщения и систематизации знаний по пройденной теме.

2. Письменные задания по теме урока

Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности

Тест

Итоговое повторение (7 часов)

29-30

ПОУ по теме «Человек и общество»

1. Зачетные вопросы.

2. Практические задания

Научатся: определять все термины за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль

Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Письменная работа

31-32

Человек в системе общественных отношений(применение знаний и умений (защита проектов)

1.Защита индивидуальных проектов.

2.Обсуждение проектов

Научатся: определять все термины за курс 6 класса.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия

Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им

Подготовка к контрольной работе

33

Итоговая контрольная работа

Выполнение тестовых заданий

Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию.

Получат возможность научиться: преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Письменная работа

34-35

Урок-конференция «Человек и общество»

Научатся: пользоваться дополнительными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный материал к тексту своего выступления.

Получат возможность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности

Защита проектов

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию

% выполнения

0-35

36-60

61-85

86-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

СОДЕРЖАНИЕ

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

ОРГАНИЗАЦИЯ

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок.

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90

Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию

(устный, письменный ответ)

 Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:

- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором  продемонстрировано умение описать то или  иное общественное явление или процесс;

- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;

- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;

- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;

- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;  

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;  

- верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл;  

- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;  

- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;

- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;

- дал ответы на уточняющие вопросы.

  Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся

 - демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;

 -   делает элементарные выводы;

 -  путается в терминах;

 - не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;

 -  не может аргументировать собственную позицию;

 -   затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;

 -  справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или  экзаменующийся  

- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- не раскрыл проблему;

- представил информацию не в контексте задания;

-  или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа для 6 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 6 класса. Разработана с требованием ФГОС ООО. Содержит пояснительную записку, тематическую программу....

Рабочая программа для 5 класса. автор Гельфман Э.Г.

Рабочая программа для 5 класса. расчитана на 6 часов в неделю. разработана с требованием ФГОС ООО....

Рабочая программа "Музыка" 8 класс(авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, перечень музыкальных произведений, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа "Информатика. 5 класс" (автор Л.Л.Босова)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...

Рабочая программа "Информатика. 6 класс" (автор Л.Л.Босова)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 6-го класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требований к результатам освоения ос...