ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?
материал по обществознанию по теме

Самарская Валентина Ильинична

РЕФЕРАТ

"ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_word.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ?

Правовое воспитание - сложный, непрерывный процесс, направленный на решение многих задач: формирование и развитие высокого уровня правосознания как основной части общественного сознания; научное знание и понимание права; правовую культуру как производную правосознания; воспитание убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению.

По определению Шохиной М.Н. правовое воспитание - система мер, направленные на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Чурилов И.И. акцентирует внимание на системном характере правового воспитания. Исследователь указывает, что системное правовое воспитание должно стать фундаментом всей системы развивающего образования, и вся система гуманистического образования должна питать и развивать всестороннюю правовую культуру участников образовательной деятельности как субъектов гражданского общества и правового государства.

КАКОВА ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ?

Различают следующие цели правового воспитания:

а) ближайшую цель - формирование системы правовых знаний;

б) промежуточную цель - формирование правовой убежденности;

в) конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНОГО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ [ЧУРИЛОВ И.И.]:

Активное творческое включение коллектива школы в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования.

Систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав.

Последовательную ликвидацию авторитарного стиля и развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в школе.

Постепенное вытеснение субъективно-произвольных отношений участников образовательной деятельности развитием нравственно-правовых отношений.

Всестороннее осуществление личностно-деятельного направления развития образования и создание условий творческого участия детей во всех формах деятельности школы.

Совершенствование преподавания правоведения, граждановедения в направлении координации СПВ в школе.

Организация кафедр, лабораторий по проблемам воспитания правовой культуры.

Развитие психологического обеспечения воспитания детей с девиантным поведением.

Налаживание систематического контакта школы с правоохранительными органами по вопросам правового воспитания детей и профилактике асоциального поведения.

Разработка критериев правовой развитости, воспитанности детей.

Организация и проведение конференций, конкурсов, фестивалей и праздников, посвященных Дню прав человека, ребёнка.

Организация правозащитной деятельности в школе и вне школы (с участием детей).

НАПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

Киселёва Н. предлагает следующие приоритетные направления деятельности в области политического и правового воспитания:

изменение управленческой парадигмы в отношении сотрудничества учителя с учащимися;

преодоление авторитарных методов в педагогическом взаимодействии с учеником;

технология педагогики ненасилия;

формирование гражданской позиции педагога;

формирование высокой коммуникативной культуры, предполагающей вовлеченность как в систему жизненных отношений (социальная деятельность), так и участие в моделировании образовательного процесса.

СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ:

К средствам правового воспитания относятся:

 правовая пропаганда,

 правовое обучение,

 юридическая практика,

 самовоспитание.

СИСТЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бочаров И.А. предлагает создать систему правового образования школьников, нацеленной на формирование демократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовых ценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетов законопослушности, преодолении правового нигилизма. Это должна быть именно система правового обучения и воспитания, иерархия приоритетов которой располагается следующим образом: в первую очередь необходимо помочь формированию нравственных основ правовой культуры, затем - правовые компетенции, в первую очередь - навыки сознательного правового поведения, и только потом - правовые знания. Бочаров считает ошибочными попытки преподавать в школах вузовский курс права, пусть даже адаптированный (если это не факультатив).

Вопросы права содержатся в программах общеобразовательных учреждений по обществознанию (также имеются разработанные программы по предмету «Право» (профильный уровень) для учеников, решивших избрать высшее юридическое образование). В соответствии с указанной программой на изучение раздела по праву в 10 классе отводится 10 часов, в 11 классе – 20 часов (всего на изучение обществознания в 10 и 11 классах выделено по 70 часов учебного времени). Необходимо обязательное изучение основ права как отдельной учебной дисциплины в каждом общеобразовательном учреждении.

Классному руководителю необходимо систематически включать в план воспитательной работы мероприятия по правовому воспитанию школьников. При этом данный вид деятельности классного руководителя должен быть логически выстроен, изучение нормативно-правовых документов необходимо проводить «от общего к частному», от основополагающих правовых документов (Конституция РФ, международные правовые документы) к отдельным отраслям права (семейное, гражданское, административное, уголовное).

Не следует понимать правовое воспитание слишком узко, только как правовое просвещение в области уголовного и административного права. По-возможности должна быть рассмотрена вся система российского права, в том числе общетеоретические вопросы. Также следует отметить, что иногда путают понятия право и закон, забывают о постоянной изменчивости системы российского законодательства.

 необходима организация правового обучения на курсах повышения квалификации преподавателей

Основная проблема в области правового образования в школе - отсутствие единых требований к содержанию правового обучения и воспитания в школе и в отсутствии необходимой подготовки учителей-предметников и классных руководителей. Методическая литература по организации правового воспитания в определенной степени субъективна. Право – сложная отрасль научного знания, учебный материал должен быть адаптирован для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Что такое закон? правовой час в 6 классе

Методическая разработка по правовому воспитанию в средних классах коррекционной школе - интернате...

Что такое правовой статус ребенка?

Семейное законодательство нашей страны считает ребенком любое лицо, не достигшее 18 лет. С юридической точки зрения ребенок обладает так называемым «правовым статусом». Правовой статус подразумевает н...

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Конспект мероприятия "Цикл бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Мероприятие рассчитано для учащихся среднего и старшего звена. Знакомит детей с понятиями "Что такое право?", "Конвенция по правам ребёнка". Беседа проводится в игровой форме, соде...

Презентация к циклу бесед по правовому воспитанию для среднего и старшего звена "Что такое право?" по книге Павла Астахова "Что такое право?"

Презентация из 18 красочных слайдов поможет учащимся лучше усвоить материал по правам и обязанностям ("Конвенция по правам ребёнка"), песни для презентации можно скачать в свободном доступе ...