Классный час "Сообщество"
классный час по обществознанию (6 класс) на тему

Занятие, которое учит сотрудничеству и определению своего места в обществе. Технология проведения занятия "Студия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tabler_zanyatie-_soobshchestvo.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема занятия: Что такое сообщество.

Цель: личность, обладающая открытым мышлением – творчески и социально активная, способная к познанию мира с позиции ценностного отношения к человеку.

Задача – доминанта: формирование устойчиво-положительного отношения к ценностям: Человек – Сообщество.

Задачи:

 - создание условий для овладения продуктивными способами познания окружающего мира (рефлексия, исследование);

- формирование умений и навыков по разработке социальных проектов;

- формирование осознанного представления о роли общества в жизни человека, о связи своего «Я» с обществом и людьми.

Технология: «Студия»

Форма проведения занятия: работа в группах.

Оборудование:

  1. цветные карточки для деления учащихся на группы;
  2. текст сказки «Грибной суп»;
  3. фотографии и иллюстрации различных сообществ;
  4. текст вводной к игре «Необитаемый остров»;
  5. листы оценки проекта.

Организационный момент: деление учащихся на группы в произвольном порядке с помощью цветных карточек.

Время занятия: 2 часа

                                                Ход занятия

1. Пролог

Слово учителя: добрый день, мои юные исследователи! Тема нашей сегодняшней встречи- «Что такое сообщество». Сегодня мы определим содержание понятия «сообщество», исследуем его функции, составим правила жизни человека в сообществе. Для каждого из нас, в ходе занятия, очень важно научиться сотрудничеству. По окончанию работы, вы сможете самостоятельно определить свое место в жизни сообщества. Я надеюсь, что все удобно себя чувствуют, все готовы к работе, и мы можем начинать.

2. Этюд

Слово учителя: я прошу вас внимательно прослушать сказку ( Приложение 1) и выполнить задания, написанные на доске:

- прослушать сказку;

- определить трудности, с которыми столкнулись герои сказки;

- определить причины возникновения трудностей;

- определить, что помогло героям сказки прийти к положительному результату;

- определить, кто из героев сказки выразил активную жизненную позицию.

После обсуждения заданий в группах -  слово учащихся.

3. Экспликация

Каждой группе раздается пакет иллюстраций и фотографий (напр. «Охота на мамонта», «Вече в Новгороде», «Буратино и его друзья», «Школьная команда КВН», «Наш класс на уроке» и т. п.)

Слово учителя: используя полученный материал, определите:

-что такое сообщество? Каковы его признаки?

- зачем создаются сообщества?

- где может существовать сообщество?

- как можно организовать взаимодействие в сообществе?

После обсуждения заданий в группах -  слово учащихся.

Результаты выступления групп предлагается занести в таблицу самостоятельно каждым учеником:

        «ЧТО»

        «ЗАЧЕМ»

          «ГДЕ»

          «КАК»

4.Практикум

Игра «Необитаемый остров»

Слово учителя: каждая группа получила вводную к игре (Приложение 2) и листы оценки проекта (Приложение 3). Бланки листов оценки содержат основные цели принятия законов. Оценку проекта выполняет вся группа. Свой собственный проект также вносится в лист оценки. На разработку законов вам дается 10 минут. На защиту и обсуждение проекта- 5 минут.

Слово ученика: учащиеся представляют свои проекты, оценивают их.

Слово учителя: я предлагаю вам доработать проекты и вернуться к ним на одном из следующих занятий.

5. Рефлексия

Слово учителя:

- вспомните, какие задания вы выполняли сегодня на занятии?

- какой, по вашему мнению, была основная мысль занятия?

- поделитесь своими впечатлениями от работы в группе. Хотелось бы вам и дальше так работать? Почему?

Приложение 1.

                                           Сказка «Грибной суп»

Гуляли как-то звери по лесу. Увидела белочка боровичок и обрадовалась:

- Какой я гриб нашла!

А заяц тут как тут:

- Это я его нашел!

- Нет, я первая! – обиделась белочка.

Услышал их спор ежик и говорит:

- Гриб мой! Я его еще вчера увидел!

Долго они решали, кому же боровичок достанется. В конце концов задумали разделить его на три части.

А тут мышка вылезла из норки и говорит:

- Не спорьте! Этот гриб я еще три дня назад приметила.

- Значит это Мышкин боровичок! – согласились все.

- Нет! Это наш общий гриб! Давайте сварим из него суп, - предложила мышка.

Заяц вспомнил, что у него был рецепт приготовления вкусного грибного супа.

И работа закипела: кто-то взял у барсучка большой котел, мышка принесла черпак, заяц надел фартук и колпак.

Все помогали варить суп. Ежик на своих острых иголках носил из леса веточки, хозяйственная белочка развела костер на большой полянке.

Главным поваром выбрали зайца. В большом котле варился аппетитный суп. Заяц помешивал его черпаком, добавлял в него лук, ягоды клюквы и разные приправы.

Суп получился очень вкусный. Все ели да повара хвалили:

- Ай да зайка, ай да молодец!

- Ну что вы! – застеснялся заяц. – Не одному мне спасибо сказать надо. Еще мышке, которая гриб нашла и не съела его.

- Как же я могла его съесть, если гриб наш, общий! – добавила мышка.

           

Приложение 2

                       Вводная к игре «Необитаемый остров»*

Представьте себе, что вам придется в обществе участников этой игры плыть на корабле. На середине пути корабль потерпел крушение. Вам посчастливилось всем добраться до берега необитаемого острова, и вот наша с вами следующая встреча состоится именно там, где вам придется начинать жизнь заново.

Нам придется некоторое время находиться вместе. И не просто находиться. Нужно выжить в условиях сурового противостояния природе. Нужно разработать и принять  правила, по которым вы будите жить, пока не вернетесь домой.

Приложение 3

                                        Лист оценки проекта

п/п

авторы

проекта

обеспечивает ли проект законов жителям острова:

сумма

баллов

равенство

справедливость

порядок

защиту

1

2

3

4

Критерии оценки:

«+» - обеспечивает (2 балла);

«0» - неясно (1 балл);

«_» - не обеспечивает (0 баллов)

__________________________

* См.: Игра: обучение, тренинг, досуг. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...