Главные вкладки

    Элективный курс для 10 класса "Психология межличностных отношений"
    рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

    Михайлова Валентина Сергеевна

    Элективный курс направлен на расширение раздела "Личносить. Межличностные отношения"  в программе  10 класса, профильного уровня. Основная цель курса познакомить учащихся с основами межличностных отноршений, сформировать навыки социального ролевого поведения и научить правилам общения в разных ситуациях, позволяет по ближе познакомится с наукой психологией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Камышла

    муниципального района Камышлинский Самарской области

             «Рассмотрено»                                   «Согласовано»                             «Утверждаю»                                                  

    на заседании МО учителей                 зам.директора по УВР                         директор ГБОУ

                                                                                                                            СОШ с. Камышла

    истории и обществознания                   В.С. Михайлова__________               А.Х. Каюмова __                                                                                                               

    Козлова Т.И.  .___________                                                     «"                           «______________»

    201__ г

    протокол №__от _______201___ г

    Рабочая программа

    элективного курса по обществознанию  

    «Психология межличностных отношений»

    для учащихся 10 класса

    Михайловой Валентины Сергеевны,

    учителя обществознания первой  категории

    ГБОУ СОШ с. Камышла

    Камышла 2014

    Пояснительная записка

    Программа элективного курса «Психология межличностных отношений» составлена с учетом программы по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных школ и с учетом федеральных компонентов Государственного стандарта основного общего образования. Курс позволяет провести специализацию внутри гуманитарного профиля  при построении индивидуальной образовательной траектории, в области психологии, социологии, педагогики, права.

    Программа включает пояснительную записку,  тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов, основные требования к знаниям и умениям обучающихся и список  использованной литературы.

    Актуальность. В ситуациях совместной деятельности между людьми возникают особые типы связей общения и взаимодействия, которые могут быть изучены только в системе психологического знания. В условиях ранней социализации личности знание путей самоорганизации, умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей способствуют творческим контактам, взаимопониманию, умению правильно вести себя в зависимости от ситуации, а также продуктивной организации своего поведения и, в конечном итоге, жизненным успехам. Насколько правильно умеет человек  выстраивать свои отношения с другими людьми, настолько он успешен в жизни. Не случайно новые федеральные образовательные  стандарты среди всех учебных действий обучающихся выделяют «коммуникативные универсальные действия как способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме».

    Программа курса «Психология межличностных отношений» не только актуальна для обучающихся в воспитании умения правильно строить отношения с людьми и культурно общаться, но и дополняет учебную программу по обществознанию по теме «Человек и другие люди» (7 класс), «Личность и общество» (8 класс), «Социальная сфера»(9-10 классы).

    Вместе с тем,  тема межличностных отношений является привлекательной для старших подростков, у которых ведущим видом деятельности является общение. Программа курса в определенной степени ориентирована на интерес обучающихся к данной теме и данный курс дополняет уроки обществознания своей прикладной направленностью. Изучение данного курса поможет обучающимся  открыть своё собственное неповторимое «Я», создаст условия для самоопределения и самореализации, поможет успешно взаимодействовать в социальной среде.

    Особенностью данного курса является интерактивный характер его занятий. Все занятия строятся как индивидуальные и парные тренинги, решение практических задач, деловые и ролевые игры, использование опыта проектной деятельности. Данный курс  позволяет школьникам поближе ознакомиться с наукой психологией и профессиями психолог и социолог  и рекомендуется для предпрофильного образования.

    Цель данной программы- познакомить обучающихся с основами психологии межличностных отношений, сформировать навыки социального ролевого поведения и научить основным правилам общения в разных ситуациях.

    Задачи курса:

    • помощь учащимся в оценке своих личных качеств
    • расширение знаний школьников в области социальных отношений в обществе
    • знакомство с закономерностями развития психики  и закономерностями общественного развития
    • дать учащимся  достаточный объем знаний, умений и навыков, которые  могут потребоваться им в жизни
    •   помочь в формировании и становлении как личности, ориентированной в реальной современной  жизненной обстановке, умению ориентироваться в конфликтных ситуациях.

    Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических  средств:  лекции, беседы, практикумы,  тренинговые занятия.

    Для реализации   данной программы основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ,  которые помогают учащимся применить изученные понятие на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение школьников в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими материалами, участие в различных упражнениях и ролевых играх. Предполагается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, семинар, проблемное изложение учебного материала. Используется различный дидактический материал: презентации, плакаты, видеоматериалы, информация из сети Интернет.

    Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения  результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности ЗУНов, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения.  Чтобы оценить, насколько учащиеся преуспели в освоении материалов программы, предлагается при осуществлении  контроля учитывать следующие факторы:

    - Результаты самостоятельных учебных исследований и их процесса;

    - Способность к сотрудничеству и работе в команде;

    - Умение вести дискуссию;

    - Способность к решению проблем;

    - Качество выполнения творческих работ;

    - Активность участия в ролевых, деловых играх и тренингах.

    Таким образом, предметом оценивания является уровень освоения способов, умений, необходимых для успешного взаимодействия  в социуме.

    Для оценки теоретических занятий проводится тестирование. Шкала оценок представлена в следующей таблице. Работа учащихся оценивается следующим образом:

    • зачет;
    • незачет.

    Итоговая оценка складывается из всех текущих.

    Лист контроля

    Название темы

    Кол-во заданий

    Макс. балл

    Набран. баллы

    Оценка

    В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом.

    Оценка «зачет» выводится при выполнении более 70 % заданий.

     Виды контроля - текущий, промежуточный   итоговый.  Промежуточный контроль  проводится в форме тестирования, анкетирования, защиты  реферата, творческого проекта. Текущий контроль поможет установить степень усвоения материала по каждой теме программы курса. Итоговый контроль проводится в форме небольшой конференции с выступлениями, защитой реферата – групповыми и индивидуальными, с последующим обсуждением (зачет). К рефератам учащихся установлены следующие требования:

    1. Объем не менее 10 страниц

    2. Наличие теоретической части по разбираемому вопросу

    3.  Разработка и проведение практического исследования, по разбираемому  вопросу

    4. Анализ полученных результатов

    5.Выводы

    Образовательные результаты

    Учащиеся в ходе изучения данного курса будут  иметь представление об основных проблемах межличностных отношений,  о наиболее важных  достижениях в области  социальной психологии, социальной философии,  иметь определенную позицию и  свою точку зрения по изучаемым вопросам, приобретенные знания и умения должны способствовать более успешной социализации выпускников школы.

            Учащиеся  будут  знать:

    - основные термины и понятия, описывающие человека и феномены социального мира: психология, личность, межличностные отношения, лидеры, социальные группы, социальные роли, средства общения, конфликты и пути выхода из конфликтов, социализация личности, вербальное и невербальное общение, формальные и неформальные группы, лояльность, толерантность, компромисс, психологические особенности личности,

    -закономерности общения и взаимодействия людей, социально-психологические  проблемы исследования личности, прикладная социальная психология

             Уметь:

    -выполнять практические задания с доступной социальной практикой с использованием причинно-следственного анализа

    -выбирать  верные  критерии  для сравнения, сопоставления и оценки объектов

    -искать и извлекать  необходимую  информацию из  разных источников

    -переводить  информацию  из одной знаковой системы в другую (из визуального ряда в текст)

    -объяснять изученные положения на конкретных примерах

    -оценивать свое  поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде

    -определять собственное отношение к поступкам и поведению других людей

    -ориентироваться в научных теориях и концепциях человека, адекватно использовать их в устной и письменной речи.

          Объяснять:

    -наблюдаемые и изучаемые явления и процессы

    Программа элективного курса по выбору  рассчитана на социально – экономический и гуманитарный профиль учащихся 10 класса,  в объеме 17 часов.

    Формы и методы работы

    Основными формами организации учебных занятий в курсе являются:

    1. Игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, актуализируются проживание некоторых феноменов внутреннего мира человека и дают возможность их наблюдать в данный момент.
    2. Работа с научными и публицистическими текстами
    3.  Дискуссии, беседы, лекции.
    4. Построение и проверка гипотез
    5. Проведение учебного исследования
    6. Деловые и ролевые игры

    Необходимое оборудование: компьютер, экран, проектор,  стенд с фотографиями лидеров в разных сферах общественной жизни, выставка проектов, памятки «Формула успеха», «Как укреплять свою коммуникабельность». Образцы почерка, стенд с фотографиями известных людей.

    Тематический планирование

    Тема

    Содержание  обучения  

    Виды деятельности

    Количество часов

    1

    Введение. Общая характеристика межличностных отношений.

    Межличностные отношения, личность, коммуникативные способности, социализация личности.  Отношения между людьми как предмет изучения социальной психологии, социологии и психологии личности

    Тест «Диагностика этики»

    1 час

    2

    Самосознание. «Я – концепция».

    Самосознание, самопознание, самооценка, идентичность, образ-Я, Я-концепция,

    Тест «Ваша индивидуальность»

    1 час

    3

    Самооценка человека и уровень его притязаний. Влияние профессии на стиль  и формы общения. Социальная роль

    Самооценка, потребности, социальная роль, виды, средства и формы общения статус личности.

    Практическая работа «Как себя оценить»

    1 часа

    4

    Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций.

    Виды конфликтов, пути выхода из конфликта, лояльность, толерантность, компромисс. Динамика конфликта. Принципы управления конфликтом. 

    Деловая игра «Пойми меня», «Коплемент»

    1 час

    5

    Виды общения. Особенности общения в современном мире

     Значение общения для развития индивида и общества.  Общение и деятельность. Виды общения: деловое, личностное, формальное и неформальное. Использование примеров из школьной жизни для иллюстрации различных видов общения.  

    Деловая игра «Ваши проблемные ситуации», «В порядке ли нервы»

    1 час

    6

    Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление. Правила общения

    Правила общения,

    Толерантность.  Понятие о психологической дистанции и пространстве общения. Социально-культурные нормы общения. Образование защитных барьеров.

     

    Игра- упражнение  на интонацию

    2 часа

    7

    Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды

    Социальная роль

    толерантность. Принадлежность человека к большим, малым и референтным группам. Вклад «социальных ролей» человека в формирование его личности.

    Упражнение «Проигрываем ситуации»

    1 час

    8

    Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника.

    Дискуссия

    Диспут, правила спора. Динамика большой группы: феномены внушения, паники, заражения. Социальный контроль. Санкции и власть.  

    Правила спора

     «Как противостоять речевой агрессии»  Тест «Проверь свою дружбу»

    1 час

    9

    Стереотипы  и «эффекты восприятия»

    Стереотип, идол, идентификация, эмпатия. Понятие этнического стереотипа

    Тест «Ваша воля», «Диагностика нравственной  самооценки», «Мое настроение»

    1 час

    10

    О чем говорят лица, позы и жесты людей

    Вербальное и невербальное общение. Интерпретация языка телодвижений. Контекст общения. Доверительность получаемой информации.

    Решение проблемных ситуаций «Угадай кто этот человек»

    1 час

    11

    О чем говорят рисунки и почерк человека

    Графология

    Практическая работа по образцам различных почерков Самостоятельная работа по фотографиям людей

    1 час

    12

    Популярные тесты «Сам себе психолог»

    тестирование «Мое состояние», «Моих десять Я», «Недописанный тезис»

    Практическая работа «Погружение в мир своего Я»

    1 час

    13

    Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня». Самопрезентация

    Презентация, самопрезентация,

    Лидер, харизма,

    Выполнение упражнения «Я такой и есть», эксперсс –анализ текста предвыборной программы лидеров

    2 часа

    14

    Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!»

    Формальны  и неформальные  группы

    Деловая игра  «Комплемент», викторнина «Что мы знаем о моде»

    1 часа

    15

    Итоговое занятие. Зачет

    Все понятия курса

    Защита проекта, реферата

    1 час

    Учебно- тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Форма контроля

    Всего

    Аудиторных

    Внеуадиторных

    Практическая работы

    Введение. Общая характеристика межличностных отношений.

    1

    1

    1

    Тест «Диагностика этики поведения»

    Самосознание. «Я – концепция».

    1

    1

    «Ваша индивидуальность»

    Самооценка человека и уровень его притязаний. Влияние профессии на стиль  и формы общения. Социальная роль

    1

    1

    1

    Приложение 1

    Приложение 5

    Блиц- викторина, притча.

    Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций.

    1

    1

    Историческая справка,  деловая игра

    «Комплимент», игра «Пойми меня»

    Виды общения. Особенности общения в современном мире

    1

    1

    Тест « Ваша проблемные  ситуации», «В порядке ли нервы»

    Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление. Правила общения

    2

    1

    1

    Игра – упражнение на интонацию

    Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды

    1

    1

    1

    Правила общения Д. Корнеги, А.Н. Кочетова

    Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника. Правила спора

    1

    1

    1

    Тест «Проверь свою дружбу»  Правила «Как противостоять речевой агрессии»

    Стереотипы  и «эффекты восприятия»

    1 час

    1

    1

    Игровой практикум «Мое настроение»

    О чем говорят лица, позы и жесты людей

    1 час

    1

    1

    «Угадай, кто этот человек»

    Самостоятельная работа по фотографиям людей

    О чем говорят рисунки и почерк человека

    1 час

    1

    1

    Упражнение «Мое состояние»

    Популярные тесты «Сам себе психолог»

    1 час

    1

    1

    Приложение 2

    Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня». Самопрезентация

    2 часа

    2

    1

    экспресс-анализ текста предвыборной программы  лидеров

    Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!»

    1 часа

    1

    1

    Приложение 3

    Викторина «Что мы знаем о моде»

    Итоговое занятие. Зачет

    1 час

    1

    1

    теоретический тест

    Итого

    17 часов

    10 часов

    7  часов

    Литрература:

    1. Андреенко И.А., Психология общения. -  М.: Эксмо, 2005. -232с.
    2. Андреева Г.М., Социальная психология.-  М.: Педагогика, 1988.- 155с.
    3. Грановская Р.М.,  Элементы практической психологии.- Л.: 1988.453с.
    4. Дж. Ди Читаем по лицу. Как узнать характер человека. -М., Мир книги, 2007. 34с.
    5. Кевин К.,Теории личности – М.: Центрполиграф, 2005.- 96с.
    6.  Кузина  С. А., Все врут! Учимся вычислять людей по их внешнему виду.  -М., Астрель, 2010
    7. Д. Карнеги  Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. –М., 1991
    8. Майерс  Д., Социальная психология.-  СПб.: Питер,2002.- 453с.
    9. Малкина  И.Г., Справочник практического психолога.- М.: Эксмо, 2005.- 160с
    10. Немов Р.С. Психология. Книга 1.- М. Владос, 2003.-324с.
    11. Петровский А.В. История советской психологии. Формирование основ психологической  науки.  -  М.: Издательство, 1967. - 181с.
    12. Прутченков А.С.,  «Трудное восхождение к себе».-М, 1995

    1.  Романова  Е.С., Графические методы в психологической диагностике. - М.: Мысль, 1996.- 237с.
    2.   Рудестам К. Групповая терапия. - СПб.: Питер,1998.- 123с.
    3.  Урбанович А.А., Психология управления. -   Минск. 2004.- 174с.
    4. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения, М., Просвещение, 2011 г.
    5. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, М. «Просвещение»,2010 г.

    Тематика рефератов и творческих проектов по курсу

    «Психология  межличностных    отношений»

     

    1. Высшие психические функции: проблема развития.

    2. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения

    3. Социальное развитие человека: хронологические  таблицы.

    4. Жизнедеятельность человека  и социальные роли.

    5. Социальные факторы, способствующие  виктимизации человека.

    6 .Актерское амплуа и тип доминирующей социальной роли человека в его деятельности.

    7. Основные этапы  развития социальных ролей человека.

    8. Социальная группа и ее особенности.

    9. Конформность и социальная группа.

    10. Межгрупповые отношения.

    11. Межэтнические взаимодействия и социальные  стереотипы.

    12. Межэтнические взаимодействия и социальные стереотипы.

    13.  Проблемы современного лидер

    14. Регуляция межличностных отношений.

    15.Типология уровней общения.

    16.Изменений в общении у школьников ХХI века.

    17. Манипулятивное общение.

    18.Социальная перцепция.

    19. Изменение социальных установок у Вас через 20 лет.

    20. Каузальная атрибуция в социальной перцепции.

    21. Имидж человека («разрыв достоверности»).

    22. Специфика социальной перцепции.

    23. Поведение и установки.

    24. Психология совместимости  людей.

    25. Типы трансакций и их влияние на межличностное общение.

    26.  Стратегия компромисса.

    27. Конфликт и  примирение.

    28. Коммуникация.

    29. Предрассудки: неприязнь к другим.

    30. Агрессия.

    31. Альтруизм


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс"Психология межличностных взаимоотношений"

    Элективный курс для учащихся 10-х классов (36 часов) Утвержден в АППО (Санкт-Петербург)...

    Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

    Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

    Программа элективного курса по русскому языку "Деловой этикет, или Язык деловых отношений"

    Программа  элективного курса для профильного обучения в старших классах предусматривает рассмотрение вопросов, связанных с особенностями  делового стиля общения....

    Тематическое планирование элективного курса по химии «Количественные отношения в химии».

    В свете современных задач средней общеобразовательной школы принципиально важное значение приобрела проблема интеграции содержания и методов обучения. Актуальность данной проблемы социально обусловлен...

    Рабочая программа элективного курса «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

    - определить круг самых влиятельных авторов международных отношений – в лице великих держав (империй) и на основе их национально-государственных интересов и особенностей дипломатии охарактеризовать их...

    Программа элективного курса по обществознанию и праву «Азбука общественных и правовых отношений»

    Данная программа создана для учащихся 11 класса общеобразовательных школ.  Программа рассчитана на один год обучения. Актуальность программы определяется потребностью овладения основными ключевым...

    Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс

    Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...