Карта инновации
методическая разработка по обществознанию по теме

Михайлова Валентина Сергеевна

Инновационный опыт учителя направленный на  повышение качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_innovatsii.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Карта инновации

Название инновации : Формирование  навыков проектно- исследовательской деятельности  учащихся  на уроках    обществознания».

Ф.И.О. разработчика инновации ОУ:  Михайлова Валентина Сергеевна,

 учитель обществознания  ГБОУ СОШ с. Камышла

Показатели

Критерии

Содержание      критерия

теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность (необходимость внедрения инновации);

Проектная  деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Проектная деятельность как в урочное и внеурочное время   позволяет учащимся выбрать область интересов, развить свои способности. Применение метода проектов  сегодня в  школе   позволяет  переориентировать обучения со знаниевой на  компетентностно –ориентированную систему.  Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков происходит развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не могут быть получены.

  • целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.);

  • область  применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление)  

Метод проектов позволяет формировать  не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, учит  мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, формирует  у  современного школьника  готовность к саморазвитию, самообразованию, социализации:

1. обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для  их достижения и оценивать результаты  этой деятельности;

2. формирование личностных качеств – мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов  деятельности;

3.формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.

        новизна

  • степень оригинальности инновационных подходов;

своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;

реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм  и способов организации деятельности

В основе  инновации  лежит  проектный  метод как способ формирования у учащихся   исследовательской культуры, включающей комплекс умений самостоятельно творчески осваивать, конструировать и переконструировать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Новизна опыта  заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных мыслительных возможностей каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся  на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя. Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Навыки проектно-исследовательской деятельности я начинаю формировать постепенно. На начальных этапах считаю эффективными различные педагогические ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать способы приобретения знаний и опыта, побуждающие обучающегося задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное. Рецензирование ответов одноклассников то же связано с экспертизой, активным поиском правильного и более точного ответа. Главной целью  является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Важно вести детей к обобщениям, учить не только  иллюстрировать теоретические понятия, но пользоваться ими как инструментом познания.

В своей практике я использую различные формы организации проектно –исследовательской деятельности  учащихся: урок, элективный курс, научное ученическое общество, а так же различные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Наряду с уроком в традиционной форме применяю урок – конференцию, урок – исследование, урок- поиск, урок-защита идей, урок- ролевая игра и т. д. Основой обучения является сотрудничество, развитие  познавательных интересов.

Проведение интегрированных занятий,   ролевых и деловых игр, экскурсий, практических занятий.

 Ведущими формами деятельности являются  тренинги,  обучение в сотрудничестве, работа в группах, проектирование, самостоятельная работа.

образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;

  •  способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

При организации  образовательного процесса складывается новая система взаимоотношений между учителем и учеником. Формируются «субъектно-субъектные отношения», что способствует изменению педагогического стиля, его демократизации. Происходит «приращение» новых педагогических техник и методик в моем педагогическом опыте, основанных на компетентностно-ориентированном подходе и направленных на формирование исследовательских навыков учащихся.  Увеличивается мотивация к самообразованию и повышению квалификации. Возрастает готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег.

     Основные способы выявления профессиональной компетенции: самоанализ занятий, подготовка портфолио,  мониторинг результативности курса  и коррекция методов и приемов организации занятий, подготовка публикаций и выступлений на МО, педсовете, конференциях различного уровня.

качество инновационного процесса

  • технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм,  сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);

  • наличие диагностического инструментария реализации инновации;

  •  влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование   профессиональных  компетенций личности

2011 -2012 учебный  год - разработка  элективного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности », подбор методик  обучения  с учетом особенностей учащихся старшей  школы;

2012- 2013 уч. год  -  реализация элективного курса  в образовательном процессе, отчет об эффективности реализации программы на МО учителей истории и обществознания.  

2013-2014- мониторинг результативности элективного курса . Анализ результативности на педсовете.

 Основными формами диагностики результативности являются  участие   учащихся в различных  творческих конкурсах,  повышение процента качества обученности проведение анкетирования и психологического мониторинга с целью выявления уровня   мотивации к обучению.

   

 Владение учителем методиками личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, технологиями  метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровыми, владение ИКТ.  Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

результативность инновации

  • возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов  запланированным
  • эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования;  внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
  • отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)

Наши проекты:

 «Анвар Давыдов- певнц родного края» ( поисково  – исследовательская работа о  поэте – земляке Анваре Давыдове) ,

 «С живописью на всю жизнь»  ( поисково  – исследовательская работа о жизни и творчестве художника – земляка Халиуллина Наиля Набиулловича),

«Истрия нашей школы» ( поисково  – исследовательская работа о истории создания школы в селе Камышла.)

«Проблема пресной воды в селе Камышла»     

 (  исследовательская работа )

Достижения моих учащихся.

Год

Название конкурса

Ф.И участника, класс

Результат

2012

Областной конкурс творческих работ  

Сабирова Алина

победитель

2013

Муниципальный тур конкурса творческих работ учащихся «Интеллект, творчество, фантазия»

Сафин Ильдар, Гилязов Филат

2 место

   Используемые  методы и технологии реализации элективного курса  позволили уже после года апробации достигнуть  определенных  результатов:

  1. На основании анализа деятельности учащихся отмечено наличие следующих изменений:
  • Повышение мотивации к обучению
  • Повышение  качества обученности

  2. Метод наблюдения позволил установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, сформированности навыков рефлексии, креативности.

Формируется  банк информационных ресурсов, проектов учащихся. Подготовлены выступления на родительском собрании, педсовете, межрегиональной научно-практической конференции «Комплексный подход к развитию одаренности учащихся: опыт реализации»

Опытом работы я делюсь со своими коллегами

- на заседаниях МО и  о районном МО учителей истории и обществознания,

- на семинарах учителей истории и обществознания,

-на педагогическом совете.