тесты по обществознанию
тест по обществознанию (9 класс) на тему

Иванова Анастасия Александровна

Тесты можно использовать для подготовки к ОГЭ или для контроля на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вариант 1.

А 1. Оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении, называется

1) ценность              2) адаптация                  3) престиж                             4)санкция

А 2. В истории есть огромное количество примеров, когда простолюдины становились генералами. В данном случае армия выступает в качестве

1) социальной адаптации            3) социальной детерминанты

2) социального лифта                 4) социального контроля

А 3.  После окончания университета К. устроился менеджером в небольшую частную фирму. Через некоторое время он перешел работать топ-менеджером в крупнейшую на Юге России холдинговую компанию. Эту ситуацию можно рассматривать как пример

1) горизонтальной социальной мобильности                    2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации                                            4) профессиональной дифференциации

А 4. Отношения между людьми (или группами людей), которые осуществляются в соответствии с законами социальной организации общества, называются

1) социальными отношениями                          2) социальными структурами

3) социальной интеграцией                               4) социальной дифференциацией

А 5. Распределение общественных групп в иерархически упорядоченной последовательности называется

1) адаптацией      2) стратификацией                     3) мобильностью                  4) социализацией

А 6. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А 7. К функциям семьи относится

1) воспитание законопослушного поведения у детей

2) определение размера коммунальных платежей

3) установление стандартов школьного образования

4) определение минимального размера оплаты труда

А 8. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает два основных элемента:

1) власть и действия                            2) нормы и санкции

3) ожидания и мотивы                        4) статусы и роли

А 9. Существуют правила окончания телефонного разговора:

Первым кладет трубку тот, кто позвонил. Мужчина, который позвонил женщине, ждет, когда женщина первой положит трубку.

Если начальник позвонил своему подчиненному, то последний ждет, когда положит трубку начальник.                       К какому типу социальных норм их можно отнести?

1) нормы этикета                         2) обычаи               3) нормы права                           4) традиции

А 10. Социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам, называются

1) социальной мобильностью      3) социальным неравенством

2) социальным статусом              4) социальными отношениями

А 11. Какое суждение является верным?

А. Р. и П. вступили в брак, образовали семью, стали жить отдельно от родителей — это пример горизонтальной мобильности.

Б. Примером горизонтальной социальной мобильности является  получение рабочим руководящей должности на предприятии  в связи с окончанием вуза.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

А 12. Какое суждение является верным?

А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы, называется  девиантным.

Б. Любое проявление девиантного поведения является преступлением.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                       4) оба суждения неверны

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. Развитие межнациональных отношений в современном мире связано с двумя тенденциями — межнациональной интеграции и национальной дифференциации. Б. На наш взгляд, они действуют постоянно, но не бесконфликтно. В. Обострение национального вопроса связано с противоречиями между нарастающей научно-технической революцией, требующей максимального кооперирования, международного разделения труда, и национальной самобытностью государств и народов. Г. Между самими национальными государствами возникают противоречия в связи с наличием специфических интересов: использование природных ресурсов, транспортных коммуникаций. Д. Причины обострения конфликтов носят политический, экономический, демографический характер.

Определите, какие положения носят

1) фактический характер                                 2) характер оценочных суждений

Запишите под буквой положения цифру, обозначающую его характер.

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Социальное неравенство характеризует относительное положение отдельных личностей и социальных ***(А). Конкретные групповые или индивидуальные ***(Б) признаны членами общества и в общественном мнении им приписана некая значимость. Социальное неравенство в современном обществе чаще всего понимается как ***(В) — распределение общественных групп в иерархическом порядке. Понятие «средний класс» описывает такое социально комфортное положение, как экономическое благополучие, наличие собственности, ценимая в обществе ***(Г), гражданские права. Социальное неравенство определяется прежде всего значимостью и ***(Д) функций, выполняемых для общества. В современном обществе профессия становится определяющим критерием социального *** (Е)

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) статус                                           2) группа                              3) критерий

4) расслоение                                  5) профессия                        6) престиж

7) авторитет                                    8) стратификация                 9) мобильность

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о факторах, воздействующих на социальную мобильность

Вариант 2.

 А 1. Профессия программиста сегодня является особенно востребованной. Степень ее престижности определяется

1) высшими учебными заведениями                    2) администрацией предприятия

3) обществом                                                          4) законами

А 2. Действие какого социального лифта ограничивал «Циркуляр о кухаркиных детях», принятый в России в 1886 г.?

1) армия                        2) церковь                               3) школа                        4) брак

А 3. Примером горизонтальной социальной мобильности является

1) получение очередного офицерского звания

2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность

3) выход на пенсию

4) переезд в другой город

А 4. Столкновение противоположных целей, мнений и взглядов субъектов взаимодействия — это

1) социальный контроль             3) социальная интеграция

2) социальная адаптация             4) социальный конфликт

А 5. Укажите признак, характерный для всех видов социальных норм.

1) закрепление в соответствующих нормативных актах, законах

2) передача из поколения в поколение в виде неписанных норм и правил

3) выполнение роли регулятора поведения людей

4) обеспеченность силой государственного принуждения

А 6. Какой признак необходимо указать для того, чтобы подтвердить, что семья Васильевых является расширенной?

1) Васильевы Н. и М. проживают в зарегистрированном браке более 15 лет

2) Васильевы Н. и М. имеют двух несовершеннолетних детей

3) Семья Васильевых состоит из супругов Васильевых, их детей, а также родителей супруги Н.

4) Васильевы имеют собственный бизнес

А 7. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, — это...

1)        род               2)  семья                                 3) сословие                 4)  элита

А 8. Деятельность общества по предписанию и поощрению должного поведения его членов и применению санкций к нарушителям принятых норм называется

1) социальным контролем

2) социальной дифференциацией

3) социальной стратификацией

4) социальным прогрессом

А 9. «Приветствуя женщину или старшего по должности, мужчина должен встать. Женщина в деловой обстановке также приветствует входящего сотрудника вставая, если он выше по должности» К какому виду социальных норм относится данная норма?

1) обычай           2) норма права                            3) традиция                                     4) этикет

А 10. Тенденциями развития наций и межнациональных отношений являются

1) централизация и децентрализация                   2) бюрократизация и демократизация

3) интеграция и дифференциация                         4) коллективизация и индивидуализация

А 11. Какое суждение является верным?

А. Кардинальная смена или потеря профессии человеком всегда влечёт за собой изменения в его социальном статусе.

Б. В результате изменения социального статуса меняются социальные роли человека.

1) верно только А                         3) верны оба суждения

2) верно только Б                         4) оба суждения неверны

А 12. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может быть полезно для общества.

Б. Проявлением позитивного отклоняющегося поведения в обществе является научно-изобретательская деятельность.

1) верно только А                        3) верны оба суждения

2) верно только Б                        4) оба суждения неверны

В 2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено буквой.

А. На наш взгляд, девиантное поведение очень сильно отличается от требований социальных норм. Б. Оно влечет за собой применение санкций — от пожелания исправиться до наказания и изоляции нарушителя от общества. В. Оценка поведения человека как «девиантного» чрезвычайно зависит от эпохи, сложившихся в обществе норм и ценностей: то, что девиантно сегодня, может стать нормой завтра. Г. В социологии называется несколько причин девиантного поведения: биологические (врожденная предрасположенность части людей к алкоголизму, наркомании, преступности); психологические (связаны с психическими отклонениями личности); социальные (невозможность позитивной самореализации личности)..

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер                                  2) характер оценочных суждений

В 3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

Обострение национальных отношений выливается в ***(А). Это такая форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по ***(Б) признаку. Наиболее распространенными их причинами являются нарушение ***(В) представителей той или иной нации, нарушение справедливости и ***(Г) в межнациональных отношениях. Межнациональные конфликты могут быть урегулированы только средствами ***(Д) — системой мер, осуществляемой государством, направленных на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений. Ее стратегия в РФ разработана и обоснована в Концепции национальной политики и Государственной программе национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России. Стратегической целью является укрепление единства и сплоченности всех народов па основе национального возрождения и межнационального сотрудничества, упрочение ***(Е) и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности ~~ россияне.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

1) унитарное государство                           2) межнациональные конфликты .

3) права человека                                        4) национальная политика

5) этнический                                              6) федеративные отношения

7) государство                                             8) административно-командные методы

 9)толерантность

Часть 3 (задания уровня С)

1.Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «молодежь»? Составьте два предложения, раскрывающих сущность проблем современной молодежи.

Ответы на задания:

Вариант 1.

Часть А

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7        

8        

9        

10        

11        

12

3

2        

2        

1        

2        

2        

1        

2        

1        

3        

1        

1

Часть В.

В 1.  1

В 2.

А        

Б        

В        

Г        

Д

1        

2        

1        

1        

4

В 3.

А        

Б        

В        

Г        

Д        

Е

2        

1        

8        

5        

6        

4

Часть 3 (С).

С 1. Социальная мобильность  - изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Предложения, отражающие факторы: субъективные – осознание человеком своего социального происхождения, политика  государства.

Вариант 2.

Часть А

1        

2        

3        

4        

5        

6        

7        

8        

9        

10        

11        

12

3        

3        

4        

4        

3        

3        

2        

1        

4        

3        

3        

3

Часть В.

В 1.  3

В 2.

А        

Б        

В        

Г

2        

1        

2        

1

В 3.

А        

Б        

В        

Г        

Д        

Е

2        

5        

3        

8        

4        

6

Часть 3 (С).

С 1. Молодежь - это демографическая группа в обществе, образованная по возрастному критерию, объединяющая сверстников от 16 до 25 лет.

Предложения, отражающие проблемы: недостаточная адаптация в обществе, связанная с малым жизненным опытом, безработица, отсутствие жилья и т.д.; группа социального риска, молодежные субкультуры и т.д.



Предварительный просмотр:

1. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные интересы людей в различных сферах.

Б. Гражданское общество предполагает автономность организаций граждан, действующих на принципах самоорганизации и самоуправления.

           1) верно только А            2) верно только Б

           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

2. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.  (А)Одним из проявлений народовластия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. (Б)Досадно, что не все граждане понимают значение выборов и некоторые уклоняются от участия в них. (В)Вероятно, в этой ситуации есть вина государства, политических партий, прессы, которые не смогли привлечь граждан к активному участию в политической жизни.

Определите, какие положения текста

 1) отражают факты          2) выражают мнения

3. Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни в демократическом обществе?

А. Формой непосредственного участия граждан в политической жизни является общественное обсуждение законопроекта. Б. Граждане могут участвовать в политической жизни, обращаясь в государственные органы.

           1) верно только А              2) верно только Б

           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

4. В государстве Z состоялись выборы, в которых приняло участие около половины граждан, обладающих правом голоса. Какая информация позволит сделать вывод, что выборы носили демократический характер?

           1) Избиратели выбирали из нескольких альтернативных кандидатов, предлагающих свои программы.

           2) Избиратели должны были узнать мнение властей о каждом из кандидатов.

           3) Участвовать в выборах могли только те, кто имел постоянную работу.

           4) Члены правящей партии получили дополнительное число голосов на выборах.

5. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? А. Становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства. Б. Гражданское общество представляет собой совокупность инициативных объединений граждан.

           1) верно только А            2) верно только Б

           3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны

6. В государстве Z члены парламента могут пригласить на своё заседание любого министра с отчётом о работе. В свою очередь правительство имеет право обратиться в Конституционный суд для установления соответствия закона, принятого парламентом, конституции страны. Президент может отправить правительство в отставку. Перечисленные факты свидетельствуют о том, что в государстве Z

           1) сложилась федеративная республика

           2) президент обладает всей полнотой власти

           3) существует разделение властей

           4) законодательная власть подчиняется исполнительной

7. Верны ли следующие суждения о разделении властей?  А. Разделение властей предполагает выделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.Б. Парламент представляет исполнительную власть.

           1) верно только А             2) верно только Б

           3) верны оба суждения    4) оба суждения неверны

8. К демократической процедуре выборов относят

           1) предоставление дополнительного голоса сотрудникам правоохранительных органов

           2) наличие образовательного ценза для избирателей

           3) свободное и добровольное участие в выборах

           4) выдвижение на выборах одного, наиболее достойного кандидата

9.  Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество — это сфера действия государственных органов власти.

Б. Гражданское общество — сферы жизнедеятельности общества, в которых личность и добровольные организации граждан ограждены от прямого вмешательства властей.

1)Верно только А.                         2) Оба суждения неверны.

3)Верно только Б                4) Оба суждения верны.

9. Приведите по одному примеру общественных организаций в экономической сфере и сфере духовной культуры (всего два примера)

10. Докажите, что становление гражданского общества неразрывно связано с правовым государством. Может ли сложиться гражданское общество в государстве с тоталитарным политическим режимом?

11.Социологической службой страны  Z был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какова степень Вашего участия в политической жизни общества?» Результаты опроса представлены в виде таблицы.

Ответы граждан

% ответивших

Хожу на выборы

50%

Являюсь членом политической партии

5%

Политикой не интересуюсь

25%

Читаю партийную прессу

10%

Посещаю митинги и демонстрации

10%

12. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Большинство граждан не интересуются политикой.
  2. Одинаковое количество опрошенных читают партийную прессу посещают демонстрации.
  3. Четверть опрошенных не интересуется политикой.
  4. Наиболее популярная форма участия в политической жизни с опрошенных — выборы.
  5. Около трети опрошенных состоят в политических партиях.

13. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и комментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов  непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации'.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Количество граждан, интересующихся политикой, намного превышает количество граждан аполитичных.
  2. Около половины граждан страны состоят в политических партиях
  3. Половина граждан считает выборы важным событием политической  жизни.
  4. Люди в стране Z  не принимают участия в политической ж страны.

5)Большинство граждан страны  Z — активные участники демонстраций

14. Верны ли суждения о выборах?

А. Выборы в демократическом государстве являются всеобщими. Б. В демократическом государстве все граждане, независимо от во та, участвуют в выборах.

  1. Верно только А.        3) Оба суждения неверны.
  2. Верно только Б.        4) Оба суждения верны.

15. Что является препятствием для избрания депутатом Государственной Думы РФ?

  1. Пол                   2) национальность          3)вероисповедание 4)возраст моложе 21 года

16. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено —' буквой.

(А) Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают на референдуме. (Б) Референдум — всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. (В) Это, определённо, наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.   Определите, какое(ие) положение(я) текста

1) отражают факты        2) выражают мнения

17. Верны ли суждения о выборах?

А. Всеобщее избирательное право является признаком демократии.

Б. В демократическом государстве выборы производятся путем тай] голосования.

  1. Верно только А.        3) Оба суждения неверны.
  2. Верно только Б.        4) Оба суждения верны.

18. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечены буквой

(А) Избирательным правом называются принципы и условия участ: граждан в формировании выборных органов. (Б) Избирательное пра может быть ограничено цензами. (В) Очевидно, что в демократическ: государствах допустим лишь возрастной ценз.

19.  Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым

 в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни,

 в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», –когда люди  смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.

Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования.

(Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

 Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


20. Какие причины низкой политической активности граждан в странах  с развитой демократией выделяет автор?  Приведите две такие причины.

21. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования.

22. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших

 в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста,  который указывает причины сложившейся   в стране Z ситуации.

23. Автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». Приведите два аргумента (объяснения) в защиту  авторской  позиции.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первоначально термин «культура» обозначал: хорошие манеры; семейные традиции; систему ценностей общества; возделывание земли.

Слайд 2

Верны ли следующие суждения о составляющих куль­туры? А. Культура народа включает в себя нормы и ценности, с помощью которых регулируются отношения между людьми. Б. Культура народа включает совокупность всех создан­ных им материальных ценностей. Верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Слайд 3

Совокупность культурных черт или элементов, возник­ших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных, называется : культурное наследие; культурный комплекс; культурные универсалии; духовная культура.

Слайд 4

Артефакты : созданы природой; созданы человеком; не представляют какой-либо ценности; относятся к нематериальной культуре.

Слайд 5

Культурным наследием является : обычай кровной мести; древнерусские былины; современный молодежный сленг; современный модный телесериал.

Слайд 6

К культурным универсалиям не относится : похоронный ритуал; кочевой образ жизни; игры; личное имя.

Слайд 7

Найдите черты сходства и отличия духовной и политиче­ской сфер общества. Находится в развитии; является подсистемой общества; создает культурные ценности; регулирует отношения между государством и обще­ством; включает в себя деятельность религиозных организаций.

Слайд 8

Найдите в предложенном списке области духовной сферы общества. Наука; сословие; производство; религия; искусство.

Слайд 9

Соотнесите виды культуры и их примеры: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца. Виды культуры Примеры А) Материальная 1) Симфония культура 2) Скульптура Б) Духовная 3) Рукопожатие при встрече Культура 4) Перстень 5) Церемония вступления в брак

Слайд 10

Все перечисленные ниже термины, за исключением одно­го, относятся к духовной сфере общества. Школа, больница, музей, библиотека, церковь.

Слайд 11

Принятая в определенных социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое, называ­ется: увлечение; право; привычка; этикет.

Слайд 12

Верны ли следующие суждения о санкциях? А. Санкции возникают только при нарушении правовых норм. Б. Нарушение любой культурной нормы ведет к возник­новению определенной санкции. Верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Слайд 13

Студентка А. каждое утро просматривает по газетам ново­сти бизнеса и, тренируя ум, производит устные расчеты. Это проявление: коллективной привычки; индивидуальной привычки; традиции; обычного права.

Слайд 14

Элементы культуры, связанные с индивидуальным выбо­ром человека, называются: традиции; обычаи; увлечения; нормы права.

Слайд 15

Верны ли следующие суждения о моде? А. Мода передается из поколения в поколение и не под­вержена изменениям. Б. Модой называют какие-либо массовые увлечения насе­ления. Верно только А; верно только Б; верны оба суждения; оба суждения неверны.

Слайд 16

Найдите черты сходства и отличия между традициями и нормами обычного права. Одобряются обществом; определяют порядок поведения людей; санкционируются государством; служат основой для юридических законов; являются социальной нормой.

Слайд 17

Найдите в предложенном списке характеристики манер. Элемент культуры; основаны на обрядах; основаны на привычках; представляют собой внешние формы поведения человека; усваиваются только стихийно.

Слайд 18

Соотнесите понятия и их определения: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца. ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ А) Ритуал. 1 ) Особо оберегаемые и высокочти - Б) Нравы. мые обществом массовые образцы В) Обряд. действий . Г) Привычки. 2) Стилизованный и тщательно подобранный набор жестов и слов , испол­няемый особо избранными и подго­товленными для этого лицами. 3)Установившаяся схема поведения в определенных ситуациях. 4)Массовые действия, установлен­ные обычаем или ритуалом

Слайд 19

Все перечисленные термины, за исключением одного относятся к понятию «культурные нормы» Церемония, санкция, нравы, обычное право , традиция .