Рабочая учебная программа по обществознанию для СПО 117 часов
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Языкова Лариса Васильевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС технического профиля по специальностям СПО: 

 260807  Технология продукции общественного питания

 110809  Механизация сельского хозяйства  

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, базовая учебная дисциплина, технический профиль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvu.docx70.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зимовниковский сельскохозяйственный техникум имени Бабаевского П.А.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

(ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)

для специальностей:

            260807   Технология продукции общественного питания

          110809    Механизация сельского хозяйства

 

 

Зимовники, 2014


ОДОБРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО

с целью практического применения МК  дисциплин

общеобразовательного цикла

Протокол № ___ от __________ 2014 г.

Председатель МК

_____________Л.В.Языкова

СОСТАВЛЕНА                                                    

в соответствии  с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

                                                                      УТВЕРЖДАЮ                                      

                                                                      Заместитель директора по УМР

                                                                             _______________  Е.А. Дорошенко

Разработчик:

преподаватель  первой квалификационной категории

ГБПОУ РО «ЗСХТ»                                                                    Л.В. Языкова

Рецензенты:

1. Степкина С.Н – преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗСХТ»  

    2. Метелкина Ж.С. - к.и.н., ст. преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ  

Рецензия

на рабочую программу учебной дисциплины «Обществознание» (включая экономику и право) разработанную преподавателем ГБПОУ РО «ЗСХТ» Языковой Л.В.

Рабочая программа учебной дисциплины Обществоведение разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

В основу данной программы положена примерная программа авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.

Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, рецензию, тематический план, содержание программы, список литературы.

Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В программе отражается основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает изучение тем по экономике и праву.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание обеспечивает углубленное изучение некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Рецензент _________________

Степкина С.Н – преподаватель I квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗСХТ»

   

Рецензия

   на рабочую программу учебной дисциплины «Обществознание»         (включая экономику и право) разработанную преподавателем

ГБПОУ РО «ЗСХТ» Языковой Л.В.

Рабочая программа учебной дисциплины Обществоведение разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

В основу данной программы положена примерная программа авторов Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, А.Ю. Лазебниковой.

 Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, рецензию, тематический план, содержание программы, список литературы.

Согласно государственному образовательному стандарту учебная дисциплина обществознание представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.  Программа учитывает изучение тем по экономике и праву.

Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание дисциплины обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и других дисциплин.

Требования к уровню подготовки студентов дают более конкретные представления о том, что именно должны знать обучающиеся, какие умения должны быть сформированы в ходе курса.

Контроль знаний проводится преимущественно в форме тестов, контрольных работ, подготовки рефератов, докладов, сообщений.

Рецензент ____________

Метелкина Ж.С. - к.и.н., ст. преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ  

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

6

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

22

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

24


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС технического профиля по специальностям СПО:  

           260807  Технология продукции общественного питания

 110809  Механизация сельского хозяйства        

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, базовая учебная дисциплина, технический профиль.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Рабочая  программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  •      формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

В результате изучения учебной дисциплины «обществознание» студент  должен знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студент должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальная  учебная  нагрузка:   176 часов,

в том числе:

обязательная  аудиторная учебная нагрузка:  117  часов;

самостоятельная  работа:  59 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

Контрольные работы

6

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

реферативная работа

12

исследовательская работа

10

подготовка презентаций

8

работа с информационными источниками

21

творческие задания

8

Итоговая аттестация - экзамен                                                        

6

 


Тематическое планирование по дисциплине «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем

часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1

1

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования общества. Значимость социального знания.

1

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

1

Раздел 1.     Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе

21

Тема 1. 1.   Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Содержание учебного материала

12

 

1.

Философские представления о человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Философские представления о социальных качествах человека. Науки о человеке. Цель и смысл жизни человека. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

2

2.

Человек, индивид, личность. Человек, индивид, личность. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

3.

Социализация личности. Социализация личности. Этапы социализации. Агенты социализации. Самосознание и социальное поведение.  Самореализация.

4.

Деятельность человека. Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности. Виды деятельности. Мотивы деятельности. Творчество. Потребности, способности и интересы. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

5.

Деятельность и мышление. Деятельность и мышление. Познание чувственное и рациональное: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

6.

Выбор профессии.  Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

7.

Свобода человека. Свобода человека и ее ограничители. Свобода и ответственность. Выбор и ответственность за его последствия. Свободное общество. Гражданские качества личности.

8.

Социальное развитие. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Социальные процессы в современной России.

9.

Молодежная среда и ее проблемы. Молодежь как социальная группа. Проблемы межличностного общения в молодежной среде.  Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми);

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

6

Тема 1.2.Общество как сложная система

Содержание учебного материала

9

 

1.

Общество как сложная динамическая система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Общество и природа. Общество и культура.  Противоречивость воздействия людей на природную среду.

2

2.

 Социальные институты. Основные институты общества: институт семьи и брака, политические институты, экономические институты, институты образования, науки и культуры, институт религии. Функции социальных институтов.

3.

Цивилизация и формация. Цивилизация и формация. Типология обществ. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) и его основные признаки.

4.

Эволюция и революция. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие прогресса и регресса. Общественный прогресс и регресс. Критерии общественного прогресса. Критерии социального прогресса.

5.

Глобализация современного общества. Многовариантность общественного развития. Особенности современного мира. Целостность и противоречивость современного мира. Процессы глобализации.

6.

Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы. Проблема Севера и Юга. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Экологическая проблема. Демографическая проблема.

7.

Контрольная работа по разделу № 1

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

4

 

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества

15

Тема 2.1.  Духовная культура личности и общества.

Содержание учебного материала

4

1-2

Культура и духовная жизнь общества. Понятие о культуре и субкультуре. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

2

3-4

 Многообразие культур. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Учреждения культуры.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях культуры и субкультуры,

- сообщения о типах и видах культуры;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

Содержание учебного материала

4

 

1.

Познание и знание. Познание и знания. Понятие истины, ее критерии. Особенности научного мышления.

2

2.

Многообразие человеческого знания. Виды человеческих знаний.

3.

Наука. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.

4.

Образование. Образование как способ передачи знаний и опыта.  Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

2

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры

Содержание учебного материала

7

 

1-2

Мораль. Мораль и право. Этика. Профессиональная этика. Идеалы. Нравственность. Нравственные категории. Основные принципы и нормы морали. Смысл жизни.

2

3-4

Религия. Вера и верования. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Мировые религии. Религиозное и светское сознание. Религиоведение. Теология. Свобода совести. Вера и верования.

5-6

Искусство. Искусство и его роль в жизни людей. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. Особенности искусства. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

7

Контрольная работа  по разделу № 2

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

3

Раздел 3. Экономика

22

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

Содержание учебного материала

6

 

1-2

Экономика: наука и хозяйство. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика  и политика. Материальные и духовные потребности.

2

3-4

Типы экономических систем. Типы экономических систем. Традиционная экономика. Централизованная (командно - административная) экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.

5

Человек в системе экономических отношений. Рациональное поведение потребителя. Рациональное поведение производителя. Защита прав потребителя. Экономическая свобода. Экономическая культура

6

Бюджет семьи. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Обязательные и произвольные расходы. Сбережения.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

3

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Содержание учебного материала

6

 

1-2

Рыночные отношения в экономике. Рынок и его роль в экономической жизни. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры. Совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Факторы производства. Издержки, выручка, прибыль.  

2

3-4

Бизнес в России. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Банковский кредит. Производительность труда. Разделение труда, специализация и обмен. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга.

5-6

Экономика и государство. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Основы налоговой политики государства. Государственный бюджет. Государственный долг.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

3

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция

Содержание учебного материала

6

 

1-2

Экономический рост и развитие. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рос. Экономические циклы. Измерители экономической деятельности.  Понятие ВВП, его структура и динамика.

2

3-4

Рынок труда. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Заработная плата. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости.

5-6

Финансы в экономике. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях экономики, рыночной системы.

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

3

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала

4

 

1

Становление рынка в России. Становление современной рыночной экономики России. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

2

2-3

Мировая экономика. Что такое Мировая экономика. Международное разделение труда. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли.

4

Контрольная работа по разделу № 3

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях международной экономики и ее влияния на экономику РФ

2

Раздел 4. Социальные отношения

18

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Содержание учебного материала

6

 

1-2

Социальные отношения. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Многообразие социальных групп. Социальное равенство, социальное неравенство. Социальная структура общества. Социальная стратификация.

2

3-4

Социальная мобильность. Социальная мобильность. Открытое и закрытое общество. Каналы социальной мобильности. Горизонтальная мобильность. Вертикальная мобильность.

5

Социальная роль. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

6

Социальный статус. Социальный статус и престиж. Врожденный, наследственный и  приобретенный социальный статус Престижность профессиональной  деятельности.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

3

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала

4

 

1-2

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.  Социальные нормы и девиация. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Преступность. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

2

3-4

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

2

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала

8

 

1-2

Демографическая ситуация в России. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Статистические данные последней переписи населения в России.

2

3-4

Молодежь как социальная группа. Молодежь как социальная группа. Молодежные субкультуры и их особенности. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.

5-6

Нации и межнациональные отношения. Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Национальное самосознание. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Межнациональные отношения, антисоциальные конфликты, пути их разрешения.

7

Семья в современной России. Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современной России. Бытовые отношения. Семья и брак. Права и обязанности супругов. Виды неполных семей. Проблема неполных семей.

8

Контрольная работа по разделу № 4.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

4

Раздел 5. Политика как общественное явление  

16

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала

6

 

1.

Политика и власть. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства:  формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.

2

2.

Политическая система. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Типология политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический режимы.

3.

Демократия. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Гражданское общество и правовое государство, понятие и признаки. Международные документы о правах человека. Защита прав. Местное  Демократические перемены в России.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

3

Тема 5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала

10

 

1

Участие гражданина в политической жизни. Сущность политического процесса. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства.

2

2

Гражданское общество и государство. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Современные политические идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология.

3-4

Демократические выборы и политические партии. Демократические выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Избирательная система. Типы избирательных систем. Политические партии и движения, их классификация. Многопартийность и партийные системы.

5-6

Политические партии России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Политические партии России. Политические программы партий. Избирательная кампания в Российской Федерации.

7

 СМИ и политика. Четвертая власть: Средства массовой информации современного общества. Политическая пропаганда. Функции СМИ в современном обществе. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

8

Контрольная работа по разделу № 5

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных политических ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных политических  ролей;

– изложение и аргументация собственных суждений о политических  реалиях и явлениях общественной жизни;

5

Раздел 6. Право

24

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала

6

 

1-2

Право в системе социальных норм. Юриспруденция как общественная наука. Основные признаки права. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, нормы и отрасли права.

2

3-4

Источники права. Основные формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

5-6

Правоотношения и правонарушения. Правоотношение. Правонарушение. Виды противоправных поступков. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи. Система судебной защиты.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

3

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Содержание учебного материала

8

 

1-2

Конституционное право. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Основные конституционные права и обязанности граждан в России.

2

3-4

Система государственных органов РФ. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Законотворческий процесс в РФ. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.

5-6

Гражданин Российской Федерации. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Права и обязанности  граждан РФ. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Воинская обязанность. Основания отсрочки от военной службы. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в правовом пространстве, исполнения основных прав и обязанностей.

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

4

6.3. Отрасли российского права

Содержание учебного материала

8

 

1

Гражданское право. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические и юридические лица.  Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные  и неимущественные права. Защита прав потребителей.

2

2

Права собственности. Права собственности: на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги; на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

3-4

Семейное право. Семейное право и семейные правоотношения.   Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей оставшихся без попечения родителей.

5

Трудовое право.  Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения.  Заработная плата.

6

Социальная защита и социальное обеспечение. Занятость. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Безработные. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.

7-8

Административное и уголовное  право. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

4

Тема 6.4. Международное право

Содержание учебного материала

4

1.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международные организации по защите прав и свобод человека и гражданина.

2

2.

Контрольная работа по разделу № 6

Самостоятельная работа студентов: – работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

2

Итого: аудиторная нагрузка

117


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  истории и общественных наук

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска

- библиотека

- постоянные или сменные учебно-информационные стенды

Технические средства обучения:

  • Телевизор,
  • DVD плеер,  
  • медиапроектор
  • персональный компьютер,
  • экран
  • магнитофон
  • видеомагнитофон

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

 

 Основная:

1. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание: учебник для 10 кл. М. «Просвещение», 2009.

2. Боголюбов Л.Н. и Лазебникова А.Ю. Обществознание: учебник для 11 кл. М «Просвещение», 2009.

Дополнительная:

  1. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб.пособие для УСПО). – Ростов н/Д, 2006.
  2. Певцова Е.А.Основы правовых знаний. – М., 2003.
  3. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
  4. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. – М., 2007.
  5. Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
  6. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
  7. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.

Информационные ресурсы сети Интернета:

www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.educom.ru – Департамент образования города Москвы
http://www.mioo.ru – Московский институт открытого образования;
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.          –1994. – № 32. – Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.

Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.

Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами  индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

-  анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск   социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать  действия  субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать  на   основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

-  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

-   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей;
  • сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Знать \ понимать

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

-   тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

-  необходимость       регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

-   особенности социально-гуманитарного познания;

Текущий контроль:

- индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий,

- контроль выполнения индивидуальных заданий.

-   контрольная работа,

-   семинарские  занятия

Итоговый контроль:

экзамен