Тема: Труд и трудовая деятельность.
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность.  Почему необходим труд. Значимость труда.

 Научить учащихся  работать с текстом – анализировать, делать выводы. Так же использовать приемы ТРКМ: «Что я знаю? Что я узнал?».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: Труд и трудовая деятельность.

Цель урока:

       Раскрыть на уроке, что такое труд и трудовая деятельность.  Почему необходим труд. Значимость труда.

      Научить учащихся  работать с текстом – анализировать, делать выводы. Так же использовать приемы ТРКМ: «Что я знаю? Что я узнал?».

                                                  Ход урока:

1. Опрос домашнего задания.

Что такое труд, и трудовая деятельность?  Можно использовать пословицы.

Труд - творческая должность человека направленная на развитие общества.

-Пословицы о труде:

-Труд создал человека.

-Терпение труд, всё перетрут.

-Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

Высказывание о труде:

А.С.Макаренко

-Труд это главная ценность и смысл жизни человека.

-Трудовой навык не даётся человеку от природы, а воспитывается всей жизнью, и особенно в молодости.

-Трудовое воспитание не возможно вне условия производства

И.А.Ильин

-Человек без труда проводит бессмысленную жизнь. Человек без труда прозевает

-Человеку труд нужен как воздух, как молитва.

2. Изучения новой темы

Проблема урока: Труд это творческая деятельность или способ заработать деньги.

                                                                        Доказательство

Творческая деятельность человека .

Способ заработать деньги

-Созидательность.

Построить ради других поколений (дом, дорога)

Что бы прокормить себя.

Счастье в труде (песни, фильмы).

Спекулировать на бирже

Сводки рабочего дня.

Счастье в деньгах

Заполняя данную таблицу, ученики приводят свои доказательства. (В табличке примерные ответы школьников.) В данной работе можно использовать приемы ТРКМ.

Учитель делает общий вывод: Чтобы понять хорошо или плохо это нужно сравнить. Предлагает сравнить   советский  и современный труд.

Советский  труд.

Современный   труд

В Конституции 1977г. Право на труд.

В Конституции 1993г. Свобода труда.

Романтизация и героизация труда.

Романтизируется успех, случай.

Энтузиазм народа.

Престижный труд «звёзд».

3. Закрепление изученного материала.

Работа с текстом.

Камю А. Миф о Сизифе.

Ответить на вопрос: «Что такое бессмысленный труд»?

         Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезной и безнадёжный труд. Если верить Гомеру, Сизиф был мудрейшим и осмотрительнейшим из смертных. Правда, согласно другому источнику, что он промышлял, разбоём. Я не вижу здесь противоречия. Имеются различные мнения о том, как он стал вечным тружеником ада. Его упрекали, прежде чем всего за легкомысленные отношения к богам. Он разглашал их секреты. Эгипа, дочь Асона, была похищена Юпитером. Отец  удивился этому исчезновению и пожаловался Сизифу. Тот, зная о похищении, предложил Асопу помощь при условии, что Асоп даст  воду цитадели Коринфа. Небесным молниям он предпочёл благословение Земновых вод. Наказанием за это стали адские муки. Гомер рассказывает также, что Сизиф заковал в кандалы смерть. Плутон не мог вынести зрелище своего опустевшего и затихшего царства. Он послал бога войны, который вызволил Смерть, из рук его победителя.

         Говорят также, что, умирая. Сизиф решил испытать любовь жены и приказал ей бросить его тело на площади без погребения. Так Сизиф оказался в аду. Возмутившись столь чуждым человеколюбию послушанием, он получил от Плутона, разрешение вернутся на землю, дабы наказать жену. Но стоило ему вновь увидеть облик земного мира, ощутить воду, солнце, теплоту камней и море, как у него пропало желание возращатся в мир теней. Напоминания, предупреждение и гнев богов были напрасные. Многие годы он продолжал жить на берегу залива, где шумело море и улыбалась земля. Потребовалось вмешательство богов. Явился Меркурий, схватив  Сизифа за шиворот,  и силком утащил  в ад, где его уже поджидал камень.

4. Итог урока завершается  словами В.А. Сухомлинского.  Методика воспитания коллектива.

1. 3адание Прослушав текст, ученики  самостоятельно записывают   главную мысль  в тетрадь.

    Интеллектуальная жизнь становиться воспитательной силой, когда в школе господствует дух труда. Трудовая жизнь в годы детства, отрочества и ранней юности – это одно из важных условий формирования гармоничного человека. Речь идёт не о выполнении определённой нормы труда, а о трудовой жизни коллектива и личности.  Единство интеллектуальных  чувств, мировоззрения, убеждений, деятельности коллектива можно создать лишь при условии, если с детства маленький человек живёт в труде  и трудом, с детства ощущает потребность другом  человеке именно для общей работы творчества воспитания идейных единомышленников коллективистов немыслимо если уже в детстве человек не ощущал себя в такой же мере тружеником творцом и хранителем материальных и духовных благ  как и в том, что бы человек уже в детские годы на собственном опыте познал истину труда.   И только работа создаёт честь, достоинства, личности именно трудом человека выражает себя в коллективе. Труд  даёт моральное право судить о других людях. Труд должен стать смыслом жизни, источником вдохновения и радости коллектива и личности. Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством—это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое  чувства, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувства, потребности в сближении с другим человеком в отдаче ему своих духовных сил, в переживаний ответственности за другого человека, это чувства потребности в другом человеке которое порождается коллективным трудом и есть самое важное во всей трудовой жизни коллектива.

5. Домашнее задание:

 Составить план агитационной речи: «Труд-это…».

  На что рекомендуется обратить внимание в данном виде работы.

Как  - привлечь внимание, вызвать интерес.

Как - изложить основной тезис.

Как - привести аргументы для доказательства тезиса.

Как - сделать вывод. Сформулировать призыв.

Главная причина обусловившая победу СССР в Великой Отечественной войне, заключается в том, что война приобрела для страны поистине всенародный  характер.

Какие причины Победы Советского Союза указаны в тексте?

       Основную тяжесть войны вынес простой солдат, который проявил огромное мужество, храбрость и беспредельное терпение, особенно в начальный период войны. Многие месяцы отступления, огромные потери не сломили его волю к победе.

       В ходе войны в Красной Армии появились талантливые полководцы. Г.К. Жуков, А.М.Василевский, К.К.Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, И.С.Конев, К.А.Мерецков, Ф.И.Толбухин, И.Д.Черняховский, И.Х.Баграмян, А.И.Еременко и многие другие. Руководил всеми операциями Генеральный штаб, Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин.

Какие причины Победы Советского Союза указаны в тексте?

       Огромную роль в обеспечении победы советского народа в Великой Отечественной войне сыграла партизанское  движение..Всего  в годы войны в тылу врага насчитывалось 6 тысяч партизанских отрядов, в которых сражалось более 1 млн. партизан. Наиболее крупными были партизанские соединения, которыми командовали С. А. Ковпак, А. Н. Сабуров, П. П. Вершигора, В. И. Козлов, А. Ф. Федоров, С. В. Гришин и др.

     Война началась в неравных экономических условиях: к началу 1941 г. промышленная база Германии в 1,5 раза превышала советскую базу. После оккупации обширных территорий Германия стала превосходить СССР по общему объема промышленного производства в 3 – 4 раза. В 1943 – 1945 г.г СССР превзошел Германию как по количество, так и по качеству оружия и боевой техники. Оказывали помощь им союзники, но она была незначительна по сравнению с тем, что использовалось на советско-германском фронте. Англо – американские поставки составили в среднем 4% от общих потребностей.

Какие причины Победы Советского Союза указаны в тексте?

      В массовом соревновании под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» участвовало 85% рабочих. Значительные средства поступали из Фонда Обороны, который создавался из добровольных взносов граждан. Писатели, художники, артисты отчисляли гонорары, сборы от лекций, концертов, передавали картины, музыкальные и литературные произведения. Вносили свою лепту рабочие, колхозники, Русская православная церковь. За годы войны в фонд обороны поступило 17 млрд. рублей наличными, 13 кг платины, 131 кг золота, на млрд. 700 млн. рублей драгоценностей. На средства, поступавшие в Фонд, строились танковые колонны, авиаэскадрильи, бронепоезда.

      Война тяжело отразилась на сельском хозяйстве. Многие хлебородные территории были оккупированы врагом. Там же остался скот, который переправляли в Германию. Но благодаря самоотверженному труду колхозников, в основном женщин и подростков , в военные годы удалось заготавливать необходимые продукты питания для армии и тружеников тыла.

Какие причины Победы Советского Союза указаны в тексте?

     Значительный вклад в победу над фашизмом внесли ученые, которые обеспечивали высокое качество и надежность советской боевой техники, оказывали научную помощь  освоении новых видов военно – промышленного производства. Советская боевая техника по многим характеристикам была лучшей в мире (истребители Ла – 5, Як – 9, штурмовики Ил – 2, бомбардировщики артиллерия и др.). Заметный вклад в развитие отечественной и мировой науки в этот период внесли советские ученые – С. Г. Струмилин, Н. Н. Семенов, К. А. Сатпаев, И. В. Курчатов, Н. Д. Зелинский, А. П. Александров, Е. О. Патон, А. Н. Несмеянов и др.

      Особую роль в противоборстве с гитлеровцами сыграла советская культура, которая помогла людям осознать свое место в общей борьбе с врагом, способствовала воспитанию их в духе.

 

Какая причина Победы СССР указана в тексте?

Из выступления товарища Сталина.

    … У нашего правительств было немало ошибок,  были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах когда наша армия отступала, покидала родные нам сёла и города, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим новое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой… Русский народ на это не пошел.

Какая причина Победы СССР указана в тексте?

Из воспоминаний немецкого танкиста о боях осени 1941 года.

      …Нет  ничего страшнее, чем сражаться … против более лучших  машин, это ужасно. . Вы гоняете двигатель, но он почти не слушается. Русские танки так проворны, на близких расстояниях они вскарабкиваются по склону или преодолевают болото быстрее, чем вы повернете башню.  И сквозь шум и грохот вы все время слышите лязг снарядов по броне.  Когда они попадают в наш танк, часто слышишь оглушительный взрыв и рев горящего топлива, слишком громкий, благодарение Богу, чтобы можно расслышать предсмертные крики экипажа.

Какая причина Победы СССР указана в тексте?

Из дневника начальника Генерального штаба вермахта Франца Гальдера от 29 июня 1941 года.

   … Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека.  При захвате артиллерийских батарей в плен сдаются лишь немногие. Часть русских сражаются, пока их не убьют, другие бегут,.. пытаясь выйти из окружения под видом крестьян.

Какая причина Победы СССР указана в тексте?

 Александр Верт . Английский военный историк.

Книга «Россия в войне».

       … После войны в забитом в ствол дерева винтовочном патроне была обнаружена записка, оставленная умирающим солдатом Александром Виноградовым, которого вместе с двенадцатью другими бойцами послали остановить продвижение немецких танков по Минскому шоссе:

            «И вот уже нас осталось  трое… мы будем стоять , пока хватит духа… И вот я один остался, раненный  в голову и руку. И танки прибавили счёт. Уже двадцать три машины. Возможно, я умру. Но может, кто найдёт мою когда – нибудь записку и вспомнит. Я из Фрунзе, русский. Родителей нет. До свидания, дорогие друзья. Ваш Александр Виноградов. 22.01.1942г»    

 

       

Какая причина Победы СССР указана в тексте?

Английский военный историк Алан Кларк. Автор монографии План «Барбаросса».

…      29 июня, записав в своём дневнике продвижения за день, Гальдер, лучший выпускник Академии Генерального штаба  заключает:

         ….  вид сибиряков в белых полушубках, с ручными пулеметами и гранатами, несшихся со скоростью 30 миль в час на внушавших ужас «тридцатьчетверках» , приводил в ужас , и дивизия морально разлагалась. «Паника, - как мрачно отмечали сообщение по армии, -  охватила войска. Это было первым случаем подобного рода в русской компании, и это предупреждало о том, что боеспособность нашей пехоты исчерпана…

 Какая причина Победы СССР указана в тексте?

Генерал Дёрр пишет:  О боях в Сталинграде осенью 1942 года.

«Время для проведения широкомасштабных  операций ушло навсегда... Русские превосходили немцев в умении использоваться местность и маскироваться и были опытнее в баррикадных боях за отдельные здания…».

      Рядовой солдат немецкой армии Гофман  выразил это чувство в эпитетах в адрес защитников города, изменявшихся по всей  гамме, от недоверия и презрения к страху, а затем и к пессимизму.

1 сентября: «Неужели русские, в самом деле, собираются сражаться на самом берегу Волги? Это безумие».

8 сентября: « безумное упрямство».

11 сентября: «…Фанатики».

13 сентября:  «…дикие звери».

16 сентября: «Варварство… не люди, а дьяволы». 

26 сентября: «…Варвары, они используют бандитские методы».

Затем в течение месяца дальнейших комментарий относительно качеств противника не было, зато всё записи за это время преисполнены мрачности по поводу несчастного  положения самого летописца и его боевых товарищей.

27 октября: «…Русские – это не люди, но какие-то чугунные созданий; они никогда не устают и не боятся огня».

28 октября: «Каждый [наш]  солдат видит в себе обреченного человека».

Закрепление изученной темы:

Написать эссе по теме: «Что такое героизм? И можно ли выиграть войну без подвига?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

Внеклассное мероприятие "Праздник труда" по трудовому обучению

Цели мероприятия:расширить, систематизировать знания учащихся о профессиях;обобщить знания о технологии (устройство инструментов, технологии изготовления изделий);развивать понимание того, что з...

Разработка урока по теме "Труд и трудовое право"

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе по теме " Трудовое право"...

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право»

Мастер класс по теме «Труд и трудовое право». Обществознание 9 класс...

Формирование у учащихся школы 8 вида с ДЦП морально-психологической готовности к различным видам трудовой деятельности через трудовую деятельность.

Наиболее значимое для целей адаптации детей с интеллектуальным и физическим недоразвитием является трудовое воспитание. Формируются трудовые навыки напротяжении всего учебного процесса....

Презентация к уроку обществознания в 10-11 классах по теме: Труд. Трудовые права несовершеннолетних. Профсоюзы.

Презентация расчитана на обсуждение таких вопросов, как: является ли труд правом или обязанностью, или это - возможность для самореализации личности? Работа была выполнена на основе анкетирования учащ...

Урок по теме: "Труд и трудовое право".

Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека; познакомить с понятийным аппаратом; развивать устную монологическую речь, мышление, память,...