урок по обществознанию в 6 классе "Разнообразие человеческих дел"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Предполгается индивидуальная и групповая работа учащихся, самостоятельная формулировка темы и проблемы урока. Детей необходимо вовлечь в активный диалог, создать им мотивацию к деятельности и  разрешения проблемного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Канатова Ирина Максатовна
  2. Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа  села Рефлектор Ершовского района»
  3. Учитель истории и обществознания
  4. Обществознание
  5. 6  класс
  6. Разнообразие человеческих дел  №  5
  7. Обществознание.  6 класс  Учебник. Как устроен мир людей?

Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100»  Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, С.М. Давыдова, А.А. Николаева и др.  М., БАЛАСС, 2013

  1.  Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных с понятиями: самореализация личности, виды деятельности, познание, игра, труд, общение; совершенствование умения обучающихся анализировать  ситуации, приведенные в тексте учебника, давать им аргументированную оценку. Применение полученных знаний  в жизни.
  2. Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:
  • сформулировать тему и проблему урока
  • давать определение понятиям: самореализация, деятельность, познание, труд, игра, общение;
  • работать с текстом и давать оценку поступкам и словам героев из приведенного примера
  • заполнять таблицу с заданиями
  1. используя уже известную терминологию из предыдущих уроков, пытаться сформулировать новую по теме данного урока.
  2. Урок  «открытия нового знания»
  3. Работа с учебником,  с таблицами  (индивидуальная  и коллективная).
  4. Мультимедийный проектор для показа презентации

Ключевые положения темы

  1. Что такое самореализация, виды деятельности, познание, общение.
  2. Что определяет почет и уважение сегодня?
  3. Основы благополучия человека

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

УУД

1.

Организационный

Приветствие учеников, проверка отсутствующих

Настраиваются на работу

1-2 мин.

2.

Объявление темы урока

1. Учитель обращает внимание на первый слайд презентации, где изображены играющие дети, ребята, занятые учебой и  люди, занятые трудом.

Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего урока. Давайте попытаемся ее сформулировать.

Но прежде  обратимся к определениям (напечатано  на раздатке)

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

«Виды деятельности человека»

«Человек и его дела»

4 – 5 мин.

Познавательные УУД

1. Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию Анализировать  Владеть  смысловым чтением, выделять главное

Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать

3.

Актуализация

Определение основного вопроса урока, то есть, постановка проблемы, которую дети попытаются сформулировать сами и сравнить ее с авторской. Заслушивается первая ситуация и разбирается древнеиндийская пословица "Никто не бывает от природы ни высоким, ни низким – лишь собственные дела ведут человека к почету или презрению" Мнение Дениса: "К почету и уважению приведет крутая машина и навороченный телефон..."

Учитель предлагает  разобраться и сформулировать самим детям проблему.

« абсолютно разные противоречия, какой вопрос можно сформулировать из этого?

Учитель записывает на доске версии детей:

     Как человек заслуживает почет и уважение?

Что важнее: деньги или добрые дела?

Сравниваем с авторской формулировкой вопроса: «Что приводит человека к почету и уважению – его дела или деньги?»

5-6 мин.

Регулятивные УУД  1.Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

4.

Изучение нового материала

Для того, чтобы решить проблему, нужно вспомнить определения:

- что такое человек, личность, сознание.

Работа с текстом учебника – обсуждение разговора Маши и «умника» Вани.  Маша считает, что красивое платье – это «супер», а  «умник» Ваня приводит высказывание Пифагора: «Статую красит вид, а человека – деяния его».  Ваня  ставит цель – достичь такого результата, чтобы все общество его признало.

А какого мнения придерживаетесь вы, аргументируйте свою точку зрения.

Постепенно детей необходимо подвести к понятию самореализация.

Отвечают на поставленные вопросы: 

  1. Конечно, внешний вид человека сегодня играет  очень большую роль.
  2. Всегда окружающие смотрят, как и во что ты одет, оценивают…
  3. Встречают по одежке…
  4. Но провожают по уму.
  5. У каждого свой путь в жизни, кто-то хочет быть богатым и знаменитым, а кто-то просто хорошо и добросовестно  выполнять свое дело.

 

4 – 5 мин.

Познавательные УДД

1.Находить в тексте учебника необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач

2.Работа с понятиями.

Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

5.

Изучение нового материала

  1. Что определяет жизненный путь каждого человека?
  2. Через какие виды деятельности и как вы можете реализовать себя?
  3. Что может влиять на выбранный способ самореализации?
  4. А что необходимо в любом виде деятельности?

Учитель  предлагает детям  рассмотреть схему в учебнике «Самореализация личности» и слайды презентации.

Отвечают на вопросы:

  1. Жизненный путь человека определяет его цель. А цель связана с потребностями, увлечениями, интересами.
  2. Цель он реализует через различные виды деятельности: игра,  учеба, труд.
  3. Кто-то хочет посвятить  свою жизнь спорту, кто-то науке, а кто-то, например,  труду на заводе или в сельском хозяйстве.
  4. В любом виде деятельности необходимы определенные знания, которые получают в процессе познания.
  5. С помощью текста дети начинают заполнять таблицу.

6-7 мин.

Познавательные УУД

Работа с текстом

Владеть смысловым чтением

Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач.

Личностные УУД

Уметь оценивать ситуации и  поступки

Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей.

Уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии.

6.

Изучение нового материала.

Какое место занимают игра  и познание в процессе становления личности?

Чем труд отличается от игры?

Чем познание отличается от общения?

Как вы понимаете выражение «Мартышкин труд?»

А, какую роль играет общение в жизни человека?

Учитель  предлагает  еще раз прочитать определение игры, труда, учебы.

Ребята, вспомните, когда вы были маленькими, как вы пытались  что-то узнать, как вы играли?

Отвечают на вопросы.

Когда ребенок маленький, он все пытается схватить, попробовать на вкус, то есть положить  тот или иной предмет в рот. Поэтому он всегда должен находиться под присмотром родителей. Во время игр, дети стараются соблюдать определенные правила, есть игры подвижные, есть на сообразительность. Игра помогает человеку познавать мир.  Игра – это развлечение,  главное, чтобы она не приносила никакого вреда (как некоторые компьютерные игры)

Благодаря труду создаются различные ценности, которыми пользуется человек. В труде тоже необходимы знания, умения. В труде должна быть цель, труд должен быть полезным не только для себя, но и для других людей.

Труд не должен быть бесполезным,  тогда и не будут говорить, что это «мартышкин труд».

В процессе общения человек, например, учится тому, чего не знал раньше или не умел делать. Общение нужно и в игре, и в учебе, и в труде. В общении  проявляется культура человека.

        5-6 мин.

Личностные УУД

1.Аргументированно оценивать  нравственные ценности

2.Самоопределяться  в жизненных ценностях.

Познавательные УУД

1.Знать основные нравственные  понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы  жизни, уметь применять их в жизни.

7

Закрепление

Учитель предлагает детям объединиться в 2 группы и  сформулировать вывод, то есть подвести итог уроку.

Что такое самореализация?

Каким образом человек может  самореализоваться?

Человек  пытается самореализовать себя в деятельности: игре, учебе, труде.  Для этого ему нужны определенные умения, знания, такие черты характера, как терпение, трудолюбие, настойчивость.

4-5 мин.

Коммуникатив-ные

УУД

Организовывать работу в группах

Уметь взаимодейство-вать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

Следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.

Делать выводы

8.

Рефлексия

Учитель возвращает обучающихся к проблемному вопросу «Что приводит человека к почету и уважению – его дела или деньги?»

Обучающиеся выполняют задание и делают вывод

Когда человек достигает поставленной цели, но эта цель должна быть благородной,  он заслуживает со стороны других людей почет и уважение.

Можно быть богатым, но несчастным  человеком, когда тебя не любят и не уважают другие люди, если ты заработал свое богатство нечестным путем. Можно быть богатым человеком и помогать другим людям, заниматься, например, благотворительностью, и тебя будут любить и уважать. Можно быть и не богатым, но просто хорошо выполнять свою работу и тоже заслужить уважение других людей.

4 – 6 мин.

Познавательные УУД

Уметь работать с текстом учебника находить и выделять главное

Регулятивные

УУД

Развитие саморегуляции

Личностные УУД

Ценностно-смысловая ориентация.

Логические УУД

Строить логически обоснованные рассуждения

Построение логической цепи рассуждений.

9

Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание

Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку  своей  работы.

Домашнее задание

  1. Стр. 49 - №1
  2. На выбор – высказывание мыслителей – по 2-3 аргумента
  3. Решение жизненной задачи «Поступление в престижную школу» (мысли-рассуждения)

 

Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание

2-3 мин.

Личностные УУД

Нравственно-этическое оценивание

Развитие самооценки

Регулятивные

УУД

Формировать действия оценивания

Игра́ — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Игра — форма деятельности

Учёба — совокупность организованных мероприятий, направленных на получение знаний, умений, приобретение опыта.

Труд - это деятельность человека, в процессе которой он затрачивает свои физические и психические возможности, для удовлетворения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе. Человеческие ценности в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц".

Цель:1. Завершить знакомство со сказкой, раскрыть аллегорию, символы, фантастический мир сказки.2. Развивать память, внимание, устную речь, логическое мышление, расширять кругозор, навык анализа худож...

конспект открытого урока по обществознанию "Структура человеческой психики"

Открытый урок на аттестацию "Структура человеческой психики"....

Урок музыки „Красота жизни, красота человеческой души в единении народного и композиторского творчества ”

На материале урока показано единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью. ...

Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

Урок Роль рек в развитии человеческой цивилизации

Урок географии по теме:"Роль рек в развитии человеческой цивилизации" в 8 классе. Составлен в соответствии с ФГОС. Методическая разработка урока продолжает серию интегрированных уроков разработанных м...

Конспект урока по обществознанию 6 класса к учебнику 2100, автор Данилов Д.Д. Волшебство человеческого сознания

Перед вами конспект урока по обществознанию 6 класса. Учебник: Данилов Д.Д. и др. Как устроен мир людей. 6 класс.Этот конспект составлен для ребенка, который будет вести урок в день самоуправления, по...