Конспект урока обществознания "Социальный портрет молодёжи", 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Коршунова Елена Анатольевна

Данный урок был представлен на районном конкурсе "Учитель года". Учащиеся работают по группам, исследуя различный материал (данные сайта "Юнисеф", местную прессу, данные социологического опроса выпускников гимназии), чтобы "нарисовать" портрет современной молодёжи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnyy_portret2.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Верхнедонская гимназия

Конспект учебного занятия по обществознанию

7 класс

«Социальный портрет молодёжи»

                                                         

                                                                   Коршунова Елена Анатольевна

                                                                           учитель истории и обществознания

                                                                педагогический стаж – 18 лет

ст. Казанская

2013 год

Тема занятия : Социальный портрет молодёжи

Тип : эвристическая беседа с элементами проектной и  исследовательской деятельности

Цель: познакомить с особенностями возрастной социальной группы молодёжь, используя элементы исследовательской и проектной  деятельности.

Задачи:

  • знакомство и закрепление нового понятия социальный портрет, определение личностно-ориентированных ценностей современной молодёжи

  • создать условия для развития умения работать одновременно с несколькими

источниками (иллюстрации, статистические  материалы, газеты, анкеты ) и

          формирования  навыков исследовательской, проектной  деятельности

  • воспитание  толерантного отношение к другому мнению и умения выражать свою позицию по предмету изучения,

          повышение  мотивации учебной деятельности

  Задействованные педагогические технологии: 

  • традиционная,
  • компьютерная технология,
  • технология межпредметных связей,
  • проблемно-исследовательские технологии,
  • проектная технология

Межпредметные связи: информатика, алгебра

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая
  • индивидуальная

 Методы

•        словесные,

•        наглядные,

•        практические.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация
  • статистические материалы, анкеты,
  • ватман, фломастеры, клей, иллюстрации

Ход урока:

                                                                         

I. Организационный этап

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я проведу у вас урок обществознания.

Я бы хотела, чтобы вы сейчас улыбнулись  друг другу и настроились на активную плодотворную работу.

Мы будем сегодня работать по группам , а успех команды как вы знаете зависит от её слаженной работы, и я предлагаю вам выбрать руководителя группы, который и будет координировать её работу

Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем с вами сегодня рисовать портрет.  

Только вместо красок мы будем использовать слова.

А вот чей словесный портрет мы будем создавать, вы узнаете немного позже.

II. Подготовка к активному усвоению новых знаний . Сообщение темы, плана, постановка цели

Я прочитаю вам высказывание одного исторического деятеля, а вы попробуете определить – чей  же это будет портрет?

 

Чтение отрывка

« Я не питаю особых надежд по поводу будущего нашего народа, когда он зависим от легкомысленной молодежи, поскольку вся наша молодежь безрассудна сверх всякой меры… Когда я был мальчиком, нас учили почитать и уважать старших, но сегодняшние молодые люди думают, что они самые умные и не терпят никаких ограничений».

Итак, мы будем рисовать …… портрет молодёжи

- Как вы думаете, автор этих строк жил очень давно, в прошлом веке или он наш современник? Почему, вы так решили?

- Автор этих строк - древнегреческий поэт Гесиод, живший в 8 веке до н.э.

- А портрет наш будет социальный

- Что это значит, как вы думаете?

- Обратимся к словарю

Социальный портрет  – это  описание наиболее существенных черт молодого поколения, проявляющихся в оформлении внешности, стиле поведения, ценностных ориентациях, образе жизни.

Итак, ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего занятия?

Социальный портрет молодёжи

Постановка цели

- Сегодня мы должны ответить на вопрос

Какая она современная молодёжь?  

III. Изучение новой темы:     

-Давайте вместе попробуем определить, кого называют молодежью?   (14 – 30 лет)                                                          -Какое место молодежь занимает в обществе?                                                                                                           -Зачем вам 12-14 летним изучать эту тему?                          

Рассказ учителя:

-Молодежь – одна из самых многочисленных групп населения. Возрастные границы молодежи от 14 до 30 лет. В России около 40 миллионов человек молодые люди, а это 27% от численности населения.

- Принято считать, что на молодёжный возраст приходятся важные события в жизни человека. Так ли это?

- Ребята, скажите, а где мы можем взять информацию для нашего социального портрета?

- Что нам может помочь?

- Какие источники мы можем использовать?

(Интернет, данные статистики, журналы, газеты, опросить молодёжь)

- Я предлагаю вам поработать в группах с тем материалом, который вы назвали

1 группа «Статисты»

Интернет-ресурс сайта «Юнисеф»

Работа с данными статистики «Молодой россиянин»

Федеральная служба государственной статистики и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) выпустили статистический сборник «Молодежь в России — 2010».

Прочитать, выделить необходимые нам для нашего портрета данные, заполнить рабочий лист и представить работу

«Молодёжь в зеркале статистики»

2 группа «Читатели»

Просмотреть местную газету «Искра» и подготовить небольшой рассказ о занятиях, увлечениях молодёжи нашего района, освещаемых СМИ.

3 группа «Социологи»

Предлагаю провести социологическое исследование на основании данных анкетирования учащихся 11-х классов нашей гимназии

Вам предстоит узнать, какие они – выпускники 2013 года.

Социологическое исследование

Задача для группы: на основании анкетных данных определить

1.Чем увлекаются? Как проводят свободное время?

2. Кем хотят стать и почему?

3. Ценности современной молодёжи

Этапы работы группы:

1. Анализ данных

2. Подсчёт и обработка информации

3. Оформление работы

4. Презентация

Пока группы работают работа с 1 учеником

1. Выбрать иллюстрации к нашему портрету и определить, что иллюстрируют

2. Подготовить задание «Кот в мешке»

Назвать прилагательные, которые характеризуют современную молодёжь

Физминутка:

«Узнай меня получше»

1. Покрутили головой, посмотрели направо, налево и продолжили это делать те, кто очень любопытный.

2. Поставили руки на пояс, опустили, на пояс и выполнили повороты направо, налево и остались в таком положении те, кто часто злится.

3. Подняли вверх руки, помахали всем присутствующим и продолжили это делать те кто всегда весёлый и позитивный.

4. Присели те кто считает себя умным… очень умным… и красивым

Выступление групп

- Итак, давайте посмотрим, что говорят данные статистики о современной молодёжи?

- Что узнали наши читатели о жизни молодёжи в Верхнедонском районе?

- И наши социологи ответят на вопрос – Какие они – выпускники 2013 года?

1 ученик комментирует свой выбор иллюстраций

IV. Обобщение и систематизация изучаемого материала

А сейчас я предлагаю написать на доске несколько прилагательных, которые характеризуют современную молодёжь.  (активная, спортивная, умная, весёлая, общительная, позитивная, самостоятельная)  

Задание «Кот в мешке»

 (по1 высказыванию каждой группе)

С какими высказываниями можно согласиться? Ответ аргументируйте.

«Ценности современной молодёжи такие же, как и у молодёжи прошлых поколений»

«Современная молодёжь ценит в жизни совсем не то, что ценили молодые в прежние времена»

Сравнение

V. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, какая она современная молодёжь.

Учитель читает текст, а дети называют на их взгляд подходящие по смыслу слова

Современная молодежь очень……. Она планирует многого добиться в жизни будучи……..и ……... При этом она рассчитывает на свои силы, т.к. в основном полагает, что материальное положение человека зависит, прежде всего, от него самого, каждый должен сам достигнуть успеха. Современные юноши ……… и…………, а девушки ……… и……….. .

 У молодого поколения есть много проблем, но т.к. молодёжь 21 века …….. и ………     ей удаётся с  ними справиться.

Рефлексия:

А сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы вы посмотрели вот на эти две таблички, прочитали то, что на них написано, подумали и решили к какой из них вам хотелось бы подойти?

Я сегодня узнал много интересного, сделал для себя важные открытия.

У меня возникло желание узнать ещё о современной молодёжи.

VI. Объяснение домашнего задания

Нарисовать символ современной молодёжи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока изо в 6 классе "Портрет в скульптуре"

конспект урока  по теме "Портрет в скульптуре"  для 6 класса...

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи

Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...

Конспект урока по обществознанию 11 класс "Молодёжь в современном обществе"

Открытый урок в 11 классе «Молодёжь в современном обществе» Форма урока - дискуссия Цель: выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества...

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.

Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.  Предназначен учителям МХК....

Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс

Конспект урока "Музыкальный портрет" 8 класс...