Групповая дифференциация и лидерство
презентация к уроку по обществознанию (10 класс) на тему

Арчегова Алина Ахсарбековна

Урок по обществознанию в 10 классе по теме "Групповая дифференциация и лидерство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл групповая дифференциация36.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:
«Групповая дифференциация и лидерство»

урок по обществознанию

в 10 кассе

Профильный уровень

Учитель МКОУ СОШ № 4 г. Беслан

Арчегова Алина Ахсарбековна

Тема урока: «Групповая дифференциация и лидерство»

Цели:

Образовательная цель: объяснить понятия и термины: «малая группа», групповая дифференциация, лидер, лидерские роли, стили лидерства.

Развивающая цель: систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

   Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Тип урока: Комбинированный урок

Основные понятия: «малая группа», «конформность», «групповая совместимость», «групповая дифференциация», «лидерство», «стиль лидерства»

Оборудование урока:проектор, экран, персональный компьютер.

Используются: дополнительный текст, анкеты-опросники, презентация «Групповая дифференциация и лидерство».

Литература:

-        Обществознание. 10 класс: Учеб.для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. (под редакцией Л.Н. Боголюбова М, Просвещение. 2008;

-        Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию – Профильный уровень.

Ход урока

1.Организационный момент.

(Слайд 1.) Человек существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положение в тех группах, в которых он существует.

1. Что мы вкладываем в понятие человек?

(Человек - это существо биосоциальное)

2. Что в человек биологическое, а что социальное?  ( Слайд2. Пирамида Маслоу)

2. Актуализация знаний учащихся.

Если человеку необходимо общество для его нормального функционирования, то это общество сопровождает его всю жизнь.

3. Что можно понимать под обществом? Простейшее его определение?

(Это группа людей)

4. Какими бывают эти группы?

(Большими и малыми)

5. Что такое малая группа?

(Малая группа – это немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.)

Приведите примеры малых групп.

6. Что психологи считают главной характеристикой группы?

(Наличие так называемого «мы-чувства»)

Получается, что малая группа в социально-психологическом отношении начинается не с механического объединения людей, а с их сплочения в общность, оказывающую влияние на каждого своего члена.

Слайд3. Суждение. «В общении и совместной деятельности каждому члену группы приходится постоянно взаимодействовать с другими членами».

7. Слайд4. Чем определяется результативности этого взаимодействия?

Совместимостью.

Совместимость – это возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности.

Единство мнений и взглядов и есть сплоченность и совместимость.

8.  Слайд 5. Единство мнений и взглядов, характеризующее сплоченность,  и единообразие группового поведения отличаются друг от друга?

(Отличаются, ведь единообразие группового поведения связывают с конформностью)

Приложение№1. «Новый наряд короля» (Слайд 6)

Город, в котором жил король, был большой и бойкий, что ни день приезжали чужестранные гости, и как-то раз заехали двое обманщиков. Они сказались ткачами и заявили, что могут выткать замечательную ткань, лучше которой и помыслить нельзя. И расцветкой-то она необыкновенно хороша, и узором, да и к тому же платье, сшитое из этой ткани, обладает чудесным свойством становиться невидимым для всякого человека, который не на своем месте сидит или непроходимо глуп.

“Пошлю к ткачам своего честного старого министра! - решил король. - Уж кому-кому, как не ему, рассмотреть ткань, ведь он умен и как никто лучше подходит к своему месту!..”

И вот пошел бравый старый министр в зал, где два обманщика работали на пустых станках.

“Господи помилуй! - подумал старый министр, вытаращив глаза. - Ведь я ничего-таки не вижу!”

Но вслух он этого не сказал.

Скоро послал король другого честного чиновника посмотреть, как идет дело, скоро ли будет готова ткань. И с этим сталось то же, что и с министром, он все смотрел, смотрел, но так ничего и не высмотрел, потому что, кроме пустых станков, ничего и не было.И он стал расхваливать ткань, которой не видел.

С целой толпой избранных придворных, среди них и оба честных старых чиновника, которые уже побывали там, вошел он к двум хитрым обманщикам. Они ткали изо всех сил, хотя на станках не было ни нитки.

- Великолепно! Не правда ли? - сказали оба бравых чиновника. - Соизволите видеть, ваше величество, какой узор, какие краски!

И они указали на пустой станок, так как думали, что другие-то уж непременно увидят ткань.

“Что такое? - подумал король. - Я ничего не вижу! Это ужасно. Неужто я глуп? Или не гожусь в короли? Хуже не придумаешь!”

- О, это очень красиво! - сказал король. - Даю свое высочайшее одобрение!

Ни один человек не хотел признаться, что он ничего не видит, ведь это означало бы, что он либо глуп, либо не на своем месте сидит. Ни одно платье короля не вызывало еще такого восторга.

Можно ли говорить о плюсах и минусах конформного поведения?

С чем, может быть, связана степень конформности?  (Задание №5 стр. 363)

Для закрепления знаний:

Слайд 8.

1. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

А. Малая группа

Б. Большая группа

В. Референтная группа

Слайд 9.

2.Верны ли следующие суждения о малых группах

А. Первичная группа отождествляется с малой

Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

А. верно только а                                                                                                                                                         Б верно только б                                                                                                                                                            В. Верны оба суждения.                                                                                                                                                Г. Оба суждения неверны

Слайд 10.

3.Верны ли следующие суждения?

А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. психологи считают главной характеристикой группы.Б. Ответственность в группе «рассеивается»на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

А. верно только а                                                                                                                                                          Б верно только б                                                                                                                                                             В. Верны оба суждения.                                                                                                                                            Г. Оба суждения неверны

Слайд 11.

4.Все термины, кроме одного ,относятся к признакам понятия «формальная группа»организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

Слайд 12.

5.Установите соответствие

А Гринпис                                                                             1. Малая группа                                                                            Б. Поэтический кружок.                                                    2. Большая группа                                                                         В. Школьный класс.                                                                                                                                                                         Г. Международное объединение защиты животных

3.Изучение нового материала

Слайд 13.

«Цель человечества лежит в его высших представителях… Человечество должно неустанно рождать великих людей – в этом, и ни в чем ином, состоит его задача»

                                                                                                                                        Ф Ницше

Слайд 14. Помимо рассмотренных ранее процессов сплочения и интеграции, в группе протекают процессы дифференциации.

Дифференциация – разделение группы на участников, занимающих различное положение в системе межличностных отношений.

1. В группе такое может быть?

Слайд15.  (Социальный статус в группе)

8. Кто такой лидер?

Слайд 16. Можно говорить о формуле:  «Лидер =Руководитель»

9.Термин «лидерство» заимствован из английского языка, в котором не различаются понятия «лидер» и «руководитель».

Слайд17.  (В чем отличие лидера от руководителя).

10. Все ли лидеры одинаковы?

Слайд18.  (Лидерские роли Л.И. Уманский)

Можно ли говорить о том, что по направленности своих действий лидер может быть положительным и отрицательным?

Оказывает ли лидер влияние на характер взаимоотношений в группе?

Слайд 19. Суждение. «Большое значение для характера отношений и организации деятельности в группе имеет стиль лидерства».

11. Что может означать понятие, стиль лидерства?

Совокупность приемов, применяемых лидером для оказания влияния на остальных членов группы.

Слайд 20.  (Стили лидерства)

1. Лидер-демократ

2. Авторитарный лидер

3. Лидер-анархист

12. Это окончательное, неизменное разделение стилей лидерства?

Чаще всего лидер использует разные стили в зависимости от обстоятельств.

 В заключении хотелось бы посмотреть какой стиль руководства характерен для администрации нашей школы. (Приложение №2 Анкета-опросник).

Предварительное задание для групп.

«Идеальный лидер нашими глазами»

Качества:

1. Инициативность

2. Строгость

3. Справедливость

4. Сдержанность

5. Умение рисковать

6. Ответственность

6. Верность слову

7. Надежность

8. Уверенность в себе

9. Коммуникабельность

10. Чувство юмора

11. Целеустремленность

12. Умение общаться

Приложение №2 Анкета-опросник

Опросник

1. При принятии важных решений вы:

а) посоветуетесь с коллективом;

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

в) примете решение единолично.

2. При организации выполнения задания:

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

а) будете жестко контролировать каждого из них;

б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;

в) посчитаете, что контроль не обязателен.

4. В экстремальной для коллектива ситуации:

а) будете советоваться с коллективом;

б) возьмете все руководство на себя;

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) будете общаться, в основном если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

6. При управлении коллективом:

а) будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;

б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

7. В отношениях с членами коллектива:

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

б) будете поддерживать только деловые отношения;

в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

а) не допустите замечаний в свой адрес;

б) выслушаете и учтете замечания;

в) отнесетесь к замечаниям безразлично.

9. При поддержании дисциплины:

а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

в) учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.

10. В отношении того, что о вас подумает коллектив:

а) вам будет безразлично;

б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:

а) будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;

б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;

в) будете осуществлять только общий контроль.

12. При возникновении затруднений при принятии решения:

а) обратитесь за советом к подчиненным;

б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

в) примете советы подчиненных, даже если их не' просили.

13. Контролируя работу подчиненных:

а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

б) будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;

в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

14. Руководя подчиненными:

а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

в) вообще не умеете приказывать.

15. При недостатке знаний для принятия решения:

а) будете решать сами - ведь вы же руководитель;

б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

в) постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.

16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

а) будете строгим, даже придирчивым;

б) будете требовательным, но справедливым;

в) к сожалению, будете не очень требовательным.

17. В отношении нововведений:

а) будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);

б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;

в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:

а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;

в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

Ключ обработки и интерпретация

За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.

Ответы

Ответы

А

Б

В

А

Б

В

1

Д

Л

А

10

А

Л

Д

2

Д

Л

А

11

А

Л

Д

3

А

Д

Л

12

Д

А

Л

4

Д

А

Л

13

Д

А

Л

5

Д

А

Л

14

А

Д

Л

6

Д

А

Л

15

А

Д

Л

7

Д

А

Л

16

А

Д

Л

8

А

Д

Л

17

Л

Д

А

9

А

Д

Л

18

Д

А

Л

 

А - автократический стиль руководства;

Д - демократический стиль руководства;

Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.

 

Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А на 3 балла превалируют над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 балла выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия "Дифференциация Б - Д".

Представляемый конспект группового занятия "Дифференциация б - д"  рассчитан на группу младших школьников, имеющих нарушения  чтения и письма, обусловленные  недоразвитием  зритель...

Групповая работа как средство уровневой дифференциации на уроках алгебры

В работе показано с какими трудностями я столкнулась, организуя групповую работу на уроках алгебры. Попыталась дать рекомендации по ниболее удобному формированию групп....

Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"

В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....

Групповая дифференциация и лидерство.

Презентация е уроку обществознания в 10 классе (профиль)....

Текущий тест. Групповая дифференциация.

Текущий контроль по обществознанию. 10 класс....

Групповая дифференциация и лидерство

Урок по обществознанию в 10 классе по теме "Групповая дифференциация и лидерство"...

Групповое эссе "Проблема лидерства в ШОС"

В 2018 году с 11 Б классом(социально-гуманитарный), мы впервые попробовали поучаствовать во Всероссийском мероприятии по данной проблеме. Групповое эссе получилось, не получилось, судите сами, но ребя...