Разработка урока по обществознанию "Межличностные отношения" для 6 класса
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Музраева Юлия Владимировна

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Применяются различные формы и методы работы, разноуровневый подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlich_otnosh_6_a_klass.docx30.07 КБ
Package icon mezhlichnostnye_otnosheniya_6a.zip1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Музраева Ю.В.

Обществознание. 6 класс.

Тема

Межличностные отношения

Цель урока

Сформировать самостоятельное представление об общении, как потребности человека, живущего в обществе,  знать  условия формирования  межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Планируемые результаты

Предметные: знать основные виды межличностных отношений и условия их формирования

Личностные: воспитание уважительного отношения к людям, осознавать свои  интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

Метапредметные:

Регулятивное УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательное УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Коммуникативное УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, давать самооценку.

Тип урока

урок усвоения нового знания

Основные понятия

Межличностные отношения, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба

Межпредметные связи

История, литература, русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова  «Обществознание», 6 класс

- презентация

- раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная и в группах.

Технологическая карта урока.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

Формируемые УУД

I этап. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. Мы  с вами закончили изучение темы «Человек в социальном измерении».  Мы с вами выяснили, что человек не может существовать вне общества. Он растет и развивается среди людей. Семья, школа, общество и все что окружает ребенка, влияет на него, воспитывает в нем определенные качества.

Продолжите логическую цепочку:

Человек – индивид  -  ?

А может ли человек родиться личностью?

Как человек становится личностью?

Личностью человек становиться в отношениях с другими людьми.

Дети настраиваются на работу.

 2 этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения цели и темы урока.

Давайте вместе с вами посмотрим два отрывка из художественных фильмов «Чучело» и  «Приключения Электроника»  и ответим на вопросы?

В чем различия между этими сюжетами?

Какие отношение между подростками показаны в данных отрывках?

Что же мы сегодня должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока?

Формулируем цель урока.

Что же сегодня мы должны с вами узнать?

О чем мы будем говорить?

Давайте сформулируем проблему нашего урока?

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Тема нашего урока «Межличностные отношения».

Должны узнать: что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач

Регулятивные: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его

3 Этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Поиск решения учебной задачи.

 Предлагаю вам  выяснить С чего начинаются отношения между людьми?

А поможет нам в этом эпиграф нашего урока

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

                        А. Ривароль

О чем говорится в эпиграфе?

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.

Посмотрите на тему урока?

Назовите несколько ассоциаций со словом «Отношение» или составьте несколько предложений с этим словом.

( У меня хорошие отношения с одноклассниками.

У меня прекрасные отношения с родителями.

Мне нравятся мои отношения с друзьями.

У меня плохое отношение к рок музыке.

Отношения нашей страны с Америкой ухудшилось.

На уроке математики я находила отношение шести к двум.)

Все эти высказывания относятся к определенной связи либо между

-человеком и группой, либо между двумя людьми, либо величинами, а иногда и между странами.

Какие отношения можно назвать межличностными?

Сформулируйте свое определение.

А теперь сверьте со словарем Ожегова.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.

Это отношения, которые носят обоюдный взаимный характер. Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

Какую следующую особенность вы можете назвать

Какие можно составить слова, которые начинаются со слова «Взаимо»

В помощь я вам дам филворды, где из набора букв вы должны найти эти  слова

Все слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что испытывают люди, когда оказывают взаимопомощь,

взаимовыручку?

Как можно это определить эти слова, одним словом?

И так что же является следующей особенностью межличностных отношений?

Задание в учебнике с.51. Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Задание по вариантам:

1вариант. Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.

2 вариант. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

Текст на экране:

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные  - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.

Какие новые понятия вы встретили в тексте? Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Попытаемся опровергнуть стереотип: ребята 6 А класса не умеют  танцевать

Физкультминутка.

Межличностные отношения бывают разными.

Задание по группам:

Ниже приведены примеры межличностных отношений.

Чем они отличаются ? Как вы можете назвать каждый из этих видов отношений?

1.        У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2.        Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.

3.        Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4.        Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.

 Согласны ли вы с таким расположением видов? Чтобы вы поставили на первое место?

Ребята дают свое определение.

Сверяют со словарем и записывают в тетрадь.

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.

Особенности

  1. общение

Составляют предложения.

 

2 особенность

взаимность

Попробуйте продолжить…

взаимопомощь, взаимопонимание, взаимодействие

взаимовыручка.

Любовь, уважение, чувство долга, ответственность и т.п.

3 особенность - чувства 

Сближают: доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь.

Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость.

- симпатия, антипатия, стереотип

Примеры:

Симпатия: добрая и отзывчивая девочка.

Антипатия:  грубый, невоспитанный одноклассник

Стереотип: девочки-плаксы. Мальчики – драчуны.

Танцевальная физкультминутка.

Виды межличностных отношений:

  1. Знакомство
  2. Приятельство
  3. Товарищество
  4. Дружба

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Регулятивные: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Коммуникативные: 

Организовывать работу в  группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

4 этап. Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

Назовите литературных героев или герои мультфильмов кого можно назвать друзьями?

Рассказать о дружбе Пушкина и Пущина.

Можно ли назвать отношения Пушкина и Пущина межличностными? Почему?

Какую следующую важную особенность межличностных отношений мы внесем в схему?

Дружба.

Дружба объединяет людей надолго, иногда на всю жизнь.

С другом можно поделиться самым сокровенным, друг даст нужный совет, поддержит в трудную минуту…

Кай и Герда, Буратино и Мальвина,  дядя Федор и кот Матроскин. Чебурашка и Крокодил Гена.

4. особенность – высшая форма - дружба

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: 

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

5 этап. Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Проблема. Посмотрите на нашу схему. Что является особенностями отношений между людьми?

На мой взгляд, этот список не полный, здесь не хватает

 «Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо?

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Вывод: 

1.общение

2. взаимодействие

3. чувства

4. дружба – высшая форма

Познавательные: Анализировать  и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

Личностные: Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор

6 этап. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся.

А, сейчас в группе с соседом по правому плечу. Поделись тем, что ты узнал на сегодняшнем уроке.

Спросить по ребенку из группы, что он узнал от соседа.

Вы сегодня большие молодцы. Прекрасно потрудились.

А теперь заполните лист самооценки. Обведите в кружок номер предложения, которое совпадает с вашим мнением.

Я же хочу оценить вашу работу по количеству ответов на уроке.

- Что такое межличностные отношения. Виды межличностных отношений, чувства - основа межличностных отношений и т.п.

Ребята оценивают свою работу и ставят оценку учителя в тетрадь.

7этап. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий

1) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»

2) Написать небольшой  рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3) сообщение об отношениях Пушкина и Пущина

8 этап

Рефлексия

Итог урока

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам ребята за урок!

Дети улыбаются и говорят друг другу спасибо.



Подписи к слайдам:

Межличностные отношения
– взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
Приятельство
Может
ли человек обойтись без межличностных отношений?
Приведите аргументы за и против.
Проблема
урока
Межличностные отношения


Тема урока


1
) П. 6 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»
2) Написать короткий рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»
3) рисунок на тему «Межличностные отношения»
Домашнее задание

Межличностные
отношения начинаются с общения.
Знакомство
Виды межличностных отношений:
1. Знакомство
2. Приятельство
3. Товарищество
4. Дружба
Три важных момента, которые я узнал на
уроке?
Что
из того о чем я узнал мне пригодиться?
Чтобы еще хотели узнать?
Близкое
общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.




А
.
Ривароль
Эпиграф
симпатия
а
нтипатия
стереотип
Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими
понятиями
.
Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Сложно ли общаться?
Приведите
аргументы за и против.
Проблема
Дружба
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.
Какие новые понятия вы встретили в тексте?
Н
е
делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.
«Золотое
правило
нравственности»
Узнать что
такое межличностные
отношения
, определять виды межличностных отношений.
Цель урока
Чувства

– основа межличностных отношений
Задание в учебнике с.51. Раздели перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.
Задание:
Назовите чувства, которые на ваш взгляд, сближают людей.
Назовите чувства, которые людей разъединяют.
Товарищество

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории в 10 классе "Опыт прошлого - уроки настоящего"

Тема  урока: «Опыт прошлого – уроки настоящего»Предмет:история РоссииКласс:10УМК(авторы): В.И. Буганов  П.Н.Зырянов  История России конец XVII-XIXвек, М. «Просвещение», 2006г.Автор урок...

Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"

В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС  были выбраны и физические упраж...

Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок  по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок по информатике "Клавиша точных построений" на тему "Точные построения графических объектов". Разработка урока для 5-х классов

Оборудование: компьютерный класс, на компьютерах операционная система Linux, мультимедийный проектор, Приложение 1 (презентация по данной теме) раздаточный материал « Мои достижения на уроке» Приложен...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...