Развернутый план-конспект урока по обществознанию На тему: Виновен - отвечай
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Бодякова Ирина Александровна

Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vinoven_otvechay_dlya_inet.doc54 КБ
Файл vinoven_otvechaj_7-2.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план-конспект

урока по обществознанию

На тему: Виновен - отвечай

7 класс    2 часа

Технология урока: Сочетание элементов проблемно-развивающегося обучения с умениями анализировать, обобщать , сопоставлять различные точки зрения и делать выводы. Использование ИКТ.


Урок №1

Тема:  Регулирование поведения людей в обществе

Тип урока:  Урок объяснения нового материала с элементами совершенствования знаний, умений и навыков.

Технологии урока:

Сочетание элементов проблемно-развивающегося обучения с умениями анализировать, обобщать , сопоставлять различные точки зрения и делать выводы. Использование ИКТ.

Обучающие цели:

Систематизировать наиболее важные вопросы для раскрытия темы, закрепить основные УУД; провести анализ, обобщение и закрепление материала.

Развивающие цели:

Побудить учащихся к активной деятельности на уроке, используя различные формы работы. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Воспитывающая цель: Убедить в значимости и актуальности обсуждаемых на уроке вопросов для дальнейшей социализации в обществе.

План урока:

  1. Раскрыть основные социальные нормы, определяющие отношения между людьми в обществе.
  2. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан.
  3. Раскрыть особенности правового статуса несовершеннолетних.
  4. Объяснить почему надо соблюдать закон.
  5. Объяснить почему соблюдение дисциплины необходимое условие жизни общества и человека.
  6. Объяснить какой человек называется законопослушным, определить черты противозаконного поведения.
  7. Характеризовать ответственность за нарушение законов.
  8. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
  9. Подведение итогов: почему важно регулировать поведение людей в обществе.

Целеполагание:

Формулирую тему урока «Виновен – отвечай». Ставлю перед учащимися главную задачу. Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного гражданина.

  1. Актуализация знаний (работа в диалоге). Слайд №1

Пожалуйста задумайтесь на этими вопросами, более подробно поговорим об этом, рассуждая выскажем свою точку зрения.

Учитель беседует с учащимися: Человек рождается в обществе, постепенно становится личностью. Что влияет на формирование личности человека? (постановка проблемы, проблемно-развивающее обучение). Учащиеся называют – деятельность, общение, обсуждение различных вопросов, высказывание своего мнения, выражения «Я»…, знакомство с правилами жизни.

Как называются эти правила? – Социальными нормами. Объясните эти слова.

Социальные нормы (социум – общество, норма – правило, образец поведения). Слайд № 2

Подводим итоги. Учащиеся делают выводы.

Записываем в тетради: социализация человека в обществе это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком культурных норм и получение жизненного опыта необходимых для жизни.

Какие вы знаете социальные нормы? – Привычки, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, манеры, традиции, этикет (учащиеся делают небольшие сообщения, творческое задание).

Социальные нормы подразделяются: нормы предписания, нормы разрешения, нормы запрещения (учащиеся записывают в тетрадь, углубление материала). Приведите примеры из жизни семьи.

Открываем учебник стр. 13 (читаем) и делаем первые выводы (промежуточный контроль). Продолжаем формировать портрет законопослушного человека.

  1. Какие вы знаете очень важные нормы, которые регулируют наиболее значимые отношения в обществе? – Правовые нормы.

Люди заговорили о своих правах десятки веков назад. Учитель просит привести примеры из истории. (коллективное обсуждение, интегрированное обучение).

Философы всегда размышляли о человеке: Джон Локк, Жан-Жак Руссо, Шарль-Луи Монтескье. Английский философ Джон Локк еще в XVII веке сформулировал идею естественного происхождения прав человека: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…» Слайд № 3

Анализируем размышления Джона Локка и делаем выводы (развитие логического мышления):

  • Права человека принадлежат каждому человеку
  • Носят естественный характер
  • Закреплены в законе
  • Определены границы дозволенного

Обращаемся к тексту учебника стр. 19 и закрепляем полученные знания (актуализация знаний).

Права человека постепенно получили законодательное закрепление (работаем со схемой, обращаясь к учебнику стр. 18) Слайд №4. Права человека в нашей стране закреплены в основном законе – Конституции.

Конституция это основной закон страны. Почему? Слайд №5

Какой государственный орган принимает Конституцию? Слайд №6

Назовите какие группы прав вы знаете? (работа с текстом тетради или учебника). – Права делятся на гражданские, политические, экономические и социальные, культурные. Практическая работа по вариантам с текстом конституции. Каждый вариант получает задание. Рассматриваем главу 2 Конституции, статья 2; статья 20-22 – гражданские права; статья 34, 36-38, 41 – экономические и социальные права; статья 31-32 – политические права; статья 42, 44 – культурные права. Обсудив конституционные права граждан, делаем вывод. Слайд № 10. Поговорим отдельно о правах ребенка и их защите. Слайды №№ 8, 9, 10, 11. Выделяем главные направления деятельности государства в защите прав ребенка.

Права и обязанности тесно взаимосвязаны. Слайд №7. Назвать основные обязанности граждан (на экране схема «Конституционные обязанности граждан РФ»). 

Учащимся предлагается вопрос, что представляло бы из себя общество в котором все граждане понимали бы важность соблюдений прав человека и обязанностей. (главное рассуждение, дискуссия, промежуточный контроль). Продолжаем работу над формированием черт законопослушного человека.

Права и обязанности человек приобретает постепенно. (вводим два новых понятия, углубление знаний).

Правоспособность – способность обладать правами и нести юридические обязанности. Дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Ученики приходят к выводу, что очень важно соблюдать закон. Обращаемся к тексту параграфа 3 и закрепляем значимость закона в жизни общества.

  1. Почему для соблюдения закона дисциплина важное условие в жизни человека. Ученики дают определение дисциплине. И объясняют что такое внешняя и внутренняя дисциплина. (беседа с учащимися). Объясняют почему человеку важно соблюдать внутреннюю дисциплину. (работаем в диалоге).

Рефлексия. Как вы думаете о каком человеке идет речь? Слайд № 12. (учащиеся высказываю свои суждения и формулируют черты законопослушного человека).

Как вы считаете мы нарисовали портрет законопослушного гражданина? Важно ли для нас, чтобы окружающие люди не нарушали закон? (рассуждение с элементами диспута).

Если человек поступает неправильно, нарушает закон – как называется такое поведение? – Противозаконное. Слайд № 13. (читаем в учебнике стр. 50 и 51 определение противозаконного поведения и записываем в тетрадь).

Противозаконное поведение нарушает порядок в обществе, приносит вред людям и обществу и влечет за собой наказание.

Урок №2

Тема:  Виновен - отвечай

  1. Актуализация знаний (беседа с учащимися и обсуждение вопросов)
  • Рассматриваем портрет законопослушного человека и основные черты записываем в тетрадь.
  • Обсуждаем с учащимися важно ли для вас чтобы люди в обществе не нарушали закон. Почему? (элементы дискуссии, проблемно-развивающее обучение).
  1. Разбираем вопрос «Ах, какая это коварная штука – малозначительный проступок» (выполняем задание из раздела учебника «В классе и дома» стр. 54 задания 3, 4, 5) Работаем в диалоге.

Назовите признаки противозаконного поведения. (Промежуточный контроль).

  1. Работа с текстом учебника «Жил на свете человек». стр. 51. Отвечаем на поставленный вопрос.
  2. Изучение нового материала. Учитель рассказывает о правонарушениях, приводит примеры. Правонарушения разделяются на проступки и преступления. Слайд № 14

Правонарушение – общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие) противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность. Дополнительный материал.

Составляем схему:                                   Правонарушение

                                                        ↓                        ↓

                                                Проступки                Преступления

  1. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника. (стр. 52). Отвечают на вопрос – В каких областях совершаются проступки и преступления.
  2. Как закон относится с несовершеннолетним нарушителям. (стр. 53) Учащиеся читают текст учебника и выделяют главное. Слайд № 15
  3. Рефлексия. Учащиеся отвечаю на вопрос: Почему важно и необходимо уважать закон.
  4. Домашнее задание. Параграф 6. Выучить записи в тетради и ответить (устно) на вопрос: Почему нужно регулировать поведение людей в обществе и как это делать.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: ВИНОВЕН - ОТВЕЧАЙ В ходе урока мы должны вместе с вами создать портрет законопослушного человека. И ответить на вопрос важно ли для вас что бы окружающие люди не нарушали закон? Человек Личность Социальные нормы Социализация

Слайд 2

Социальные нормы Привычки, обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, манеры, традиции, этикет. Нормы: предписания разрешения запрещения

Слайд 3

Джон Локк Жан-Жак Руссо Шарль-Луи Монтескье Философы всегда размышляли о человеке Джон Локк еще в XVII веке сформулировал идею естественного п роисхождения прав человека: « Человек рождается , имея право На полную свободу и неограниченное пользование всеми правами И привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий Другой человек или любые другие в мире…» Права человека принадлежат каждому человеку Носят естественный характер Закреплены в законе Определены границы дозволенного

Слайд 4

Законодательное закрепление прав человека. Всеобщая декларация прав человека Международные пакты о правах человека Основной закон (Конституция) Национальное законодательство

Слайд 5

Конституция РСФСР 1993 Конституция – основной закон страны. Какой государственный орган принимает Конституцию?

Слайд 7

Платить налоги Защищать Отечество Сохранять природу и окружающую среду Соблюдать Конституцию и законы РФ Обеспечить получение детьми основного общего образования Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия Конституционные обязанности граждан РФ Заботиться о несовершеннолетних детях и нетрудоспособных родителях

Слайд 8

Защита прав ребенка

Слайд 9

Защита прав ребенка

Слайд 12

Мы с Вами нарисовали портрет законопослушного человека. Основные черты законопослушного человека: Соблюдает и уважает правила и традиции семьи, общества и государства. Знает свои права и обязанности гражданина, права несовершеннолетних. Имеет понятие об особых правах ребенка. Учится соблюдать и уважать Конституцию и законы страны Понимает, что дисциплина очень важна в жизни человека, особенно внутренняя дисциплина. Она помогает осуществить все свои мечты и добиться в жизни успеха.

Слайд 13

Противозаконное поведение – это такое поведение которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых приносит вред обществу. Нарушение правил ПДД. Нарушение экологических норм Противозаконное поведение нарушает порядок в обществе. Приносит вред людям и обществу. Влечет за собой наказание.

Слайд 14

Закон наказывает

Слайд 15

Незнание закона не является оправданием. Закон наказывает и несовершеннолетних. Возраст нарушителей является обстоятельством смягчающем вину. Ответственность за все виды нарушений с 16 лет, за самые тяжкие с 14 лет. Применяются не все виды наказаний установленные для взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

Развернутые план-конспекты открытых уроков по физкультуре

Развернутые план-кокспекты для проведения открытых уроков по физкультуре для различных классов....

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

план - конспект урока по обществознанию 7 класс "Виновен - отвечай"

план урока составлен по учебнику Боголюбова направлен на  формирование у обучающихся понимания   таких   понятий как «закон», «проступок» «престу...

Урок обществознания по теме "Виновен - отвечай"

Конспект урока с использованием дидактической многомерной технологии В.Э. Штейнберга (логико - смысловые модели)...