Урок-соревнование «Участвуешь в выборах – создаешь свое будущее».
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Сватова Ирина Ивановна

Ознакомление детей с историей нашего государства, символами власти, функциями Президента РФ, демократическими принципами, институтами власти в России 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Урок-соревнование

 «Участвуешь в выборах – создаешь свое будущее».

                                                             Приди на выборы скорей, отдай свой голос смело,

                                                             Мы граждане страны своей – выборы общее дело!

                                                                             

Предмет: обществознание.

Межпредметные связи: история.

Класс:10-11.

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Методы проведения: эвристический, репродуктивный, технология критического мышления.

Тип урока: урок-соревнование.

Время проведения: 2 часа.

Цели:

• повышение правовой культуры молодых будущих избирателей-детей;

• повышение гражданской активности молодых людей

Задачи:

• обучение будущих избирателей;

• ознакомление детей с историей нашего государства, символами власти, функциями Президента РФ, демократическими принципами, институтами власти в России.

• взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти,

   научными и образовательными учреждениями.

Формируемые компетенции: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, цветные таблички, которые будут установлены на столах для работы групп:

           Красные - «избиратели»

           Синие - «депутаты»

           Зеленые - «мэры»

           Желтые - «президенты»

заготовки фигурки человечков (контуры) на ватмане; конкурсные листы для каждой группы

ПРОГРАММА  урока-соревнования

1. Разделение участников на команды (5 мин);

2. Первый тур - конкурс на лучший логотип, название и слоган команды (25 мин)

3. Второй тур - викторина (4 части) (20 мин)

4. Третий тур – Презентация портрета: «Идеальный …(президент, избиратель, мэр, депутат)» (25 мин)

5. Четвертый тур - Наказ будущему (президенту, мэру, избирателю, депутату) (10 мин)

1. Разделение участников на команды:

На столах, расставленных для работы в группах, стоят цветные карточки с названием:

•   Красные «избиратели»

•   Синие «депутаты»

•   Зеленые «мэры»

• Желтые «президенты»

Группы сформированы, каждая заняла свой стол согласно цвету полученной карточки. Начинается конкурс-игра.

Вступительное слово учителя: Скоро в нашей стране произойдёт важное событие, которое отразится на жизни каждого человека. Какое это событие? Когда оно произойдёт? (Выборы Президента РФ, 2018 год).

Занятие, в котором вы принимаете участие сегодня, поможет будущему избирателю и будущему Президенту России.

Вы сможете узнать важные сведения об истории выборов, о функциях Президента РФ, о том, как устроена государственная власть в Российской Федерации.

О том, что такое выборы, об их истории расскажет… («Презентация «Что такое выборы» - ученик)

Учитель. Конечно, для каждого гражданина РФ важно выполнение долга – принятия участия в выборах. Ведь от того, как мы проголосуем, будет зависеть жизнь   каждого из нас и страны в последующие годы.

Занятие сегодня будет проходить в форме игры-соревнования, состоящей из 4-х туров. Вы разделены на 4 команды. В ходе игры команды выполняют задания. Результаты вашей работы будет оценивать жюри в составе … (представление членов жюри).

Жюри подводит итоги каждого конкурса. Благодаря этому в конце игры можно будет определить победителя.

Итак, первый тур.

конкурс на лучший логотип (эмблему), название и девиз команды.

Участники каждой команды должны придумать название, эмблему и девиз команды. Через 10 минут все команды по очереди презентуют результаты своей работы (максимальное количество баллов за этот конкурс – три.)

Подведение итогов конкурса (жюри).

Учитель. У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Назовите все символы нашего государства и объясните их предназначение и важность.

(Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн). О государственных символах нашей страны более подробно расскажет…(Презентация «Государственные символы РФ» - ученик)

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ(1)

 Как у каждого государства, у России есть свои государственные символы: герб, флаг, гимн.

 Гербы появились очень давно, около 4 тысяч лет назад.

 Слово « ГЕРБ » немецкое ЭРБЕ и обозначает НАСЛЕДСТВО.

Герб показывает исторические традиции страны.

 ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского.  Изображены на гербе символы власти: Скипетр. Держава. А на

груди орла – ГЕРБ МОСКВЫ. Государственный флаг- важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.

Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. ФЛАГ- это СВЯТЫНЯ.

ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ На нашем флаге три цвета: Белый. Синий. Красный. Флаг - триколор.

История происхождения триколора

У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.

Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:

Белый - это белый конь.

Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.

Красный – это красный щит герба.

Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение.

Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.

В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались: Белорусы (белый цвет). Украинцы (синий цвет). Русские (красный цвет).

ОБЩНОСТЬ и ЕДИНСТВО этих национальностей и отражает флаг.

По – иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты(учёные, которые изучают символы государства).

Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.

БЕЛЫЙ – ОЗНАЧАЕТ ОТКРОВЕННОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.

СИНИЙ – ВЕРНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.

КРАСНЫЙ – МУЖЕСТВО, ОТВАГУ, ГЕРОИЗМ. Нашему флагу 300 ЛЕТ, его утвердил царь Пётр I . В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 АВГУСТА – ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН. Гимн – это главная песня страны. Слово гимн греческое и означает ВОСХВАЛЕНИЕ. Слова гимна написал Сергей Михалков, а музыку Александр Александров. Гимн России был принят в 2000 году.

Каждый гражданин России должен знать и гордиться символикой своей страны.

Учитель. Событием года в нашей стране многие политологи называют выборы Президента РФ. Каковы функции и обязанности главного должностного лица в государстве? Ответы учащихся.

Второй тур: Викторина. Будет состоять из 4-х этапов. За правильный ответ команде присуждается 1 балл

1 часть. «Из истории»:

1) Почему город становился столицей государства и для чего она необходима?

2) Назовите дату основания Москвы (1147)

3) Кто считается основателем Москвы (Юрий Долгорукий)

4) Какие вам известны столицы нашего государства в разное время? (Киев, Санкт-Петербург, Москва)

2 часть. «Символы власти»

1) Что такое символы власти? (Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства).

2) Назовите символы государства

3) Когда появились первые гербы? (около 4 тысяч лет назад)

4) Что показывает герб? (исторические традиции своей страны)

5) Что изображено на гербе РФ и что это обозначает? (На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского. Изображены на гербе символы власти: Скипетр. Держава. А на груди орла – ГЕРБ МОСКВЫ)

6) Назовите цвета Российского флага.

7) Как объясняют расцветку Российского флага геральдисты? (БЕЛЫЙ – ОЗНАЧАЕТ ОТКРОВЕННОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО. СИНИЙ – ВЕРНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ. КРАСНЫЙ – МУЖЕСТВО, ОТВАГУ, ГЕРОИЗМ.)

8) Что обозначает слово «гимн?» (восхваление)

9) Когда был принят гимн России? (в 2000г.)

10) Кто знает слова нашего гимна наизусть и может рассказать, принесет команде дополнительные баллы.

3 часть. Президент РФ.

3. Кто является главой государства?

4. Каковы полномочия Президента России?

5. В каком документе закреплен правовой статус Президента России?

6. Кто может быть кандидатом на должность Президента РФ?

7. На основе каких принципов осуществляется голосование в РФ?

5. Почему необходимо принимать участие в выборах?

4 часть «Конституция и права человека»

1. Что такое Конституция Российской Федерации?

2. Когда и как была принята Конституция РФ?

3. Какова роль Конституции как правового документа?

 Третий тур: конкурс по подготовке и презентации плакатов.

Учитель. Каждая команда получает заготовки человечков на плакатах.

Задание: наделить необходимыми качествами, чертами лучшего избирателя, мэра, президента, депутата "безликих" до этого фигур, согласно полученным заданиям:

«Черты идеального мэра»,

«Черты идеального избирателя»,

«Черты идеального президента»,

«Черты идеального депутата»

Время на выполнение задания – 15 минут.

 Наказ. Учитель. Внимательно выделите общие черты в каждом из героев и составьте наказы каждому из них, используя самые яркие мысли.

Например, укажите в наказе, что вы доверяете своему избраннику, на какие перемены к лучшему надеетесь за период его нахождения у власти...

Время выполнения задания – 10 минут. Максимальное количество баллов - 4

В конце урока - занятия жюри подводит итоги, объявляются результаты, и производится награждение победителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 термин (республика)

-возникла в Древней Греции;

 

-на латыни - общественное дело;

 

-ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

 

-это форма правления;

 

-бывает парламентской и президентской;

 

4 термин (налог)

- устанавливает государство;

 

-в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

 

-при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

 

-идёт на содержание госструктур, армию, образование;

 

-по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

6 Конкурс капитанов.

-После 1917 года было принято в общей сложности 5 конституций и РСФСР, и СССР, и России. В какие годы это произошло? (1918-РСФСР,1924-СССР,1936-СССР,1977-СССР,1993-Р.Ф.)

-Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А.Медведев)

 

-Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

 

-Форма правления в России? (Республика)

 

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?(до 18 лет.)

 

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

 

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

 

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

7 Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Ведущий: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

 ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

   ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

Задание 6.Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству;

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу и личную неприкосновенность.

Задание 7. Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.

     ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижения, выбирать место пребывания и жительства.

Задание 8. Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин;

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу и личную неприкосновенность.

8 Конкурс «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок —   к о р ё н б е

 

Семья – м я с ь е

 

Страна – а р а н с т

 

Документ – к у н т е м о д

 

Закон – к о н з а

 

Политика – и п о к а л и т

 

Жизнь – з и н ь ж и

 

Родители – д и л и е т о р

 

Норма – М Р А Н О

 

Забота – Б О З А Т А

Карточка №2.

 Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

 

Порядок – Я Д П О Р О К

 

Право – В О Р А П

 

Союз – Ю З О С

 

Подросток – С О Д Р О П К Т О

 

Колледж – Л Е Ж Л О К Д

 

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

 

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

 

Выживание – А Н И Ж Е В И В Ы

 

Поступок – С Т У К О П О П

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

 

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

 

Досуг – Д У Г О С

 

Человек – Л О В Ч Е К Е

 

Слово – В О С О Л

 

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

 

Отец – Ц Е Т О

 

Дружба – Ж Б А Р У Д

 

Поступок – С Т У К О П О П

 

Информация – Ф О Р Н И Ц И М А Я

Карточка №4.

Студент- Е С Н Д У Т Т

 

Малыш – Ш Ы Л А М

 

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

 

Собрание – Е Б Р А Н И С О

 

Общество – Б О С Т В О Щ Е

 

Группа – П Р А П У Г

 

Опекун – К Е У Н О П

 

Мнение – Н Е М Е Н И

 

Опека – К Е П О А

 

Согласие – С И Л А Г О С Е

9 Конкурс: «Моя родина - Россия».

Командам предлагается ответить на большее количество вопросов за ограниченное время.

ВОПРОСЫ:

Что такое символ? (условный знак, обозначение).

Какие символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн).

Что такое герб? (эмблема государства).

Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

Что такое флаг? (прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

Что такое гимн? (торжественная песня).

Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

Что означает слово «герб»? (наследство).

Старинное русское название флага? (стяг).

Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

Кто является главой Российского государства? (президент).

Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).

Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).

Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

Назовите денежную единицу России. (Рубль).

Назовите растение – символ России. (Береза).

Назовите столицу России. (Москва).

Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

Что при вступлении в должность президент приносит народу? (присягу).

Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).

Какой царь официально ввел бело-сине-красный флаг? (Петр 1).

Ведущий:

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно прикрепить на магнитную доску красный или синий жетон (красный - узнал новое, и было интересно, синий - время потерял зря).



Предварительный просмотр:

                                                     

                              Урок-семинар по теме:

« Роль экономики в жизни общества» с использованием 

                                               метода кейс – стади

                                                               

   Сватова И.И  учитель истории  и обществознания

                         

Пояснительная записка

Case study (кейс-стади) - это метод обучения основанный на разборе практических ситуаций, это учебные конкретные ситуации специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать управленческие решения.  Case Study стал одной из основных технологий бизнес-образования.  Метод изучения конкретных ситуаций (кейсов) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета.  Сегодня является актуальным использование данной технологии на уроках обществознания, истории, экономики в старшей школе.

Опрос учащихся позволил сделать заключение, что анализ конкретных ситуаций (case-study) – это эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых.

 Кейс-метод позволяет учитывать интересы учащихся, выработанный стиль мышления и поведения.

Если систематически использовать на уроках истории и обществознания и элективных курсах  интерактивные методы обучения, то следует ожидать повышения уровня учебной компетентности учащихся, так как применение данных методов обучения способствует обогащению социального и экономического  опыта путем включения и переживания тех или иных проблемных ситуаций.

                          Результаты работы с кейсом

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода можно разделить на две группы – учебные результаты – как результаты,  связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты – как результаты образованные самими участниками взаимодействия,  реализованные личные цели обучения.

Учебные

Освоение  новой информации

Освоение методов сбора данных

Освоение методов анализа

Умение работать с текстом

Соотнесение теоретических и практических знаний

Образовательные

Создание авторского продукта

Образование и достижение личных целей

Повышение уровня профессиональной компетентности

Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Кейс метод в системе методов организации обучения

Важной особенностью метода кейс - стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. В нашем образовательном учреждении работает дискуссионный клуб для старшеклассников «Сократ», в работе которого эффективно используется методы, интегрированные в кейс-метод проблемы и путей В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом.  

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

« Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

Используя кейс-технологии в учебном процессе школы, на уроках  истории и обществознания, занятиях элективного курса  были выявлены следующие преимущества и недостатки применения данной технологии

ПРЕИМУЩЕСТВА:

- Организация деятельности учащихся в группах .

- Высокая активность учащихся в  работе группы .

-Самостоятельная познавательная деятельность учащихся  под    руководством педагога .

- Педагог руководит деятельностью учащихся.

- Осуществляется эффективная обратная связь.

- Возможность диалоговых и форм общения.

 - Активная мыслительная деятельность учащихся.

- Формируются мыслительные и коммуникативные  компетенции учащихся.

- Повышается успеваемость.

НЕДОСТАТКИ:

- Трудоемкая подготовительная деятельность педагога по созданию кейс  - ситуации и по оформлению кейса .

- Невозможно использовать в работе с учащимися, у которых не сформированы навыки работы в группе.

Также, по результатам апробации  кейс- технологий в учебном процессе, были составлены рекомендации для преподавателей по использованию данной технологии в работе с  учащимися.

                                         

Рекомендации по использованию кейс-технологий в образовательном процессе

1.Основательно изучить теоретические основы технологии, прежде чем использовать в образовательном процессе.

2.Разработка эффективных  кейс-ситуаций – самый важный элемент на пути достижения целей урока  и во внеурочной деятельности с использованием  кейс-технологий.

3. У учащихся  должны быть сформированы навыки работы в группе.

 4. Результативнее применять на обобщающих уроках и на дискуссионных площадках.

Кроме того, результаты апробации кейс-технологий в работе показали, что данная технология способствует формированию, прежде всего, таких ключевых компетенций учащихся, как мыслительных и коммуникативных.

                                                       Заключение

Кейс- технологии способствуют развитию основных качеств старшеклассников

-Гибкость и нестандартность мышления

 -Чувство нового, умение применить его творчески

- Анализ действий и поступков

- Умение профессионально мыслить (мысленное моделирование событий)

- Способность принимать оптимально-рациональное решение по проблеме

                         Разработка урока-семинара      

Цель семинара: Совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Задачи:

- Развитие навыков анализа и критического мышления

- Соединение теории и практики

 - Представление примеров принимаемых решений

 - Демонстрация различных позиций и точек зрения

  -Научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Форма проведения: семинар

 Формируемые компетенции:

-принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них;

-брать на себя ответственность за работу членов команды за результат выполнения заданий;

-работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями;

-понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач.

  Действия преподавателя:

1.Создание кейса или использование уже имеющегося;

2.Распределение учащихся по малым группам (4-6 человек);

3.Знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

4.Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

5.Работа с кейсом;

6.Организация презентации решений в малых группах;

 7.Организация общей дискуссии;

8.Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

9.Оценивание учащихся преподавателем.

  Этапы организации семинара:

  1. Этап погружения в совместную деятельность

Основная задача этого этапа:  формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения. На этом этапе возможны следующие варианты работы:  

Текст  КС может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия проявляется знание учащимися материала КС и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная  проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

На данном этапе учащиеся знакомятся с  ридерами.

  1.  Этап организации совместной деятельности.

 Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах, или индивидуально. Учащиеся распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации.   В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).  Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

  1. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. 

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации семинара, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

                         

                                   


       Приложения ( материалы, используемые на семинаре)

  Ридер.   Каждому соревнованию нужен судья. Экономике тоже.

                                                           Руководство по рыночной экономике  В.Новиков.

Зачастую одно меткое выражение способно отразить целую экономическую эпоху. Так было в XIX –м веке, когда говорили: « Пусть все движется, мир сам себя отрегулирует ».Это предложение характеризует роль государства в экономике. Хотя государство и выпустило законы, регулировавшие, например, право на собственность, договорное право и право предпринимательской деятельности, но в дальнейшее развитие экономики государство не вмешивалось, и все шло своим чередом.

На первых порах этот так называемый экономический либерализм привел к небывалому подъему в Германии, Англии, Франции и США. Индустриализация дала многим людям работу, привела к небывалому подъему мировой торговли, она подняла покупательную способность населения.

Только позднее обнаружились недостатки этого принципа ( laissez-faire prinzips). Производились огромные массы промышленных и индустриальных товаров. Если не находился покупатель, фабрику закрывали, люди теряли работу. Государство наблюдало.

Если два друга-предпринимателя почувствовали угрозу конкуренции со стороны третьего, то они отказывались от конкуренции. Они быстро создавали картель, конкурент оставался за бортом и выходил из игры.

Большие предприятия увеличивали свою власть до монополии. Захотелось им сократить расходы ,урезали зарплату. Снова к людям возвращалась бедность, социальная напряженность возрастала. Государство не вмешивалось.

Оно отвело себе роль средневекового сторожа, который должен был всю ночь «сторожить», то есть выкрикивать часы и более ничего, а что творилось вокруг - его не касалось. Государство времен  Laissez – faire  поэтому называют « ночным сторожем » .

В современной экономике государство не должно быть гостем. Оно должно сформулировать рамочные условия и заботиться о том, чтобы они соблюдались. Государству постоянно нужно следить за работой рыночной экономики. Оно гарантирует соблюдение законов и создает условия для конкуренции. Оно следит за социальным равновесием, ограничивает одностороннюю власть и издает предписания для охраны наших естественных основ жизни.

В игре между властью и безвластием в экономике государству отводится роль судьи. До тех пор, пока все идет честно, судья не вмешивается. Стоит только кому-нибудь нарушить игру – нарушение штрафуется либо предупреждением, а то и удалением с поля.

 

 Рынок и государство:  установление и обеспечение соблюдения   правовых основ и  законодательства.

                  Экономические и финансовые риски  Н.Шапкин доктор экономических наук

Можете ли вы представить себе спортивные соревнования, в которых правила борьбы за победу устанавливаются самими участниками? Кто смог бы контролировать исполнение правил и назначать штрафные очки за их нарушение? Интенсивность рыночной конкуренции не уступает накалу спортивных состязаний. Каждый участник рыночного обмена преследует собственные интересы и стремится получить выгоду. В этой ситуации необходимо вмешательство независимой и незаинтересованной стороны - арбитра, способного разработать, установить и контролировать соблюдение правил игры. В роли арбитра в условиях рынка выступает государство, которое берет на себя задачу обеспечения правовой базы, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики. Государственные органы обеспечивают равные права всем участникам хозяйственной деятельности, играют важную роль при рассмотрении и урегулировании спорных вопросов, возникающих между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями, обеспечивают защиту прав собственности, контролируют деятельность фирм в целях недопущения незаконных финансовых операций или нарушения прав потребителей, а также применяют власть для наложения соответствующих наказаний.

Права собственности лежат в основе «правил игры», принятых в каждом обществе, и определяют хозяйственные отношения между домашними хозяйствами, фирмами, производителями, потребителями и государственными институтами и учреждениями, однако сами по себе рынки не устанавливают и не поддерживают юридические права и нормы, обязательные для всех участников экономической системы. Их определяет и гарантирует государство.

Если права собственности и гарантии их соблюдения не закреплены законодательно, участники рынка не могут свободно осуществлять взаимовыгодный обмен. Собственники опасаются за свое имущество, у них меньше стимулов заботиться о принадлежащих им активах и инвестировать в капитал. Законодательно гарантированные права собственности жизненно необходимы для существования и роста экономики свободного предпринимательства. Только с помощью государства могут быть установлены и соблюдены законы, правила и предписания, регулирующие эффективное функционирование рынка и взаимные обязательства его участников.

                         Обеспечение рыночной конкуренции.

Свободное предпринимательство не всегда обеспечивает открытость рынков для конкуренции. Если компании на определенном рынке ограничивают конкуренцию и повышают цены, у потребителей сужается выбор, а производители теряют мотивацию, побуждающую их сокращать издержки и повышать эффективность производства. Государство должно играть активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А эти последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и

                             

манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Последнее означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ

в сравнении с конкурентным рынком. Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью. Там, где сама технологическая потребность производства обусловливает необходимость существования крупных предприятий, используется экономическое регулирование правительством деятельности этих крупных предприятий или институт государственной собственности.

Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и юридических мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. Одним из первых законов, имеющих антимонопольную направленность, был положивший начало антитрестовскому законодательству закон Шермана, принятый в США в 1890 году и дополнявшийся в 1914,1936 и 1959 годы. В ряде европейских стран антимонопольные законы были приняты в 30-е годы XX века. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в России в 1991 году. В

настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области

предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей.

Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

Государство играет важную роль в решении вопросов, связанных с внешними эффектами, нейтрализация которых не подвластна ценовому механизму рынка. Внешние эффекты – это не отраженные в рыночных ценах товаров и услуг выгоды или издержки потребителей и фирм, не являющихся непосредственными участниками видов деятельности, приводящих к

внешним эффектам. Выгоды или издержки, о которых идет речь, появляются, когда участники экономической системы принимают решения, не неся альтернативных затрат (издержек) в связи со своим выбором. Внешние эффекты могут быть отрицательными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению издержек у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, загрязнение окружающей среды и т.п.). Внешние эффекты могут быть положительными, если какая-либо производственная или потребительская деятельность приводит к возникновению определенных выгод (пользы) у лиц, не имеющих непосредственного отношения к данной деятельности (например, образование, наука, здравоохранение и т.п.).

Примером внешних издержек может служить деятельность фирмы по ремонту и очистке водного транспорта, в технологии производства которой используется много воды.

Предприятие стоит на берегу водоема, куда и сбрасывает свои отходы. Наносимый при этом ущерб, включает потерю выгод, связанных с использованием воды в других целях. Чем больше загрязнен водоем, тем меньше выгоды от использования его для рыболовства, тем меньше его полезность для купания и отдыха. В результате издержки, связанные

с потерей части чистой воды, несут третьи лица - предприниматели и потребители, напрямую не связанные с деятельностью фирмы, а сама фирма, производящая ремонт и очистку, и ее клиенты могут пользоваться водой бесплатно и не включают стоимость загрязнения воды в свои затраты. Это происходит потому, что никто не обладает правом собственности на воду, загрязняемую ремонтом и очисткой водного транспорта.

Когда рынок не может регулировать такие издержки, государство предпринимает всевозможные шаги, чтобы побудить людей считаться с внешними издержками, которые в результате их неумышленных действий приходится нести другим людям. Например, местное правительство может установить определенные стандарты концентрации вредных веществ в промышленных отходах и начать взимать плату за каждый кубический метр загрязняющих веществ, попадающих в воду. Это обеспечит фирму необходимой информацией об издержках загрязнения, и она поднимет цены на свои услуги, выплатит компенсацию тем, кто несет внешние издержки, или предпримет шаги по снижению выбросов. Если предприятие продолжит превышать предельную норму концентрации вредных веществ, его могут подвергнуть штрафу, а управляющего - уголовному наказанию. Обычно установка очистных сооружений для соблюдения установленных стандартов требует значительных финансовых затрат. Без вмешательства государства ориентированные на минимизацию издержек предприятия, работающие в условиях рынка, не стали бы тратить деньги на эти дорогостоящие мероприятия. Необходимость соблюдения государственных стандартов приводит к увеличению издержек предприятий и снижает влияние отрицательных внешних эффектов. Другим примером отрицательного внешнего эффекта является так называемое вторичное курение, когда от курения одного человека страдают окружающие. В сфере производства отрицательный внешний эффект возникает, когда происходит выброс дыма или иных загрязнений в воздух или ближайшие водоемы, осуществляемый, например, химическими заводами.

Внешняя экономическая выгода также может быть неподвластна людям, принимающим решения. Предположим, районная поликлиника проводит

профилактическую вакцинацию. Это приносит пользу не только людям, которым сделали прививку, но и другим жителям района, для которых снизится риск заболевания. Именно государство организует и финансирует подобные мероприятия, поскольку людям свойственно учитывать только те блага и выгоды, которые они получают непосредственно, а не в результате внешних эффектов.

Примером положительного внешнего эффекта может служить строительство плотины для ГЭС. Такая плотина дает возможность контролировать сток воды для живущих, ниже по течению реки, а также образует живописное водохранилище, привлекательное с точки зрения отдыха. Примером положительного внешнего эффекта может служить и возможность получения отдельным человеком дополнительного образования. Применяя полученные знания, человек может повысить эффективность своего труда, от чего выиграет не только он сам, но и общество в целом.

Положительный внешний эффект называют выгодой третьего лица, а отрицательный — издержками третьего лица.

Деятельность предприятия, порождающая отрицательный внешний эффект, ведет к издержкам третьего лица и в то же время приносит определенные выгоды этому предприятию. Например, собственник сталелитейного завода, не вкладывающий средства в очистное оборудование, экономит, на издержках производства стали. Это позволяет снизить цену на сталь и получить важное преимущество в конкурентной борьбе. В этом случае государство обязано защитить интересы третьих лиц за счет ограничения неоправданных преимуществ, сталелитейного завода. Оно должно принять закон об охране окружающей среды, на основе которого оштрафовать фирмы, допускающие отрицательные внешние эффекты, а полученные средства использовать для финансирования программ, направленных на решение экологических проблем. Одновременно у фирм, допускающих отрицательные внешние эффекты, появляется стимул вложить средства в очистные сооружения, чтобы избежать штрафных санкций.

Государство может также ввести дополнительный налог на прибыль предприятий, загрязняющих окружающую среду, и использовать полученные средства для очистки водоемов или, наоборот, выплачивать дотации производителям образовательных услуг или обучающимся либо и тем и другим, чтобы сделать образование более доступным для большинства граждан.

                     Государство и рынок:   участие в хозяйственной деятельности

                                                       Ключевые рыночные концепции. Б. Стайнер

Государство участвует в рыночной экономике не только в качестве арбитра и менеджера, крупнейшего производителя и потребителя товаров и услуг. В качестве потребителя государство приобретает товары и услуги специфического назначения, например, военные самолеты, танки, боевые корабли и другое оборудование, необходимое для осуществления национальной обороны. В качестве производителя - предоставляет обществу так называемые общественные блага и услуги (например, здравоохранение, национальная оборона, охрана общественного порядка, воспитание детей и прочие), поскольку к их производству безразличен рынок.

Рассмотрим разницу между товарами и услугами индивидуального и общественного потребления. Если вам хочется мороженого, но вы отказываетесь за него платить, никто вам его не продаст. Если же вы купили и съели порцию мороженого, никто другой уже не может её съесть. Порция мороженого - пример индивидуального продукта, каждая произведенная единица которого может быть оценена и продана конкретному потребителю и не может быть использована бесплатно третьими лицами. Совершая покупку таких товаров и услуг, вы и другие потребители делаете

выгодным производство и реализацию мороженого и другой продукции. Механизмы рынка и цен обслуживают производство, обращение и потребление индивидуальных благ.

Теперь рассмотрим общественный продукт, то есть то, что при условии наличия доступно каждому гражданину без дополнительных затрат. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана, правоохранительные органы, национальная оборона - служат большому количеству людей и не производятся в рамках частного предпринимательства. Как только государство вводит в действие систему обороны страны, ничто не мешает всем гражданам пользоваться ее благами, независимо от того, готовы они оплатить эту услугу или нет. Рыночное предложение общественных благ, приносящих пользу всем потребителям, недостаточно или совсем отсутствует, поскольку особенности потребления этих благ таковы, что частным фирмам просто невыгодно их производить, так как часть потребителей, не желающих платить за услугу, не будет исключена из потребления блага. Потребность общества в общественно полезных благах велика, и государство берет на себя роль производителя общественных товаров и услуг, замещая собой частный бизнес, а затраты на их производство финансируются за счет налогов, законодательным путем взимаемых со всех граждан.

Лишь немногие товары являются чисто общественными или служат только для индивидуального потребления. Где же пролегает граница между теми товарами и услугами, которые обеспечивает государство, и теми, которые производятся частным сектором? На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые частные товары и услуги поставляются и частным компаниями, и государством. Например, государственные органы обеспечивают граждан услугами охраны общественного порядка, однако многие частные компании также предлагают услуги служб безопасности. В условиях современного рынка правительства многих стран через приватизацию государственного имущества отказались от предоставления услуг, прежде находившихся в их ведении.

           Экономическая роль государства в условиях рынка

                                                                 А. Ф. Малышевский  Государство и рынок.

Среди экономистов существуют две крайние точки зрения относительно роли государства в рыночной экономике.

Одни экономисты считают, что рыночная экономика сама по себе эффективна, а вмешательство государства лишь подрывает эту эффективность. Такие экономисты выступают за сведение государственных функций к минимуму, призывают использовать любую возможность для замены государственного регулирования на рыночное. Соответствующее течение экономической мысли ныне представлено современными  неоконсерваторами.

 В тоже время другие экономисты придерживаются противоположной точки зрения, согласно которой свободный рынок сам по себе не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а потому нуждается в постоянной государственной корректировке. Эта позиция была обоснована крупнейшим экономистом XX века Д. Кейнсом, а сегодня отстаивается его последователями - неокейнсианцами.

 Несмотря на указанные теоретические расхождения, практически все экономисты сегодня согласны с тем, что рынок в любом случае не всесилен. Иными словами, он не способен выполнить ряд важных экономических функций, и за каждой из таких не решаемых рынком задач стоит необходимость государственного вмешательства. Такой подход позволяет очертить минимальные границы государственного вмешательства в экономику, о которых и пойдет речь ниже.

           Минимальные экономические функции государства

1. Рынок не способен обеспечить экономику оптимальным количеством денег. Представим себе, что Центробанк страны исчез в один прекрасный день вместе с выпускаемыми им бумажными деньгами. Свято место пусто не бывает, и экономика, оправившись от первоначального шока, перейдет на товарные деньги, производимые частными предприятиями.

 В истории человечества наиболее распространенным денежным товаром являлось золото. В этом случае, однако, уровень цен оказывается привязан к производительности золотых рудников: при открытии новых месторождений золота становится больше, а значит цены других товаров, выраженные в золоте, повышаются. И наоборот. В результате во времена господства золотого стандарта цены скакали вверх-вниз: за годом с высокой инфляцией с одинаковой вероятностью мог последовать год как с высокой, так и низкой инфляцией. Но непредсказуемые ценовые скачки так же вредны для экономики, как

резкие ускорения или торможения для человеческого организма, поскольку сколько-нибудь долгосрочное бизнес-планирование становится при этом невозможным. Кто будет осуществлять серьезный деловой проект, не зная, какими окажутся цены на ресурсы и готовую продукцию, процентная ставка уже через год?

 В связи с этим сейчас бумажные деньги не размениваются на золото, их количество не привязано к золотому запасу страны, а определяется исключительно политикой Центрального банка. Будучи взвешенной, эта политика позволяет избежать ценовых потрясений. Поэтому регулирование денежной массы – прерогатива государства.

 2. Рынок нуждается в правовой базе для своего функционирования. Так, частная собственность должна быть защищена законом, равно как и исполнение заключенных контрактов. Не менее важен и такой аспект законодательной деятельности государства как запреты на продажу вредных и фальсифицированных продуктов, наложение обязательств на продавцов о полном информировании покупателей относительно качественных особенностей товара.

 Это связано с тем, что продавцы и покупатели товаров зачастую обладают неодинаково полной (ассиметричной) информацией об их качестве. Покупая, в частности, подержанную машину, Вы не можете знать всех ее дефектов, прекрасно известных владельцу. Точно так же на овощах не написано, были ли они выращены благоприятной экологической зоне или в районе Чернобыля. В таких условиях чисто рыночные (без вмешательства государства) отношения очевидно не способствуют оптимальному распределению ресурсов, соответственно максимизации общественного благосостояния: зачем стараться делать что-то качественное, если можно создать брак и выдать его за конфетку.

 Экономисты называют это одним из «провалов рынка». Его существование побуждает государства с развитой рыночной экономикой тщательно регламентировать подобные аспекты рыночных взаимоотношений.

 Упомянутые направления правовой деятельности государства позволяют уподобить его роль в экономике роли футбольного арбитра. Последний не мешает командам выявить сильнейшую, но при строгом соблюдении правил игры: нельзя бить противника по ногам, играть руками и т.п.

 3. Рыночный механизм не обладает иммунитетом против возникновения монополий, о вреде которых говорилось в предыдущем параграфе. Здесь следует лишь еще раз подчеркнуть, что при возникновении монополии цены на товары оказываются выше, а их выпуск ниже, нежели в конкурентных условиях. Монополисты могут, следовательно, воздействовать на рынок к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Подробно о потерях общества в связи с установлением монополии речь пойдет в теме 9, п. 3.

 В результате монополия порождает нерациональное использование экономических ресурсов, что ведет к необходимости антимонопольной государственной политики.

 4. Рынок не способен обеспечить экономику нужным количеством общественных благ, т.е. благ совместного потребления. К последним относятся национальная оборона, правопорядок, охрана окружающей среды, фундаментальная наука, коммунальные услуги, транспортные коммуникации и др.

 Чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

 а) потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении);

б) невозможно помешать потреблению этого блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления).

 Например, система ПВО, предохраняющая страну от нападения с воздуха, защищает не только добросовестного налогоплательщика, своими налогами оплатившего ее содержание, но и бомжа, в жизни никаких налогов не платившего. При этом защитить налогоплательщика невозможно, одновременно не защищая бомжа.

 Для сравнения: частными считаются блага, которые, будучи потребляемы одним лицом, не могут одновременно быть потребляемы другим. Типичными примерами являются продукты питания, одежда, жилье и др. Например, если Вы едите шоколадку, то никто другой ее есть не может. Производство и потребление частных благ обычно вполне эффективно регулируется рынком: кто заплатил за шоколадку, тот ее и съедает.

 В то же время вышеуказанные свойства общественных благ ведут к тому, что отдельные потребители стремятся уклониться от их оплаты, рассуждая примерно так: «Если даже я не заплачу, заплатят другие, а пользоваться благом я буду наравне со всеми». В результате чисто рыночные (без государственного вмешательства) отношения зачастую ведут к тому, что общественные блага не производятся или производятся в недостаточных количествах.

 В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от лица всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом Калашникова (частное благо) защищал бы собственную квартиру!

 5. Рыночная деятельность порождает побочные (внешние) эффекты, как отрицательные, так и положительные. Внешние эффекты - это издержки (выгоды) от рыночных операций, не отраженные в ценах.

 Серьезный пример негативного внешнего эффекта - страдание жителей города из-за загрязнения окружающей среды химическим комбинатом. Комбинат выпускает первоклассный стиральный порошок, используя для этого определенные производственные ресурсы, чья стоимость заложена в цену порошка. Довольны, таким образом, и потребители и производители. А жители города? Они теряют общественные ресурсы (чистую экологию),

которыми ранее располагали. Эти ресурсы комбинат получил бесплатно. Он оплатил, следовательно, лишь часть реально потребленных им ресурсов.

 Существуют и примеры положительных внешних эффектов. Так жители поселка бесплатно получают выгоду в связи с тем, что один из них благоустраивает прилегающую к своему дому территорию.

 Очевидно, что существование внешних эффектов подрывает общественное благосостояние. В частности упомянутый комбинат должен был бы компенсировать возникший по его вине ущерб жителям города, чего он пока не делает. Аналогично, получатели положительного эффекта по справедливости должны были бы заплатить сумму, эквивалентную своей выгоде, производителю такого эффекта, взяв на себя часть его затрат. В результате и того, и другого внешние эффекты исчезли бы.

 Когда внешние эффекты устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. Оно устраняет внешние эффекты, облагая, например, налогом производителей отрицательных эффектов (штраф, накладываемый на комбинат за загрязнение воздуха и воды, с выплатой компенсации пострадавшим), либо выплачивая субсидии производителям положительных эффектов. Так, государство дотирует сферу образования, поскольку учащиеся приносят пользу не только себе, но и всему обществу, т.е. создают положительный внешний эффект для других людей.

6. Рынок порождает неоправданно высокую с точки зрения общества дифференциацию доходов и не обеспечивает право людей на труд. В этом смысле его можно уподобить бездушной машине: пока человек обладает каким-либо ценным для рынка ресурсом (трудом нужной квалификации, землей, капиталом), его доходы высоки; в противном случае приходится довольствоваться низкими доходами или вообще умирать с голоду – рынок и глазом не моргнет. Чисто рыночные отношения признают справедливыми любые легально полученные доходы вне зависимости от того, заработаны ли они упорным трудом, являются результатом прирожденного таланта или богатого наследства.

 Но то, что справедливо для рынка, не всегда приемлемо для общества. Поэтому государство реализует разнообразные социальные программы по

поддержке нуждающихся: выплачивает пособия по бедности и безработице, организует курсы переподготовки, предоставляет бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и т.п. Это т.н. трансфертные (передаточные) платежи – посредством налогов деньги забираются у богатых и передаются бедным.

Современные неоконсерваторы не отрицают важности социальной политики государства по преодолению бедности, но при этом подчеркивают, что каждый человек, прежде всего, должен помогать себе сам. В связи с этим они полагают, что задача государства - не просто выплачивать пособия, но стимулировать людей к труду.

                        Государство в российской экономике

                                             Пахомов Антон Павлович, доктор экономических наук

Особую роль государство призвано играть в переходных экономиках, типа российской. Специфика нашей страны состоит в том, что радикальные экономические преобразования протекали в условиях слабого государства. К началу 90-х гг. прошлого века разрушенными оказались практически все институты государственной власти, и их восстановление было, по сути, центральной политической задачей первого  посткоммунистического  десятилетия. При этом экономические реформы продвигались только по мере восстановления институтов государственной власти, что приводило к гораздо более медленным темпам преобразований, чем в большинстве других стран, вставших на путь построения рыночной экономики. Сегодня можно говорить о восстановлении государственной власти, достижении политической стабилизации в обществе.

 В то же время надежды на то, что сильное государство будет твердой рукой проводить либеральные рыночные реформы, оправдываются сегодня далеко не в полной мере. Сильное государство, адекватное потребностям рыночной экономики и демократизации общества, это вовсе не государство, способное безнаказанно творить произвол. На деле как центральные, так и региональные власти постоянно берут на себя функции, по существу подрывающие развитие рынка. Специфика смешанной экономики по-российски состоит в том, что многие решения формально независимых хозяйствующих субъектов принимаются лишь с разрешения либо по прямому приказу властей. Обычным явлением стал захват частной собственности с использованием т.н. «административного ресурса» под прикрытием «независимых» судов и прокуратуры. В результате рыночные отношения подменяются административным диктатом, а государство служит не столько обществу, сколько отдельным чиновникам, паразитирующим на экономике, и тесно связанному с ними бизнесу.

 Первостепенная задача государства в переходной экономике – создание эффективного рынка. С этой целью необходимо осуществление глубоких структурных, институциональных преобразований, направленных на решительную либерализацию экономики, освобождение предприятий от излишней опеки и контроля со стороны государственных органов.

 Вышесказанное не означает, что государство вообще должно устраниться от управления экономикой. Только государство способно создать и защищать базовые правила и институты рыночной экономики. Прежде всего, это институты частной собственности, рыночной инфраструктуры, государственного управления, независимого судопроизводства. Важно, чтобы вырабатываемые государством «правила игры» были одинаковы для всех предпринимателей. Без последнего невозможно создание высококонкурентной  рыночной среды.

 В сфере расходов государство обязано перестать быть дойной коровой, напрямую финансирующей предприятия, либо собесом, гарантирующим каждому «достойную жизнь». Вместо этого бюджетные деньги целесообразно направить на создание сети страховых и им подобных фондов, защищающих инвестора и разделяющих его риски. Наряду с этим государство несет ответственность за финансирование производства общественных благ, поддержку тех членов общества, кто действительно не способен обеспечить себя сам.

 Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику вовсе не гарантирует экономической эффективности. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако любые попытки государства присвоить себе «дополнительные полномочия», тем более фетишизация его возможностей чреваты самыми серьезными экономическими неприятностями.

                                    Кейс № 1.  Ситуационная задача

               Проблемы проникновения на зарубежный рынок

Фирма X . GmbH (Германия) более 20 лет специализируется на производстве арматуры и принадлежностей для ванных комнат и водопроводной системы (краны, узлы, крепежные детали, душевое оборудование). Фирма предлагает свою продукцию как для домашних хозяйств, так и для различных организаций. Доля фирмы на внутреннем рынке — 32%, на рынке Франции — 8%, Бельгии — 3%, а крупная торговая компания в Майами ежегодно закупает около 4% производимой продукции фирмы для продажи в США (доля 5%).

Общий ежегодный оборот компании превышает 40 млн. немецких марок, а по указанным рынкам — 25 млн. немецких марок.

Дифференциация продукции производится фирмой по размерам, цвету, стилю, отделке (металлической и пластиковой), что дает возможность занять более прочные рыночные позиции.

Недавно X . GmbH заказала исследование рынка России. Обнадеживающие результаты побудили компанию к активному внедрению на российский рынок, наметив срок внедрения — один год.

                                                     Задание

1.Порекомендуйте компании пути внедрения на рынок России.

2. Выявите потенциальные трудности, связанные с каждой возможностью проникновения.

3.Предложите рекомендации по системе товародвижения и распределения.

            Методические рекомендации по решению задачи

Внимательно прочитайте задачу, так как в мини ситуации практически каждая фраза несет смысловую нагрузку. Иногда лучше прочитать задачу дважды.

Полезно ознакомиться с заданием перед тем, как изучать текст мини-ситуации. Это поможет вам при чтении ситуации выделить в ней ключевые моменты. Например, в нашей задаче следует отметить такие данные;

20-летняя известность фирмы;

ассортимент и дифференциация производимой продукции с целью овладения большой долей рынка;

 целевые рынки: домашние хозяйства и организации;

 доли рынка (%):' ФРГ — 36, Франция — 8, Бельгия — 3, США — 5; итого 52, прочие рынки — 48;

 общий оборот — свыше 40 млн. немецких марок;

 оборот по внешним рынкам — 25 млн. немецких марок;

 принято решение о внедрении на рынок России с обозначенным сроком (один год).

Вы выступаете в роли советника или консультанта компании. Проведите прежде всего общий анализ данных ситуационной задачи. Конечно, глубина этого анализа ограничена, поскольку мини-кейс не дает обширной информации. Поэтому некоторые вопросы могут решаться вами на интуитивном уровне, что весьма полезно для развития у обучающихся маркетинговой  интуиции.

                                                       Кейс № 2

               « Государство-помощь или помеха рынку?»

Среди экономистов нет единого мнения о том, нужно ли государству и в какой мере вмешиваться в рыночную экономику. Одни считают, что ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Ведь именно оно должно нести ответственность за ликвидацию отрицательных последствий действия рыночных законов( безработица, монополизм) Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать. Другие уверенно доказывают, что рыночный механизм свободного ценообразования в экономике работает с большей эффективностью, чем государство. Необходимы максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений и либерализация рынка и цен.

                                               Задание

- С точки зрения экономиста-консерватора и экономиста-либерала прокомментируйте ситуацию

-Предложите задачи и функции современного государства в рыночной экономике.

- С позиции обывателя ответьте на вопрос « Нужно ли устанавливать пределы экономической свободы?»

                                                 Кейс № 3

« Зубная паста « Колгейт-тотал» устраняет все двенадцать причин возникновения кариеса и действует в течение двенадцати часов».

« Что делать, если хочется в Европу, а денег хватает только на санаторий? Собери пять крышек от пива « Клинское» и вышли по указанному адресу. Выиграй приз и пакуй друзей в Европу!»

                                                  Задание

Проанализируйте размещаемую различными СМИ рекламную информацию и дайте ей собственную оценку с позиции участника рыночных отношений и рационального потребителя.

                    Кейс № 4  Садоводческая проблема — газон

Западногерманский производитель садоводческих систем стоит перед проблемой  стагнирования рынка посевного материала и удобрений

Половина домашних хозяйств в ФРГ имеет сады (всего 10 млн. садов площадью примерно 230 м 2 каждый в среднем). Однако ежегодно прибавляется только около 2,3% общей площади газонов. Около 30% собственников газонов имеют с ними проблемы. Одна из причин — низкокачественный посевной материал: не отвечающий принятым размерам рост летом и низкая устойчивость к болезням. Кроме того, он плохо переносит частое скашивание и через несколько лет быстро дегенерирует. Удобрение и поливка против сорняков имеют только поверхностный эффект, так как качество основной поросли зависит от посевного материала, в связи с чем восстановление газона должно быть капитальным.

Более того, изменяются требования владельцев газона к его особенностям. Вместо репрезентативности и декоративности предпочтение отдается сильному и крепкому газону, который способен выдержать нагрузку, т.е. спорт, игры и т.д.

Однако красивый и качественный газон можно получить только путем полного пересева уже ранее засеянной территории высококачественным посевным материалом. Но при этом газоном вообще нельзя пользоваться три месяца и он достаточно дорог.

Исследования, которые производитель проводит в этой области, показывают, что засев высококачественного посевного материала на месте уже существующего дегенерировавшего газона дает только оптический эффект. Для того чтобы получить действительно качественный газон, необходима специальная обработка почвы, прежде всего с применением соответствующих удобрений.

Система восстановления газона, которую предлагает производитель, состоит в использовании следующих продуктов: посевной материал, удобрения для, корней рассады, специальные удобрения для травы и необходимое садоводческое оборудование для повседневной деятельности, т.е. косьбы, внесения удобрений, поливки, уборки и т.д. Главная часть этой системы — результат исследований и развития производителя.

Выгода потребителя заключается в том, что старый, дегенерировавший газон полностью обновляется в.течение короткого времени (около 6 недель). При этом цена составляет 1/7 цены нового газона. Кажущаяся сложность этой системы и анализ сбыта показали, что классическим сбытовым путем эта система на рынке укрепиться не смогла.

                                                Задание

-Проанализируйте маркетинговую ситуацию и опешите маркетинговую проблему, перед которой стоит производитель.

-По результатам анализа разработайте экономическую концепцию и шаги по ее претворению в жизнь.

          Используемая литература для подготовки к семинару

    1.  Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М. Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.

2.  Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс –  study / под ред Г. Н. Прозументовой.- Томск, 2003.

3.  Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И. Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. .

4.  Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е. И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.

5.  Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г. Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та, 2005.

6.  Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE — технологий / Л. В.Рейнгольд //Компьютерра.- , 2000. - №13-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Создай свой бизнес"

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    Предмет      Элективный курс «Создай свой бизнес»    Класс 9    Часов   34   Б...

Как создать свой сайт?

Это презентация процесса создания собственного сайта на примере сайта www.andreevats.ru.Описаны основы создания сайта, поэтапно и принципы выбора хостинга, домена, системы управления контен...

Семинар №5 Управление имиджем, или Как создать свой стиль

Слово «имидж» появилось не так давно, но уже закрепилось в нашем языке.В переводе с английского image означает образ, вид.Имидж – это представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего об...

Календарь "Создай свой парк"

Календарь «Создай свой парк» был создан в результате грантового проекта  «Создай свой парк», направленного на благоустройство пришкольной территории. Отдельными задачами проекта были: ...

Создай свой тест

Каждый учитель на уроке сталкивается с тестированием. Хочется создать свой тест, чтобы он соответствовал всем требованиям. Мой материал поможет ЛЮБОМУ учителю создать свой ЛЮБОЙ тест....

Практическое занятие Тема: «Создай свою команду лидеров» - сюжетная игра

Занятие направленно на развитие творческих и организаторских способности подростков, развитие способности к целеполаганию и организации групповой работы....

Роль детского, подросткового и юношеского творчества в формировании уважения к традициям и подходе к выбору своего будущего.

В статье я рассматриваю важность творческих работ учащихся, направленных на осмысление жизненного опыта старших членов семьи, людей, проживших и проживающих достойную жизнь, для выработки у учащихся п...