Роль детского, подросткового и юношеского творчества в формировании уважения к традициям и подходе к выбору своего будущего.
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Иванова Елена Борисовна

В статье я рассматриваю важность творческих работ учащихся, направленных на осмысление жизненного опыта старших членов семьи, людей, проживших и проживающих достойную жизнь, для выработки у учащихся правильной системы жизненных ценностей и выбора своего пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_k_pechati.doc38 КБ
Файл semeynye_legendy.docx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Иванова Елена Борисовна

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ гимназия №107 Санкт-Петербурга

Роль детского, подросткового и юношеского творчества в формировании уважения к традициям и подходе к выбору своего будущего.

Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей. Приобретенные социальные ценности, нормы и идеалы становятся внутренним достоянием личности, которое обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Ведущую роль в формировании личности ребенка играет семья. Семья формирует нормы и традиции.  Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

 Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.

Благополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведёт к благополучию психического развития ребёнка и, прежде всего, к гармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. В семье у ребенка формируются  и модели будущей жизни.

Рассматривая семью как основной фактор, влияющий на формирование личности  каждого человека, необходимо также отметить ее психологическое значение, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и  для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза..

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях.

А вот для тех, кто постарше, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни,

Именно на вечных ценностях держится мир. И что бы в мире ни происходило, какие бы технологические и материальные новшества ни придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.

Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрывается полнота жизни человека, и, даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.

Важную роль в формировании личности ребенка играют творческие работы по литературе, которые позволяют задуматься об истинных ценностях человеческой жизни на примере  истории жизни членов своей семьи или своих знакомых.

Некоторые виды творческих работ по литературе.

Стремление творить присуще каждому человеку.  У детей же тяга к творчеству проявляется в самых разных сферах. Я хочу рассказать о творческих работах по литературе, которые позволяют на привычные вещи или явления посмотреть с иной стороны, изменить стереотипное представление, выработать новое отношение к ним.

В 2013/14 учебном году в Выборгском районе Санкт-Петербурга проходил литературно-этический конкурс «Творим историю сами». Моих учеников привлекли номинации «Герои среди нас» и «Семейные легенды».

Ученица 10 класса  в сочинении «Семейные легенды»  писала  о своем пра- дедушке – военном моряке. К моменту создания работы его уже не было в живых,  но девочка опиралась на рассказы прабабушки, семейные фотографии, стихотворения, которые ветеран писал для себя, и у неё получился портрет  человека, который необыкновенно достойно и доблестно прошёл свой жизненный путь, без громких фраз делал своё главное дело – защищал Родину, в мирное время был награждён боевым орденом. При всей сложности своей профессии оставался любящим и заботливым мужем, отцом, дедушкой. Память о нём трепетно сохраняется в семье, и я думаю, что, какую бы профессию ни избрала для себя его правнучка, она будет строить свою жизнь, всё время оглядываясь на жизненный путь своего прадеда, стараясь быть достойной его памяти.

Вторая работа, которую я хочу представить, – сочинение «Герои среди нас», выполненное ученицей 10 класса о работниках Санкт-Петербургского зоопарка.

Девочка увлечена биологией, всё свободное время проводит в зоопарке, занимаясь исследовательской работой, и, конечно, она не могла остаться равнодушной к тем людям, которые весь жар своей души отдают любимому делу. В сочинении ученица пишет о работающих сотрудниках и с особенной теплотой о тех, кто оставался верен своему делу в блокадном Ленинграде:

«Дело в том, что в природе и в зоопарках бегемоты много времени проводят в воде, а без частого купания их кожа становится сухой, трескается, начинает кровоточить, и это причиняет зверю немалые мучения, более того, это смертельно опасно. Евдокия Ивановна грела воду, дважды в день обмывала зверя, слегка обсушивала, а в промежутках втирала в кожу Красавицы камфарное масло и тюлений жир, бочка которого каким-то чудом сохранилась где-то в хозяйственной части зоопарка. Такая обработка занимала очень много времени, ведь зверь огромный,  а обработать было необходимо каждую складочку кожи. Нередко это занятие прерывалось бомбежками, а Красавица, как и все бегемоты, была очень пуглива. На воле обычно бегемоты ищут убежища в воде, а Красавица забиралась в свой пустой бассейн, ложилась на дно и стонала от страха. Евдокия Ивановна и тут не оставляла свою любимицу – она ложилась рядом с ней и всячески старалась утешить, успокоить пугливую бегемотицу. Так они и дожили до Победы».

Конечно, такой рассказ не может никого оставить равнодушным. Но особенно  важно то, что люди не воспринимали свои поступки как героические. Они просто делали своё дело. И ученица, вспоминая о них, будет строить и свою модель отношения к делу своей жизни.

 Закончить мне хотелось бы словами академика Д.С.Лихачёва: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре”.

Список литературы:

1.Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1983.

2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Москва, ЧеРо, 1997

3.Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.:Питер, 2008. - 176 с.

4.Земска М. Семья и личность. - М., 1986.

5.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991

6.Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе 10-11 классы.,Москва, «Просвещение»,2015

Интернет-ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2013/07/15/rol-semeynykh-traditsiy-v-vospitanii-dukhovno 

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

 Опубликовано 15.07.2013 - 18:16 - Маслова Светлана Борисовна

http://school69.tyumen-edu.ru/188 Роль семейных традиций в воспитании ребёнка


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции» 2008г.

Представление России на Международном конкурсе детского и юношеского творчества «Роза Ветров во Франции » 2008г.   Цель:Достойно представить Россиюна Международном конкурсе детског...

Концепция здоровьесберегающей технологии в условиях экологического объединения «Ритмы природы» МОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества

В данной статье описан опыт экологического объединения "Ритмы природы" МБОУ ДОД Заиграевского центра детского и юношеского творчества Республики Бурятия по применению здоровьесберегающих технологий....

Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества эстрадной песни "Созвездие талантов"

7 октября в п Октябрьском Радищевского района был проведен конкурс по эстадному пению....

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга

Учебное пособие «Удивительный город» составлено по материалам проведенных районных историко-краеведческих игр из цикла «Царское Село. Три столетия великой истории», посвящённого 300-летию Царского Сел...

Сценарий концертной программы в рамках областного фестиваля детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду»

Цель и задачи: - популяризация детского и юношеского художественного творчества;- выявление и поддержка наиболее талантливых исполнителей и творческих коллективов образовательных учреждений;- воспитан...

ЛИЧНОСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЫБОРА ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

Проблема формирования жизненных стратегий молодежи входит в круг тем, представляющих научный интерес как для изучения психологических факторов и механизмов саморазвития молодежи, так и для понимания д...