Занятие элективного курса "Человек и информационное общество"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему
Цель: Углубление представлений учащихся об обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.
Задачи:
активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
систематизировать полученные на уроках обществознания знания;
использовать приемы интерактивного обучения;
оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
10. 04. 2014 МБУ лицей № 6 г.о. Тольятти
Учитель истории и обществознания Таланова О.В.
Конспект занятия элективного курса
«Проблемы современного мира и пути их решения»
Тема занятия «Человек и информационное общество»
Цель: Углубление представлений учащихся об обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.
Задачи:
активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
систематизировать полученные на уроках обществознания знания;
использовать приемы интерактивного обучения;
оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний – вопросы учащимся:
- Какие подходы к общественному развитию Вы знаете?
- О чем Вам говорят следующие группы имен выдающихся философов и социологов – Маркс, Энгельс, Ленин;
Тойнби, Шпенглер, Белл, Тоффлер?
- Какой подход к рассмотрению процесса исторического развития сегодня более распространен?
Внимание учащихся обращается на доску, где в знаковых символах представлены основные характеристики 2-х типов общественного развития – традиционного и индустриального обществ. Вопросы учащимся:
- Имеет ли смысл для Вас эта информация?
- Трудно ли Вам осуществить перевод знаковой информации в вербальную? Сделайте это, пожалуйста.
2. Третий тип общественного развития – постиндустриальное или информационное общество. В чем его принципиальное отличие от предшествующих?
Демонстрация Презентации «Информационное общество» с комментариями
(Презентация приготовлена с помощью учащейся Богдановой Карины, цель совместной работы - аккумулировать знания учащихся и задействовать метапредметные связи, (тема «Информационное общество» пройдена некоторое время назад в курсе информатики)
Вопросы учащимся:
- Информационное общество – это, безусловно, прогресс?
- Значит ли это, что оно имеет только положительные признаки?
. Деление группы на 2 части, задание обеим – подготовить по 3-4 характерных черты ИО как положительных, так и отрицательных . Обмен мнениями. В ходе дебатов роли меняются. Итоговый вопрос - Какие черты ИО было труднее вычленять «+» или «-».
«+»
- Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения
- Защита интеллектуальной собственности
- Взаимодействие структур государства и государств между собой на основе ИКТ
- Управление процессами со стороны общественных организаций
- Человек имеет больше возможности для свободного и творческого развития
- «Жить - в Урюпенске, учиться - в Гарварде»
«-»
- Возрастание влияния СМИ (отнюдь не всегда положительного)
- Разрушение частной жизни человека и организаций
- Проблема отбора качественной и достоверной информации
- Трудность адаптации к информационной среде многим людям
- Компьютерная зависимость как заболевание, проблемы реализации личности в реальном а не виртуальном мире
3. Человек в информационном обществе меняется? Его сущностные черты могут раскрыться по- новому?
Сущностные черты человека (по Ракитову А. И.)
Просьба к учащимся найти информацию об авторе:
1. Человек – разумное существо
2. Его отличает технологичность деятельности
3. Он стремится к творчеству
4. Он стремится к свободе
ИО открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека для применения в невиданных ранее масштабах.
Формирование ИО существенно отражается на повседневной жизни людей, покажите это на конкретных примерах.
4. Заключение. ИО – реальность. Информатизация как техническая новация общественного развития не будет благом без модернизационных процессов в социальной и духовной сферах – базовых для развития духовности личности.
Модернизационные процессы в социальной сфере характеризуются разделением частной и общественной жизни, выделением «полюса» отдельной личности, индивидуального «я»,
в духовной жизни, культуре качественными характеристиками модернизации являются многообразие культурных направлений, доступ граждан к информации и обмен ею, возможность приобщения к культурному наследию человечества, развитие науки и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационное общество его информационные ресурсы
Разработка ученицы 11 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-744764-1453957724.jpg)
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/28/picture-28666-1590692018.jpg)
Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"
ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/04/picture-1016731-1520185664.jpg)
Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...
Информационное моделирование на компьютере. Занятие элективного курса
Рассмотреть области применения компьютерного информационного моделирования; выполнить работу с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей....
Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?
Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...
Занятие Безопасность в информационном обществе
Разработка занятия по информатике Безопасность в информационном обществе...