Занятие элективного курса "Человек и информационное общество"
элективный курс по обществознанию (11 класс) на тему

Цель: Углубление представлений учащихся об  обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.

Задачи:

активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

систематизировать полученные на уроках обществознания знания;

использовать приемы интерактивного обучения;

оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon att_otkr.ur_2.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

10. 04. 2014  МБУ лицей № 6 г.о. Тольятти

   Учитель истории и обществознания Таланова О.В.

Конспект занятия  элективного курса

«Проблемы современного мира и пути их решения»

Тема занятия «Человек и информационное общество»

 Цель: Углубление представлений учащихся об  обществе как развивающейся системе, о сущностных изменениях человека в процессе общественного развития.

Задачи:

активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;

систематизировать полученные на уроках обществознания знания;

использовать приемы интерактивного обучения;

оптимизировать процесс подготовки к сдаче ЕГЭ.

Ход занятия:

1. Актуализация знаний – вопросы учащимся:

- Какие подходы к общественному развитию Вы знаете?

- О чем Вам говорят следующие группы имен выдающихся философов и социологов – Маркс, Энгельс, Ленин;  

Тойнби, Шпенглер, Белл, Тоффлер?

- Какой подход к рассмотрению процесса исторического развития сегодня более распространен?

Внимание учащихся обращается на доску, где в знаковых символах представлены основные характеристики  2-х типов общественного развития – традиционного и индустриального обществ. Вопросы учащимся:

- Имеет ли смысл для Вас эта информация?

- Трудно ли Вам осуществить перевод  знаковой информации в вербальную? Сделайте это, пожалуйста.

2. Третий  тип общественного развития – постиндустриальное или информационное общество. В чем его принципиальное отличие от предшествующих?

Демонстрация Презентации «Информационное общество» с комментариями

(Презентация приготовлена с помощью учащейся Богдановой Карины, цель совместной работы - аккумулировать знания учащихся и задействовать метапредметные связи, (тема «Информационное общество» пройдена некоторое время назад в курсе информатики)

Вопросы учащимся:

- Информационное общество – это, безусловно, прогресс?

- Значит ли это, что оно имеет только положительные признаки?

. Деление группы на 2 части, задание обеим – подготовить по 3-4 характерных черты ИО как положительных,  так и отрицательных . Обмен мнениями. В ходе дебатов роли меняются. Итоговый вопрос -  Какие черты ИО было труднее вычленять  «+»  или «-».

«+» 

  • Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения
  • Защита интеллектуальной собственности
  • Взаимодействие структур государства и государств между собой на основе ИКТ
  • Управление процессами со стороны общественных организаций
  • Человек имеет больше возможности для свободного и творческого развития
  • «Жить -  в Урюпенске, учиться -  в Гарварде»

«-» 

  • Возрастание влияния СМИ (отнюдь не всегда положительного)
  • Разрушение частной жизни человека и организаций
  • Проблема отбора качественной и достоверной информации
  • Трудность адаптации к информационной среде многим людям
  • Компьютерная зависимость как заболевание, проблемы реализации личности в реальном а не виртуальном мире

3. Человек в информационном обществе меняется? Его сущностные черты могут раскрыться по- новому?

Сущностные черты человека (по Ракитову А. И.)

 Просьба к учащимся  найти информацию об авторе:

1. Человек – разумное существо

2. Его отличает технологичность деятельности

3. Он стремится к творчеству

4. Он стремится к свободе

ИО открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека для применения в невиданных ранее масштабах.

Формирование ИО существенно отражается на повседневной жизни людей, покажите это на конкретных примерах.

4. Заключение. ИО – реальность. Информатизация как техническая новация общественного развития не будет благом без модернизационных процессов в социальной и духовной сферах – базовых для развития духовности личности.

Модернизационные процессы в социальной сфере характеризуются разделением частной и общественной жизни, выделением «полюса» отдельной личности, индивидуального «я»,

 в духовной жизни, культуре качественными характеристиками модернизации являются многообразие культурных направлений, доступ граждан к информации и обмен ею, возможность приобщения к культурному наследию человечества, развитие науки и образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч¬ного знания, формирующей представление об информации, информационных процессах, объектах и явлениях, а также методах и ср

Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли науч­ного знания, формирующей представление об информации, информационн...

Разработка урока "Информационное общество. Информационная культура"

ЦЕЛЬ: Дать понятие определению «информатизация общества», определить основные этапы развития технологической истории, определить необходимость формирования операционного стиля мышления современного че...

Лекция по теме_Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов" и ...

Информационное моделирование на компьютере. Занятие элективного курса

Рассмотреть области применения компьютерного информационного моделирования; выполнить работу с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей....

Информационное общество. Общество без будущего или новое более развитое поколение?

   Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые этапы с начало...

Занятие Безопасность в информационном обществе

Разработка занятия по информатике    Безопасность в информационном обществе...