Урок по теме Конституция
методическая разработка по обществознанию на тему

 Урок в простой и понятной форме рассказывает  о содержании Конституции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstitutsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

«Конституция РФ - основной закон страны»

Цель: воспитание социально-компетентной личности.

Тип урока: повторительно - обобщающий урок с применением интерактивных технологий

Образовательные ресурсы по теме:

- Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс. М.: «Просвещение» 2010;

- Фалькович Т.А., Шупина Т.А. По законам добра. М.: 2006;

- Конституция РФ.

Планируемые результаты (предметные):

- охарактеризовать структуру Конституции, определить ее цели и задачи;

- добиться понимания того, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой, защищает основные права человека;

-научить приводить примеры прав и обязанностей граждан Российской Федерации;

- раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей граждан России;

- определить основы конституционного строя Российской Федерации.

Личностные результаты:

- формирование гражданской идентичности - гражданина России, занимающего активную гражданскую позицию, отстаивающего общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, заинтересованного в благополучии и процветании своей страны.

- воспитание уважительного отношения к основному закону государства, правам и свободам человека как высшей ценности.

Метапредметные результаты

Регулятивные УДД:

- развивать умения самостоятельно выполнять практические и познавательные задания, в том числе с использованием проектной деятельности;

- формировать навыки познавательной рефлексии (от постановки цели до получения и оценки результата) как основы самостоятельного планирования своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:

- применять различные методы познания для изучения Конституции;

- развивать умения структурировать знания; строить речевое высказывание;

- формировать навыки работы с информацией, включая умения критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- развивать способности к творческому результативному сотрудничеству в группе, коллективе класса;

 - формировать умение выстраивать полный ответ в соответствии поставленной учебной задачей, вести продуктивный диалог, поддерживая свою позицию аргументами, проявляя толерантность к точке зрения своего оппонента; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать оценки;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Мотивационный блок

Урок начинается с беседы

Что такое конституция?

Каковы отличия конституции от других нормативно - правовых актов?

Вспомните, какова структура конституции?

Конституция РФ является основным законом страны; ядром правовой системы; имеет высшую юридическую силу; возглавляет всю систему нормативно-правовых актов. Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

Проблемно – информационный блок

Игра «Самолёт»

Инструкция. Образуйте 8 групп учащихся. Каждой группе необходимо дать перечень глав Конституции и схему « Участники полета». Каждая группа должна установить соответствие главы Конституции РФ определенному элементу схемы и затем объяснить свой выбор.

Схема «Участники полёта»

• Корпус самолёта - современный авиалайнер, надёжный, удобный, комфортабельный

• Пассажиры - имеют право на безопасный перелёт, на здоровые и удобные условия в полёте. Пассажиры должны подчиняться требованиям экипажа: не курить при взлёте и посадке, подчиняться требованиям стюардесс, не провозить взрывоопасные и легко воспламеняющие вещества, не мешать другим пассажирам.

• Командир корабля - непосредственный исполнитель полёта, несёт свою ответственность за безопасность и точное выполнение полётного задания.

• Бортрадист - поддерживает связь с землёй, с диспетчерской службой.

• Второй пилот - выполняет приказы и распоряжения командира корабля, отчитывается перед ним о своих действиях.

• Бортпроводники - выполняют работу по обслуживанию пассажиров, помогают им занять места при посадке в самолёт, обеспечивают пассажиров питанием, напитками, санитарными принадлежностями, контролируют исполнение пассажирами правил безопасности в полёте.

• Штурман - следит за картой и маршрутом полёта.

• Бортинженер - контролирует техническое состояние самолёта.

Краткое содержание Раздела I Конституция РФ

Глава 1. Основы конституционного строя. Определены основополагающие черты и принципы функционирования российского общества: тип государства, форма правления.

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Установлен правовой статус гражданами и государством и порядок защиты своих прав.

Глава 3. Федеративное устройство. Определена форма государственного устройства, названы субъекты РФ, государственные символы, права и порядок взаимоотношений Российской Федерации с её субъектами.

Глава 4. Президент Российской Федерации. Президент - глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод граждан. Избирается народом на 4 года.

Глава 5. Федеральное Собрание. Является парламентом РФ - представительным и законодательным органом РФ. Состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Глава 6. Правительство Российской Федерации. Является высшей исполнительной властью, непосредственно обеспечивает реализацию законов РФ, прав и свобод гражданина.

Глава 7. Судебная власть. Осуществляет правосудие в стране. Судьи независимы и подчиняются только закону.

Глава 8. Местное самоуправление. Осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

 После проверки   учитель обращается к учащимся:

     Что является высшей ценностью  в Р.Ф. по нашей  конституции?

Далее предлагается выполнить задание «Права и свободы».

Инструкция. Учитель предлагает взять каждому по одному праву (право на жизнь, на труд, на свободу творчества и т.д.) и определить к какой группе прав оно относится: культурные, социально-экономические, политические, гражданские.

Учитель уточняет у учащихся:

Каких статей в конституции больше: посвящённых правам или обязанностям?

Какие обязанности записаны в конституции?

Кто гарантирует нам соблюдение прав и исполнение обязанностей? (Власть)

Школьники самостоятельно заполняют схему:

Далее учащиеся называют основы конституционного строя и объясняют их значение ( Российская Федерация – демократическое  федеративное  правовое государство с республиканской формой правления).

Аналитический блок

На следующем этапе урока с учащимися проводится дискуссия на тему:

«Значение Конституции для человека и гражданина». Предлагается начать высказывание со слов: «Конституция для меня …»

После дискуссии школьники составляют синквейн по теме «Конституция».

В итоге учащиеся делают выводы:

Конституция - главный закон страны. В ней записаны важные правила совместной жизни. И эти правила обязательны для исполнения.

В качестве домашнего задания предлагается составить тест по теме урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Конституция РФ"

Урок по теме "Конституция РФ"...

Урок по теме "Конституции нашей страны" 9 класс

Разработка урока и презентация по теме "Конституция" для 9 класса (дополнительный материал к уроку)...

Урок по теме Конституция РФ

Разработку урока можно использовать для изучения в 9 классе по обществознанию...

конспект урока по теме "Конституция"

Коспект урока по обществознанию 9 класс. Тема -Конституция. Урок предполагает различные виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использованы интерактивные технологии, в том числе работа с ...

Урок по теме "Конституция РФ"

Урок по теме "Конституция РФ", 9 класс...

Разработка урока на тему «Конституция 1993 года – основа демократии России».

Урок обществознания в 9 классе по теме: «Конституция 1993 года – основа демократии России».Тип урока: урок открытия новых знаний, 1-й урок в изучении данной темы....

Методическая разработка урока по теме: «Конституция РФ. Основы конституционного строя» Урок обществознания в 9 классе

Методическая разработка урока по теме:«Конституция РФ. Основы конституционного строя»                            ...