конспект урока по теме "Конституция"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

Кручинина Ольга Александровна

Коспект урока по обществознанию 9 класс. Тема -Конституция. Урок предполагает различные виды работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использованы интерактивные технологии, в том числе работа с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_konstitutsiya.doc258 КБ
Microsoft Office document icon klaster_konstitutsiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Конспект урока

по обществознанию в 9 классе

Тема урока: Конституция.

Разработала учитель истории

и обществоведческих дисциплин

МБОУ СОШ №1 г. Кулебаки

Кручинина Ольга Александровна

Кулебаки, 2014 г.

Цель: Рассмотреть  Конституцию Российской Федерации как правовую основу политической  и правовой системы России.

Задачи:  

         Обучающие:

  1. Разъяснить сущность Основного закона страны.
  2. Познакомить  с правовым статусом гражданина Российской Федерации.

Развивающие:

  1. Выработка умений осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение.

Воспитательные:

  1. Сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
  2. Воспитание активной гражданской позиции.
  3. Коррекция умений и навыков познавательной деятельности школьника.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Основные понятия: Конституция, права человека, государственный аппарат, федеральное собрание, правительство, президент, Конституционный суд, Государственная Дума

Оборудование:

  1. Компьютер, видеопроектор, экран.
  2. Учебник А.И. Кравченко, « Общество знание», 9 класс. М., « Русское слово», 2008г.
  3. Конституция Российской Федерации ( официальный текст) М., 2011г.

1. Орг момент

2. Наш урок я бы хотела начать с представления следующих иллюстраций (слайд 1)

- В каком обществе возможны подобные события?

-Хотели бы вы жить в подобном государстве, где царствует анархия и беззаконие?

-Я думаю, вы догадались, что сегодня говорить мы будем о законе, а вернее о главном законе государства - Конституции (слайд 2)

-С этим документом вы уже встречались ранее на уроках обществознания и граждановедения,  какие ассоциации вызывает это слово? (слайд3)

-Ученица  вашего класса провела небольшой опрос среди учащихся разных классов нашей школы о том, что они знают о Конституции.

Ознакомимся с результатами (слайд4)

-Итак, какой вывод мы можем сделать на основании представленных данных?

Восполним этот пробел. Целью нашего урока является изучение Конституции Р.Ф., особое внимание мы уделим конституционному строю, правам и обязанностям гражданина Р.Ф.(слайд5)

-Скажите, когда была принята в России первая Конституция?

- Сколько всего их было?

Поможет ответить на эти вопросы презентация, подготовленная ученицей вашего класса. Запишите наиболее важные факты в тетради (слайды 6-17)

- Когда впервые в России заговорили о Конституции?

-Когда была принята первая Конституция нашего государства?

-Сколько их было всего

- Когда была принята ныне действующая Конституция?

Запишем определение в тетради.

Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны (слайд 18-19)

-Вернёмся к ныне действующей конституции. Перед вами на каждой парте лежит К.Р.Ф.  Давайте, рассмотрим её.

Начинается конституция с преамбулы. Преамбула это вводная часть документа, объясняющая цель и принципы составления оного (слайд 20)

Прочтите и определите, как в ней отражены ценности

1ряд - демократические

2 ряд - патриотические

3 ряд - нравственные

Вернёмся к основному тексту Конституции. Для изучения я разделю вас на группы, вместе работают ученики 2-х смежных парт. Вам необходимо прочитать текст Конституции  и составить кластер по представленному вопросу(слайд 23)

1гр. Конституционный строй

2 гр. Гражданские права

3 гр. Политические права

4гр. Социально-экономические права

5гр. Культурные права

6гр. Конституционные обязанности

 2, 3, 4, 5, 6 группы, обратите внимание,  вам необходимо указать № статьи и краткое содержание. На работу я вам даю 5-6 минут

Выступление представителя  групп.

1гр.

Федеративное, правовое, светское, суверенное, демократическое…

2 гр. Гражданские права

Статья20 на жизнь

Статья22 на свободу и личную неприкосновенность

Статья 23. Неприкосновенность частной жизни

Статья 27.свобода передвижения

Статья 28. Совести и вероисповедания

3гр. Политич. права

Статья 31право проводить собрания, митинги и демонстрации

Статья 32право участвовать в управлении делами государства

4 гр. Соц-экон.  права

Статья 34 право на предпринимательскую деятельность.

Статья 35 Право частной собственности

Статья 37Труд свободен.

Статья 38Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статья 39. социальное обеспечение

Статья 40 право на жилище

Статья 41   право на охрану здоровья и медицинскую помощь

5 гр.

Статья 43   право на образование.

Статья 44   свобода   творчества, преподавания.  

2.   право на участие в культурной жизни

6 гр обязанности

Статья 38 Забота о детях, их воспитание

Забота о нетрудоспособных родителях.

Статья 44  беречь памятники истории и культуры.

Статья 57  платить законно установленные налоги и сборы

Статья 58 сохранять природу и окружающую среду

Статья 59 Защита Отечества

Первичное закрепление

-Проверим, хорошо ли вы усвоили основы конституционного строя России, права и обязанности граждан Р.Ф.

  • - Перед вами иллюстрации из худ. произведений ( слайд24)

 Определите, какие права были нарушены (фронт.  работа)

- Что делать,  если нарушены ваши права? (подать жалобу в вышестоящую инстанцию, прокуратуру  или в суд)

Индивидуальное задание с интерактивной доской.

  •  Соотнесите права с соответствующей группой.(инд. работа у и.доски)
  • -Напишите недостающие слова или словосочетания.( на карточке)

1.Высшей ценностью государства является ___________, его ___________ и __________.

2..Конституция – это……………..

3. Основой конституционного строя РФ является……………….. (инд. работа на карточках с озвученной проверкой на интерактивной доске)

- Пока ребята выполняют задания, мы попытаемся разрешить вполне жизненные ситуации в соответствии с Конституцией.

1. Родители с дочерью решили отказаться от основного общего образования. Пришли в управление образования с соответствующим заявлением. Оцените ситуацию в соответствии со статьей 43.

2. Группа подростков пришли на прогулку в лес. Побегали, поиграли, поели. Все разбросали  и ушли. (статья 58)

3. Светлана завела дневник, в который записывала сокровенные мысли. Она держала его в портфеле. В перемену мальчишки вытащили его, прочитали и стали дразнить. (статья 23)

Вернемся к индивидуальным заданиям.-

  • Мы не изучали сегодня гос. власть Р.Ф., но немного знаем о ней по предыдущему материалу.

- На какие ветви делится гос. власть в России. Расставьте слова  к соответствующим ветвям власти  ( выходящий от группы подставляет одно слово) (слайд 25)

Государственная Дума, правительство, Конституционный Суд, Совет Федерации, президент, Федеральное собрание…

Обратите внимание, что президент занимает особое положение в этой схеме. Президент-гарант конституции (слайд 26)

- Подведём итоги урока. Что вы узнали сегодня?

Выставление оценок.

-Чтобы закрепить наши знания я предлагаю составить синквейн на тему «Конституция».

Д/з Своего рода конституцией школы является устав. Он доступен на школьном сайте. Прочитайте его. Составьте кластер «права и обязанности учащихся» п.11

отв. Детей

  • Без власти
  • Закона
  • Порядка..

Запись темы уч-ся

Запись ассоциаций на интер. доске.

отв. детей:

Ученики плохо знают Конституцию

Запись задач урока

Выступление ученицы с презентацией об  истории Конституции

Вопросы ученикам после просмотра презентации

Запись определения

Краткая хар-ка учителя, запись определения.

Ученики выделяют  на интерактивной  доске с помощью маркера.

Учащиеся выполняют задание учителя

Учитель координирует работу учеников.

На основе выступлений представителей групп все ученики заполняют кластер. Кластер представлен на интерактивной доске и на печатан листе

Фронтальная проверка заполнения кластера.

Ученики называют нарушенные права художественных персонажей на основе текста Конституции.

Индивидуальная работа учащихся на доске и в карточках.

Фронтальная проверка индивидуальных заданий.

Работа со схемой на интерактивной доске.

Подведение итогов урока и выставление оценок учителем.

Запись домашнего задания учениками.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...