Эссе по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа, обществознание , 11 класс) по теме

Шаховская Елена Николаевна

В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание №36 – написание эссе по высказыванию, выбранному из шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок, о чём и пойдёт речь в данной статье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе по обществознанию21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Пишем эссе (С 9)

Написание эссе по высказыванию на ЕГЭ по обществознанию (С9) является одним из наиболее сложных заданий. Это задание требует с опорой на обществоведческий курс раскрыть смысл выбранного высказывания и изложить свою точку зрения на выдвинутое автором положение. В контексте ответа необходимо привести аргументацию своей позиции. При этом необходимо: 
● 
использовать знания, полученные в курсе
● 
оперировать обществоведческими терминами
● 
конкретизировать собственные суждения с помощью фактов общественной жизни и/или собственного опыта

Эссе следует писать по следующему алгоритму: 
1.Внимательно 
прочитайте и проанализируйте все предложенные цитаты для написания эссе. 
2.
Выберите наиболее подходящую для вас тему. Советуем при выборе высказывания принимать во внимание следующий ряд обстоятельств:
● При написании эссе необходимо 
использовать знания обществоведческого курса – понятия, теоретические положения, поэтому качественно выполнить задание на незнакомом или непонятном содержании достаточно трудно. Вы должны знать теоретический материал по теме и оперировать понятиями по этой теме, иметь личный опыт или уметь привести аргументы из общественной жизни или истории.
● Очень важно 
соотнести выбранную тему с предложенным контекстомее раскрытия. Может оказаться, что ученик способен раскрыть смысл высказывания, например, в социологическом контексте, но задан экономический контекст, или он видит смысл высказывания в рамках политологии, а задан правоведческий контекст.
● Необходимо, чтобы в вашем эссе прослеживалась 
логика. Эссе предполагает логически связное рассуждение, в заключении которого делаются определенные выводы, поэтому в случае затруднений в создании подобной логической основы эссе целесообразно подумать о выборе иного высказывания. 
3.
Определите главную мысль высказывания. Для этого важно установить тематическую связь высказывания с обществоведческим курсом. 
4.
Подберите теоретический материал по данной теме. Определите, какими понятиями вы будете пользоваться, какие теоретические положения вам нужно раскрыть. 
5.Определитесь, согласны вы или нет с высказыванием, набросайте аргументы « за» и «против». 
6.Для каждого аргумента 
подберите примеры, факты из общественной жизни, истории и/или личного опыта. Именно реальные факты, а не абстрактные рассуждения (что является одной из типичных ошибок при написании эссе) 
7.Проверьте, есть ли 
логическая связь между частями эссе. 
8.Сформулируйте обобщающий 
вывод

Таким образом, у вас должно получиться эссе по следующему плану: 
1) Введение. Необходимо кратко изложить актуальность проблемы и перефразировать высказывание своими словами (Смысл высказывания состоит в том, что...
2) Основная часть. Вы должны согласиться с высказыванием или опровергнуть его, при этом аргументировать свою точку зрения. Можно начать с "Я согласен(а)/Я не согласен(а)
3) Работа с тезисом, которую нужно провести по следующему плану: 
1. 
Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем...?
2. 
Указываются причины (потому что...
3. 
Приводятся аргументы (это можно подтвердить следующими примерами...
4. 
Устанавливаются взаимосвязи (в связи с этим...
4) Вывод, в котором должно содержаться краткое изложение мысли. Также возможно связать полученные выводы с будущим страны, мира, общества. 
При оценке выполнения задания С9 учитываются следующие аспекты: 
● адекватное понимание автором эссе смысла высказывания; 
● 
соответствие текста эссе выявленному смыслу высказывания; 
● 
раскрытие смысла высказывания в заданном содержательном контексте; 
● представленность 
личной позиции учащегося, его отношения к мнению автора высказывания и поднятой им проблеме; 
● опора учащегося при раскрытии смысла высказывания и аргументации собственной позиции на 
обществоведческие знания (использование терминов и понятий, теоретических положений общественных наук); 
● использование при раскрытии проблемы осмысленных учащимся
фактов общественной жизни (или моделей социальных ситуаций) и личного социального опыта; 
● 
логичность рассуждений; 
● 
отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических и пр.) и иных (фактических, логических, этических и пр.) ошибок
● соответствие эссе 
нормам русского языка

Замечу, что 
не установлено жестких требований к объему обществоведческого эссе. Объем может определяться сложностью темы, уровнем обществоведческой подготовки конкретного учащегося, наличием времени для написания эссе и многими другими факторами. Важен не размер текста, а реализация в эссе максимального количества перечисленных выше требований. 

В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию...

Во-первых, ...
Во-вторых, ...
В-третьих, ...

Таким образом, ...

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...

Рассмотрим несколько подходов...
Например, ...

Подведем общий итог рассуждению...

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...

Проиллюстрируем это положение следующим примером...

Итак, ...

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...

Для полемического эссе:
С одной стороны, ...
С другой стороны, ...

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...



Источник: http://www.ctege

Алгоритм написания эссе:

  • внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  • выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
  • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  • определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  • набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);
  • для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
  • просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
  • продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  • придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
  • изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
  • единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
  • объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
  • привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Учимся писать эссе по обществознанию.

Задание С9 в ЕГЭ по обществознанию предусматривает написание эссе. В материале представлена разработка урока по данной теме, презентация. В приложениях дана схема, помогающая в написании эссе и вариан...

Подготовка к ЕГЭ.ЭССЕ по обществознанию.

Данная презентация поможет в подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Включает в себя алгоритм написания ЭССЕ. Предназначена для учителей обществознания 9-11 классов.Была составлена для РМО учителей истори...

Учимся правилно писать эссе по обществознанию

В данной статье вы узнаете, как написать эссе по обществознанию. Примеры прилагаются.Прежде всего необходимо уяснить, что для того, чтобы научиться писать эссе по обществознанию, необходимо довол...