"Почему важно соблюдать законы?"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Урок обществознания в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gresova_e._p._konspekt_uroka.docx168.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 Х. САДОВЫЙ

МИНЕРАЛОВОДСКОГО РАЙОНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

7 класс.

 

G:\Е. П\IMG_3543.JPG

Подготовила: учитель истории и обществознания

                                                               Гресова Елена Павловна

2014 год.

Тема: «Почему важно соблюдать законы?»

Форма проведения: фронтальная, работа в группах, работа в парах.

Метод обучения: частично поисковый.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: самостоятельная работа исследовательского типа, анализ ситуаций.

Цель: формирование представлений о важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.

Задачи.

Образовательная: раскрыть сущность понятий «закон», «порядок», «справедливость», «свобода».

Развивающая: формировать умения анализировать текст, выделять главную мысль в нем, формулировать обобщение и вывод.

Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство уважения к законам нашей страны, пониманию важности их соблюдения

Технические средства и оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  1. Электронная презентация на тему «Почему важно соблюдать законы»
  2. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов и др. / под  ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой.- М.: Просвещение, 2010.
  3. Обществознание. Поурочные разработки.7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов; под ред. Л.Ф. Ивановой.-М.: Просвещение,2010.
  4. Тексты правовых документов: Конституция РФ, Семейный кодекс, Трудовой кодекс.

Знания и умения, которые формируются на уроке:

  1. Умение формулировать  основной  вопрос урока  через выделение главного в диалоге, анализ разных точек зрения на обозначенную в диалоге проблему.
  2. Выявление роли законов в установлении порядка, справедливости и свободы в обществе через систематизацию,  преобразование и обобщение информации.
  3. Понимание важности соблюдения законов через формулирование собственного мнения по проблеме.

ХОД УРОКА.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организация начала урока

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Сегодня для работы нам будет необходим учебник, тетради.

Орг. момент

2.

Мотивация учебной деятельности

1.Ребята, какие ассоциации вызывает у вас  термин «закон»? Назовите их.

(фиксирует их на доске) 

Высказывают предположения.

Правила

Порядок

Власть

Права и свободы

Ответственность

Наказание

3.

Проверка домашнего задания

Тест

(Приложение №1).

Выполняют задания

4.

Актуализация опорных знаний

Организует вводную мотивационную беседу.

- Вспомните, когда в истории человечества появились первые письменные законы?

-  Какие своды законов Вам известны из курса истории (всеобщей истории и истории России)?

- Итак, первые законы появились еще в глубокой древности. Предположите, зачем люди создают законы?

Предлагает сформулировать тему урока.

Предлагает сформулировать задачи на урок.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

- В эпоху древнего мира, до нашей эры.

- Законы вавилонского царя Хаммурапи

Кодекс византийского императора Юстиниана

Великая хартия вольностей в Англии

«Русская правда»

«Судебник» Ивана Третьего

«Судебник» Ивана Четвертого

Строят предположения, выражают собственное мнение

-Чтобы был порядок.

-Чтобы установить единые правила.

-Чтобы наказать виновных.

-Чтобы закрепить права и свободы человека.

-Чтобы закрепить привилегии.

Формулируют тему урока: «Почему важно соблюдать законы», записывают ее в тетрадь.

Формулируют задачи на урок

5.

Изучение нового материала

Организует работу с основными понятиями.

«Что такое закон?»

«Основной закон нашей страны»

Организует групповую работу с текстом Конституции РФ.

(Приложение №2)

Создает условия для понимания учащимися понятия «Справедливость».

Организует работу с текстом учебника. (стр.25-26)

Организует работу в парах: «обсуждение ситуации»

(Приложение №3),

Создает условия для понимания учащимися понятия «Свобода поведения»

Формулируют определение:

Закон – правило, которое устанавливает государство

Конституция РФ

Выполняют задания в группах

Презентуют продукт коллективной деятельности классу.

Работают с текстом учебника, формулируют выводы в группе, представляют свой ответ классу.

Обсуждают ситуацию, выражают собственное мнение вслух, доказывают собственную точку зрения.

Делают вывод о понятии «Свобода поведения»

6.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление.

Предлагает учащимся проверить выполнение поставленных ими задач в начале урока:

Что такое закон?

Как достичь порядка в обществе?

Как установить справедливость?

Что такое свобода поведения?

Предлагает сделать вывод по главному вопросу урока «Почему важно соблюдать законы».

Учащиеся подводят итоги своей деятельности.

Сравнивают продукт собственной деятельности с эталоном.

Делают выводы,

Отвечают на вопрос:

«Закон устанавливает порядок в обществе.

Закон стремится установить справедливость.

Закон устанавливает границы свободы поведения».

7.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предлагает учащимся проанализировать их деятельность на уроке.

Предлагает учащимся оценить собственную деятельность

«Я понял…»

«Я познакомился…»

«Я узнал…»

Заполняют оценочную таблицу

 (Приложение №4)

8.

Домашнее задание.

Предлагает дифференцированное домашнее задание.

- Ребята, ваше домашнее задание будет следующим.

Вы будете выступать в роли историков, философов-мыслителей, правоведов, социологов.

Историки: создают презентацию или сообщение по теме «Как появился закон: страницы истории…»

Философы: пишут письмо девятикласснику Саше и рассуждают «Почему важно соблюдать законы».

Правоведы: составляют терминологический  кроссворд.

Социологи: используя материал учебника и не только, составляют анкету и проводят опрос среди одноклассников, родителей и учителей  по теме «Почему нужно соблюдать законы».

Выполнение задания может быть как коллективным, так и индивидуальным.

Знакомятся с домашним заданием, записывают в дневник.

Приложение №1.

Тест по темам «Что значит жить по правилам?»

 «Права и обязанности граждан».

I вариант.

 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

  1. Привычка  2) Ритуал   3) церемония   4) Образ

 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

  1. Образ жизни и действий    
  2.  традиционно установившиеся  правила поведения
  3. установленные государством общеобязательные правила
  4. Внешние формы поведения человека

 3. Формальные нормы (правила) это

  1. Нормы, четко зафиксированные в письменной форме
  2. Поведение, которое допустимо, хотя и нежелательно
  3. Нормы, которые обеспечиваются обычаями и привычкой
  4. Поведение, которое обязательно для данной группы людей

4. Система правил поведения, принятая в определённых социальных кругах и составляющая единое целое

  1. Этикет  2) норма 3) церемония  3) ритуал

 5. Права, которые обеспечивают возможность участия в управлении страной

1) экономические  2) культурные  3) политические   4 ) социальные

 6. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан

  1. Конституция   2) Хартия вольности  3)Декларация прав человека  4) Административный кодекс

7. Укажите вид прав

Права на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это_____________________________________________________________________

8. Укажите характер прав человека

Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других,   это значит, что права человека носят _________________ характер

9. Какими правами обладает ребёнок, которому не исполнилось 14 лет?

II вариант.

1. По направленности выделяют виды норм

  1. Предписывающие и запрещающие
  2. Формальные и неформальные
  3. Нормы-правила и нормы-ожидания
  4. Групповые и индивидуальные

2. Правила или образцы действий, одобряемые обществом, передающиеся по наследству это

  1. Обычай  2) закон  3) норма   4) церемония

3. Внешние формы поведения человека,  получающие положительную или отрицательную оценку окружающих это

  1. Манеры 2) этикет  3) норма  4) закон

4. А. Правила этикета складывались веками

Б. Правила этикета оставались неизменными на протяжении всего времени

1) верно и А и Б  2) верно только А   3) верно только Б  4) оба утверждения неверны

5. Права, обеспечивающие духовное развитие личности, это

  1. Культурные  2) гражданские  3) экономические  4) политические

6. Обеспечивает соблюдение и гарантирует права человека

  1. Родители  2) государство   3) политическая партия   4) сам человек

7. Укажите вид прав

Права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни _____________________________________________________________________

8. Укажите характер прав человека

Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят _________________ характер

9. Какие возможности приобретает ребёнок, когда ему исполняется 14 лет?

Приложение №2.

СИТУАЦИИ.

1 группа.

Ученика 10 класса Олега подозревают в хищении денег и сотовых телефонов из школьного гардероба.

В школе была выпущена стенгазета «Позор нарушителям закона», куда поместили его фото и в каждом классе был обсужден и осужден поступок Олега.

(Для решения ситуации используйте Статью 49, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Олега были нарушены?

2 группа.

Десятилетний Паша сочинил стихотворение и послал его в детский журнал. Ему пришел ответ, что его стихотворение не интересно и поэтому его не напечатают. А в следующем номере журнала Паша увидел свое стихотворение, но только автором был уже не он, а какая-то неизвестная девочка.

(Для решения ситуации используйте Статью 44, часть 1)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Паши были нарушены?

3 группа.

Сергей Николаевич  взял в долг у Василия Ивановича крупную сумму денег, но не смог вовремя вернуть.

Тогда Василий Иванович потребовал у Сергея Николаевича ключи от его квартиры, выгнал должника на улицу и стал жить в его квартире.

(Для решения ситуации используйте Статью 35, часть 1 и 3)

Задания:

-прочитайте ситуацию;

-обсудите ситуацию в группе;

-с помощью Конституции РФ определите, какие права Сергея Николаевича были нарушены?

Приложение № 3.

СИТУАЦИЯ

Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: « Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками».

Как вы думаете, что сказал судья этому человеку?

Ответ: Тогда находчивый судья строго сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» Он строго наказал хулигана.  

Почему он так ответил?

Ответ: каждый имеет право на личную неприкосновенность. (Статья 22)

Приложение №4.

Фамилия, имя

работа с текстом Конституции

Работа с учебником

Анализ ситуаций

Итоговая

отметка

1

2

Критерии оценивания работы на уроке:

-активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий – «5»;

-активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания – «4»;

-неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – «3»;

-полное отсутствие активности – «2»;