Гражданское общество, 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Соколова Ирина Владимировна

Урок для 10 класса базового уровня. Раскрывает смысл понятия "гражданское общество" и направлен на формирование гражданской инициативы обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe_obshchestvo_10_klass.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова И.В.

(Россия, Пермский край, г. Оса,

МБОУ «СОШ №4 г. Осы»

Урок обществознания в 10 классе (базовый уровень), учебник Л.Н. Боголюбов

Тема: Гражданское общество

Цель: развитие гражданской инициативы и ответственности.

Задачи:

  1. Организация познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции.
  2. Конкретизация понятия «гражданское общество» и условий его существования.
  3. Анализ проблем, существующих в социуме и поиск их решения.  

Оборудование: учебники, ПК, интерактивная доска

Ход урока:

  1. Актуализация знаний по теме «Правовое государство»

На прошлом уроке мы рассматривали признаки правового государства. Вам предлагается выполнить задание: распределите на 2 столбика признаки правового или тоталитарного государства. В ответе запишите только цифры.

Правовое государство

Тоталитарное государство

  1. Официальная государственная идеология
  2. Монополия на власть одной партии
  3. Верховенство права в обществе
  4. Подчинение закону самого государства,  его органов, граждан
  5. Геноцид против собственного народа
  6. Отсутствие политической оппозиции
  7. Закрепление неотъемлемых прав каждого человека
  8. Принцип разделения властей
  9. Централизованная экономика

Эталон правильного ответа:

Правовое государство

Тоталитарное государство

3,4,7,8

1, 2,5,6,9

3 минуты учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, затем на интерактивной доске, каждый выходящий по принципу цепочки распределяет признаки в разные столбики, объясняя свой выбор.

  1. Постановка проблемы для организация деятельности по поиску её решения.

Почему только в правовом государстве возможно существование гражданского общества?

Варианты ответов:

  • Учитываются права и интересы каждого гражданина;
  • Отсутствует произвол власти, потому что государственные органы должны действовать на основе закона;
  • Отсутствие запретов со стороны государства активизирует инициативу и творчество граждан.

Прочитайте утверждение нашего современника, философа, писателя М. Веллера.  «Я отвечаю за все!» - вот мировоззрение человека социального. Каждый из нас своими поступками делает свою группу, свой социум сильнее или слабее».(2, стр. 566)

Согласны или нет с данным утверждением?

Какие социальные группы существуют в нашем обществе?

Класс делится на 4 группы, у каждой группы задание:

В четырех сферах общества (политической, социальной, экономической, духовной)  обозначить максимальное количество социальных групп и личные потребности, которые удовлетворяют эти группы.

Духовная

Религиозные группы – удовлетворяют потребность в  общении приверженцев одной конфессии;

Научные общества – потребность в научных открытиях;

Профильные группы – потребность в углубленном изучении предмета;

Школьный парламент – потребность в общении и организации мероприятий

Экономическая

Союзы предпринимателей – потребность в совместном решении проблем

Политическая

Партии

Общественные объединения

Молодежные организации

Социальная

Общество инвалидов

Общество рыбаков, охотников

Общество защитников природы

Вот это и есть гражданское общество.

Определение: Гражданское общество – это совокупность негосударственных институтов и организаций, выражающих интересы и потребности свободных граждан в различных сферах жизни.(1, стр.246)

Давайте вернемся к утверждению Веллера о том, что от наших поступков зависит сила или слабость всей группы.

Как мы можем своими поступками сделать группу сильнее или слабее?

Мы все принадлежим к разным группам, но есть то, что всех объединяет – это наша школа и наш город.

Задание группам:

2 группы ищут проблемы нашего города, 2 группы – проблемы школы. (5 минут)

Выступает группа, которая обозначила проблемы раньше, вторая группа дополняет.

Как вы думаете, кто должен решать эти проблемы?

А что из того, что было названо, вы можете решить сами?

Предложения учащихся:

  •  Провести флеш-моб по борьбе с мусором;
  • Включить в программу сборов элемент по развитию культуры;
  • Нарисовать и размножить плакаты, призывающие бороться с недостатками,  призывающими к культуре поведения
  • Показывать  видеофильм о вреде курения
  • Выпустить  плакаты о вреде курения
  • Оформить  стенд с фотографиями учащихся, которые не соблюдают дресс-код и курят на территории, прилегающей к  школе
  • Организовать  субботник  на городской площади
  • Принести туалетную бумагу для ученических туалетов

Вывод по уроку:

Если государство предоставляет гражданам свободу и обеспечивает их права, то гражданское общество благодаря инициативе и активности может самостоятельно решать многие проблемы и совместными усилиями совершенствовать общество.

Домашнее задание:

  1. Рассмотреть предложенные идеи, как вариант осуществления социального проекта.
  2. Ситуация для обсуждения.

Вам предлагается оценить обсуждаемый законопроект. На какие положения вы бы стали опираться, прежде чем дать ему положительную оценку?

- Согласованность в законопроекте интересов общества, социальных групп, личности;

- Приоритет в законопроекте классовых интересов над национальными;

- Утверждение прав и свобод личности;

- Приоритет государственных интересов над личными.

Ответ аргументировать.

Список литературы и источников

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс: базовый уровень. М. Просвещение, 2005г.
  2. Веллер М. Человек в системе. М. Астрель, 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

Урок по обществознанию в 11 классе по теме "Правовое государство и гражданское общество" с презентацией....

презентация к уроку обществознанию 11 класс "Правовое государство и гражданское общество"

презентация к уроку обществознания в 11 классе "Правовое государство и гражданское общество"...

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс

Презентация к уроку "Правовое государство и гражданское общество" 11 класс, Боголюбов...

Практикум к уроку "Гражданское общество и государство" 9 класс

Урок - практикум "Гражданское общество и государство" 9 класс...