Школьный этап олимпиады по обществознанию 6-11 класс
олимпиадные задания по обществознанию (6 класс) на тему

Астафьева Алина Сергеевна
  • Материалы включают задания для школьного этапа олимпиады по обществознанию; содержат тесты, задачи и источники для 6-11 классов.
  • Все задания соответствуют требованиям стандарта, федеральным программам по обществознанию и рекомендациям организаторов Всероссийской олимпиады школьников по предмету.
  • Для удобства учителя предусмотрены подробные ключи к вопросам и баллы по оцениванию работ. 
  • Для каждого класса указано оптимальное время выполнения.
  • Особенностью предлагаемых материалов является включение иллюстраций и таблиц.
  • Данные задания служат подготовительным этапом к муниципальным и региональным этапам Всероссийской олипиады школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obshchestvoznanie_2014.zip649.4 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

2014-2015 учебный год

10 класс

1. Установите верность или ложность утверждений. Впишите «да» или «нет» в соответствующие ячейки таблицы.

1.1. Экономический цикл включает в себя четыре фазы – кризис, депрессию, оживление и рецессию.

1.2. Определение государственной принадлежности территории всей или части спорной территории называется плебисцитом.

1.3. По мнению А. Сен-Симона критерием общественного прогресса является состояние общественной нравственности (идеал раннехристианские общины).

1.4. Представление об идеальном государстве как о централизованной империи, в которой раздельно существуют и согласовано действуют светская и духовная власть (симфония) было характерно для обществ, где господствовала католическая религия.

1.5. Российская Федерация является членом Организации стран-экспортеров нефти.

1.6. Рассуждение, призванное установить истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже не вызывает сомнения называется доказательством.

1.7. Эффективность труда измеряется количеством продукции, произведенной за определенный промежуток времени.

1.8. Применение мер административной ответственности влечет за собой судимость для правонарушения.

1.9. Право ребенка свободно выражать свое мнение наступает с момента получения паспорта.

1.10. Войны и революционные потрясения относятся к факторам усиливающим социальную мобильность.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

2. По какому признаку образованы ряды?  Назовите понятие, общее для данного ряда или объединяющее данный ряд:

2.1. Экспорт, импорт, расчет торгового баланса.

2.2. Институт права, отрасли права, подотрасли права.

2.3. Кооперация, конфликт, конкуренция.

2.4. Указы президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты.

2.5. Формально-определенный характер, систематичность, общеобязательный характер, гарантированность силой государства.

3. Расшифруйте акронимы. По какому принципу образован ряд? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их. Что является лишним в ряду? Лишнее подчеркните.

ГОУ, ЗАГС, МОУ, МДОУ

4. Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему вы так решили.

4.1. Конституционное право, уголовное право, мусульманское право, административное право.

4.2. Картель, синдикат, холдинг, трест, концерн.

4.3. Гипотеза, диспозиция, санкция, экстраполяция.

4.4. Харизматическая власть, публичный характер власти, территориальная организация власти и населения, суверенная власть.

5.Вставьте понятие:

5.1. Если ситуация характеризуется высокой безработицей и высокой инфляцией, то мы имеем дело со ____________.

5.2. _____________ — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

5.3. _____________— общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни.

5.4. Суть ____________ теории происхождения государства состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ, связанных с расширением площади посевных площадей.

5.5. ____________ — отрасль права, которое не входит в систему права ни одного государства, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

6. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, посвященного различным типам экономических систем. К сожалению, автор не сумел разграничить отличительные признаки двух разных экономических систем. Ваши задачи:1) озаглавить  колонки таблицы; 2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции.

1. Это экономическая система, основанная на традициях, зафиксировавшихся в сознании людей на основе опыта поколений. 2. Для нее характерно централизованное директивное планирование. 3. Экономическая власть сосредоточена у центральных органов управления, в бюрократическом аппарате. 4. Обычаи определяют использование редких ограниченных природных ресурсов. 5. Предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. 6. Такая система зачастую опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления. 7. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счёт собственных ресурсов и сил. 8. Главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам. 9. Эта система принципиально препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства. 10. Она функционирует на основе традиционных патриархальных, полуфеодальны отношенний.

7. Решите юридическую задачу:

14-летний И. Иванов, желая приобрести часы, пришел к магазину, который оказался закрытым. Тогда он разбил стекло витрины (стоимостью 12 тыс. руб.), проник в помещение магазина и взял часы, оставив на их месте деньги согласно лежавшему рядом ценнику.

Подлежит ли Иванов уголовной ответственности? И если да, то за какое преступление? Если нет, то что ему грозит в случае, если магазин предъявит иск за витрину?

8. Решите логическую задачу:

Логический закон исключения третьего гласит: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».

«Что лучше: часы, правильно показывающие время лишь раз в год, или часы, правильно показывающие время дважды в сутки?» – «Разумеется, второе», – отвечаете вы. Хорошо. А теперь смотрите. У меня двое часов: одни вообще не идут, а другие каждый день отстают на минуту. Какие из двух вы предпочтете?

Обоснуйте свой ответ так, чтобы избежать логического противоречия.

9. Проанализируйте данное высказывание и ответьте на поставленные к нему вопросы.

«Впервые в человеческой истории все может быть сделано где угодно и продано кому угодно». (Л. Туроу)

9.1. Иллюстрацией какого мирового процесса служат слова экономиста?

9.2. Дайте определение этому процессу.

10. Соответствие элементов из двух перечней. Определенные науки об обществе и человеке прочно связаны с именами ученых, внесших большой вклад в их развитие. Приведите в соответствие разделы научного знания и имена ученых. Обратите внимание: имен ученых больше, чем сфер научного знания.

Сферы научного знания

Имена ученых

1. История

2. Психология

3. Социология

4. Философия

А. В.О. Ключевский

Б. Н.М. Пржевальский

В. И. Кант

Г. Дж. Гэллап

Д. К.Г. Юнг

1

2

3

4

11. Распределите следующие блага в соответствующие колонки:

Частные блага

Общественные блага

1. услуги полиции

2. компьютер

3. бесплатный доступ в Интернет

4. платный доступ в Интернет

5.работа дипломатов по сокращению вооружения

6. билет на концерт

7. прогноз погоды

8. платный прогноз курса валют

9. кабельное телевидение

10. железнодорожный мост

12. Одним из основных признаков демократической формы правления является принцип разделения властей. На основе имеющихся знаний по обществознанию и истории назовите не менее трех аргументов в пользу такой организации государственной власти, проиллюстрируйте их тремя примерами.

13. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

«Книга»

Юриспруденция

«В кругу просвещения»

Познание

«Укреплять союзом»

Форма государства

«Главный»

Фактор производства

14. Перед Вами высказывания известных мыслителей. Выберите одно из них и напишите эссе:

14.1. «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее  избиратели». (Дж. Б. Шоу).

14.2. «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». (Л. Бернэ).

14.3. «Человек при помощи науки в состоянии исправить несовершенство своей

 природы». И.И. Мечников

14.4. Будучи социальной, личность в то же время индивидуальна, неповторима. (И.С. Кон).

14.5. Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. (Л.Эрхард).


Ответы и критерии оценок

1. За каждый правильный ответ 1 балл.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

Нет

Да

Да

Нет

Нет

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Максимальное количество баллов – 10.

2. За каждый правильный ответ 1 балл.

2.1 Международная торговля

2.2 Система права

2.3 Экономические отношения

2.4 Подзаконные акты.

2.5 Правовая норма.

Максимальное количество баллов – 5.

3. За каждую верную расшифровку акронима – 0,5 балла.

За объяснение принципа определения ряда – 1 балл.

За определение «лишнего» – 1 балл.

3.1. ГОУ – государственное образовательное учреждение; ЗАГС – запись актов гражданского состояния; МОУ – муниципальное образовательное учреждение;  МДОУ – муниципальное дошкольное образовательное учреждение.

3.2. Образовательные учреждения.

3.3. ЗАГС.

Максимальное количество баллов – 4.

4. За правильный ответ – 1 балл, за обоснование – 1балл.

4.1 мусульманское право является видом правовой системы, все остальное отрасли права

4.2 холдинг, все остальное виды монополистических объединений

4.3 экстраполяция является методом социального прогнозирования, все остальное составные части нормы права

4.4 харизматическая власть, все остальное признаки государства

Максимальная оценка за задание – 8 баллов

5. За каждую правильную позицию – 1 балл.

5.1. Стагфляция

5.2. Образование

5.3. Социальные ценности

5.4. Ирригационной

5.5. Международное право

Максимальное количество баллов – 5.

6. По 0,5 баллов за каждую верную позицию.

Традиционная экономическая система

Командная экономическая система

1, 4, 7, 10

2, 3, 5, 6, 8, 9

Максимальное количество баллов – 6.

7. За краткий ответ – 1 балл, за объяснение – 2 балла.

И. Иванов лично не несёт ответственности ни по уголовному, ни по гражданскому праву, поскольку ему ещё только 14 лет.

За умышленное уничтожение или повреждение имущества ответственность в этом возрасте наступает только при наличии тяжких последствий, а признаков хищения нет.

За него ущерб, причинённый магазину, придётся возмещать его родителям.

Максимальное количество баллов – 3.

8. Чтобы избежать логического противоречия, я должен предпочесть часы, которые вообще не идут, поскольку только они будут показывать правильное время дважды в сутки.

Максимальное количество баллов – 3.

9.

1. Глобализация.

2. Процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. (Могут быть приведены иные формулировки).

Максимальное количество баллов – 3.

10. Ответ:

1

2

3

4

А

Д

Г

В

Максимальное количество баллов – 2.

11. За каждую правильную позицию – 0,5 балла.

Частные блага – 2, 4, 6, 8, 9

Общественные блага – 1, 3, 5, 7, 10

Максимальное количество баллов – 5.

12. Примерное содержание ответа:

Данный принцип является средством защиты общества от узурпации власти одним человеком и установления авторитарного и тоталитарного режима;

Четкое разграничение прав и полномочий между различными органами власти будет способствовать согласованности и повышению профессионализма в осуществлении власти;

Это позволяет контролировать деятельность различных ветвей власти путем действия системы «сдержек и противовесов»

Максимальное количество баллов – 3.

13. За каждый термин и его значение – по 2 балла.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Самоуправляющаяся община»

Местная власть

Муниципалитет – городское или сельское самоуправление

«Книга»

Юриспруденция

Кодекс – систематизированный свод законов, относящихся к какой-либо области права

«В кругу просвещения»

Познание

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний

«Укреплять союзом»

Форма государства

Федерация – объединение государств, при котором объединяющиеся государства-члены, сохраняя юридически определенную государственную самостоятельность, создают новое государственное образование.

«Главный»

Фактор производства

Капитал - приносящие доход деньги, средства производства или другие ценные активы

Максимальное количество баллов –10.

14. Работа оценивается по следующим критериям:

1) понимание сущности поставленной проблемы;

2) представление собственной точки зрения при раскрытии темы;

3) раскрытие проблемы на теоретическом уровне,  владение понятиями курса;

4) аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт, соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом;

5) оригинальность решения проблемы.

Всего 15 баллов – за каждый критерий по3 баллов

Максимально за всю работу – 82 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по математике в 5 классе

Материал разработан автором-составителем школьного этапа Всеросийской олимпиады по математике 2010 года в 5 классе, проводимого в Челябинской области. В комплект входят программа, задания (2 комплекта...

материалы школьного этапа олимпиады по обществознанию

представлены разработанные мною материалы школьного этапа олмпиады по обществознанию (2011-2012 учебный год)...

Материал к проведению школьного этапа олимпиады по математике, 5-11 классы.

Материал к проведению школьного этапа олимпиады по математике,  5-11 классы....

Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс

-комплексный анализ стихотворения-комплексный анализ эпического произведения-критерии оценивания лирического произведения-критерии оценивания прозаического произведения...

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе

Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе...