Истоки появления конституционализма и конституции
классный час по обществознанию на тему

Лагошин Александр Георгиевич

Цель: развить представление учащихся о процессе появления идеи конституции, принятие первых конституций и их роли.

План:

  1. Что такое конституционализм?
  2. Каково происхождение слова «конституция»?
  3. Великая хартия вольностей и Декларация независимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истоки появления конституционализма и конституции.

Цель: развить представление учащихся о процессе появления идеи конституции, принятие первых конституций и их роли.

План:

  1. Что такое конституционализм?
  2. Каково происхождение слова «конституция»?
  3. Великая хартия вольностей и Декларация независимости.

Ход информационного часа

Задание 1.

Рассмотреть три определения конституционализма, найти в них ключевые слова и сравнить их с определением понятия «конституция». Как связаны между собой эти два понятия?

         Конституционализм – политико-правовой принцип, определяющий взаимоотношения государства и гражданского общества на основе разделения властей, ограничения их конституцией, гарантией прав и свобод личности.

        Конституционализм – теория и практика ограничения всевластия государства с помощью права, важнейшие нормы которого выражены в конституции.

        Конституционализм – идея провозглашения и закрепления в различных юридических документах основ устройства государственной власти и гарантий правового положения граждан, защиты их прав и свобод.

        После работы над понятием «конституционализм» организуется работа по анализу текстов. Учащимся раздаются карточки с выдержками из работ М.Е.Салтыкова –Щедрина «История одного города» и Ф.И. Дана «Учредительное собрание».

Конституционализм и конституция

М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города»

        Конечно, невозможно отрицать, что попытки конституционного свойства существовали; но, как кажется, эти попытки ограничивались тем, что квартальные настолько усовершенствовали свои манеры, что не всякого прохожего хватали за воротник.  Это единственная конституция, которая предполагалась возможною при тогдашнем младенческом состоянии общества. Прежде всего необходимо было приучить народ к учтивому обращению и потом уже, смягчив нравы, давать ему настоящие якобы права. С точки зрения теоретической такой взгляд, конечно, совершенно верен. Но, с другой стороны, не меньшего вероятия заслуживает и то соображение, что как ни привлекательна теория учтивого обращения, но , взятая изолированно, она нимало не гарантирует людей от внезапного вторжения теории обращения неучтивого, и следовательно, если мы действительно желаем утвердить учтивое обращение на прочном основании, то все-таки, прежде всего, должны снабдить людей настоящими якобы правами. А это, в свою очередь, доказывает, как шатки теории вообще и как мудро поступают те военачальники, которые относятся к ним с недоверчивостью.

Вопросы:

  1. Каковы основные мысли автора о конституционном устройстве?
  2. Что необходимо сделать раньше – подготовить людей к конституции или ввести конституционное правление для изменения психологии населения? Какой позиции по этому вопросу придерживается автор? Какой позиции придерживаетесь вы? Подкрепите свои взгляды примерами из истории и современной жизни.
  3. Каковы, на ваш взгляд, основные элементы учтивого обращения и обращения неучтивого?
  4. Какими правами необходимо снабдить людей в первую очередь? Почему автор использует выражение «настоящие якобы права»?

Ф.И.Дан. «Учредительное собрание»

        Необходимо, чтобы конституция давала самые широкие политические права всему народу и притом обеспечивала за каждым гражданином, кто бы он ни был, равные права со всеми другими гражданами. Словом, надо, чтобы конституция ограждала интересы народа. А между тем конституция, составленная правительством, будет стараться только о том, чтобы оградить интересы существующего строя. Бюрократия затем обыкновенно и дает конституцию, чтобы по возможности оградить свои интересы, когда народное недовольство не дает ей возможности дольше сохранять свое самодержавие. А так как народу конституция нужна для защиты своих интересов, то он и требует, чтобы конституцию составляло не правительство и не чиновники, а выборное Учредительное собрание.

Вопросы:

  1. Каково основное назначение конституции?
  2. Как должна составляться новая конституция?
  3. Что вы знаете об истории борьбы за принятие конституции в России в начале XX в.?

            Термин «конституция» появился в Древнем Риме. Конституцией там назывались отдельные декреты императоров.

        В средние века появилась формулировка «основной закон». Таким образом, в те времена эти понятия не имели ничего общего с ныне действующим пониманием конституции.

        В 1215 г. Был принят первый документ – Великая хартия вольностей (Англия), где было определено, что:

1. существует набор определенных прав, которые государство не в силах отменить;

        2. власть государственных органов должна опираться на закон;

        3. между правителями и подданными взаимоотношения должны строиться на основах сотрудничества и согласия.

        В XVIII в.требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти, его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции. Идея писанной конституции впервые возникла в Англии, которую Маркс охарактеризовал как «демиурга буржуазного космоса». Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писанной конституции, как единого акта.

        Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши. Происхождение самого термина «конституция» (что означает «учреждение, установление») научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота «rem publikam constituire», которым начинались акты римских императоров. На ряду с термином «конституция» применялось на первоначальных этапах ее становления и наименования «основной закон» (lex fundamentales).

Задание 2.

        Прочитать статьи из документа и ответить на вопросы:

  1. Можно ли назвать этот документ конституцией? Ответ обоснуйте.
  2. Какие идеи легли в основу современных конституций?
  3. Опираясь на определение понятия «конституционализм», можно ли сказать, что этот документ важен с точки зрения истории конституционализма?

Великая хартия вольностей.

12. Ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве  нашем иначе, как по общему совету королевства нашего.

20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество…

41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию…

61. После того как мы для Бога и для улучшения королевства нашего и для более успешного умиротворения раздора, родившегося между нами и баронами нашими, все это вышеназванное пожаловали, желая, чтобы они пользовались этим прочно и нерушимо на вечные времена, создаем и жалуем им нижеписанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали 25 баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и волости, какие мы им пожаловали и этой нашей хартией подтвердили… если мы или кто-либо из слуг наших в чем-либо против кого – либо погрешим ли какую-либо из статей мира или гарантии нарушим, и нарушение это будет указано четырем баронам из вышеназванных 25 баронов, эти четыре барона явятся, указывая нам на нарушение, и потребуют, чтобы им без замедления исправили его. И если мы не исправим нарушения или если мы будем за пределами королевства, постиарий наш не исправит его в течение времени 40 дней, считая с того времени, когда было указано это нарушение, то вышеназванные четыре барона докладывают это дело остальным  из 25 баронов и те совместно с общиной всей земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими только могут, то есть путем захвата замков, земель, владений и всеми другими способами, какими могут, пока не будет исправлено нарушение, неприкосновенной остается при этом наша личность и личность королевы нашей и детей наших…

        Одним из главных истоков конституционализма явился социальный конфликт между обществом и государством, а его внешним проявлением становилось столкновение парламента и королевской власти по поводу принципа разделения властей и определения места каждой и политической системе.

        Таким образом, понятие «конституционализм» имеет два  смысла:

  1. наличие любого основного закона, определяющего политическую организацию страны, - конституцией является любой основной закон государства (понятие в широком смысле).
  2. определенный тип общественного устройства, устанавливающий народное  представительство, разделение или распределение властей, гарантии прав человека (в узком смысле).

            Важным документом была Декларация независимости (4 июля 1776 г. В США), где объявлялся суверенитет колоний, написанная с позиций людей, признавших естественные права личности и отрицавших монархию как форму правления.

Задание 3.

        Прочитать Декларацию независимости (написана Т.Джефферсоном и принята Генеральным Конгрессом США 4 июля 1776 г.)  и ответить на вопросы:

  1. Какие неотъемлемые права человека нашли отражение в Декларации?
  2. Что такое справедливая власть?
  3. Какие конституционные принципы провозглашены в Декларации?
  4. Имеет ли народ право на сопротивление и в каком случае?

«Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы равными и наделенными Творцом определенными и неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью, что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что, если какой-либо государственный строй нарушает эти права, то народ вправе изменить его или упразднить и  установить новый строй, основанный на таких принципах и организующий управление в таких формах, которые должны наилучшим образом обеспечить безопасность и благоденствие народа. Благоразумие, конечно, требует, чтобы давно сложившиеся формы правления не менялись вследствие маловажных и преходящих причин, так как опят прошлого показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно еще переносимо, чем пользоваться своим правом упразднения привычных форм жизни. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилия, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа – свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности… »

II Закрепление.

  1. Что такое конституционализм? Что общего и в чем различия в предлагаемых определениях конституционализма (см. начало урока).
  2. Что такое конституционализм в узком и широком смысле?
  3. Когда появилось и что означает слово «конституция»?

Домашнее задание: подготовить сообщение об Аристотеле, Т.Гоббсе, Дж. Локке и их понимании общества и государства.

Приложение:

1.Биографии М.Е.Салтыкова-Щедрина и Ф.И.Дана

2.Декларация независимости США

3.Великая хартия вольностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Понятие конституции, её виды. Конституционализм

Презентация к уроку Понятие конституции, её виды. Конституционализм 10 класс профильный уровень...

Становление современного конституционализма в России

Подборка материалов по становлению конституционализма в России....

Рабочий лист урока "Конституция, её виды. Конституционализм"

Рабочий лист урока "Конституция, её виды. Конституционализм"...