Реализация деятельностного подхода в курсе «Обществознание» во внеурочное время – проект «Выборы»
статья по обществознанию на тему

Методика осуществления деятельностного подхода в урочное и внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода в курсе «обществознания»              во внеурочное время – проект «Выборы»

Деятельностный подход в изучении вопросов политологии был осуществлен на примере выборов Президента школы. В нашей стране к избранию главы государства отношение непростое: многие не желают принимать участие, так как не имеют представления о своих правах, не желают высказать свою гражданскую позицию в связи с разными причинами.

Главная цель проекта: сформировать активную, заинтересованную позицию в отношении выборов Президента школы, что в последствие сможет оказать влияние на формирование гражданской позиции и реализацию избирательных прав субъекта Российской Федерации.    

Задачи настоящего проекта – показать изнутри процесс выборов, дать возможность детям влиять на жизнь школы, реализовать их права и обязанности, осознать, что участие в выборах – проявление ответственности, совести, культуры каждого.  

Выборы в школе №88 были максимально приближены к реальным выборам Президента России. Они проходят в рамках проекта «Школьное ученическое самоуправление», стартовавшего в школе в 2007 году. Однако, процесс выборов – это большая и важная работа, которая требует особого внимания, следовательно, дипломантом было принято решение разработать полноценный проект «Выборы», как составляющую «Школьного ученического самоуправления».

Проект, регламентируются Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы. Статья 34 закона Российской Федерации «Об образовании» гласит: «обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право… на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом… на уважение человеческого достоинства… на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений». [1] Следовательно, в школе организован Ученический совет, выступающий от имени учащихся при решении вопросов и проблем школьной жизни, конфликтов, создающий условия для реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности. 5 – 11-е классы делегируют по одному представителю, выбранному в начале учебного года, в данную организацию. Главой Ученического совета является Президент школы, на выборах которого дипломант и хотел бы остановиться подробно, так как этот процесс –  важный элемент в школьном самоуправлении. Поучаствовав в школьных выборах, можно получить представление о современной избирательной процедуре на государственном уровне.

Цель любых выборов – выявить волю народа. В связи с этим, голосование всеобщее, равное, прямое и тайное. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» устанавливает возрастной ценз на участие в выборах – гражданин, достигший 18 лет. Поэтому было решено, что в выборах будут принимать участие учащиеся 3 – 11-х классов, педагоги и работники школы. 1 – 2-е классы не могут голосовать, но через классного руководителя, таким образом высказывая свою точку зрения. Так же в Законе отмечено, что граждане РФ, достигшие определенного возраста, могут избираться (то есть имеется ввиду пассивное избирательное право). Из статьи 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». [2] Каждый избиратель имеет один голос, голосует лично за кандидата. Для реализации данного положения и тайного процесса выборов оборудовано помещение для голосования.

Избирательный процесс подразделяется на этапы:

  1. Подготовительный;
  2. Выдвижение и регистрация кандидатов;
  3. Предвыборная агитация;
  4. Голосование и подведение итогов;

Важным является оформление списков избирателей.

Все нарушения избирательных прав могут быть обжалованы в установленные сроки.

I этап: Подготовительный

(с 08.10.2012 по 19.10.2012)

Его можно условно разделить на ступени:

  • Объявление выборов. На Ученическом совете оглашается дата выборов Президента школы, а так же дата начала и окончания непосредственной регистрации кандидатов.
  • Образование избирательных округов. На Ученическом совете определяется понятие избирательного округа – класса, в рамках которого выдвигаются кандидаты.
  • Образование избирательной комиссии. В школе образуется центральная избирательная комиссия – главный организатор выборов Президента. Члены комиссии – главы городов – классов. Председатель центральной избирательной комиссии – педагог истории и обществознания (дипломант). Кандидаты, их доверенные лица, родственники не имеют право стать членами избирательной комиссии, но могут участвовать в ее работе в качестве наблюдателей.
  • Составление списков избирателей. Председатель центральной избирательной комиссии составляет списки на основе сведений, имеющихся в школьном журнале.

II этап: Выдвижение и регистрация кандидатов                                                

(с 15.10.2012 по 19.10.2012)

Выдвижение и регистрация кандидатов происходит в строго установленные сроки. Для регистрации кандидата центральная избирательная комиссия устанавливает требование о сборе голосов в поддержку кандидата, представляющий собой бланк, выдаваемый комиссией, с 35 графами для учащихся, отдавших свой голос (неслучайно выбрано количество граф в подписном листе, ведь именно с 35 лет гражданин РФ имеет право подать свою кандидатуру в Президенты страны). Важно, что кандидату следует иметь ввиду требования к сбору, прописанные в листе. Они представляют свою автобиографию с фотографией, программу для оформления информационного стенда в указанном формате оформления. Так же кандидат представляет своих доверенных лиц, образующих его штаб.

За всеми зарегистрированными в предвыборной гонке учащимися закрепляются кабинеты, где они будут базироваться, со всеми нужными техническими средствами (компьютер, проектор, принтер, магнитофон и так далее). Важно отметить, что ответственность за технические средства в кабинете лежит на педагоге, который закреплен за помещением. Регистрация кандидатов проходит до 15.00 19.10.2012 года. По истечении срока избирательная комиссия начинает изготавливать бюллетени для голосования.

Избирательная комиссия обязуется обеспечить информацию о выборах и о кандидатах, предоставить равные возможности для предвыборной агитации.

Не мало важным исследователю показалось составить психологические портреты учащихся, выдвинувших свои кандидатуры, поскольку данный анализ поможет выявить, что за тип личности стремиться к власти, какие черты присущи лидеру, что поможет, а что, наоборот, будет препятствовать кандидату в осуществлении своей цели. Так же на основе полученных результатов можно сделать общий вывод: современный лидер – кто он?

Все кандидаты оказались экстравертами – активными, общительными, разносторонними людьми, любящими находится в центре внимания, больше говорят, чем слушают.

Большинство (3 из 4-х) оказались по способу восприятия информации интуитивными, что значит: фокусируют внимание на самих выводах, не любят углубляться в частное, думают сразу о многих вещах и проблемах.

Что интересно, по способу принятий решений кандидаты разделись на 2 группы: девушки – этики (считают правильными те решения, которые учитывают чувства людей, всегда идут на компромисс), молодые люди – логики (анализируют все факты перед принятием решений, гордятся своей объективностью, имеют волевой характер).

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся, подавшие свои кандидатуры на пост главы школы, являются открытыми, общительными, уверенными в себе, разносторонними людьми, с разными подходами к принятию решений.        

III этап: Предвыборная агитация                                                                          

(с 24.10.2012 по 30.10.2012)

Первый день агитации проходил в несколько этапов и носил организационный характер. Первое, что было сделано – оформлялся информационный стенд на первом этаже школы, где были вывешены автобиографии всех зарегистрированных кандидатов с фотографиями и их программы. Каждый учащийся мог ознакомится с мыслями и жизнью, возможно, будущего Президента. Так же была представлена копия бюллетеня для голосования, чтобы ознакомиться с правилами заполнения листа.

Второй этап: размещение Штабов кандидатов по кабинетам. Каждому был выделен отдельный кабинет с печатной техникой, магнитофоном, мультимедийным проектором. В течение дня проходило оформление рабочего места членами команды кандидата: вывешивались отличительные таблички на двери кабинета, демонстрировалась более детальная информация о кандидате и его программе, так же в разных уголках школы развешивались плакаты и оформленные на бумаге лозунги.

На третьем этапе шла подготовка к самой агитационной кампании. Печатались листовки, визитные карточки, рисовались плакаты, записывались речевки в поддержку кандидата. Распределялось время выхода в школьный эфир и работа с аудиторией на переменах в актовом зале.

Второй день агитации включал в себя размещение рекламных щитов на этажах школы, раздачу листовок, встречу кандидатов в Президенты в штабах  со своими избирателями.

Третий день агитации включал в себя выступления по громкой связи «Свободный микрофон». Совместным решением педагогического коллектива было уделено 2 минуты от нескольких уроков на агитацию, поскольку на переменах из-за шума данное мероприятие было бы бессмысленным. Стоит заметить, что кандидаты подошли к данному выступлению ответственно и творчески, а многие учащиеся очень серьезно и обстоятельно восприняли  информацию, на переменах дети увлеченно обсуждали все услышанное. Так же за каждым кандидатом закреплялось время перемены, где они могли более полно высказать все, что считают нужным.

Следующий день подразумевал проведение акций в поддержку каждого кандидата. Накануне составлялся список номеров, на основе поданных заявок от штабов кандидатов. Акция подразумевала выступления групп поддержки кандидатов: учащиеся показывали театральные постановки, акробатические номера, пели, танцевали, рассказывали стихи (в том числе и собственного сочинения на тему «Выборы»), играли с аудиторией, делали пародии на звезд и политиков, пришедших поддержать своего лидера.

Пятый день было решено посвятить полностью агитации в начальной школе. Кандидаты самостоятельно договаривались с педагогами и проводили зарядку, игры на переменах, конкурсы, кто-то угощал детей конфетами, проводили время с группами продленного дня. Как отмечали педагоги начальных классов, учащимся очень понравилась агитация, они с интересом делились своими мыслями о предстоящих выборах, у многих окончательно сформировалась позиция на счет голосования.    

Шестой день включал в себя важную часть агитационной кампании – дебаты. Хочется заметить, что во все предыдущие дня, включая и этот, проводились встречи в штабах кандидатов. Дебаты проходили в зале для конференций. От каждого класса делегировались максимально 5 человек, поскольку место проведение дебатов было относительно небольшим. Эти группы учащихся должны представлять класс, все интересующие вопросы относительно кандидатов. К сожалению, по состоянию здоровья кандидат под номером 3 присутствовать на дебатах не мог, однако, с ним была установлена телефонная связь по громкой линии.

Стоит отметить, что абсолютно все классы приняли участие в данном мероприятии, многие педагоги так же не остались равнодушными и пришли, чтобы задать свои вопросы кандидатам. Интересно, что и родители некоторых кандидатов пришли поддержать своего ребенка. По времени дебаты длились 2 часа.

Анализ процесса дебатов дипломантом, как ведущим данного мероприятия, показал, что кандидаты основательно готовились к данному действию, изучили программы своих оппонентов.

В социальной сети за день до дебатов в группе школьного телевидения репортерами было проведено анонимное голосование за кандидатов в Президенты школы и были выявлены 2 лидера. После дебатов ситуация стала динамично меняться. Это связано с тем, что отдельные кандидаты показали себя с активной стороны, смогли обстоятельно ответить на вопросы, конструктивно подойти ко всему.  

За день до самих выборов, прошел «День тишины». Все лозунги и плакаты были сняты.

IV этап: выборы Президента школы и подведение итогов.

(01.11.2012)

С 8.00 начинала работу избирательная комиссия в Штабе. Для участия в выборах учащийся обязан предъявить документ – дневник, педагоги и работники школы – паспорт. За главами городов (классов) были закреплены списки избирателей и главой избиркома ОУ (дипломантом) выданы бюллетени в определенном количестве под подпись. Если бюллетени заканчивались, то из «сейфа» доставались и выдавались под подпись следующие комплекты. Члены избирательной комиссии могли проголосовать в свободное от избирателей время в списке у Главы избиркома. Первый избиратель принимал помещение для голосования и урну. Для наблюдателей от кандидатов было так же отведено определенное место. В защиту от провокаций и беспорядков в Штабе дежурили педагоги физкультуры и ОБЖ.    

Выборы проходили во внеурочное время с 8.00 до 11.00. В ходе мероприятия работали корреспонденты школьного телевидения. Следует отметить, что нарушений и провокаций зафиксировано не было.

В 11.00 члены избирательной комиссии сдавали все оставшиеся бюллетени и списки. Урна запечатывалась.

В 15.00 проходил подсчет голосов, на котором присутствовали доверенные лица от каждого кандидата и репортеры школьного видеожурнала. Бюллетени были распределены по 5 пачкам: 4 – на каждого кандидата и недействительные. Все результаты занесены в протокол, который был подписан доверенным лицом кандидата. Каждому была выдана копия протокола. Следует отметить, что явка избирателей была более 70%, что является достаточно высоким показателем заинтересованности учащихся (учтены учащиеся 1-2 классов).

Деятельность всей кампании была признана законной, никаких жалоб в Штаб избиркома не поступало. Результаты выборов были вывешены на информационном стенде школы.

Инаугурация Президента школы состоялась на следующий день во время большой перемены в зале для конференций, куда были приглашены все кандидаты, представители от каждого класса (по 5 человек), педагоги и репортеры школьного телевидения. Помимо должности Президента в школьном Правительстве появились 3 главы Советов из представленных кандидатов: Совет образования и науки, Совет порядка и дисциплины, Совет детства. Директор школы выступила со словами напутствия и поздравления, с надеждой на дальнейшее продуктивное сотрудничество.  

На следующей большой перемене Президент выступил по громкой связи с обращением уже ко всем учащимся.

В течении недели Президент школы сформировал свой кабинет из глав Советов. И на заседании Совета школы представил их лично. Классам было необходимо делегировать по 1 учащемуся на каждый из них. За каждым Советом был закреплен в качестве куратора педагог, кабинет и время для сбора его членов. Вся информация была вывешена на информационном щите школы.

Следует отметить, что не все Советы работают в школе добросовестно, в чем виноваты не только дети, но и сами педагоги. Для некоторых это трата своего личного времени в никуда. Данный аспект касается не кураторов Советов, поскольку они отбирались на добровольной основе, а классных руководителей, которые не достаточно хорошо работают с вверенной им аудиторией. Однако, со стороны администрации образовательного учреждения чувствуется поддержка, что позволяет надеяться на еще более успешную реализацию данных проектов на следующий год, так как представленный исследователем проект «Выборы» является годичным.

Итак, нам представляется, что деятельностный подход при изучении политологических вопросов был наглядно представлен и детально разобран дипломантом на примере проект «Выборы». Следует отметить, что на основе анонимного голосования в социальной сети группы школьного телевидения больше половины опрошенных дали сугубо положительную оценку всей кампании, многие были удовлетворены результатами, однако, были немногие  и отрицательные мнения.

Таким образом, главная цель проекта была достигнута: учащиеся были активными, творческими, заинтересованными участниками процесса, авторами своих собственных программ по реализации поставленных задач.

Процесс выборов был обсужден с учащимися старших классов на уроках обществознания, проведены параллели с аналогичным процессом в нашей стране.    

Проект «Выборы» сформировал активный и работающий аппарат управления школьным жизненным процессом.

           

 

Список использованной литературы:

  1. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990. – 801 с.
  2. http://www.vospitau.ru/patriot/index.html
  3. http://genhis.philol.msu.ru/article_322.html
  4. http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10684
  5. Канарская О.В. Инновационное обучение: методика, технология, школьная практика. – СПб.: Лики России, 1997. – 480 с.
  6. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/2192
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005. – 431 с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 712 с.
  9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. – М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
  10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  11. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - Воронеж : МОДЭК, 2002. - 108 с.
  12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.:МГУ,1986. - 200 с.
  13. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.:«Академия», 1998. – 288 с.
  14. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
  15. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Что значит «уметь учиться».- М.: АПК и ППРО, 2008. - 80с.
  16. Савенков А.И. Педагогическая психология. - М.: «Юрайт-Издат». - 2012.- 659 с.
  17. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. - М.: «Академия», 2006.- 240 с.
  18. Элиасберг Н.И. Гражданское образование - педагогический, социальный и культурный феномен. - 2-е изд. - СПб. : СПбАППО, 2006. - 167 с. 
  19. Элиасберг Н.И. Как создать школьный парламент: Методические рекомандации. – СПб.: СОЮЗ, 2004. – 39 с.
  20. Элиасберг Н.И. Воспитание гражданских свойств личности на уроках обществоведческих дисциплин. – СПб.: СОЮЗ, 2005. – 155 с.
  21.  Элиасберг Н.И. Через образование – к гражданственности: сборник материалов. – СПб.: СОЮЗ, 2005. – 67 с.
  22. Элиасберг Н.И. Социальная практика. Обществознание. Уч. пособие для 6 – 7 классов основной общеобразоват. Школы. – СПб.: СОЮЗ, 2010. – 456 с.
  23. Элиасберг Н.И. Права человека в свободной стране. Обществознание. 8-9 класс. Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 2010. – 496 с.
  24. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Аверьянов Ю.И. Обществознание. 10 класс. Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012. – 351 с.
  25. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Матвеев А. И. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. - М.: «Просвещение»,  2010 год. - 349 с.
  26. http://festival.1september.ru/articles/515155/
  27. Никитин А.Ф. Право. 10 – 11 класс. Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2013. – 416 с.
  28. Элиасберг Н.И. Гуманитарные миры. 10-11 кл. Европейские мыслители о человеке и обществе. – СПб.: СОЮЗ, 2010. – 352 с.
  29. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. – 288 с.
  30. Корнетов Г.Б. Педагогика Джона Дьюи. – М.: АСОУ, 2010. - 236 с.
  31. http://www.best-pedagog.ru/
  32. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: Н 76 текст с изм. и доп. на 2013 г. – М. : Эксмо, 2013. – 208 с.
  33. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
    "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
  34. Конституция Российской Федерации. – СПб.: Литера, 2012. – 64 с.


[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 - ФЗ от 29 декабря  2012 г. Ст. 34

[2] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. Ст. 32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ

«Важная цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер...

Педсовет "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Компетентностный подход в образовании — новые для отече­ственной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах страте­гических программ. Что он...

Роль деятельностного подхода на уроках обществознания в развитии и воспитании духовно-нравственной личности гражданина России и особенности его реализации

Роль деятельностного подхода в формировании духовно - нравственной личности велика: дает возможность ребятам научиться уважительно относиться к духовным ценностям других людей и в то же время отстаива...

«Метод проектов как средство реализации деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы»

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. Актуальным яв...

Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию

В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода,  описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного о...

Проект «Игровые технологии, как способ реализации деятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС ».

Из опыта работы.  Проект «Игровые технологии, как способ реализациидеятельностного подхода в обучении, в рамках реализации ФГОС »....