Роль алгоритмизации в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию
статья по обществознанию

Кошеленко Ирина Петровна

В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода,  описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного образования, приводятся примеры алгоритмов, используемых в обществоведческом образовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль алгоритмизации  в развитии обучающихся в контексте реализации деятельностного подхода в процессе обучения обществознанию

Кошеленко И.П., преподаватель БУ ПО «Югорский политехнический колледж».

Аннотация: В статье рассматривается роль алгоритмизации учебного процесса в контексте деятельностного подхода,  описываются виды учебной деятельности по обществознанию, актуальные в парадигме современного образования, приводятся примеры алгоритмов, используемых в обществоведческом образовании.

Ключевые слова: алгоритмизация процесса образования, деятельностный подход, ключевые компетенции, эффективность обществоведческого образования.

Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью обучающихся.

  В эпоху информационного взрыва для становления  и самореализации личности необходимо умение ориентироваться в океане информации. Специфика обществознания, как учебной дисциплины,  заключается в том, что необходимым условием для получения обществоведческих знаний является умение пользоваться различными источниками социальной информации: статистическими (графики, диаграммы, таблицы); текстовыми и т.д.

    Обучающийся, заинтересовавшийся какой-либо социальной проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы по обществознанию, обычно не испытывает дефицита в источниках информации. Иное дело – овладение способами работы с этой информацией, определенными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для его  действительного, а не формального усвоения.

 Используя  на уроках обществознания деятельностный подход в обучении,   возможно достичь формирования ключевых компетенций: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.                

Решение этих задач требует введения в образовательный процесс,  современных педагогических технологий, обеспечивающих самостоятельную деятельность обучающихся.

        Деятельностный подход в процессе обучения обществознанию предусматривает умение обучающихся осуществлять следующие виды деятельности: анализ и классификация социальной информации, представленной в различных  знаковых  системах (схема, таблица, диаграмма); систематизация и интерпретация социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, политических, правовых, публицистических);

анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания; решение проблемных, логических, творческих, правовых задач, отражающих актуальные проблемы социального знания;  составление схем, таблиц  по различной тематике; использование в предлагаемом контексте обществоведческих терминов и понятий; работа с нормативными документами; работа со справочным аппаратом.

Решение этих задач требует  разработки более совершенных специальных рекомендаций по рациональному выполнению разного рода учебных заданий -  учебных способов действий – алгоритмов (памяток).

Алгоритмы и рекомендации по работе  с обществоведческой информацией играют важную роль в формировании логических и познавательных действий обучающихся.

                               Алгоритмы   - это инструктивные предписания (правила, инструкции,  памятки), определяющие четкую последовательность элементарных для данного субъекта операций по решению учебной задачи и синтеза; система работы по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи.

                               Разработкой алгоритмизации в обучении занимались такие ученые, как П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина. В своих работах и исследованиях они доказывали эффективность  алгоритмизации процесса обучения. Применение этих приемов на практике имеет большое развивающее значение: учит последовательности,  обоснованности суждений и выводов, аргументированности. Они помогают формировать культуру умственного труда, без которой усвоение невозможно. Важное место в системе этих приемов отводится методам работы с учебником, справочным материалом, справочной литературой,  работе над проектом, работе в учебной паре, группе и т.п.        

       Применение алгоритмов обеспечивает не только усвоение  предметных знаний, но и организацию процесса усвоения, вооружая обучающихся обобщенными знаниями об умственных действиях, способствуя переносу усвоенного интеллектуального приема из одной учебной ситуации в другую.         

      Для повышения эффективности обществоведческого образования актуальна разработка следующих видов алгоритмов: алгоритм работы с текстом (неадаптированным источником социальной информации);  алгоритм решения познавательных  задач с актуальным социальным содержанием;  алгоритм сравнения социальных явлений; алгоритм  анализа альтернативных ситуаций; алгоритм доказательства; алгоритм составления сложного плана по заданной теме; алгоритм  выполнения заданий на  использование в предлагаемом контексте обществоведческих терминов  и понятий; алгоритм составления логических схем,  используя обществоведческие понятия; алгоритм написания обществоведческого эссе; алгоритм  подготовки доклада (сообщения); алгоритм выполнения проекта; алгоритм формулирования  выводов различного характера; алгоритм учебных действий участника семинара; алгоритм учебных действий участника диспута; алгоритм учебных действий учащихся в учебных группах (парах); алгоритм  рецензирования ответа обучающегося на уроке

Примеры алгоритмизации учебного процесса в обществознании:

Алгоритм  анализа статистических данных

  1. Изучите представленные статистические данные.
  2. Сделайте выводы о явлениях, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, место данного явления)
  3. Определите процессы,  отраженные в этих явлениях. Объясните важнейшие исходные причины, закономерность, возможные последствия, перспективы, значение процесса, явлений.

Алгоритм  работы с газетой

 Чтение газеты должно быть регулярным.

  1. Ознакомьтесь с содержанием газеты:

- начинайте чтение газеты с беглого просмотра заголовков, чтобы  определить, какой именно материал необходимо прочитать;

- определите, какой материал представляет наибольший интерес;

  1. Сделайте подборку материала по интересующим событиям, представьте материал в стройной системе.
  2. Обобщите и проанализируйте собранный материал:

-  причины события;

-  главные проблемы события.

 Постарайтесь найти путь решения их, аргументацию:

  • что проявляется (какие достижения, в каких сторонах жизни; какие трудности преодолеваются ныне, какие задачи решаются; как это отражается на различных сторонах жизни страны, отдельных стран);
  • с чем это связано (какие противоречия лежат в основе данного события; почему оно оказалось возможным, с какими историческими особенностями исторического развития страны, группы отдельных стран  связано).
  • каковы последствия и значение данного события (какое влияние может оказать развитие данного явления на различные стороны жизни общества).
  1. Раскройте и проанализируйте  сущность проявления основных закономерностей современности в этом событии.
  2. При чтении газеты используйте справочную литературу, а так же “Атлас мира”.

Алгоритм решения познавательных задач с актуальным социальным содержанием

Решение познавательных задач требует  применения усвоенных знаний

в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы.

Познавательная задача имеет определенную структуру:

- условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.)

- требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

 1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

 2.Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с её условием:

-определите, какая полезная информация содержится в условии

- определите, что даёт условие для решения задачи;

-подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно -противоречие данных может подсказать путь решения)

-подумайте, какими общими правилами познания следует руководствоваться при решении задачи.

3.Подумайте, какие дополнительные знания  следует привлечь для решения задачи:

-выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить

- соотнесите эту информацию с условием задачи

4.Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5.Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6.Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

- если в задаче дано несколько ответов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

7.Запишите ответ. Все записи постарайтесь делать разборчиво.

 Разработанные памятки, инструкции позволяют учителю давать дифференцированные задания, развивать творческое мышление, формировать практические умения и навыки, помогают закрепить знания,  способствуют развитию навыков самоорганизации обучающихся.

Однако, осуществляя алгоритмизацию учебного процесса, необходимо оставлять место для самостоятельного поиска обучающимися не только алгоритмических, но и неалгоритмических способов решения задач.

Следует, также иметь в виду, что не все способы решения задач могут быть алгоритмизированы. На основе современной теории обучения могут быть разработаны предписания, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет обучающему самостоятельно принимать решение по конкретным проблемам. Во всех сферах деятельности обобщенные предписания позволяют человеку овладеть накопленными в обществе методами деятельности, в т.ч. мыслительной, что является необходимой предпосылкой его последующей эффективной творческой деятельности.

        Признавая большую ценность алгоритмов, нельзя преувеличивать их значение.  Алгоритмы можно рассматривать только как рекомендации к их творческому применению. Только в этом случае использование алгоритмов может облегчить труд преподавателя и обучающехся, положительно повлиять на его результаты.

                                     Список литературы:

1. Монографии:

Сечина Т.И., Головцова В.В., Ремчукова М.В., Справочник учителя истории и обществознания. – Волгоград:  Учитель , 2013. – 220 с.

Р.Я.Молодецкая.,  Обществознание. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход. – Волгоград: Учитель, 2009.-149 с.

2. Ресурсы интернет:

Л.В.Попова  Алгоритмы учебных действий на уроках истории –[Электронный ресурс]: Рязань, 2001. - Режим доступа: http://popova-lv.ucoz.net/algoritmizacija.doc

Н.Ф. Талызина Алгоритмизация учебного процесса

–[Электронный ресурс] – Режим доступа:

http://insai.ru/slovar/algoritmizatsiya-uchebnogo-protsessa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Роль современных образовательных технологий в реализации компетентностного подхода в процессе обучения английскому языку"

Актуальность: усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализациюучащихся, формирование ключевых компетентностей....

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ...

Деловая игра "Структура и содержание урока в контексте системно – деятельностного подхода к организации обучения в рамках ФГОС"

Деловая игра "Структура и содержание урока  в контексте системно – деятельностного   подхода к организации  обучения в рамках ФГОС"...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усво...