«Духовно-нравственное формирование личности подростка через УУД на уроках обществознания».(8 класс)
статья по обществознанию (8 класс) на тему

Хабарова Ирина Петровна

В  очень сложный жизненный период  подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся благодаря влиянию семьи и сверстников, значимых педагогов. Духовно-нравственное воспитание выступает как регулятор взаимоотношений людей. Взрослому человеку, не получившему духовно-нравственного воспитания, порой трудно решить, как быть в той или иной ситуации, не ударить в грязь лицом, поэтому духовно-нравственное воспитание актуально во все времена и для любого возраста.Задачи работы:определение целей и задач духовно-нравственного воспитания подростков реализуемые на уроках обществознания;формирование УУД на уроках обществознания в процессе духовно- нравственного развития;подобрать способы диагностики сформированности  духовно-нравственного развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx79.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное формирование личности подростка   через УУД

на уроках обществознания».

                                                                    учитель истории и обществознания

                                          МБОУ СОШ № 166

                                   Хабарова И.П.

       

           I. Актуальность темы .

           Духовно-нравственное воспитание детей – одна серьёзнейших проблем

          современного  общества. То, что мы закладываем  в душе ребёнка сейчас,

          проявится    позднее, станет его и нашей жизнью.

Особая значимость проблемы духовно-нравственного формирования личности подрастающего поколения обусловлена обострением в стране криминогенной обстановки: стремительный рост преступлений и правонарушений несовершеннолетних, криминализация языка, быта детей, беспрецедентный рост детской и подростковой беспризорности и бродяжничества (сотни тысяч детей),   высокий уровень развития детско-подростковых зависимостей различной этиологии: физическая (алкоголь, наркотики, психоактивные вещества, энергетические напитки), психологическая (игровая, компьютерная, Интернет-зависимость), духовная (секты деструктивного, оккультного содержания).[1]

Как отмечает Д.И. Фельдштейн произошла интенсивная примитивизация сознания детей, рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания ребёнка: неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошённость. [2]   В соответствии со сложившейся обстановкой одно  из приоритетных направлений в деятельности  школы является  духовно-нравственное  , направленное на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.  Этому способствуют  нормативно-правовые и методические документы :Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования РФ, Концепция модернизации российского образования России до 2010», Концепция духовно-нравственного  воспитания  российских школьников», выступление президента РФ «О стратегии развития России до 2020 года» и др.  

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.1

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):патриотизм, социальная   солидарность, гражданственность ,семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, природа, человечество .

В образовательном процессе формируется целостное  пространство духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений.

  В данной ситуации , по моему мнению, возникает в  согласованности усилий различных  субъектов воспитания: семья перекладывает свои воспитательные функции на образовательные учреждения, СМИ  зачастую способствует обратному и т.д.

Проблема  духовно-нравственное воспитание учащихся в  особый подростковый период в условиях  потери нравственных ориентиров при несогласованности действий участников воспитательного процесса.

Задачи работы:

-определение целей и задач духовно-нравственного воспитания подростков реализуемые на уроках обществознания;

-формирование УУД на уроках обществознания в процессе духовно- нравственного развития;

-подобрать способы диагностики сформированности  духовно-нравственного развития личности.

Ожидаемый результат:

- повышение активности учащихся на уроках обществознания;

-формирование активной жизненной позиции учащихся,

- формирование  ответственного поведения учащихся

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А

         II.  Цели и задачи духовно - нравственного воспитания учащихся  

          подросткового периода( 8 класса) на уроках   обществознания   должны  

          обеспечивать и способствовать:

             - формированию активной жизненной позиции учащихся,

             - готовности  и способности  выражать   и отстаивать свое мнение,

            - критическому  оцениванию себя ,

            - формированию индивидуально-ответственного поведения.

             При изучении раздела  « Общество и его основные признаки»:

          - Воспитываем  патриотизм ,осознание себя гражданином России.

           Например: Работа в группах.  Рассказать о  России с нескольких позиций :

                                                 - общество -государство  -страна

 Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои свои мысли.

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации

- формируем понимание общества как динамичной   саморазвивающейся

  системы т.к. мировоззрение, социальные ценности, трудовые процессы,

  религия, нравственные  установки создаются самими    людьми, развиваются в

ходе истории.

Определение места человека в обществе .Мы и общество.

Дискуссия:

Человек вне общества бог или зверь?

Докажите, что человек включен в каждую  систему общества?

Человек основной элемент общества?

Проблемное задание.Работа в группах.

Изменение нравственных качеств и типология обществ:

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Коллективизм и взаимопомощь.

Почему? Объясните?

Индивидуализм и потребление.

Почему? Объясните?

Дефицит человеческого

 общения

Почему? Объясните?

Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-умение интегрироваться в группу сверстников.

-целеполагание.

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации

-установление причинно-следственных связей.

-выбор оснований и критериев для сравнения.

Изучая темы «Потребности» , «Личность и социальная среда»

- определяем приоритеты:

….Прежде, чем заниматься наукой,  искусством, политикой человек должен  

есть, пить... или                      

            ….Мысли человека  идеи, представления   предшествуют его практической

           деятельности…

                   

               Какая схема ближе вам? Объясните почему?

             

           -формируем готовность и способность к духовному развитию, пониманию  

           смысла своей жизни ,

          -воспитываем целеустремленность, настойчивость в достижении результата,

          -формируем осознание личностной ценности других людей,

         - воспитываем уважительное  и терпимое отношение к любой личности.

Примеры:

-Какие потребности двигали  Петром 1 ?Что ему приходилось делать для достижения своих целей?

-Денис Давыдов, к его идее организовать партизанское движение относились со

 скептицизмом, смог доказать его  необходимость, прокомментируйте результат.

-Почему М.В.Ломоносов прошел путь от крестьянина до ученого энциклопедиста,

 не остановился в середине или в начале своего пути ,примените знания полученные о его  личности на других уроках?

-Иконописец Г.Н.Журавлев, родился без рук и ног ,но это не помешало ему заниматься любимым делом.

   Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-учет позиции других людей.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-анализ и классификация объектов, синтез и достраивание компонентов.

-установление причинно-следственных связей.

-выбор оснований и критериев для сравнения.

 Творческое задание:

Эссе: «Мой кумир», на кого бы я хотел быть похожим и почему?

   Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-планирование

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в письменной форме.

-выведение следствий.

  Дискуссия на тему :

 Может ли социальная среда подавить  личность человека ?

Пример : в каких условиях жил и творил Левша.

Приведите свои примеры ,аргументируйте свою точку зрения ..

   Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-коррекция

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в устной  форме.

-выведение следствий.

         

   Ролевая игра: Примеряем на себя роли из разных сфер общества,

            учимся взаимодействовать ,  определяем  как   наши решения могут

           оказать влияние на другие сферы общества .

        Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация

-профессиональное самоопределение.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои  мысли.

-инициативное сотрудничество.

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-построение логической цепи рассуждения, доказательство.

          При изучении темы «Человек ,природа, общество» :

           -формируем  экологическую культуру,

            -воспитываем   бережное рациональное  отношение к природе.

 Мир един ,все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства.

Творческие  задания :

Мини исследование «Экологические проблемы нашего региона»,

                                  «Природоохранная деятельность государства»,

                « Целевые программы для решения экологических проблем нашего  региона».  

                 Презентация « Экологические проблемы человечества».  

               Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-нравственно-этическое оценивание.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-планирование

-владение монологическими диалогическими формами речи.

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в письменной и устной форме.

-применение методов информационного поиска.

-умение структурировать знания.

-понимание и адекватная оценка языка СМИ.

-выдвижение гипотез и их обоснование.

-выведение следствий.

             Эссе «Ответственность человека перед природой».

   Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-нравственно-этическое оценивание.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-планирование

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в письменной форме.

-выведение следствий.

 Просмотр фильмов « Жизнь после людей»- понимание значения природы для человека , «Зона отчуждения»- понимание степени ответственности людей за свои поступки  перед природой и    перед самими людьми.

   Круглый стол по материалам СМИ:

            «Фукусима – последствия для природы и для людей».

  Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-нравственно-этическое оценивание.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-планирование

-владение монологическими диалогическими формами речи.

-социальная компетентность и учет позиции других людей.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в  устной форме.

-применение методов информационного поиска.

-умение структурировать знания.

-понимание и адекватная оценка языка СМИ

-выведение следствий.

             При изучении раздела  « Экономическая сфера »:

            Формируем:  трудолюбие , бережливость ,жизненный оптимизм,        

                  -способность к преодолению   трудностей,

                   -способность к профессиональному  самоопределению,

                 - способность совершать поступки и действия на основе морального выбора.

         Тема: «Предпринимательство», при рассмотрении затрагиваем личность

        предпринимателя.

          Примеры.        Пирамиды типа «МММ».

                                 Объясните выражение « деньги не пахнут».

           Дискуссия на тему «Современная предпринимательская этика».

          Пример торговли в  Средневековом  городе ,где городские власти следили  

        порядком в торговле.

         Дискуссия на тему : «Часто ли вам приходиться сталкиваться с обманом

        в сфере торговли.

         Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях  .

-действие

смыслообразования.

-профессиональное самоопределение,

нравственно-этическое оценивание.

-учет позиции других людей.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание

-планирование.

-коррекция.

-оценка.

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в  устной форме.

-формулирование проблемы и самостоятельного способа решения

-- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-построение логической цепи рассуждения

-выведение следствий.

     Тема : «Бюджет государства ,бюджет семьи».

    Практическое задание : составить рациональный бюджет семьи.

     Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях .

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание.

-планирование.

-коррекция.

 -применение методов информационного поиска.

-- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-выбор наиболее эффективных способов решения задач.

-построение логической цепи рассуждения

-умение структурировать знания.

-выведение следствий.

     При изучении раздела  « Социальная сфера »:

     У учащихся формируется:

           - Чувство  социальной справедливости, сострадания, милосердия,

            толерантность ,уважения к чужой культу, осознание ценности семьи,

               уважение к родителям .

    Тема : « Богатые и бедные».

      Проблема неравенства. Пример «Принц и нищий».

       Дискуссия на тему :Может ли быть общество где нет богатых и бедных. 

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. .

-действие

смыслообразования.

-профессиональное самоопределение

- нравственно-этическое оценивание

-учет позиции других людей.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание

-планирование.

-коррекция.

-оценка.

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в  устной форме.

-формулирование проблемы и самостоятельного способа решения

-- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-построение логической цепи рассуждения

-выведение следствий.

      Тема : «Социальное неравенство и социальный статус».

      Примеры :рабство ,касты ,сословия.

      Вся история -это борьба за привилегии и права.

      Задание. Составить шкалу престижных потребностей (на основе самостоятельно

       проведенного опроса) .

      Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. .

-действие

смыслообразования.

-профессиональное самоопределение

- нравственно-этическое оценивание

-прогнозирование.

-целеполагание

-планирование.

-коррекция.

-оценка.

-формулирование проблемы и самостоятельного способа решения.

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в  письменной форме

-- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-построение логической цепи рассуждения.

-анализ ,признаки

объекта,

классификация

-выведение следствий.

-определение основной и второстепенной информации

-применение методов информационного поиска.

-умение структурировать знания.

-понимание и адекватная оценка языка СМИ.

           Тема: «Семья» .

         Задания. Придумайте ассоциации к слову семья- дом, уют, дети….

         Примером норм  поведения в 18 веке  служит «Юности честное зерцало»,

          составить свои нормы   поведения в семье.

          Проекты: «Семейная фотохроника»,«Фамильные реликвии и традиции».

         Примеры семейных отношений:

Петр и Февронья, любовь матери к ребенку миф о Деметре и Персефоне.

 Формирование УУД:

Личностные

Регулятивные и коммуникативные

Познавательные

-жизненное  и личностное самоопределение,

-ценностно-смысловая ориентация.

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. .

-профессиональное самоопределение

- нравственно-этическое оценивание

-учет позиции других людей.

-умение слушать и вступать в диалог

-участвовать в коллективном обсуждении.

-умение полно и точно выражать свои   мысли.

-прогнозирование.

-целеполагание

-планирование.

-коррекция.

-оценка.

формулирование проблемы и самостоятельного способа решения.

-выбор наиболее эффективного способа решения задач.

-умение произвольно и осознанно строить высказывания в  устной и письменной форме

-- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации.

-определение основной и второстепенной информации.

-смысловое чтение и умение извлекать информацию.

-умение работать с текстом.

III.Оценка сформированности  уровня  духовно-нравственного развития.

Для определения уровня сформированности  духовно –нравственного

развития  личности подростка может быть использована:

Методика "Что такое хорошо, что такое плохо".

Учащихся просят привести примеры: принципиального поступка; зла, которое сделали им другие; доброго дела, свидетелем которого они стали; справедливого поступка, который совершил знакомый человек; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-бальной шкале:

  • 1. балл - у ученика сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
  • 2. балла - представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

          3. балла - сформировано полное и четкое представление. 

Методика "Выбор"

Эта методика позволяет выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, коллективистской направленности, самокритичности, совестливости, принципиальности, чуткости, справедливости). Учащимся предлагается выполнить следующие задания:

Во время каникул, когда ты собрался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?

А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд;

Б) Соберешь ребят и вместе с ними сделаешь работу за один день;

В) Пообещаешь выполнить работу после возвращений.

Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в поселке.

2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как ты поступишь?

А) Добросовестно выполнишь поручение;

Б) Привлечешь к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу;

Г) найдешь отговорку для отказа.

3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?

А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении;

Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь;

В) Сделаешь вид, что ничего не слышал;

Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно потому, что говорят о тебе в твое отсутствие.

4. В трудовом лагере во время прополки овощей у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?

А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму;

В) попросишь освободить тебя от работы и перевести на другую;

Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.

5. Ты стал свидетелей того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?

А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего;

Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения;

В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели;

Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.

6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человек. Как ты поступишь?

А) Сделаешь все невозможное для устранения зла, ущерба;

Б) Извинишься, объяснишь, пострадавшему, что не хотел этого;

В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что ты не виноват;

Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.

Обработка полученных данных:

Выбор ответа "а" свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам и оценивается в 5 баллов. Ответ "б" показывает, что это отношение, хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) и оценивается в 3 балла. Если учащийся выбрал в данной ситуации ответ "в", то его отношение - пассивное и недостаточно устойчивое и оценивается в 2 балла. Наконец, выбор последнего ответа - свидетельство отрицательного, неустойчивого отношения ребенка к нравственным нормам, и оценивается в 1 балл.

  • Высокий уровень - 24-30 баллов;
  • Достаточно высокий уровень - 18-23;
  • Средний уровень - 14-17 баллов;
  • Ниже среднего - 6-13 баллов.

Высокий уровень нравственной воспитанности:

Хорошо усвоены нравственные нормы, и сложилось устойчивое отношение к ним. В поведении достаточно полно проявляются такие ценные качества, как ответственность, совестливость, чуткость, принципиальность, справедливость. В часы досуга осваивается социально ценный опыт, преобладают полезные для духовного развития школьника и нужные окружающим виды деятельности.

Достаточно высокий уровень нравственной воспитанности:

В целом сформировались нравственные нормы и определилось положительное отношение к ним. В поведении ребенка могут проявляться ответственность, чуткость, принципиальность, справедливость. Свободное время проводит разумно, занимаясь трудовой, художественной, спортивной деятельностью, много читает, помогает родителям.

Средний уровень нравственной воспитанности:

Имеются знания о нравственных нормах, но отношение к ним недостаточно устойчивое. Основные нравственные качества: ответственность, чуткость, справедливость, принципиальность, критичность, совместимость и др. - проявляются в зависимости от ситуации. В свободное время, наряду с оптимальными и содержательными занятиями, случаются пассивно-созерцательные и малоценные формы досуга.

Ниже среднего уровень воспитанности:

Знания о нравственных нормах довольно приблизительные, а отношение к ним пассивно-неустойчивое. Не сложились в полной мере основные нравственные качества, в первую очередь-ответственность, критичность, совестливость, справедливость, чуткость, а если и проявляются, то только ситуативно.Свободное время заполнено стихийно, и малоценными занятиями, в том числе и ничегонеделаньем.

IV.Заключение. В  очень сложный жизненный период  подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся благодаря влиянию семьи и сверстников, значимых педагогов.

Противоречивость подростков, неустойчивость их поведения и зависимость от внешних влияний часто приводит к серьезным социальным проблемам, называемым подростковыми (алкоголизация, токсикомания, противоправное поведение, самоубийства

 Авторитетными и значимыми для подростков являются учителя, обладающие прежде всего значимыми для детей личностными качествами: справедливость, доброта, чувство такта и уважения к детям, чувство юмора; уровень профессионального мастерства учителя-предметника вторичен.

        Духовно-нравственное воспитание выступает как регулятор взаимоотношений людей. Взрослому человеку, не получившему духовно-нравственного воспитания, порой трудно решить, как быть в той или иной ситуации, не ударить в грязь лицом, поэтому духовно-нравственное воспитание актуально во все времена и для любого возраста.

Нормативные документы:     

1.Закон РФ об образовании

2.Конституция Российской Федерации. М., 2014. - 80 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Авторы: Данилюк А.Я,Кондаков А.М., Тишков В.А.

4.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

5.План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р

6.ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

 Информационные  источники: 

1.http://nsc.1september.ru/

2.http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 

3.Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика  приобщения  учащихся к ценностям Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 2002.

4.ВяземскийЕ.Е.СтреловаО.Ю

Уроки истории:думаем,спорим,размышляем  Москва «Просвещение»,2012  

5.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации М.: Смысл, 1992.-17 с.

6.Методика воспитательной работы: Учебное пособие [Текст] Байкова Л.А, Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. и др./ Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2005. 144 с.

7.Обществознание.10класс:проблемныевопросы,задания,задачи/авт.сост.Н.Г.Кривцова.-Волгоград:Учитель,2012.

8. Обществознание .6-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. О.А. Северина .- Волгоград: Учитель,2011.

9.Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-258с.

10.СальниковаА.В. Программа мониторинга уровня сформированности информационной и коммуникативной компетенций./ estival.1september.ru

1.Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 30.

12.Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М., Русское слово, 2008 г.


[1]        Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвящённой 120-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна, 15-16 октября 2009г.)/ Ответственные редакторы: А.Л. Журавлёв, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко.-М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.-258с.

[2]        Фельдштейн, Д.И. Современное Детство: проблемы и пути решения// Вестник практической психологии образования.-2009.-№2, стр. 30.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно нравственного и гражданско - патриотического воспитания через внеклассную работу

Условия жизни на сегодняшний день способствуют тому, что большинству родителей приходится значительную часть времени проводить на работе. В результате нравственно-духовное воспитание школьников в семь...

Прграмма "Формирование духовно- нравственных ценностей воспитанников ЦССВ № 14 через восприятие классической музыки".

Программа тематических занятий, направленных на формирование духовно- нравственных ценностей....

Формирование духовно-этических качеств личности подростка через занятия боевыми искусствами

В статье раскрываются  актуальные вопросы, связанные с воспитанием личности. Боевые искусства рассматриваются как педагогические системы  становления и развития морально-этических качеств ли...

Формирование духовно-этических качеств личности подростка через занятия боевыми искусствами

В статье раскрываются  актуальные вопросы, связанные с воспитанием личности. Боевые искусства рассматриваются как педагогические системы  становления и развития морально-этических качеств ли...

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся через формирование ценностного отношения к семье.

Работа на конкурс "За нравственный подвиг учителя"Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся через формирование ценностного отношения к семье....

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и подростков  является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для доп...