Рабочая программа курса по выбору для 10-11 классов «Искусство убеждать»
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Савина Юлия Владимировна

Главная цель курса – заложить основы функциональной коммуникативно-речевой грамотности.

Основные задачи курса:

- дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения;

- показать многообразие речи;

- научить анализировать ситуацию общения относительно различные ее компонентов;

- научить выбирать нужный в данной ситуации тип речи и речевой жанр;

- строить свое высказывание по риторическим законам;

- научить произносить речь, реализуя поставленные перед собой цели;

- научить корректировать речь в процессе ее произнесения;

- научить анализировать письменную и устную речь (как свою, так и чужую).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_iskusstvo_ubezhdat_10_kl_34_ch.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе курса по выбору

для 10-11 классов «Искусство убеждать» (34 ч)

Главная цель курса – заложить основы функциональной коммуникативно-речевой грамотности, то есть решить следующие задачи:

- дать представление о конкретных речевых жанрах и способах построения речи в различных ситуациях общения;

- показать многообразие речи;

- научить анализировать ситуацию общения относительно различные ее компонентов;

- научить выбирать нужный в данной ситуации тип речи и речевой жанр;

- строить свое высказывание по риторическим законам;

- научить произносить речь, реализуя поставленные перед собой цели;

- научить корректировать речь в процессе ее произнесения;

- научить анализировать письменную и устную речь (как свою, так и чужую).

Настоящий элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

-  исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей учащихся и основных компетентностей в предмете. Методическая система курса базируется на том, что для достижения его основной цели необходимо последовательно отрабатывать у учащихся как общие коммуникативно-речевые умения (вступать в общение, использовать средства установления и упрочения контакта, грамотно завершать общение и т.д.), так и более частные умения, связанные с различными фазами и сторонами общения, особенностями восприятия выступающего с речью, а также с созданием текстов конкретных речевых жанров.

В связи с этим на занятиях используются различные типы заданий и упражнений, но главными из них являются тренинги и речевые игры, в ходе которых актуализируются и отрабатываются наиболее важные элементы речи, предупреждаются типичные ошибки, чтобы старшеклассники овладели базовыми умениями и технологией их развития при дальнейшей самостоятельной работе. Следовательно, задача преподавателя состоит преимущественно в организации целенаправленной деятельности на занятии и  в оказании квалифицированной доброжелательной поддержки: конкретных советов-рекомендаций учащимся.

Во время учебных занятий могут использоваться различные виды индивидуальной, парной и групповой работы. Обилие групповых заданий (от 2 до 10 человек в группе) диктуется необходимостью, с одной стороны, предоставить каждому слушателю максимум возможностей для активной творческой речевой деятельности (работа в группах позволяет нескольким учащимся выступать одновременно); а с другой стороны, дает возможность создать более комфортные психологические условия на этапе первичного формирования вырабатываемых коммуникативно-речевых умений.

Среди критериев оценки выступления особенно нужно отметить аспекты, связанные с невербальным поведением выступающих: с умением себя держать, находить нужную тональность общения, пользоваться различными параметрами голоса, варьировать интонацию, пользоваться мимикой и жестами, уметь правильно расположиться в заданном пространстве, держать нужную дистанцию с партнерами по общению и т.п.

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:

- проверка наиболее актуальных для занятия инструментальных знаний (в виде теста в самом начале занятия);

- коммуникативные разминки (задания на отработку наиболее важных умений);

- разминки по технике речи (перед выступлением);

- тренинги по овладению коммуникативными тактиками.

Учебно-методическое обеспечение

В коммуникативном процессе очень важны условия общения. К помещению для занятий предъявляются следующие требования: это должно быть просторное светлое помещение (например, актовый зал), в котором можно переставлять столы и стулья, имитировать условия, характерные для различных коммуникативных ситуаций. В то же время в помещении должны быть созданы условия для письма и эмоционального обсуждения той или иной речевой задачи одновременно несколькими группами учащихся.

Методика овладения коммуникативными умениями предполагает также обязательное использование технических средств обучения: видеокамеры и видеоплеера, магнитофона, микрофонов и т.п. Кроме того, для проведения занятий нужны песочные часы на 1, 3 и 5 минут.

В качестве одного из пособий для проведения занятий может быть использована рабочая тетрадь Пелехатый М.М.Искусство убеждать. М., 2010.

Литература для учителя:

1. Чалдини Р. Психология влияния. Минск, 2001.

2. Дилтс Р. Фокусы языка. СПб., 2002.

3. Горин С., Котлячко А. Оружие – слово. Оборона и нападение с помощью…КСП+, 2007.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Искусство убеждать»


№ п/п

Дата проведения

занятия

Тема занятия

Вид занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Контрольные мероприятия

планируемая

проведения

1.

Коммуникативные основы речи

Комбинированный, беседа

Владеть знаниями о коммуникативных основах речи

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

2.

Коммуникативные основы речи

Практическая работа в малых группах, тренинг

Коммуникативно-речевые умения осознанно вступать в контакт при личном общении

Выполнение заданий для самостоятельной работы

3.

Коммуникативные основы речи

Речевая игра

Исследовать практические ситуации

Выполнение творческих работ.

4.

Что такое убеждения и как они влияют на нас

Изучение нового материала, беседа

Умение выделять главное, сравнивать

Выполнение заданий для самостоятельной работы

5.

Ограничивающие убеждения

Практическая работа в малых группах, тренинг

Научиться определять основные ограничивающие убеждения

Выполнение заданий для обсуждения

6.

Использование ценностей собеседника

Изучение нового материала, работа в малых группах

Исследовать практические ситуации

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

7

Самопрезентация

Практическая работа в малых группах, тренинг

Умение держаться перед публикой и контролировать различные аспекты невербального поведения

Выполнение творческих работ.

8.

Зрительный контакт с аудиторией

Изучение нового материала, тренинг

Умение устанавливать и поддерживать зрительный контакт с аудиторией

Выполнение заданий для самостоятельной работы

9.

Механизмы влияния и манипуляции

Изучение нового материала, работа в малых группах

Умение создавать бессознательное доверие

Выполнение заданий для обсуждения

10.

Механизмы влияния и манипуляции

Работа в малых группах

Овладение вербальными моделями управления мнением

Выполнение творческих работ.

11.

Речевые стратегии скрытых внушений

Практическая работа в малых группах, тренинг

Исследовать практические ситуации

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

12.

Информирующая речь

Изучение нового материала, практикум

Умение выделять главное, сравнивать

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

13.

Информирующая речь

Практическая работа в малых группах, тренинг

Активизировать разнообразные критерии оценки своей и чужой речи

Выполнение творческих работ.

14.

Информирующая речь

Практическая работа в малых группах, тренинг

Исследовать практические ситуации

Выполнение творческих работ.

15

Речевая игра

Речевая игра

Навыки общения с аудиторией во время публичного выступления

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,

 

 

16

Диалогизация монолога

Изучение нового материала, практикум

Использование средств диалогизации в своей речи

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

17

Модели зафиксированных действий

Изучение нового материала, практикум

Защита от направленных манипуляций

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

18

Методика взаимных обязательств

Изучение нового материала, практикум

Исследовать практические ситуации

Задания для самостоятельной работы

19

Коммуникативные тактики

Тренинг

Умение оперировать информацией различных типов

Выполнение творческих работ.

20

Организационная речь

Изучение нового материала, практикум

Умение выступать публично

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

21.

Ты - организатор конкретного дела

Речевая игра

Умение проводить организационное совещание

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

22.

Методики использования «чувства партнера» при общении

Изучение нового материала, работа в малых группах

Общение с разными типами слушателей

Выполнение заданий для обсуждения

23.

Методики использования «чувства партнера» при общении

Речевая игра

Исследовать практические ситуации

Выполнение творческих работ.

24

Общение с группой

Изучение нового материала, практикум

Умение выстраивать общение с группой

Выполнение заданий для обсуждения

25

Импровизационная речь

Практическое занятие

Применение невербальных средств

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения

 

 

26

Аргументативный текст и речь

Изучение нового материала, практикум

Владение алгоритмом создания аргументативного текста и речи

Задания для самостоятельной работы

27

Аргументативный текст и речь

Практическое занятие

Умение строить эффективное аргументативное высказывание с двусторонней аргументацией

Выполнение творческих работ.

28

Принцип последовательности

Изучение нового материала, практикум

Исследовать практические ситуации

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,

 

 

29

Принцип социального доказательства

Изучение нового материала, практикум

Исследовать практические ситуации

Задания для самостоятельной работы

30

Изменение убеждений в речи

Изучение нового материала, практикум

Умение объяснять понятия

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,

 

 

31

Методики переопределения убеждений, или рефрейминг

Практическая работа

Исследовать практические ситуации

Задания для самостоятельной работы

32

Практикум по теме «Рефрейминг»

Речевая игра

Умения изменять убеждения собеседника

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,

 

 

33

Обобщающее повторение курса

Повторительно-обобщающий урок, дискуссия

Умение обобщать и систематизировать материал

Ответы на вопросы для самопроверки и обсуждения,

 

 

34.

Обобщающее повторение курса

Повторительно-обобщающий урок, дискуссия

Умение обобщать и систематизировать материал

Итого

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе

Рабочая программа курса русского языка в 11 классе по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко ...

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса 2012-2013уч. год.

Рабочая программа курса «История» для учащихся 5 класса Количество часов: - всего 68 часов; - в неделю 2 час. Плановых контрольных уроков - 2 ч.; Планирование составлено на основе Пр...

рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов

на основании ФГОС 2004 года разработана рабочая программа курса ОБЖ для 5-10 классов по комплексной программе А.Т. Смирнова....

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...