5 класс: "Государственные символы России"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) по теме

Троицкая Татьяна Викторовна

Урок обществознания для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_-_gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Тема: «Государственные символы России»

Цель урока: совершенствовать представления обучающихся о государственных символах, о  понятиях  «герб», «флаг».

Задачи:

Предметные:

- актуализация  знаний учащихся о гербе и флаге РФ;

- создать условия для формирования правовой культуры;

Метапредметные:

- формировать умение формулировать тему, цель и задачи урока;

- формирование умениями работать с различными источниками информации;

Личностные:

- продолжить развитие таких качеств личности, как уважение к государственной символике своей страны;

- воспитание патриотизма, толерантности; осознания  важности знания символики своего государства.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Проверка Д/З:

Работа в парах: решение кроссворда.

ОЦЕНКИ.

III. Изучение нового материала:

1. Формулирование темы, цели и задач урока.

-Справились?

- Если вы правильно заполнили кроссворд, то у вас должно было сложиться слово в рамке по вертикали.

- Какое слово получилось в рамке кроссворда по вертикали?

- Давайте посмотрим видеоряд. Видеоряд 1.

- Можно ли назвать изображения, которые мы увидели символами?

Верно, говоря о стране,  сразу представляются некоторые символы.  Так,  например, символом Парижа является Эйфелева башня, символом США – статуя Свободы. Это наш бытовой и историко-культурный опыт.

Но есть и другие символы. Видеоряд 2.

- Чем они отличаются от первых?

- Давайте сформулируем тему урока.

Тема: «Государственные символы России».

- Сформулируем цель нашего урока? Какие задачи мы должны будем решить для реализации данной цели?

Сегодня мы поговорим о том, что такое государственные символы и какое значение они имеют и жизни государства, общества и каждого человека.

 Работать мы будем по плану:

План урока:

  1. Государственные символы РФ.
  2. Герб России.
  3. Флаг России.
  4. Гимн России.

  1. Государственные символы РФ.

Работа с понятиями:

- Что такое символ?

Символы – знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Действительно символов России много -  это и Кремль, и Знамя Победы, и березы,  и матрешки, и наши русские самовары. Но есть особые  символы, они называются государственными  и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.  

- Давайте сейчас вспомним,  какие символы мы называем государственными.

  (варианты детей)

Верно, государственными символами в любой  стране являются – государственный герб, государственный  флаг, государственный гимн. Эта  триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.

- Но почему выбрана именно такая государственная  символика?

- Что означает наш герб, гимн, флаг?

Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть  и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.

ОЦЕНКИ.

  1. Герб России.

- Из курса истории давайте вспомним, что такое герб?

Найдите в словаре определение стр.124 в учебнике.

Работа с понятиями:

Герб – это отличительный знак города или государства.

- Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)

Геральдика – наука о гербах.

- Как выглядит государственный герб РФ?

Задание: соберите Герб РФ из разных элементов (раздаются конверты с фрагментами Герба РФ).

 - А теперь давайте с вами проверим, кто правильно собрал герб. Но для этого нужно будет поработать с документом РФ. Называется он "Конституционный закон о Государственном гербе РФ".

Работа с законом, исправление ошибок, если есть.

- Какого элемента не хватает? (ленты, соединяющей короны)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

- Найдите на доске герб РФ.

- Какой герб вам еще знаком?

- Где можно увидеть герб?

(варианты детей)

Один уч-ся обобщает.

В первую очередь – на самом  главном флаге – штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.

А еще герб изображен на печатях, бланках, денежных знаках и других важных документах, но только в одноцветном варианте.

ОЦЕНКИ.

Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди…
(М. Шереметьев)

  1. Флаг России.

- Что такое флаг?

Работа с понятиями:

Флаг – прикрепленное к древку полотнище  установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.

Работа с документом.

- Давайте поработаем с документом, и узнаем, как должен выглядеть государственный флаг РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

  

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

 

Статья 1.

 Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.

 

- Как выглядит Государственный флаг РФ? Найдите его на доске.

- Какой флаг вам еще знаком?

Работа с текстом учебника.

Стр. 103, текст «Путешествие в прошлое». Прочитать, найти ответы на вопросы:

- Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?

- Когда появился трехцветный флаг?

- Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)

- Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?

- Почему Знамя Победы является символом?

- Где и когда было водружено Знамя Победы?

- Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году?

- Где мы обычно можем видеть флаг?

Один уч-ся обобщает.

ОЦЕНКИ.

Автор: Людмила Максимчук

Салют, Россия! В будни или в праздник,

Над нами гордо реет полотно;

Всего – три цвета: белый, синий, красный,

А сколько в тех цветах заключено!

На крыльях бело-сине-красной птицы

Летит свобода, вера, чистота.

И к ней мы обращаем наши лица,

И с нею воплощается мечта!

  1. Символы гимназии.

- Ребята, вы учитесь в гимназии № 271. Есть ли у нашей гимназии свои символы?

- Какие,  кто знает?

  1. Заключительный этап урока. Рефлексия.

- Какую тему мы начали сегодня изучать?

- Зачем мы изучаем такую тему?

Сегодня вы прекрасно работали. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках. Мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать государственные символы. Сегодня мы познакомились с 2 символами нашего государства. А на следующем уроке познакомимся с третьим – гимном РФ. 

  1. Д/З:
  1. Параграф 12, стр. ….. - ……, читать.
  2. Нарисовать в тетради флаг РФ, подписать, что обозначают цвета российского флага.
  3. Подготовить сообщение о гербе одного из пригородов СПб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Флаг- государственный символ России"

Мероприятие, посвященное государственному символу России, с использованием ИКТ...

Символы России. Россия всё -чем я живу.

Патриотическая игра, состоящая из нескольких этапов. победитель определяется путем проверочного экзамена по билетам....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Моя родина - Россия. Государственные символы России

В доступной форме дети знакомятся с понятиями   малая и большая Родина, с государственными символами России...

Символы России, символы Воронежской области

Урок обществознания в 6 классе, краеведение...

Интегрированный урок обществознания и английского языка в 6 классе "Государственные символы России и Великобритании"

Иртегрированный урок к учебнику Spotlight 6. Цель урока: дать ученикам представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»); рассказать о преемстве...

Презентация к уроку по географии для 8 класса Государственная территория России

Презентация к уроку по географии для 8 класса Государственная территория России...