Конспект интегрированного урока по психологии и обществознанию в 5 классе «Одноклассники, сверстники, друзья»
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnoklassniki._sverstniki._druzya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект интегрированного урока  по

психологии и обществознанию

в 5 классе

«Одноклассники, сверстники, друзья»

Подготовила:

учитель истории и обществознания, педагог-психолог

Кузьмина Ольга Владимировна;

учитель русского языка и литературы

Кузьмина Татьяна Георгиевна.

г.Троицк

2015 год

Цель урока: систематизация представления учащихся о взаимоотношениях между подростками в формальной обстановке (в классе), в неформальной обстановке (дома, на улице).

Задачи.

Предметные:

  • формировать чувства гражданственности, общности;
  • систематизировать важные жизненные ценности, правил поведения;
  • показать учащимся возможность и необходимость правильного выбора друзей.

Метапредметные:

  • развивать способности сознательно организовывать и регулировать деятельность – учебную и общественную;
  • развивать способности к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
  • развивать способности к выполнению в повседневной жизни этических норм;
  • развивать память, внимание, умение рассуждать, мыслить, работать с текстом.

Личностные:

  • развивать личностную самостоятельность при осуществлении выбора;
  • формировать такие личные качества, как альтруизм, сочувствие, умение слушать и слышать собеседника при споре, дискуссии, умение выражать свою точку зрения.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник, мультимедиа, пословицы и поговорки о дружбе, карта страны.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  1. Этическая разминка – приветствие:

Здравствуйте те, у кого сегодня с утра хорошее настроение!

Здравствуйте те, кому нравится предмет « обществознание»!

  1. Проверка домашнего задания, которое состояло в написании мини-сочинения или коллаж на тему: «Моя мечта!». Через проверку домашнего задания психолог выводит ребят на тему урока. Во время рассказов ребят о своей мечте, учитель отмечает на доске типы мечты, о которых рассказывают учащиеся: «сиюминутные», «далекое будущее», «фантазия» и т.д. (в зависимости от предложенных учениками вариантов). Подвести итог, сказав о том, что все мечты ценны, но для воплощения настоящей мечты нужны усилия и упорство.
  1. Актуализация темы урока.

На прошлом уроке мы пришли к выводу о том, что ученик – это профессия,  требующая от ученика качественных знаний в разных областях и сферах жизни общества, а также таких важных личностных качеств как: ответственность, самостоятельность, активность, креативность, умение работать в команде, неконфликтность и другие.

Ваши родители, находясь на работе, пребывают в трудовых коллективах – кто  в цеху, кто в финансовой компании и другое. По отношению  друг  к другу они являются коллегами. А ученики, приходя каждый день в школу получать знания, тоже существуют в коллективах учащихся. Эти ученические сообщества называют классами, например: 5а, 5б, 5в. Жизнедеятельность классного коллектива протекает в режиме уроков, перемен и внеклассных мероприятий – конкурсов, праздников, походов, поездок. Человек учится в школе 9 или 11 лет, чаще всего – в одном классном коллективе, «рука об руку» с одними и теми же людьми. Кем являются друг другу эти 25 – 30 человек в этот период жизни и, даже, после школы?

Ответ учащихся: одноклассниками, друзьями, сверстниками…

Ребята, замечательно, что в начале урока вы поделились своими мечтами. У некоторых она одна, у некоторых две и даже, три. В вашем классе многие говорили о мечте – профессии, но многие ребята рассказали о мечте, на которой я хочу остановиться сегодня на уроке. Это так называемые «мечты сегодня». Многие из вас сказали, что хотят, чтобы класс жил дружно и не было ссор. Именно об этом  мы  хотим  поговорить сегодня с вами на уроке. Дружба высоко ценится у людей всех народов, в том числе и  в  России. Вспомните, главную территориальную особенность нашего государства.

Ответ: Россия соединяет Европу и Азию.

Правильно, так сложилось, что в культуре европейской части ценят, прежде всего, деловые качества человека, а культурные ценности Азии – отношения между людьми. В России эти качества тесно переплелись. (При необходимости учитель уточняет, в чем выражаются деловые качества человека и что такое культурные ценности).  Человек не может жить один. Вспомните, из истории как развивался человек. Он не смог бы выжить в одиночестве, поэтому развивались и межличностные отношения, т.е. система и правила отношений между людьми.

  1. Новая тема

4.Тема сегодняшнего урока: Одноклассники, сверстники, друзья.   (слайд 1)

Казалось бы, все понятно в названии этой темы, на самом деле, она несет в себе глубокий нравственный смысл и содержит множество серьезных вопросов, требующих серьезных размышлений. Как  вы думаете, о чем? В чем хотелось бы вам разобраться? Что нового узнать, изучая эту тему?

На доску вывешиваются таблички с вопросами  - их можно прописать на доске мелом: Какую роль в жизни человека играют одноклассники? Что такое настоящая дружба? Чем она проверяется? Нужно ли учиться дружить? Можно ли этому научиться? и другие.

Как вы думаете, сможем ли мы сегодня ответить на все эти вопросы?

Думаю, постараемся. Я слышала однажды одну легенду о том, что в наших лесах и болотах есть одно волшебное место, называется   «дружба». Кто его находит – становится «Осведомленным». По интернет – источникам я восстановила карту пути в то место. Путь туда нелегкий, идти надо целый день, преодолевая  трудности, которые встретятся на пути, помогать друг другу, слушать учителя. Говорят, не все доходили до того места, но мы дойдем, правда?

В поход за истиной возьмем с собой учебники, тетради, ручки и конечно, «карту пути». На ней обозначены места, где мы будем останавливаться и задания, которые мы должны будем выполнить, чтобы дойти до цели. Итак, в путь!!!

1 остановка. «Поляна одноклассников»

*Фото 5а. Чья это фотография? Кем вы приходитесь друг другу?

Одноклассники – сложное слово, состоящее из 2 простых, что оно означает? Что объединяет одноклассников? Можно ли выбирать одноклассников? *Сколько лет Диме? Алине? Значит, вы все одного возраста? Как вас можно всех назвать? ( Сверстники – синонимы – однолетки, одногодки…Древнерусское слово ВЕРСТА –возраст, часть жизненного  времени)

Ученики класса будут вам  сверстниками? (да). А 10 класса? (нет)

Сделайте вывод о том, как учеников 5а класса можно называть и  чем по смыслу различаются понятия « Одноклассники»  и  «сверстники».

ПРИВАЛ « Дружба»  Чем обычно занимаются на привале путешественники?

Играют, поют у костра, едят, но мы дети современные и поэтому, сначала посмотрим мультфильм о дружбе, так как именно о ней у нас возникло больше всего вопросов. Что объединяет друзей из мультика? – радость, веселье, игры!

Что ещё, на ваш взгляд, объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах  и поступках познается настоящая дружба?

Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!»

А вот я думаю, что, скорее, в радости, чем в беде. Осмыслите суть каждой и проголосуйте за ту, которая вам кажется вернее -  1 минута.

Голосование жетонами – красные – в радости, синие -  беде. Аргументы?! (если позволяет время, можно провести мини-дебаты)

Упражнение « Дерево без листьев»

Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев?

Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист  - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть  счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте  - карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг - ……).

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ                 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ    ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

 НАСМЕШНИК     СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ        ЖАДНЫЙ

2 остановка. «Что у нас общего».

Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?

Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему  возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1.     Возьмите листок бумаги.

2.     Сложите его вдвое.

3.     Оторвите верхний правый угол.

4.     Снова сложите бумагу вдвое.

5.     Оторвите верхний правый угол.

6.     Снова сложите бумагу вдвое.

7.     Оторвите верхний правый угол.

8.     Снова сложите бумагу вдвое.

9.     Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные.  Каждый  из нас обладает разным характером, разными  взглядами и иногда  эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».

Упражнение 2.

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем  детям  даётся задание:  нарисовать портреты типичных жителей этих народов,  найти и написать их сходства и различия. Затем - презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия!  Жители Рутрии - замечательные люди. Все дети  дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».

Письмо Барготов:

«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.  

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.

Ребята, мы выполнили все задания, обозначенные в карте. Вот и место обозначилось, где становятся «Осведомленными»  - это наша школа! И путешествие наше окончилось.

Рефлексия:

*Что было радостнее всего в нашем путешествии?

*В каком моменте испытывали трудность, в чем?

*При выполнении, какого задания щемило сердце, от каких чувств и эмоций?

*С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свое настроение жетоном на экране настроения.

В конце занятия все участники аплодируют, таким образом, выражая благодарность друг другу за совместную работу.

Итог урока. Домашнее задание:

Приложение

ПРИВАЛ « Дружба»  Чем обычно занимаются на привале путешественники?

Играют, поют у костра, едят, но мы дети современные и поэтому, сначала посмотрим мультфильм о дружбе, так как именно о ней у нас возникло больше всего вопросов. Что объединяет друзей из мультика? – радость, веселье, игры!

Что ещё, на ваш взгляд, объединяет настоящих друзей? Как относятся друг другу друзья? В каких делах  и поступках познается настоящая дружба?

Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!»

А вот я думаю, что, скорее, в радости, чем в беде. Осмыслите суть каждой и проголосуйте за ту, которая вам кажется вернее -  1 минута.

Голосование жетонами – красные – в радости, синие -  беде. Аргументы?! (если позволяет время, можно провести мини-дебаты)

Упражнение « Дерево без листьев»

Путешественники делают остановку у дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев?

Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им на привале!!! Прикрепите листочки. Каждый лист  - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть  счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте  - карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг - ……).

УМНЫЙ

ГЛУПЫЙ

ЗЛОЙ

ЧУТКИЙ                 ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

СМЕЛЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ВРУН

ОТЗЫВЧИВЫЙ    ЖАДНЫЙ

ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ

ЯБЕДА

 НАСМЕШНИК     СПРАВЕДЛИВЫЙ

ТЕРПЕЛИВЫЙ

НАДЁЖНЫЙ

ВЕРНЫЙ

РЕШИТЕЛЬНЫЙ        ЖАДНЫЙ

2 остановка. «Что у нас общего».

Ребята, а вы часто ссоритесь с друзьями, однокласниками?

Для того, чтобы понять почему возникает иногда недопонимание друг друга, почему  возникают сложные отношения между людьми давайте выполним упражнение. Упражнение №1. Для выполнения этого упражнения вам потребуется один лист бумаги. Вы должны спокойно выполнять все инструкции. Оценки за это упражнение не ставятся, поэтому постарайтесь при работе не смотреть на одноклассников. Никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение!

Далее буквально выполняйте команды:

1.     Возьмите листок бумаги.

2.     Сложите его вдвое.

3.     Оторвите верхний правый угол.

4.     Снова сложите бумагу вдвое.

5.     Оторвите верхний правый угол.

6.     Снова сложите бумагу вдвое.

7.     Оторвите верхний правый угол.

8.     Снова сложите бумагу вдвое.

9.     Разверните листки бумаги.

У многих детей получатся разные снежинки. Как вы думаете почему? Дети высказывают свое мнение. Психолог обобщает мнение детей: «Потому, что мы все разные.  Каждый  из нас обладает разным характером, разными  взглядами и иногда  эти взгляды настолько разные, что происходит непонимание людей друг друга. И это создает сложности во взаимоотношениях».

Упражнение 2.

Класс делится на 2 подгруппы. Первая команда становится жителями Рутрии, а вторая жителями Барготии. Обе команды получают письма от своих соотечественников с описанием неведомого им народа. Затем  детям  даётся задание:  нарисовать портреты типичных жителей этих народов,  найти и написать их сходства и различия. Затем - презентация рисунков и текстов (выступление Рутеров о Барготах и о Барготах о самих себе, затем выступление Барготов о Рутерах и Рутеров о самих себе). Обсуждение различий в рисунках. Презентация упражнения «Те же самые различия», обсуждение сходств.

Письмо Рутеров:

«Барготы живут в стране, которая называется Баргония. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Дети там редко играют вместе, большую часть времени они проводят в одиночестве или за компьютером. А взрослые большую часть времени проводят на работе, а не с детьми. Едят в Баргонии однообразно, но много.

Другое дело наша страна Рутрия!  Жители Рутрии - замечательные люди. Все дети  дружат, часто играют друг с другом. Родители правильно воспитывают своих детей. Взрослые все решения принимают совместно. Рабочий день очень разумно продуман, можно и отдохнуть и хорошо поработать».

Письмо Барготов:

«Рутеры живут в другой стране, которая называется Рутрия. Эта страна находится на другом конце земли и расположена между островами Бильбо и Треблин. Жители Рутрии - очень плохие люди. Дети всегда орут друг на друга и дерутся. Взрослые часто ссорятся и бывают недовольными. На работе взрослые ничего не делают, они там спят и кричат вместо того, чтобы работать.

В стране Баргония живут Барготы. Наша страна находится на другом конце земли и расположена между островами Цейтер и Требония. Жители Баргонии - замечательные люди. Дети у нас редко дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в Баргонии в основном рисом, но тарелки барготов никогда не бывают пустыми».

Каждой команде даётся по листу бумаги формата А3, который разделен на две половины. Детям нужно нарисовать портреты типичного баргота в левой части листа и типичного рутера в правой части листа. Так же дается задание найти на основе написанного в письме 3 сходства и различия между Барготами и Рутерами.  

Команда Барготов

Три сходства между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и РУТЕРАМИ:

1.

2.

3.

Команда Рутеров.

Три сходства между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Три различия между нами и БАРГОТАМИ:

1.

2.

3.

Нередко случается, что различия преувеличиваются, а сходство недооценивается. Почему? Обсуждение.

Объективное знание о себе человек получает, не только опираясь на внешнюю оценку, и на собственную оценку себя, но и на сравнение этих двух картин.

Список используемой литературы.

  1. Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. Обществознание поурочные разработки 5 класс. Пособие для учителей. Под редакцией Л. Ф. Ивановой.
  2. Учебник по обществознанию 5 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбов, Л.Ф. Ивановой.