Элективный курс "Отрасли российского права" для учащихся 10-11 классов
элективный курс по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_otrasli_rossiyskogo_prava.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Павловская средняя общеобразовательная школа № 1
Павловского района Ульяновской области
Элективный курс для учащихся 10-11 классов
« Отрасли российского права»
Автор: Мотина Людмила Владимировна
учителем истории и обществознания
р.п. Павловка
Отрасли российского права.
Пояснительная записка.
Курс « Отрасли российского права» рассчитан на 34 часа изучения. Рассчитан на учащихся 10-11 классах.
Данный курс способствует расширению и углублению базового курса
« Обществознание».
Цели курса:
способствовать формированию знаний основ правового общества; формирование основ правовой грамотности;
предупреждение противоправных поступков среди подростков;
способствовать овладению учащимися знанием методов работы с правовой базой и умением применять на практике эти методы.
Задачи курса:
ознакомить учащихся с основами конституционного, гражданского, трудового, административного, семейного, уголовного законодательства в РФ;
дать представление учащимся о законодательной базе в этих сферах, ознакомить с основами работы над документами;
дать учащимся возможность применения знаний, умений и навыков на практических занятиях.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
* работать с законодательной базой;
* самостоятельно искать информацию, критически ее анализируя и отбирая необходимые факты;
* составлять выступления, эссе, презентации по результатам работы;
* обсуждение результатов исследований, участие в деловых играх, дискуссиях;
* решать учебные задачи.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы:
- анализ законодательной базы;
- лекции ;
- эвристические беседы;
- дискуссии;
- сюжетно-ролевые игры;
- подготовка и обсуждение сообщений, презентаций;
- решение учебных задач.
Учебно –тематический план.
Тема | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |||
лекция | семинар | Практич занятие | игра | |||
Ведение | 1 | 1 | ||||
Конституционное право | 5 | 1 | 2 | 2 | Эссе, тест, решение учебных задач, работа с законодательной базой. | |
Гражданское право | 5 | 1 | 2 | 2 | Решение учебных задач, тест, работа с законодательной базой. | |
Семейное право | 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | Синквейн, решение учебных задач, тест, участие в ролевой игре, работа с законодательной базой. |
Трудовое право | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 | Решение учебных задач, тест, участие в ролевой игре, работа с законодательной базой. |
Административное право | 5 | 1 | 2 | 2 | Сообщения, выступление на семинарах, тест., работа с законодательной базой. | |
Уголовное право | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | Участие в ролевой игре, тест, презентация, социологический опрос, работа с законодательной базой. |
Итоговое занятие | 1 | 1 | Реферат, участие в игре. | |||
Итого: | 34 | 7 | 13 | 13 | 4 |
Программа курса.
Ведение .
Введение в курс. Общие знакомство с законодательной базой, с основными понятиями, которые будут рассматриваться в курсе.
Тема 1. Конституционное право.
Понятие конституции. Общая характеристика Конституции российской Федерации. Основы конституционного строя. Права и свободы человека и гражданина. Федеративное устройство. Реализация принципа разделения властей. Местное самоуправление.
Тема 2. Гражданское право.
Понятие и источники гражданского права. Право собственности. Гражданские правоспособность и дееспособность. Предпринимательство. Защита нематериальных благ. Причинение и возмещение вреда.
Тема 3. Семейное право.
Понятие и источники семейного права. Брак, условия его заключения. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 4. Трудовое право.
Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Оплата труда. Охрана труда. Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.
Тема 5. Административное право.
Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административная ответственность.
Тема 6. Уголовное право.
Понятие и источники уголовного права. Преступление. Уголовная ответственность.
Итоговое занятие. Командная игра « Знатоки права».
Ресурсный материал
Конституционное право.
Практическая работа «Федеративное устройство РФ».
1.
Выберите из следующего перечня наименования субъектов федерации, образованных по национальному признаку и образованных по территориальному признаку:
Республика Карелия Ханты -Мансийский автономный округ
Ростовская область Хабаровский край
Республика Коми Еврейская автономная область
Брянская область Республика Дагестан
Москва Республика Тыва
Амурская область Ямало- Ненецкий автономный округ
2.
Ответьте на следующие вопросы:
- может ли Республика Карелия выпускать свои деньги?
- может ли Российская Федерация ( центр) влиять на объемы добычи нефти в Тюменской области и угля – В Республики Коми?
- может ли Вологодская область установить таможню на границе с Кировской областью?
- может ли Ульяновская область выпускать свои денежные знаки?
- может ли Амурская область проводить самостоятельную внешнюю политику с Китаем?
3.
Найди ошибки в тексте:
Директор оружейного завода, расположенного на территории одной из союзных республик Российской Федерации, заключил с восточным государством Устигалией договор о продаже ей партии оружия. В договоре была определена цена за одну оружейную единицу.
Договорились также, что Устигалия оплатит оружие в валюте республики, на территории которой работал завод. Когда партия оружия была отправлена, выяснилось, что деньги никто платить не собирается.
Тогда директор завода обратился к президенту своей республики с жалобой, и тот решил объявить войну Устигалии. Но передумал, потому что армия его страны в это время находилась на учениях, которые проходили совместно с армией одной из сибирских областей России. Он приказал послу своей республики предъявить Устигалии ультиматум.
К счастью, все закончилось хорошо: Устигалия вернула долг и попросила прощения.
Тестовые задания
1. Кого по закону выбирают в РФ?
а) министров,
б) депутатов Гос. Думы,
в) телеведущих,
г) Президента РФ.
2. Кто является главой государства в РФ?
3. Кем осуществляется правосудие в России?
а) Президентом РФ,
б) администрациями на местах,
в) только судами.
4. Какой суд является высшей судебной инстанцией по экономическим вопросам?
а) высший экономический суд,
б) высший арбитражный суд,
в) высший имущественный суд.
5. Как называется глава системы прокуратуры в РФ?
6. Укажите название высшего органа исполнительной власти в РФ:
а) совет министров,
б) кабинет министров,
в) правительство.
7. Кто является главой РФ?
а) Государственная Дума,
б) Совет федерации,
в) Президент РФ.
8. Кто в РФ осуществляет государственную власть?
а) Генеральный прокурор,
б) Президент РФ,
в) Федеральное Собрание,
г) Центральный банк РФ,
д) Правительство РФ,
е) Демократическая партия РФ.
9. Как называется высший исполнительный орган власти в РФ?
10. Главой высшего исполнительного органа власти в РФ является:
а) председатель,
б) премьер-министр,
в) первый министр.
11. Из каких двух палат состоит российский парламент?
12. Кто из ниже перечисленных субъектов РФ могут принимать свои Конституции?
а) области,
б) края.
в) республики,
г) автономные округа.
13. Кто является гарантом Конституции РФ?
а) Государственная Дума,
б) Совет Федерации,
в) Президент РФ.
Гражданское право
1. Гражданское право регулирует:
а) процедуру установления гражданства,
б) имущественные отношения,
в) отношения между гражданами и « негражданами».
2. Какое из приведенных определений соответствует понятию
« имущество» :
а) « вещи, нажитые личным трудом»,
б) « материальные блага, призванные удовлетворять духовные и физические потребности человека»,
в) « предметы роскоши».
3. Раздел гражданского права, представляющий собой сумму норм, регулирующих вопросы возникновения обязательств, последствий их невыполнения и т.п. :
а) обязательственное право,
б) налоговое право,
в) право собственности.
4. Закончите определение: « Сделка – это действие:
а) призванное обеспечить выгоду ее участникам,
б) направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей,
в) идущее вразрез с совестью ее участников.
5. Организация, которая имеет обособленное имущество и распоряжается им; она имеет устав, печать, преследует коммерческие цели и ведет самостоятельный бухгалтерский учет, является:
а) физическим лицом,
б) юридическим лицом,
в) и физическим и юридическим лицом.
6. Из перечисленных событий договором займа является:
а) просьба сохранить цену вещь,
б) приобретение авиационного билета,
в) получение кредита в банке.
7. Из перечисленного выберите источники гражданского права:
а) Гражданский Кодекс РФ,
б) Конституция РФ, в) Семейный Кодекс РФ,
г) Закон « О защите прав потребителей»,
д) Уголовный кодекс РФ,
е) Закон « О несостоятельности ( банкротстве)»,
ж) Закон « об авторском праве и смежных правах».
8. Какие формы собственности НЕ перечислены в конституции РФ?
а) колхозная,
б) социалистическая,
в) государственная,
г) частная,
д) церковная,
е) муниципальная,
ж) криминальная.
Семейное право.
1. Брачный договор определяет:
а) неимущественные отношения между супругами,
б) имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения,
в) права и обязанности супругов в отношении детей.
2. Брачный договор заключается:
а) в суде,
б) в нотариальной конторе,
в) в загсе.
3. При разделе имущества после развода супруга потребовала разделить все имущество, нажитое в период нахождения в браке, поровну, включая дачу, которую ее супруг получил в порядке наследования после смерти отца. Какое решение примет суд:
а) разделить имущество поровну,
б) разделить поровну все имущество, кроме дачи, полученной в порядке наследования.
4. Какое из перечисленных ниже прав является личным правом супругов:
а) право владеть имуществом, приобретенным до брака,
б) право выбора места жительства,
в) право на предметы, полученные в подарок.
5. Может ли быть заключен брачный договор между супругами в отношении имущества, которого у них нет, но, возможно, будет:
а) да,
б) нет.
6. Обязана ли жена после заключения брака взять фамилию мужа:
а) обязана в любом случае,
б) не обязана,
в) обязана, если это предусмотрено брачным контрактом.
7. При разделе имущества в связи с разводом гражданин В. потребовал, чтобы суд присудил ему 2/3 подлежащего разделу имущества на том основании, что почти все имущество было приобретено на его деньги, так как в течении пяти лет жена не работала. Жена на суде потребовала разделить имущество поровну, сославшись на то, что она занималась домашним хозяйством. Какое решение должен вынести суд? а) о разделе имущества между супругами поровну, б) все имущество принадлежит гражданину В., в) 2/3 имущества принадлежит гражданину В.
9. Гражданин К. подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в ней, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой С., которая живет в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса. Что бы Вы ему ответили?
Ролевые игры по теме «Семейное право»
Выбирается группа ребят, которые будут проигрывать ситуации, а остальные попытаются дать им консультации.
Задание 1.
Марат Ю., 18 лет привел свою девушку домой.
Марат: «Это Лена К., ей 18 лет мы решили пожениться.»
Мама: « Не имеешь права, ты еще не получил образование, чтобы содержать семью».
Папа: « Она не принадлежит к нашей вере».
Бабушка: « Да про нее в поселке говорят, что она девица « легкого поведения».
Задание 2.
Артем и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта они пошли в ЗАГС. Там их попросили оформить соответствующие бумаги и приходить через месяц.
« Это безобразие!- возмутился Артем.- Почему мы должны ждать целый месяц, если уже давно все решили.»
Задание 3. Вы едите в поезде дальнего следования, и попутчик в купе начинает рассказывать вам:
« Жили мы с женой плохо. Пришлось развестись. Никакого уважения к ней у меня не осталось. С ней остался сынок десяти лет. Суд обязал меня платить алименты, а я не хочу.»
- Почему?
- Уверен, что жена не все мои деньги на сына потратит. Часть ( и , наверное, большую) присвоит себе. Вот и думаю сейчас, как бы мне избежать уплаты алиментов..».
Трудовое право
Игра « Юридический консультант» по теме «Труд и трудовые отношения».
Выбирается группа «юристов», которые комментируют разыгрываемые сценки и дают квалифицированные советы « простым гражданам»
1.
Место действия – кабинет работодателя. За столом сидит чиновник. Входит подросток.
- Здравствуйте. Я прочел объявление в газете и хочу устроится на работу в вашу фирму.
- Проходите. Садитесь. Сколько вам лет?
- Мне 14 лет Но вы не волнуйтесь: я буду хорошо работать и не подведу.
- Ну что же, мы, пожалуй возьмем тебя на работу. Сможешь приступить к работе прямо сегодня?
- Спасибо! А мне нигде расписаться не надо?
- О чем ты ? Ты, что, не доверяешь нам?
2.
Место действия – биржа труда. В приемной посетителей находятся работник биржи труда, женщина и подросток. Женщина со слезами просит за сына:
- Понимаете, муж умер, у меня кроме сына Димы еще двое детей, прокормить их на одну мою зарплату невозможно. А старшенького моего , Диму, отчислили из школы за неуспеваемость. Он было пошел работать, да все у него как-то не складывается. Поработает неделю- две – и все, а то и совсем брать не хотят. Вот мне знающие люди посоветовали поставить его на учет на бирже труда. Чтобы ему выплачивали компенсацию – хоть небольшие, а деньги.
- Полных лет вашему сыну сколько?
- Так уже 15 с половиной лет.
3.
Место действия – кабинет начальника предприятия. Он разговаривает с рабочим этого предприятия.
- Вот, Иванов, по какому вопросу я тебя вызвал. Тебе, кстати, сколько лет?
- Через три месяца будет 18.
- Ну вот что, хотим мы тебя с завтрашнего дня отправить в очередной отпуск продолжительностью 20 дней. Извини, на больший срок никак не могу.
- так вы мне обещали дать отпуск в июне- июле. А сейчас только апрель. Я уже и распланировал все. Как же так?
- Должен сам понимать: не могу я отпуск всем летом дать. А ты у нас человек молодой, семьи, детей у тебя нет. Можешь весной отдохнуть.
4.
Место действия – кабинет начальника предприятия.
- Иванов, мы вас увольняем за нахождение на предприятии в нетрезвом виде и прогулы. Ваша трудовая книжка останется у меня, получите ее , когда возместите ущерб за разбитое Вами стекло.
5.
Соловьев был уволен администрацией предприятия за прогул, так как опоздал из-за аварии троллейбуса на пять часов. Соловьев посчитал данное увольнение незаконным и обратился в суд.
6.
В отделе кадров одной из организаций при приеме 17-летней Воробьевой на должность курьера от нее потребовали следующие документы: паспорт, трудовую книжку, свидетельство об окончании школы, справку о состоянии здоровья, характеристику из школы, справку с места жительства о составе семьи.
Административное право.
Задание №1
Какие из перечисленных действий являются проступками, а какие- преступлениями? Укажите виды правонарушений.
1. Машинист тепловоза «проскочил» на красный свет.
2. Рыболов, используя запрещенные орудия лова, поймал несколько судаков.
3. Игра подростков с огнем привела к пожару. Сгорел стоявший неподалеку мотоцикл.
4. Введя в заблуждение редакцию, гражданин опубликовал в газете заведомо ложные сведения о честном человеке.
5. Юный футболист случайно разбил мячом стекло в окне соседнего дома.
Задание №2
Какие из перечисленных действий являются проступком, а какие – преступлением?
Укажите виды правонарушений.
1. «Фанаты» испортили краской стены дома.
2. Грузовик, управляемый подвыпившим шофером с сынишкой в кабине, перевернулся. Ребенок погиб. Водитель остался инвалидом.
3. Во время начавшегося пожара в панике школьник покинул помещение и скрылся. Оставшихся в горящей квартире малолетних детей спасли пожарные.
4. Пьяный водитель, превысив скорость, сбил человека и скрылся. Пострадавший умер.
5. Подросток украл личные вещи из школьной раздевалки.
Уголовное право.
Тестирование « Уголовное право. Преступление».
1. Общественно опасные правонарушения, предусмотренные УКРФ, называются:
а) проступки,
б) прегрешения,
в) преступления.
2. Какими правонарушениями занимается уголовное право:
а) незначительными,
б) символическими,
в) самыми серьезными, общественно-опасными.
3. К преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства относятся: а) шпионаж,
б) терроризм,
в) разбой,
г) грабеж,
д) диверсия.
4. К преступлениям против жизни и здоровья относятся:
а) убийство,
б) причинение вреда здоровью,
в) побои,
г) истязания.
5. К преступлениям против собственности относятся:
а) торговля несовершеннолетними,
б) незаконный арест,
в) вымогательство,
г) кража.
6. К преступлениям в сфере экономической деятельности относятся:
а) незаконное предпринимательство,
б) дача взятки,
в) кража,
г) фиктивное банкротство.
7. В российском уголовном праве необходимая оборона:
а) расценивается как тяжкое преступление,
б) обстоятельство, исключающее преступность деяния,
в) вообще не учитывается.
Тестирование « Уголовная ответственность».
1. В каком правовом акте сосредоточены нормы уголовного прав:
а) в Уголовном кодексе,
б) в Уложении о наказаниях,
в) в Судебной книге.
2. Как в РФ рассматривается уголовное наказание:
а) как кара за совершение преступления,
б) как месть государства тому, кто не уважает его законы,
в) как средство исправления и перевоспитания осужденных.
3. Какие наказания предусмотрены УК РФ:
а) лишение свободы,
б) высылка,
в) исправительные работы,
г) предание публичному позору,
д) лишение права занимать определенные должности,
е) штраф,
ж) увольнение с должности,
з) общественное порицание,
и) лишение воинского или специального звания,
к) смертная казнь.
4. В случае совершения несовершеннолетним деяния, предусмотренного УКРФ, к ним:
а) может быть применено уголовное наказание,
б) может быть применено церковное покаяние,
в) могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия,
г) может быть применена пытка.
5. С какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних, за преступления, специально оговоренные в статье 20 УК РФ:
а) с 14 лет,
б) с 16 лет,
в) с 18 лет.
6. К несовершеннолетним не могут быть применены такие наказания, как:
а) лишение свободы на определенный срок,
б) смертная казнь,
в) конфискация имущества,
д) штраф,
е) лишение права заниматься определенной деятельностью,
ж) обязательные работы,
з) пожизненное заключение,
и) исправительные работы,
к) арест,
л) лишение свободы на срок выше 10 лет.
Тест « Уголовное право».
1. Общественно опасные правонарушения, предусмотренные УКРФ, называются:
а) проступки,
б) прегрешения,
в) преступления.
2. Как учитывается уголовным правом крайняя необходимость:
а) увеличивает ответственность,
б) как обстоятельство, исключающее преступность деяния..,
в) не учитывается.
3. К преступлениям против жизни и здоровья относятся:
а) убийство,
б) причинение вреда здоровью,
в) побои,
г) истязания.
4. К преступлениям против правосудия относятся:
а) заведомо ложный донос,
б) неуважение к суду,
в) разглашение государственной тайны,
г) служебный подлог.
5. Какие наказания предусмотрены УК РФ:
а) лишение свободы,
б) высылка,
в) исправительные работы,
г) предание публичному позору,
д) лишение права занимать определенные должности,
е) штраф,
ж) увольнение с должности,
з) общественное порицание,
и) лишение воинского или специального звания,
к) смертная казнь.
6. С какого возраста наступает уголовная ответственность
несовершеннолетних за все преступления, предусмотренные УК РФ:
а) С 14 лет,
б) с 16 лет,
в) с 18 лет.
7. Прочтя ситуации, попытайтесь квалифицировать преступления и меру ответственности за них:
а) управляя машиной в нетрезвом состоянии Иван А. сбил пешехода, после чего скрылся, пешеход скончался;
б) рядовой А. отказался выполнять приказ командира роты, ответив, что приказ «глупый».
Ролевая игра « Заявление о преступлении».
Ситуация: Ване Семенову дедушка подарил на день семнадцатилетия мотоцикл « Восход». Следующей ночью он был украден.
Учащиеся разбиваются на группы.
1-я группа играет роль Вани.
2-я группа- милиционера в дежурной части.
3-я группа и 4-я будут консультантами и наблюдателями.
Время на выполнение 25 минут.
По окончании ролевой игры наблюдатели сообщают классу о своих наблюдениях.
Командная игра « Знатоки права»
Цели: Расширить и углубить в неформальной, игровой обстановке правовые знания, полученные учащимися на уроках обществознания (права);
Развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, правовую культуру;
Способствовать воспитанию активной гражданской позиции, уважения к социальным нормам.
Оборудование: портреты философов и правоведов, плакаты с латинскими
« крылатыми изречениями», сигнальные карточки, карточки с заданиями.
Ход игры.
1 Представление команд ( название, девиз) .
2. Конкурс « Всякая всячина».
3. Конкурс « Черный ящик».
4. Конкурс « В шутку о серьезном».
5. Конкурс капитанов.
6. Конкурс « Правовые документы».
7. Конкурс болельщиков.
Конкурс « Всякая всячина».
Команды должны ответить на 5 вопросов. Каждый вопрос оценивается в 1 балл.
Вопросы для первой команды:
1. Правовой институт, не входящий в систему гражданского права: наследственное право, интеллектуальная собственность, гражданство, право собственности ( здесь и далее подчеркиванием выделен правильный ответ).
2. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России. ( Референдум).
3. Чем по национально-государственному устройству является Россия?
( Федерация).
4.Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком?
( Человек до 18 лет).
5. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? ( 12 декабря 1993 г.).
Вопросы для второй команды:
1. Из перечисленных ниже субъектов РФ свои конституции могут принимать: области, края, республики, автономные округа.
2. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило поведения. ( Норма права).
3. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. ( Физическое лицо).
4. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? ( Конституция РФ).
5. Кто избирает депутатов Государственной Думы? ( Граждане РФ).
Вопросы для третьей команды:
1. Какие из перечисленных органов не входят в систему органов государственной власти? Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.
2. Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных договоров или соглашений, придающее документу юридическую силу. ( Ратификация).
3. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России.
( Многонациональный народ РФ.)
4. Кто является главой Российской Федерации? ( Президент РФ).
5. Сколько раз подряд одно и то же лицо может избираться Президентом РФ? (2 срока.)
Конкурс « Черный ящик».
Нужно угадать, что находится в ящике. Правильный ответ оценивается в 5 баллов. Вопросы задаются по очереди; при отсутствии ответа вопрос переходит к другой команде или зрителям.
1. У халифа он был желтым, у албанцев –без клюва и когтей, у их российского « собрата» они есть. ( Двуглавый орел.)
2. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает « установление, устройство». (Конституция.)
3. В ящике находится книга, состоящая их двух частей – общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.
( Уголовный кодекс РФ.)
4. Во время « сухого закона» в США контрабандисты часто перевозили виски на судах. Перевозили его в ящиках. А в нашем ящике находится то, чем для безопасности перекладывали бутылки в ящиках. ( Соль.)
Конкурс « В шутку о серьезном».
Команды отвечают письменно, время – 5 минут, за каждый правильный ответ -1 балл.
Задания для первой команды:
1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая
« Бриллиантовая рука». ( « Черт побери».)
2. У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?
( Билета.)
3. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. ( Юрий Деточкин, герой фильма
«Берегись автомобиля».)
Задания для второй команды:
1. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. ( Сорока.)
2. Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. ( Буратино.)
3. « Избави Бог и нас от эдаких судей» - восклицал И. А. Крылов. Кто же был героем его басни? ( Осел.)
Задания для третьей команды:
1. Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? ( Глеб Жеглов.)
2. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: « Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» ( « Кавказская пленница».)
3. Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.
( Шапка.)
Конкурс капитанов.
Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
1. У Фомы Аквинского есть высказывание: « Право может быть двояким: либо оно вытекает из соглашения и называется положительным; либо – из самой природы вещей». Как называется право, вытекающее из самой природы вещей? (Естественное право.)
2. Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо « валета» появилась карта « равенство», вместо « дамы» - « свобода», вместо «короля» - « гений». А вместо « туза»-то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз? ( «Закон».)
3. Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался? ( Гражданский кодекс.)
Конкурс « Правовые документы».
Команды должны назвать правовые документы, в которых находятся данные статьи. Правильный ответ оценивается в 5 баллов.
1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». ( Всеобщая декларация прав человека.)
2. « Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию». ( Конвенция о правах ребенка.)
3. « Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». ( Конституция РФ.)
Конкурс болельщиков.
Болельщикам задаются вопросы, ответив на которые, они могут принести своей команде дополнительные баллы. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. С какого возраста человек может быть владельцем дома ? ( С момента рождения.)
2. В каком правовом документе РФ говорится о независимости судей? ( В Конституции РФ.)
3. Когда отмечается всемирный день прав человека? ( 10 декабря.)
4. В каком году была принята первая конституция СССР? ( в 1924 г.)
5. С какого возраста человек может быть автором художественного произведения? ( С любого, с момента создания произведения.)
6. Назовите количество субъектов РФ. ( По Конституции -89, после образования Пермского края -88, Камчатского края -87, Забайкальского края -86.)
7. К какому виду собственности относится бытовая техника? ( Личная собственность.)
8. Как называется малая группа, основанная на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми? ( Семья.)
9. Сколько депутатов в Государственной думе РФ? ( 450.)
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Литература
1.Административный Кодекс РФ. Москва, Эксмо, 2008
2. Гражданский кодекс РФ . Эксмо, 2008
3. Защита прав потребителей в вопросах и ответах. Ульяновск, «Ульяновский Дом печати»,2008
4. Конституция РФ. Москва, «Омега-Л», 2012
5. Мушинский В.О. Основы правоведения
6. Никитин А.Ф. Правоведение. 10-11. М., «Просвещение» 2005
7. Никитин А.Ф. право и политика. Тесты. М., Дрофа, 1997
8. Правоведение. Учебник для вузов. Под редакцией С.Н. Бабурина. М., 2003
9. Семейный кодекс РФ. Эксмо, 2008
10. Трудовой Кодекс РФ. Эксмо, 2008
11. Уголовный кодекс РФ. Эксмо, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный учебный предмет для учащихся 10-11 классов по алгебре и началам анализа «Решение сложных и нестандартных задач по математике»
Особенностью элективного учебного предмета является возможность обучения учащихся решению задач, не входящих в программный материал, но широко используемый при сдаче единого государственного экз...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Элективный курс для учащихся 9-10 классов "Российские немцы. Путь возрождения"
Тематическое планирование и материалы уроков дают возможность ознакомиться с непростой судьбой этнической группы из Республики немцев Поволжья....
Элективный курс по выбору учащихся 9-х классов по английскому языку.
Каждый гражданин своей республики должен знать великолепную и уникальную историю своей страны, ее лучшие традиции прошлого, культурные ценности, географическое положение и природные ресурсы своей стра...
Программа элективного курса "Избирательное право Российской Федерации" для 10-11 классов
Элективный курс для старшеклассников призван содействовать преодолению аполитичности, пассивности, отчуждения молодого поколения страны от проблем государства и местных сообществ, абсентеизма. Э...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Программа элективного курса «Проценты» для учащихся 10-11 классов
Решение задач на проценты и сплавы из ЕГЭ...