Элективный курс для учащихся 9-10 классов "Российские немцы. Путь возрождения"
методическая разработка по немецкому языку по теме

Кращенко Анна.

Тематическое планирование и материалы уроков дают возможность ознакомиться с непростой судьбой этнической группы из Республики немцев Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska._1urok.docx24.69 КБ
Microsoft Office document icon urok_2.doc72 КБ
Microsoft Office document icon urok_3.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_4.doc52.5 КБ
Файл urok_5.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование элективного курса

Тема

Часы

Формы работы

1.

Эмиграционное движение российских немцев в Сибири.

1

Лекция

2.

Депортация советских немцев. День памяти и скорби.

1

Лекция

3.

Трудовая армия.

1

Сообщения учащихся

4.

Реабилитация российских немцев.

1

Лекция

5.

Трагические судьбы немцев Родинского района.

1

Исследования учащихся

6.

Немецкий национальный район

1

Лекция

7.

Роль общественных организаций российских немцев в сохранении истории и культуры этноса.

1

Сообщения учащихся

8.

Родино – район с немецким населением.

1

Урок-встреча

9.

Календарная обрядность российских немцев.

1

Презентация проектов

10.

Итоговое занятие-праздник «Пасха»

1

Театрализованное представление

УРОК 1

Тема: Эмиграционное движение немцев в Сибирь

Цель: 1.Исследовать условия, вызвавшие эмиграционные процессы среди

              немецкого населения.

           2. Выявить особенности эмиграционного движения на Алтае.

           3. Воспитать чувство историзма, вызвать заинтересованность к судьбе

               российских немцев.

Ход урока:

Организационный  момент.

Словарная работа:

Колонизация –1) заселение и освоение пустующих и окраинных земель своей страны (внутренняя колонизация); 2) освоение колоний, поселений за пределами своей страны (внешняя колонизация).

Депортация – изгнание, высылка из страны; насильственное переселение отдельных лиц, групп, народов.

Миграция – 1) переселение, перемещение населения; внутри страны – внутренние миграции населения, из одной страны в другую – внешние миграции населения.

Эмиграция – добровольное или вынужденное переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, политическими, религиозными и пр.)

Иммиграция – въезд граждан одного государства в другое государство на постоянное или временное (на длительный срок) жительство.

Десятина – старая русская мера земельной площади, равная 1,09 га

Слега – длинная жердь, брус.

Лекция с последующим опросом

(Контрольные вопросы заранее записываются на доске. Во время прослушивания лекции учащиеся делают себе необходимые записи в тетради)

- Назовите основные места проживания немцев.

- Какие территории России были первоначально заселены немцами?

- Что собой представляют типы колонистов?

- Что послужило толчком к миграции немцев в Сибирь в 1891-1892 г.г.?

- Каковы особенности освоения Сибири немцами в годы столыпинской реформы?

- Чем вызвано бедственное положение немецких переселенцев в Сибири в начале 20 века?

- В чем сущность «ликвидационных законов»?

- Как отразились годы коллективизации на жизни немецкой деревни?

         Численность немцев в мире составляет около 100 млн. человек. Основная масса немцев живет в Германии около 80 млн. человек. За переделами Германии – в США (около 5 млн. человек), Канаде (около 1 млн. чел), Бразилии (около 700 тысяч чел) и других странах Латинской Америки. В Австралии и Южной Африке, Намибии. Много немцев проживает в странах Европы за пределами Германии – в Бельгии, Дании, Франции, Италии, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии.

        По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, в РФ проживало 597 тысяч немцев. По численности немцы занимают 15 место среди народов РФ.

        Во второй половине ХХ века численность немецкого населения в Сибири превысило полмиллиона человек, В зап. Сибири проживало более половины немцев России, во многих областях немцы находились на втором месте по численности после русских. Но уже с начала ХХ века немецкое население Сибири сократилось почти вдвое. Причина – миграционные процессы.

        Издавна приезжали в Сибирь, на Алтай немцы. Вспомним путешественника Александра Гумбольдта и зоолога Альфреда Брема. В горах работали горняки и металлурги, в городах – врачи, аптекари, учителя и другие специалисты. Из германских государств, особенно из Саксонии, славившейся своей горной промышленностью. Именем врача и географа Фридриха Геблера назван ледник в горах Алтая, есть и улица Геблера в Барнауле.

        Но все же главную связь между Германией и Сибирью олицетворяют с собой немецкие колонисты, которые активно участвовали в колонизации Сибири в месте с русскими и другими народами. Первоначально немецкими крестьянами были заселены Поволжье, Причерноморье, Волынь, откуда несколько позже началась и колонизация Сибири. Массовое переселение немецких крестьян в Сибирь происходило в начале 19 века в рамках переселенческой политики российского правительства, основной целью которой было хозяйственное освоение огромных пространств восточных  окраин Империи. Другой причинно добровольных миграций было аграрное перенаселение, нехватка земли в материнских колониях.

        Два типа колонистов обосновались в Сибири - бедняки-переселенцы и смелые предприниматели. Первые поехали от без исходности и бедности, вторые в надежде составить себе состояние. И те, и другие надеялись на дешевизну земли на Востоке.  В конце 19 века в Оренбургской губернии можно было купить землю по 50-60 рублей за десятину, а под Омском, вдоль новой ж. д. магистрали на Восток,  казацкие офицеры предлагали землю по 20 рублей за десятину. Еще дешевле продавались земли в Казахстане, где кочевники иногда даже не представляли себе действительной ее стоимости. Но казахские степи были сухими и малоплодородными. Дальше на Восток манили богатые земли Алтая, запертые «царской печатью»:  Алтай еще был царским заповедным имением, куда переселенцам въезд был запрещен или весьма ограничен.

        На Алтае первым немецким поселением была деревня Желтенькое в нынешнем Славгородском районе, основанная в 1890 году бедняками-переселенцами из Поволжья.

         Неурожай и голод в Поволжье в 1891-1892 гг. также стали толчком к миграции немцев в Сибирь. В период с 1893 по 1896 год в Омском уезде было основано 14 переселенческих поселков.  К 1896 году здесь была организована Александровская волость, которую в ряде публикаций называют Немецкой Волостью.

        В 1894 году было образовано крупное село Подсосново в Алтайском округе Томской губернии.

        По данным Первой Всеобщей переписи населения Российской Империи 1897 года, в Сибири проживало 5424 немца, в Томской губернии, куда в то время входила территория сегодняшнего Алтайского края, – 1430 немцев (из них 872 – мужского пола и 558 – женского пола).

        Большое количество немцев-крестьян переселилось в Сибирь в годы столыпинской аграрной реформы. В этот период немцами заселены  обширные пространства в Славгородском и Омском уездах. К !914 году здесь было основано 323 немецких населенных пункта. Почти одновременно возникло 118 немецких деревень в Кулундинской степи, имеются точные данные о времени их основания на территории будущего Немецкого района (ранее четыре волости Славгородского уезда).

        1910 год был, в известном смысле, высшей точкой развития немецких колоний в Сибири: деревни были уже основаны и почти отстроены, заселение местности заканчивалось, начиналось нормальное экономическое развитие. В этот момент посетил сам премьер-министр П.А. Столыпин, совершивший со своим помощником А.В. Кривошеиным поезду по Поволжью и Сибири. Коляска с господами и свитой прибыли в село Орлово Славгородскогого уезда, были там торжественно встречены местными властями и духовенством. Премьер выслушал все приветствия и после обеда в новом доме волостного правления спросил, какие есть просьбы у новоселов. Окружной староста Якоб Реймер не постеснялся и от имени всех немцев попросил построить к ним в колонии железную дорогу.

        «Это не просьба, а целая просьбища.» - воскликнул согласно газетному очерку Столыпин, но, тем  не менее, обещал и железную дорогу, и больницу, и почту. Постепенно эти обещания были выполнены. Правда, железная дорога, построенная после смерти Столыпина, в период первой мировой войны, не дошла до колоний ,а прошла только в Славгород.  Но и это было большим облегчением, ведь до того приходилось колонистам везти свое зерно в Камень-на-Оби, за двести верст. Это стоило так дорого, что земледелие в Кулундинской степи вообще ставилось под вопрос, сбыта на месте практически не было. Постройка дороги давала  прямой выход от Славгорода в города Урала и европейской России, что должно быть положительно, сказаться на развитии Кулундинской степи в целом и немецких колоний в частности.

        В честь посещения села Столыпиным в Орлово был поставлен памятник.

Но не у всех переселенцев дела шли столь благополучно. Так новоселы Подсосново жили еще в нищете  « люди не хотят жить здесь, живут бедно, зимой нет заработка, цены на скот такие же, как на Западе – такой бедности я еще не видел», - так писал в Одесской газете автор, посетивший это село в 1907 году.

        «Тысячи немцев застряли в Челябинске, многие глубоко несчастны, большинство с охотой вернулись бы обратно. Земля здесь – мертвый капитал. Только тот, кто имеет средства на покупку необходимого скота, может получить пользу от этой земли», - так писал один из свидетелей в том же 1907 году.

        Для бедняка прибытие в Сибирь означало – сразу же наниматься в поденщики, чтобы потом как-то зацепиться на целине. Один из переселенцев вспоминал, что его отец по приезду имел в остатке всего 85 копеек, что весь поселок состоял из бедноты,  хотя двое мельников приехали с капиталом до 30 тысяч рублей каждый. Сразу же надо было строить,  хотя бы землянуху, чтобы иметь крышу над головой, чтобы спрятаться от дождя и сибирского холода. Землянки накрывали слегами, купленными у казахов, и замазывали те слеги глиной. У кого была лошадь, нарезал плугом дерн и строил пластянку с толстыми стенами, маленькими окнами и глинобитной крышей. «Если захочешь на улицу выглянуть, так надо уж сразу еду брать с собой на дорогу», - так шутили колонисты по поводу толстых стен своих домов – пластянок, последние из которых были разобраны лишь в 60-е годы, после освоения целины. «Омск, Томск – холодная дыра, а куда же делся мой толстый кошелек» - такая поговорка была у новоселов в начале 20-го века.

Следующим этапом массового добровольного переселения немцев в Сибирь можно назвать конец 19-1914 года. В 1914 году началась Первая мировая война, и это событие коренным образом изменила характер переселения немецких крестьян. Миграция в Сибирь перестают носить исключительно добровольный и экономический характер.  Положение немцев в России в этот и последующие периоды, напрямую зависело от межгосударственных отношений между Россией и Германией. С началом Первой мировой войны положение немцев в России значительно ухудшилось: началась компания против «немецкого засилья».  В 1915 году были приняты «ликвидационные законы», которые существенно ограничивали права немцев и немецкое землевладение.

В результате поток добровольных переселенцев в Сибирь снижается. Добровольные миграции сменяются полосой депортаций и насильственных переселений.

Помимо гражданских лиц во время войны на территории Сибири оказались и немцы-военнопленные. Несмотря на то, что события первой Мировой войны не оказали сколько-нибудь значительного  влияния на общую численность немцев в Сибири  вследствие того, что большая часть перемещенных лиц смогла выехать позже из мест ссылки, роль этих событий была большой. Они стали рубежом, который отделил мирного и достаточно спокойного существования немцев в сибирских колониях, период их поступательного развития, сопровождавшегося стабильным ростом населения за счет естественных причин от периода войн, революций, и прочих потрясений, вызвавших многочисленные вынужденные миграции, которые с этого момента и  начинают определять динамику численности немцев в Сибири.

Всесоюзная перепись населения 1926 года зафиксировала в Сибири 86468 немцев. По округам Западной Сибири немецкое население распределилось следующим образом:

Барнаульский

215

Бийский

178

Каменский

91

Кузнецкий

183

Новосибирский

1283

Омский

34617

Рубцовский

1929

Славгородский

31743

Тарский

1631

Томский

1059

Очевидно, что самая высокая численность немцев была в Омском и Славгородском округах.

        В 1928 году началась организация колхозов и совхозов и, одновременно, сгон зажиточных крестьян с земли. Немецкая деревня в Сибири, сравнительно хорошо механизированная, имевшая разветвленную сеть перерабатывающих предприятий и кооперативов, дававшая значительную долю товарной продукции и поэтому рассматривавшаяся властью как «сплошь кулацкая», и стала одной из первых жертв начавшегося в 1928 году классового похода на кулака.

        Большинство немецких хуторов было ликвидировано.

Изъятие земельных наделов, хлебозаготовительные кампании, коллективизация, борьба с религией, проводившиеся советской властью, привели к подъему массового эмиграционного движения. Немцы распродавали скот и имущество, выезжали в Москву, откуда надеялись попасть за границу. Уехать удалось не всем, большая часть желающих эмигрировать была возвращена на прежние места. Часть немцев отправилось на Восток страны, чтобы эмигрировать через Харбин.

        Старожилы села Глядень Благовещенского района рассказывали, что эмигрировать из советской России в Германию жители села пытались еще в 1921 году, но многие тогда смогли доехать только до Харькова, дальше их не пропустили. В 1929 году была новая попытка миграции. Некоторым жителям удалось уехать в Америку и Канаду, но основная масса также была возвращена.

        В 1930 годы значительное количество немцев переезжает на Дальний Восток, а там целыми деревнями зимой по замерзшему Амуру уходили в Китай, а оттуда – в Америку.

        Следствием этих событий было хозяйственное разорение немецких поселений.

        А впереди всех ждали еще более страшные испытания – Великая Отечественная война, депортация, репрессии.

Контроль понимания (ответы на вопросы).

Домашнее задание: 1. Выучить наизусть опорные термины.

                                       2. Подготовить сообщения по следующим темам:

                                         

                                       - Роль П.А. Столыпина в политическом и

                                         экономическом развитии России.

                                         - Коллективизация и становление первых колхозов

                                         на Алтае.

                                       - Первая мировая война и ее последствия для

                                           российских немцев.

                                       - Немцы в истории Барнаула.



Предварительный просмотр:

УРОК  2

Тема:  Депортация советских немцев. День памяти и скорби

Цель: 1. Познакомить с причинами и последствиями депортации

                советских немцев.        

    2. Показать трагедию опального народа, ужасы и тяготы

        насильственного  переселения.

    3. Воспитать чувство гуманизма, справедливости, сострадания.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Словарная работа:

Репрессия – карательная мера, наказание, применяемое государственными органами.

Депортация – изгнание, высылка из страны: насильственное переселение отдельных лиц, групп народов.

 Кантон – территориальная единица, низшая административно-территориальная единица  в некоторых странах.

НКВД – народный комиссариат внутренних дел.

Превентивный – предупреждающий, предохранительный; опережающий действия противной стороны.

       3. Лекция с обсуждением документа:

Репрессии в отношении российских немцев происходили задолго до начала Второй мировой войны. Уже в 1938 году по решению государственных органов были ликвидированы немецкие национальные районы и сельские советы, закрыли национальные школы, запрещено публичное использование немецкого языка.

               На Алтае массовые репрессии начались в конце 1929 года, набрали обороты к 1934г. и достигли апогея в 1937-38гг.  В 1930-39 гг. было репрессировано 1620 человек или 9% немцев проживающих в то время на Алтае. Это без учета раскулаченных, число которых пока неизвестно.

               По данным статистики, на начало 1939 года в СССР насчитывалось 1 427 222 гражданина немецкой национальности. Нападение Германии на Советский Союз народы страны, в том числе и советские немцы, восприняли как общенародную трагедию и поднялись на защиту Родины. Уже в первые месяцы войны,  например, от трудящихся немцев Поволжья поступило 2500 заявлений с просьбой направить их добровольцами на фронт. 8 тысяч советских немцев вступили в ряды народного ополчения.

                Однако обстановка в Республике немцев Поволжья и в других районах их компактного проживания заметно обострилась летом 1941 года, когда  военкоматы отказали немецкой молодежи в призыве в действующую армию. Дело доходило до открытого недовольства. По имеющимся сведениям в июле 1941 года Республику Поволжья посетили Л.П. Берия и В.М Молотов, которые решили депортировать всех немцев. Это явилось точкой отсчета в их дальнейшей судьбе. Было очевидным, что отныне положение граждан немецкой национальности на территории СССР связывалось с состоянием отношений между ним и Германией.

                  Визит членов правительства в Поволжье имел своим последствием выселение жителей немецкого происхождения. 12 августа 1941 года СНК и ВКП (б) приняли соответствующее постановление. Незамедлительно последовало и необходимое юридическое обоснование  самой акции. 28 августа вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселение немцев, проживающих в районе Поволжья».  Эта дата поистине стала Днем скорби.

Указ о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья

                                                    28 августа 1941 года
Дело № 21/160

По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, данному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья.
О наличии такого большого количества диверсантов и шпионов среди немцев Поволжья никто из немцев, проживающих в районах Поволжья, советским властям не сообщал, - следовательно, немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов Советского народа и Советской власти.

В случае, если произойдут диверсионные акты, затеянные по указке из Германии немецкими диверсантами и шпионами, в Республике немцев Поволжья или в прилегающих районах и случится кровопролитие, Советское Правительство по законам военного времени будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья.
Во избежание таких нежелательных явлений и для предупреждения серьезных кровопролитий Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население, проживающее в районах Поволжья, в другие районы, с тем, чтобы переселяемые были наделены землей и чтобы им была оказана государственная помощь по устройству в новых районах.
Для расселения выделены изобилующие пахотной землей районы Новосибирской и Омской областей, Алтайского края, Казахстана и другие соседние местности.
В связи с этим Государственному Комитету Обороны предписано срочно произвести переселение всех немцев Поволжья и наделить переселяемых немцев Поволжья землей и угодьями в новых районах.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР                                                                                                                                                                              

   И. Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР                

  А. Горкин

Москва, Кремль.                                     28 августа 1941 года

                   

       В.М.  Молотов                                        Л.П.Берия

Из Указа видно, что причины  переселения носили превентивный характер – «наличие десятков тысяч диверсантов и шпионов», связь с Германией, возможные диверсии в тылу страны и т.д. После этого из НКВД  последовало строгое предписание – начать отправку эшелонов 3 сентября 1941 года. Операцией руководил комиссар НКВД  И.А. Серов, один из заместителей Л. Берии.

Обстановка в автономии немцев Поволжья напоминала в это время растревоженный улей: нарушался обычный порядок, встали многочисленные вопросы перед неизвестным будущим. В Поволжье были направлены группы военных по семь-десять человек осведомлявшие население о сборе на переселенные пункты. «Республика была цветущим краем, ухоженные дома, зажиточные хозяйства … - вспоминал один из участников  переселения Федор Алексеев – мы видели много горя и страданий невинных людей… Наш рейд длился три дня … Немцы направлялись на сборные пункты. Мы тогда уже осознавали, что  это не следовало применять по отношению ко всему населению республики советских немцев».

Из Поволжья в отдаленные места в принудительном порядке последовали 446480 граждан немецкой национальности. Из них 115 тысяч ввезено на Алтай в 1941-42гг. К апрелю 1949 года их осталось 73136 человек. Следовательно, безвозвратная убыль составила 41864 человека. /Источник: Паспорт Алтайского края РСФСР. Центр г. Барнаул. 1943г. Архив ИЦ ГУВД Алтайского края О.2.Арх.8 л.2/

Всего в 1941 году по Сталинскому указу за Урал было выслано около   1млн. 200 тыс. немцев.

Вот как вспоминает о тех днях Э.Ф. Дайнес: «Нас привезли на Волгу к пристани, там собралось уже много немцев. Потом погрузили на пароход, и мы поплыли на нем до Гурьева. Затем перевели в товарные вагоны, и мы последовали до железнодорожной станции  Аус. После были устроены в колхозе «Ростарбайтер»  с. Переменовка Бородулихинского района Семипалатинской области.» А в некоторых местах эти акции протекали в более жесткой форме. «В сентябре 1941 года в 24 часа,- пишет в воспоминаниях немец Р. Гофман, - мою семью – мать и трех мальчиков – без вещей выставили из дома, загнали в эшелон,  набитый только немцами, и под конвоем отправили в Сибирь».

А вот другая история. Поезд с немецкими переселенцами из Мариентальского кантона прибыл на крохотную ж. д. станцию Новомайская Новосибирской области. Вместе с другими из скотного вагона выгрузилась и семья Шульц. На станции переселенцев поджидало несколько десятков подвод, собранных из окрестных деревень.  После переклички и погрузки тронулись в путь, напоминавший скорбную похоронную процессию. Скрипучий обоз с детьми и нехитрым домашним скарбом длинной лентой извивался между хилыми березовыми колками, ржавыми болотцами и озерцами, заросшими высоким густым камышом. Миновав поселки Безбожник и Ермак, вышли на болотистую равнину; дальше двигались по пустынным, незаселенным местам. Взрослые месили холодную, жидкую осеннюю грязь   ботинками, калошами, сапогами, но она, то переваливаясь через края, то какими-то другими хитрыми путями пробираясь внутрь, хлюпала между пальцами ног. Три десятка километров, отделявшие от станции от нового места жительства, преодолели к вечеру. Остановились на большой поляне между двух колков. Оперуполномоченный НКВД в фуражке с красным околышем и в необъятно широких темно-синих галифе сделал последнюю перекличку и передал копию списка бригадиру местного колхоза. Объяснил напоследок права и обязанности переселенцев. Прав было немного; точнее, только одно – умереть; все остальное состояло из обязанностей.

После переклички и инструктажа мужчины отправились в колок рубить жерди для навесов от дождя и холода. Подростки таскали сучья, разжигали костры. Сырые дрова разгорались неохотно, чадили и коптили. И сама жизнь их была сейчас так похожа на эти жалкие костры  с едва пробивающимся между корявыми ветками пламенем, готов в любую минуту погаснуть под малейшим дуновением ветерка. Но зыбкое это, такое испуганное, как и они, пламя, подавало им все-таки  надежду на жизнь и хоть какое-то тепло в этой промозглой осенней ночи.

 На следующий день приступили к строительству землянок.

- Земля в этих местах зимой промерзает глубоко, метра на полтора, а то и больше. Копайте глубже,- наставлял колхозный бригадир. И подгонял всех подряд отборными матерками, но подгонять никого не было нужды. Вгрызались в землю остервенело, торопились, понимая, что заселиться нужно как можно скорее, до наступления больших морозов. Успели.

Заниматься   переселенцам предстояло делом знакомым и привычным: ловить рыбу в ближайшем озере Талаковское,  пилить лес и выращивать на тощих сибирских полях хлеб для фронта. Колхоз сдавал мороженую рыбу на железнодорожную станцию Татарская. Председатель разрешил оставлять для себя некондиционную мелочь гольяна. Изредка выдавали работникам дробленую пшеницу, ржаную муку и прогорклое масло из сурепки, от которого все поголовно маялись животами. Привезли однажды на двух подводах подмороженный картофель и брюкву. Чего было в избытке, так это работы, проверок НКВД и вшей. К концу зимы начали умирать ослабленные дети и старики, но до поголовного мора дело не дошло. Продержались до лета и первой зелени.

В 1941 году депортации подверглись и немцы из других регионов европейской части СССР: Ленинграда и его пригородов /28.08.1941/, Москвы и Московской области и Ростовской области /06.09.1941/ и т.д. В это же время подверглись выселению в районы Сибири и Казахстана также финны, поляки, эстонцы и некоторые другие народы.

4. Литературная страница

Далеко у самой Волги,

В доме на родной реке,

Мама песенку мне пела

На немецком языке.

Тридцать лет качалась песня,

Колыбельною волной.

Я не знал, что это счастье

Сможет кончиться войной.

Бабьим летом в сорок первом

Задымились поезда,

Прочь погнали «колонистов»

Из родимого гнезда

Позади осталась Волга,

Впереди – Урал, Сибирь.

Поезда шли страшно долго

В чуждый и суровый мир

Так судьба российских немцев

В корне изменилась вновь:

От счастливых поселенцев

До лишенных прав рабов.

     5. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть опорные термины.

                              2. Реферативно оформить дополнительный

                                          материал по изученной теме.



Предварительный просмотр:

УРОК 3

Тема: Трудовая армия

Цель: 1. Раскрыть перед учащимися трагическую страницу из истории

               российских немцев.

            2. Проиллюстрировать воспоминаниями очевидцев и

                непосредственных участников тех событий страшную реальность

                из прошлого нашей страны.

            3. Дать учащимся возможность узнать правду о малоизвестных фактах

                пребывания трудармейцев на территории Алтайского края.

            4. Воспитать уважение и преклонение перед стойкостью и мужеством      

                простого российского человека.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Словарная работа:

Геноцид – истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное  или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам, тягчайшее преступление против человечества.

Реабилитация  - восстановление прежней хорошей репутации, в прежних правах.

Репатриация – возвращение на родину военнопленных, перемещенных лиц, беженцев, эмигрантов.

Демобилизация – увольнение военнослужащих из вооруженных сил по окончании войны или срока службы.

Спецпоселения - принудительное водворение на жительство в отдаленном месте в наказание за что- нибудь.

Мобилизация – 1) переход на военное положение всех вооруженных сил, гражданской обороны и народного хозяйства всего государства… 2) призыв военнообязанных запаса в армию во время войны.

       3. Вступительное слово учителя:

1941год. Еще одна трагическая страница в истории российских немцев. Издан Приказ Ставки Верховного Главнокомандующего №35105 от 8 сентября 1941г. «Об изъятии» из Красной Армии военнослужащих немецкой национальности и формировании их них с лагерным режимом «рабочих колонн» НКВД или РККА – рабочие колонны Красной Армии. Термин «трудовая армия» в документах НКВД, МВД и МГБ не употреблялся, он вошел в обиход лишь через годы.

        В период 1942 -1945 гг. в связи с данным Приказом были проведены демобилизации всех военнослужащих немецких национальностей-33516 человек (1609 офицеров, 4922 сержанта, 27724 рядовых). Значительная часть их и была направлена в «трудовую армию», рабочие колонны и батальоны.

По данным архива отдела спецпоселений НКВД,  в 1941- первой половине 1942 г. на восток «по государственному заданию» было доставлено 856 340 человек (560 112 взрослых)

        В 1942 году в трудовой армии должны были работать мужчины – немцы в возрасте от 17 до 50 .а позднее с 15 до 55 лет и женщины- немки в возрасте от16 до 45 лет. Мобилизация превратилась для мирного немецкого населения в ужасную реальность, полную голода, холода, невыносимых условий труда, смертей близких.

        Использование трудовой силы немцев проводилось на основе распоряжения Совнаркома от 30 октября 1941 г. «О расселении лиц немецкой национальности из промышленных районов в сельскохозяйственные», постановления от 10 января 1942г. «О порядке использования немецких переселенцев призывного возраста от 17 до 50 лет, постоянно проживающих в областях, краях, автономных и союзных республиках» 7 октября 1942г. ГКО принял постановление «О дополнительной мобилизации немцев для народного хозяйства».

        И вновь двинулись, как когда-то в годы депортации, эшелоны с немцами, но теперь уже с Востока на Запад и на Север – на лесоповал,  на уральские заводы, на угольные шахты Кузбасса и даже на рыбные промыслы сибирского Севера.

        Здесь немцы – сибиряки встретили своих собратьев- немцев Украины, спешно мобилизованных в эти же края.

        За отсутствием архивных материалов мы до сих пор еще не знаем, где точно и сколько работало трудармейцев. Хотя наиболее важные и многолюдные стройки трудармии находились на Урале или вокруг него: Богословский алюминиевый завод, заводы Нижнего Тагила и Челябинска, железнодорожный мост под Котласом, шахты Воркуты.

 Алтайский край тоже имел свои стройки, где работали трудармейцы. Прежде всего это были Михайловский содокомбинат, Бурлинский солепромысел.

        4. Выступления учащихся с заранее подготовленным материалом

1. Михайловский содовый завод

 С 22 января 1943 г. во исполнение постановления ГКО СССР о строительстве содового завода в  с. Михайловка Алтайского края организован Алтайлаг – Алтайский исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ). На железнодорожную станцию Кулунда зимой 1943 г. эшелонами пришел большой этап заключенных из Нижне-Амурского ИТЛ с механизмами. Одновременно по окрестным районам опербойцы (так они себя называли) ВОХРа и спецкомендатуры собрали всех женщин немецкой национальности.

Немцы, привезенные из Поволжья и расселенные по районам и селам в сентябре 1941 г., уже подвергались к тому времени многочисленным мобилизациям. Все трудоспособные женщины, мужчины, в том числе и подростки, были в трудармии. Из сел в лагерь согнали 7 000 женщин-немок. Их отрывали от малых детей,  которых просто оставляли соседям. Лагерь стал строить железную дорогу Кулунда-Михайловское, здание и печи Михайловского содового завода. Зэки и особенно женщины-немки жили и насыпали железнодорожную насыпь (это называлось земляные работы) в тяжелейших условиях. При поступлении в лагерь женщин осматривал врач. Оказалось, они  сплошь больны, и против каждой фамилии был поставлен диагноз – «выпавшая матка». И это не весь ужас. В этом лагере не было питьевой воды, не зря в этой местности добывали соду. Воду из колодцев и скважин пить было нельзя, ее пытались кипятить, установив в зэковских колоннах кипятильники. Однако за невыполненные земляные работы спрашивали строже, чем за неработающие кипятильники.

Все зэки и женщины были разуты и раздеты. Пришла осень 1943 г.. Женщин стали отпускать домой за теплой одеждой -  в лагере одевать их не собирались. Они, бедные, приехав в село, увидев детей, не могли себя заставить вернуться назад. Их задерживали и затем, осудив на 7 лет, возвращали в лагерь. От одного названия суда, через который прошли эти женщины, становится не по себе – «Специальный лагерный суд лагерей и колоний внутренних и конвойных войск НКВД СССР ». После окончания строительства в 3 квартале 1944 г. женщин не отпустили домой к детям, весь лагерь переведен в Караганду.

Был на Алтае и еще один громадный лагерь Чистюньлаг – от названия села Чистюнька.

Сколько коренных немцев уничтожила власть, уморила голодом, условиями жизни, сегодня не скажет никто. Сколько немцев лежат в замаскированных ямах в Славгородском районе, расстрелянных палачами из НКВД, не известно. Строились железная дорога Кулунда-Малиновое озеро (где и был расположен содовый комбинат) и Барнаул-Аламбай. Это вторая дорога давала выход кузбасскому углю на Алтай и в Среднюю Азию. Кроме того немцы-трудармейцы возводили военные заводы в Барнауле и в Новосибирске, а потом и работали на них, точно так же, как и на танковых заводах Челябинска. Особый случай представляли собой трудармейцы-шахтеры, переброшенные в 1944 г. из Кузбасса в Тульскую область, где им пришлось восстанавливать разрушенные и затопленные шахты Подмосковного угольного бассейна.

Снятые с фронта красноармейцы и командиры, а также мобилизованные в тылу трудармейцы, оказывались в одинаковом положении, фактически в положении заключенных за колючей проволокой и под вооруженной охраной, во всяком случае до осени 1943 г., когда лагерный режим был значительно смягчен. Но к тому времени значительная часть трудармейцев  уже погибла в результате плохого питания, непосильного труда и последовавших болезней.

2. По страницам воспоминаний…

Немец-трудармеец Ф.Лореш воспроизвел в своих записях тяжелую атмосферу, царивших в лагерях трудмобилизованных и вскрыл причину смертей: «В лагере свирепствовали инфекционные заболевания, среди которых первое место занимала дизентерия». У крайне ослабленных и истощенных она очень быстро заканчивалась смертью. Умирали трудармейцы десятками в день.

С каждым годом свидетелей этой трагедии становится все меньше. Тем ценнее для потомков спецпоселенцев являются воспоминания этих людей.

Вот что писал Филипп Фольмер: «В октябре 1942 г. оставшихся мужчин – российских немцев забрали в трудармию и направили в угольные шахты Кемеровской области. В ноябре мобилизовали и женщин. Немки, у которых не было детей младше 3-х  лет, подлежали  мобилизации. Во избежание побегов в трудармию отправляли подальше от дома.

Из нашей семьи было мобилизовано 5 человек: я со старшим братом (1919г. рождения)- в угольные шахты г. Прокопьевска, Анна и София- на Крайний Север (г. Ухта), Мария- в Воркуту. Дома осталась больная мать с 13-летним сыном. По прибытии в трудармию все мобилизованные приступали сразу же к работе. Так бывшие крестьяне – колхозники стали безо всякой подготовки шахтерами.

От тяжелого труда и недоедания люди слабели, болели дистрофией (истощением). Одним словом, быстро превращались в доходяг».

«Поздно вечером мы возвращались в барак. Клопы и вши мучали исхудавшие тела. Горбушка хлеба на день являлась в то время желанной целью.  Кроме хлеба давали еще по половнику жидкого супа- баланды. Это была какая-то мутная жидкость, походившая на глиняный раствор, без картошки, но с капустой. Жира там не было, но иногда она пахла рыбой…»

А это строки Эдмунда Имгера из книги « Воспоминания российского немца», умершего в трагический для немецкого народа день- 28 августа. Но уже в мирное время, спустя 60 лет. «В трудовых колониях и лагерях царили  нечеловеческие условия. К этому еще прибавился и моральный нажим со всех сторон. Малейшие нарушения трудовой дисциплины. Отказ от работы, несвоевременное прибытие на сборные пункты и попытки побега карались жесточайшими мерами, вплоть до расстрела».

Не описать словами, что потерпели «трудармейцы». Это был настоящий ад. Пережитое на сегоднящний день воспринимается кошмарным сном.

Шансов выйти живым из лагеря было мало. Только немногие остались в живых. Из деревни Сорокино на Алтае в 1942 г. 85 человек было погнано в лагерь, из них только 24 вернулись к своим семьям. Это был лагерь смерти. Умерших погребали в массовых захоронениях рядом с лагерем на тесной лужайке,без холма, без креста…»

«Зимой нам приходилось валить лес, летом сплавлять его по реке. При этом нас запрягали в сани, заставляли тащить груженные лесом сани до места назначения. Тягловые лошади появились позже».

«Не было за нами конкретной вины, кроме национальности. Но, тем не менее, большинство из нас были отправлены НКВД СССР в так называемые «трудармии, за колючую проволоку, - писал в редакцию журнала «Огонек» персональный пенсионер А.Э.Айрих… -Мы должны были после всех перенесенных нами страданий, немалых жертв, могилы которых неизвестны, на долгие годы стать переселенцами и жить в спецкомендатурах. И это несмотря на то, что среди нас было много комсомольцев».

У Эллы Ягодка из Барнаула через трудовые лагеря прошла вся семья, в живых остался только один отец. Сама она попала в него в 15 лет. «Все мое здоровье осталось на строительстве железной дороги на Дальнем Востоке, - вспоминает она.- Выполняли самую тяжелую работу -  корчевали деревья. Спали практически на снегу, никакого жилья у нас не было, еду нам тоже не давали. Приносили только 300 граммов муки на человека в день, из которой мы сами делали хлеб. Из 300 работавших женщин в живых осталось около ста двадцати. Остальные либо замерзли, либо умерли от голода. В 18 лет я очень сильно обморозила руки и ноги, для трудармии оказалась негодной. А все  мои близкие люди  попали в трудовые лагеря. Мать я так и не нашла».                    

И вновь строки из книги Э.Имгерра: «Голод сводил людей с ума. Когда вечером возвращались в барак. Первым делом смотрели на хлебницу. Но та пустая стояла посредине грубо сколоченного стола. Но некоторым мерещилось, как будто она пахнет свежим хлебом. Подавленные, они крутились возле хлебницы, но ничего не менялось: опять предстояла долгая голодная ночь. Только утром заносили хлеб в барак…»    

Но кроме бойцов трудармии и ее жертв оставался еще тыл, где женщины, старики и дети, как высланные на Алтай и в Сибирь в 1941  году, так и местные немцы, оставшиеся в своих немецких селах и поселках, работали на пользу стране и фронту. Судьба этого населения была та же, что и других тружеников тыла на селе:  тяжелый труд, полуголодное существование и переживания из-за гибели родных и близких на фронте или в трудармии, как это образно показал в своей повести «Наш двор» Г.Вормсбехер: «Сначала черные вдовьи платки надели русские женщины, а потом и жены немцев- трудармейцев, как будто почтальон приносил им эти платки вместе с похоронками».

Особенно тяжела была, однако, судьба тех девушек и женщин, у которых не было малолетних детей (дети старше 3-х лет уже не считались малолетними)  и которые были несколько позднее тоже наравне с мужчинами призваны в трудармию. Где они работали на лесоповале, на сплаве, на строительстве и на  рыбопромыслах, в то время как их дети оставались одни, на попечении старших братьев и сестер либо родственников и соседей или, в худшем случае, отдавались в детские дома как сироты при живых родителях. Так вдова расстрелянного фашистами на Украине Эмиля Окснера работала на Алтае на строительстве дороги Барнаул - Аламбай, а в это время ее дети рождения 1936,1939,1941 годов были в детдоме в Бийске.

Советские немцы в лагерях трудармии и в тылу радостно встретили победу над фашизмом, с окончанием войны они связывали возвращение в родные места, восстановление нормальной жизни и своей государственности.

        5. Литературная страница

Трудармейцам

Т. Касицкая

Война прошла по судьбам ураганом,

Оставила везде свой горький след.

И кровоточат до сих пор людские раны,

Хоть с той поры минуло столько лет.

Был фронт, где рвались бомбы и снаряды,

Был фронт в тылу, бывало пострашней.

Не получали здесь за подвиги награды,

И хоронили здесь без почестей людей.

Трудармия. И зоны за колючкой:

Севураллаг, Вятлаг, Краслаг, Базстрой…

Чтобы людей здесь унижать и мучить,

                                       Оправдывая действия войной.

В них было большинство российских немцев –

Товарищ Сталин дал такой приказ.

И от приказа никуда не деться:

«Враги народа» называли нас.

Нас выселяли из домов обжитых,

В казахский край, в сибирские места.

Самим Всевышним были мы забыты,

А в душах – только боль и пустота.

По разным лагерям нас расселяли,

Ведь «пятою колонной» были мы.

Жен и мужей жестоко разлучали,

И матерей с любимыми детьми.

Какое сердце может выдержать такое?..

Возможно ли умом это понять?..

Чтобы у матери дитя ее родное

Из рук просящих злобно вырывать.

Мы мерзли в стылых лагерных бараках

И проклинали гитлеровский род.

Несчастные, голодные «вояки»

Мечтали, как и все, попасть на фронт.

Тех немцев, что уже там воевали

За Родину, где жили и росли,

Счастливчиками здесь мы называли –

Среди других они были свои.

А мы спускались в угольные шахты,

Тайгу пилили, строили завод.

Под русское «Внимание!», не «Ахтунг!»

Мы, стиснув зубы, двигались вперед.

Мы, как и все, так жаждали победы,

Мы радовались взятым городам!

И наши здешние, бараковские беды

Не столь уж страшными казались нам.

И вот мы в светлом долгожданном мире,

В который раз нас радует весна.

Нам наши внуки правнуков родили,

И снова жизнь надеждами полна.

В глазах людей не разглядеть обиды.

Наверняка, ее давно уж нет.

Я грустных глаз давно уже не вижу,

                                    Я замечал в них только добрый свет.

        6. Домашнее задание: 1. Выучить наизусть опорные термины.

                            2. Сделать подборку материала о

                                трудармейцах Родинского района.

 



Предварительный просмотр:

УРОК 4

Тема: Реабилитация российских немцев

Цель: 1. Выяснить назначение и роль спецпоселений в послевоенные годы.

            2. Проследить на основе правительственных законов, постановлений

                противоречивость государственной политики в отношении

                российских немцев.

            3. Вызвать сопереживание в связи с тяжкой долей репрессированного

                народа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Словарная работа:

Спецпоселенец – человек, который сослан на поселение.

Кулак – богатый крестьянин-собственник, пользующийся постоянным наемным трудом.

Контингент – совокупность людей, образующих однородную в каком-либо отношении группу, категорию.

Комендатура – орган управления военного коменданта гарнизона (крепости, порта и т.п.), а также занимаемое им помещение.

Комендант – 1) должностное лицо офицерского состава, на которое возложено наблюдение и ответственность за несение службы гарнизонными (общелагерными) караулами и патрулями, а также за содержанием арестованных…

3. Лекция с обсуждением документов.

С горечью открываем для себя, что Вторая мировая война не кончилась для немецкого народа в мае 1945 года. Трудармия и принудительный труд сохранялись для них часто еще до 1954 г в январе 1945г. СНК СССР принимает постановление «О правовом положении спецпоселенцев», которое оформило режим спецпоселения. А в 1948 году их постиг новый удар: специальным указом они были  объявлены спецпоселенцами навечно и поставлены под надзор комендатуры. Их передвижение по стране и даже в пределах одного района было ограничено под страхом тюремного заключения на срок до  20 лет. Ни паспортов, ни обычных для того времени гражданских прав они не получили, ни национальных школ, ни возможности продолжать образование они не имели. Фактически и юридически они все были приравнены к высланным в Сибирь кулакам,  т.е. тоже были спецпоселенцы.

         По данным НКВД, на 1 октября 1948г.  численность немцев как самостоятельного контингента спецпоселения, составляло 1 млн. 12 тысяч 754 человека.

        Первоначально местные сибирские немцы не попали в число спецпоселенцев. Первыми на спецучет были поставлены немцы Новосибирской области, в Алтайском крае и Омской области. Режим спецпоселения был введен окончательно лишь в 1951 году.

        В 1953 году на спецпоселении находились 1 223 968 немцев, из которых 412 518 проживали в сибирском регионе. Это составляло 33,7% всех немцев – спецпоселенцев. Они жили практически во всех населенных пунктах Сибири. В Алтайском крае и в Омской области немцы были третьими по численности после русских и украинцев.

Стали сейчас доступны документы о спецпоселенцах – немцах, доставленных на Алтай в 1949г., и появилась возможность проанализировать контингент, доставленный двумя эшелонами (всего их было 20) .

        Эшелоны № 97237 и № 97241  24 и  30 сентября 1949 года привезли 790 немцев: мужчин, женщин и детей для воссоединения семей. Немцев доставили в соответствии с приказом МВД СССР о воссоединении семей, изданным 7 декабря 1948 года, т.е. почти год назад. В эшелоне № 97237 из Тульской области доставлено 116 человек. Это немцы-крестьяне, ставшие во время войны шахтерами шахты № 73, 60, 31, 29 : обкатчики, перекатчики, слесари, лебедчики, сцепщики, сторожи, работники автобазы, конезавода; указывалось социальное положение женщин – домохозяйка, иждивенка. На воссоединение с дочерью в Зональный район следовала только престарелая Валецкая Анна П., рождения 1871 г., инвалид.

        Спецпоселенцев немцев доставили не только на соединение с родственниками.  В отношении ряда персон указаны не адреса родственников (в чей адрес доставлен контингент), а  аббревиатура «С/К №2 г. Барнаула», что означает спецкомендатура № 2 , располагавшаяся в  Барнауле.

        В одном единственном документе  - рапорте- проверке по списку выселенцев немцев указан новый, ранее не упоминавшийся эшелон № 97281 с 206 немцами.

         Со станции Вологда  Северной железной дороги 15.09.1949г. отправлен эшелон № 47241 с выселенцами и спецпоселенцами, следующими на соединение с семьями в Алтайский край. На станции Барнаул принято 273 выселенца. Были среди них и жители Родинского района:

  • Барбе Мария Николаевна, родилась в 1912 году, немка, выселенка, прибыла из г. Орска Чкаловской области, место назначения -  Родинский район Алтайского края, эшелон № 97237, одинока.
  • Барьбе Мария Николаевна, родилась в 1912 году, немка, выселенка, прибыла из г. Орска Чкаловской области к мужу Штерцер Мартыну Мартыновичу, 1900 г. р.;  Родинский район, с. Светланка.
  • Сафенрейтер Петр Петрович, 1900 г.р, немец, выселенец,откуда прибыл - не указано, в Барнауле с 26.о9.1949г.

Только после смерти Сталина происходит смягчение режима спецпоселения, а затем и поэтапная его отмена. Определенную роль в этом процессе сыграли визит канцлера ФРГ  К. Аденауэра в СССР в сентябре 1955г. и установление дипломатических отношений СССР с ФРГ. 13 декабря 1955г. Указом Президиума Верховного Совета СССР « О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находившихся на спецпоселении», все  категории спецпоселенцев были освобождены. Несмотря на то, что немцы снимались с учета спецпоселения и освобождались из-под административного надзора, текст Указа гласил, что «снятие с немцев ограничений по спецпоселению не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении, и что они имеют право возвращаться в места, откуда они были выселены». Таким образом, несмотря на отмену режима спецпоселения, депортированные в Сибирь немцы вынуждены были оставаться в местах поселения еще очень длительное время. запрет на возвращение был связан, скорее всего, с опасением дестабилизировать обстановку в местах прежнего проживания немцев немецкие села и деревни в Поволжье  и на Украине были заняты другими людьми, имущество разграблено, и возвращение огромного числа людей неминуемо повлекло бы за собой многочисленные конфликты немцев с местным населением. Поэтому реабилитация немцев в СССР проводилась очень медленно, что спровоцировало подъем эмиграции, так называемого «выездного движения».

В 1964 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, который снимал «огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья», но одновременно и не разрешал возвращения, учитывая, что немецкое население укоренилось по новому месту жительства.

Только в 1972 г. были сняты ограничения в выборе немцами места жительства. После принятия  Указа «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан», немцы, как и другие граждане СССР, получили право «избирать место жительства на всей территории СССР в соответствии с действующим законодательством о трудоустройстве и паспортном режиме». Законодательные акты, предусматривавшие ограничения в выборе места жительства, признавались утратившими силу.

Однако массового выезда немцев из Сибири в европейскую часть России не произошло. С момента депортации к этому времени прошло уже более 30 лет. Несколько поколений немцев родилось уже в Сибири и считало ее своей родиной. Тем, кто хотел вернуться, государство не оказывало никакой поддержки, не предоставляло ни работу, ни жилье поэтому, те, кто все-таки решался на переезд, делали это на свой страх и риск. «Выездное движение» в ФРГ жестко контролировалось властями. В результате всех этих политических мер за Сибирью прочно закрепляется первое место среди регионов страны по численности советских, а затем российских немцев.

После снятия режима спецпоселения резко активизируются миграционные процессы, которые были связаны в основном с воссоединением семей. Несмотря на запрет возвращаться в те районы, откуда немцы было депортированы, многие семьи любыми способами старались уехать из Сибири. Вернуться в родные места легально имели возможность лишь одинокие старики и инвалиды, которые не могли себя самостоятельно содержать(чаще всего они уезжали к детям, которые заключали браки с русскими). Возможность уехать имели вступившие  в смешанные браки, количество которых достигало половины всех браков, заключенных немцами в конце войны и в первые послевоенные годы. Некоторые  уезжали нелегально или уезжали в другие области европейской части России - лишь бы уехать из Сибири, которая прочно ассоциировалась у депортированных народов с местом ссылки.

В 1989г. была разрешена этническая эмиграция немцев. А в 1993г. был введен закон о свободе въезда и выезда для всех граждан России

Долгие годы потребовались для исправления допущенных ошибок в национальной политике. Они и поныне еще сказываются. В Законах РСФСР  «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г.и «О жертвах политических репрессий» (1991) не только была дана практическая оценка этим акциям в отношении народов. Но и определены меры на их реабилитацию.

В Барнауле на площади Свободы установлен мемориальный камень жертвам политических репрессий. Здесь ежегодно 28 августа в День памяти и скорби собираются те, кто в 1941 году был депортирован на Алтай, те, кто стал жертвой политических репрессий, и их потомки. Александр Дитц, президент «Сообщества российских немцев на Алтае», уже несколько лет пытается добиться возведения на этом месте памятника. Но пока это не удается: на его строительство требуется около 5 миллионов рублей.

На Алтае издана книга «Политические репрессии в Алтайском крае 1919-1968гг». Это дань уважения тысячам невинно осужденных. Особенно значимо то, что в работе над изданием помогали родственники тех, кто пострадал от репрессий. Итогом многолетней работы стало 7 томное издание, в котором собрана информация более чем о 45 000 обвиненных в контрреволюционных преступлениях.

        4. Литературная страница

Сегодня в прошлое не верится-

Настолько тягостно оно…

Но шли в атаку «трудармейцы»

На камень, уголь и бревно.

Губили нас не кубометры,

Надрыв души и сердца стон.

Тоску носили злые ветры,

Тоску и смерть со всех сторон…

Абрам Абрамович Фаст и Элеонора Христиановна Барыбина все же верят в справедливость, в лучшее будущее российских немцев именно в России.                                          

Да, жизнь была невыносима.            Das Leben war oft unerträglich,      

Несправедливость душу жгла.          Uns brachen Not und Plagen nicht.

Бессилие рождало силу,                    Wir kämpften fűr den Sieg tagtäglich,

И расступалась полумгла.                 Erfűllten unsere Arbeitspflicht.

Все было - голод, стужа, беды,          Das Schicksal  hat uns hart geschlagen

Но не было пустых обид.                  Auch spater, nach dem schweren Krieg,

Вы все трудились для победы.         Doch niemals hörte man uns klagen.

Вы знали: Правда победит.             Wir dachten doch:die Wahrheit        

                                                                                                   siegt!                                                                                      

                                                                   

        5.Домашнее задание: 1. Подготовиться к словарному диктанту

                                                 по опорной лексике.

                                             2. Подобрать стихотворение на подобную

                                                 тему  из творчества русских поэтов

                                                 ( О. Мандельштам, А. Галич, Дон Аминадо,                                    

                                                 И. Бродский и т.п.).

                                             



Предварительный просмотр:

Урок 5

Тема: Трагическая судьба немцев Родинского района

Цель: 1. Проследить печальную участь российских немцев на примере

              жизненного пути  семей жителей  Родинского района.

           2. Воспитать интерес к прошлому родного села, района; вызвать

               сопереживание к людям, испытавшим ужас депортации, репрессий.

           3. Привлечь внимание к истории своей семьи, рода.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

            Делая подборку материала к сегодняшнему уроку, мы столкнулись с неимоверными фактами: ни одно официальное государственное учреждение не смогло дать информацию о количественном составе немцев, проживающих на территории Родинского района. Ни в архиве, ни в отделе статистики, ни в сельском совете таких фактов не зафиксировано. Мы постарались хоть как-то исправить положение, исследуя домовые книги, проводя опрос населения, ссылаясь на воспоминания людей, даже используя материал телефонного справочника. В последний момент нас выручил отдел населения и демографии Алтайстатистики, сообщив, что на 2002 год в крае проживает 79 502 немца, конкретно в Родинском районе – 932.

Судьба российских немцев – часть истории государства, всей России в целом. Поэтому нам хотелось бы рассказать о немецких семьях района.

У каждой из них за плечами в чем-то похожая и в то же время своя судьба. Как правило, у всех за плечами суровая  школа жизни: депортация, трудармия. Но с завидным мужеством были перенесены все тяготы и лишения. Они, пропустившие через свое живое сердце обжигающий поток боли, прошедшие через неимоверные страдания, не дали себя уничтожить и не обозлись, а продолжают жить и радоваться жизни.

Рассказать о всех российских немцах района мы не имели возможности, хотя это очень нужное дело. Возможно, в перспективе, при поддержке местного центра встреч, мы осуществим эту работу, а пока на уроке  познакомимся  с судьбой отдельных представителей немецкого населения района.

3. Выступление учащихся:

Мина Ивановна Нарушевич (Шиллер) родилась в 1930 году в селе Мариенталь (сейчас Советское) Мариентальского района Саратовской области. Когда ей исполнилось 5 лет, умерла мама, осиротив пятерых детей, один другого меньше. Отцу, Иоганнесу Яковлевичу, пришлось жениться вновь, взяв женщину с ребенком. В браке родилось еще трое. В 1935 году одна из родных сестер Мины Ивановны умерла.

О жизни в Мариентале вспоминается только хорошее: большой деревянный дом в центре села, добротная летняя кухня, достаток в семье.  Село было богатое. Встречались кирпичные дома, была двухэтажная школа. Люди работали в колхозе, зарабатывали, на жизнь хватало. До 1941 года здесь жили мирно и благополучно. Мина Ивановна успела закончить три класса средней школы, где преподавание велось на немецком языке.

После подписания всем известного Указа Сталина вся семья была выслана в Сибирь. 28 августа 1941 года оказался самым страшным днем в жизни поволжских немцев. Мина Ивановна рассказывает, что успели лишь насушить сухари да взять кое-что из одежды. Все остальное пришлось оставить.

Сначала всех собрали на станции Нахой. Затем погрузили в товарные вагоны, в которых были сделаны трехъярусные нары. Везли целый месяц. Дорога была очень долгой и трудной. Голодали. Если кто-то умирал дорогой, закапывали в землю на остановках.

Привезли в Кулунду. Туда приезжали представители колхозов близлежащих сел для отбора рабочей силы. Семью Шиллер взяли в Родино. Папу в январе 1942 забрали в трудармию в Свердловск, больше мы его и не видели: он умер 23 августа 1943 года. Сестер, Марию (16 лет) и Эмму (22года) забрали летом, вначале они попали в Уфу, а потом в город Орск Чкаловской области (ныне Оренбургская) на строительные работы. В семье осталось шесть детей: Агата (14 лет), Саша (14), Мина (12), Лида (4года ), Фрида (2), Ваня (1).

Кроме чудовищного голода и вспомнить нечего о том времени. Жили  где попало: в старых пригонах, сараях. Потом дали будку, где раньше отдыхали доярки. Нас там устроилось три семьи – 13 человек. На одного человека приходилось менее одного квадрата. Пять человек спали на двуспальной кровати.

Старшие дети начали ходить в школу, но из-за нехватки одежды бросили. Ко всему прочему нас обзывали фашистами, а это было обидно, и мы решили больше туда не ходить. Так и осталась Мина Ивановна без образования. По-русски научилась читать и писать уже во взрослом возрасте.

Дети военной поры рано взрослели. В 14 лет уже выполняли всю работу в колхозе наравне со взрослыми. Она была свинаркой и телятницей, пастухом и скотником, носила ночами фонари перед трактором во время сева.

Военные годы семья пережила как и все – трудно.

В 1947 или в 1948 году купили себе земляночку,  в  которой прожили до 1950 года. Мы, как и все российские немцы, находились на режиме спецпоселения и состояли на учете в комендатуре. Без особого разрешения  нельзя было покидать место проживания. В 1950 году получили право на выезд к сестрам в Орск. Но везли нас под конвоем. В Орске снова были поставлены на спецучет в комендатуру. И каждый месяц пятого числа нужно было ходить отмечаться.

В Орске Мина Ивановна вышла замуж, родились дети. В 1957 году молодая семья  переезжает на Алтай, где у Мины Ивановны остался в Родино брат Саша, а сестра Мария вернулась из трудармии в Кулунду. В Кулунде возникли проблемы с квартирой, и семья перебирается в Родино, где они живут и сейчас. Позади золотая свадьба. И вот итог прожитых лет: пятеро взрослых детей, 10 внуков, 4 правнука.

Родился в Мариентале и Гунгер Артур Генрихович, 1936 года рождения. Из рассказов матери он знает, что отца его арестовали в 1938 году, в это время в семье как раз появился еще один ребенок – Виктор. Больше Генриха Александровича    никто не видел.

В 1941 депортировали на Алтай, в Родинский район. Помнит очень хорошо, что ехали вместе с родственниками отца – Гунгерами Петром и Иваном; с Герман Марией. По прибытии в Родино первые сутки ночевали на улице, потому что родинцы, к которым их определили на постой, отказались их принять. Больше всех повезло Герман Марии, взятую семьей Никифоровых. У них был большой дом, достаток, и относились они к переселенцам без вражды.

Утром председатель колхоза Максимец поселил три семьи, оставшиеся без крова, в пустовавший дом Магды, сохранившийся до сих пор. Там жили три семьи Гунгер и Ассельборн Варвара.

В январе 1942 года мать, Марию Ивановну, забрали на трудфронт, на Михайловский содовый комбинат. Дети четырех и шести лет остались одни. Вначале за ними немного присматривали родственники, но вскоре Гунгера Петра назначили бригадиром на молоканку в Камышенку. Это спасло его семью от голода. Гунгеру Ивану самому жилось трудно, поэтому дети начали скитаться. Спать приходилось, где придется. Чтобы выжить, начали просить милостыню. Мать, не выдержав страданий от разлуки с сыновьями, предчувствуя, лишения, которым они подвергались, приехала без разрешения в Родино, чтобы хоть ненадолго побыть с детьми. Этот поступок приравняли к побегу, ее  осудили на два года и перевели в статус заключенной. Всего на содовом комбинате Мария Ивановна проработала 4 года.

 В том, что остались живы, Артур Генрихович до сих пор благодарен Ассельборн Варваре Яковлевне. У нее у самой было пятеро детей, но остаться безучастной к судьбе мальчиков она не смогла: часто забирала их к себе, кормила наравне со своими ребятишками, оставляла ночевать.

Были и другие случаи. Однажды Витю покусала собака, и он попал в больницу.  Артур  часто приходил к нему. Сердобольные женщины кормили больничным пайком и второго ребенка, порой оставляли ночевать в палате.

        После возвращения матери семья стала жить в  полевой бригаде. Выкопали землянку на четыре семьи, где прожили до 1949 года.

        Детям, как и взрослым, приходилось работать. Артур Генрихович вспоминает, как двенадцатилетним он трудился на водокачке. Росточком был маленьким, до лошади не доставал, а ее нужно было запрягать. С 16 лет мальчик работал молотобойцем с Олешко Сергеем Илларионовичем.

        После 49 года Гунгеры арендовали землянку около озера у Дремайло на улице Карла Маркса. Позже, когда сыновья подросли, построили дерновый домик на Энгельса. Сюда Артур Генрихович привел и свою молодую жену – Раису Михайловну. В 60 –м году переехали в собственноручно построенный пятистенник, который расширяли по мере увеличения семьи. В браке  родилось двое детей: сын Вячеслав и дочь Зоя. Оба уже взрослые, имеют детей и внуков.

Артур Генрихович – личность одаренная, увлекающаяся. Всю жизнь он выступал с рационализаторскими предложениями, прекрасно разбирался в технике. Если в колхоз приходили новые машины, агрегаты, сразу посылали за Артуром. Но на руководящих должностях он никогда не был. Одной из причин является безграмотность. Он и на права тракториста и водителя сдал благодаря жене: она читала ему, а он запоминал. Другой причиной Артур Генрихович считает национальность. Как бы изменилась жизнь в колхозе, если бы к талантливому человеку прислушались, взяли на вооружение его идеи. Он вспоминает, как при погрузке зерна на сев, складирование, нужно было его протравливать. Работа сложная, опасная – можно было отравиться ядом. Артур Генрихович переделал зернопогрузчик так, что он грузил и опылял зерно одновременно.

         Для удобства загрузки картофеля на машины соорудил транспортер все из такого же зернопогрузчика. Вместо восьми человек стало работать двое. Эту же идею осуществил при погрузке сырых кож, облегчив труд женщин.

        За всю свою жизнь Артур Генрихович был и слесарем, и кузнецом, и электриком, и наладчиком. Но все было связано с техникой.

         Артур Генрихович имеет удостоверение рационализатора. Оно хранится в районном краеведческом музее. Там же можно увидеть выполненные им макеты старых зданий, механизмов: водокачка, зерносушилка, деревянная борона, точило водяное и многое другое. Всего 21 работа. В связи с тем, что у музея нет заинтересованности в труде мастера, часть своих произведений он дарит в Рубцовск частному музею Ивана Генриховича Беккеру. Иван Генрихович пытается  собрать и сохранить все, что касается жизни российских немцев.

        У Артура Генриховича и сейчас есть много задумок для осуществления. Хотелось бы изготовить мазутный двигатель и саму вальцовую мельницу, механизм работы которой он знает в совершенстве, волокушу, каток для прибивки влаги. Сделать можно многое - найти  бы достойное применение и оценку своему увлечению.

Страшное и непонятное слово «Сибирь» слышал Яков Генрихович с детства. Каторжные да ссыльные места. И медведи чуть ли не по улицам бродят. Не думал, не гадал он, что настанет время, и ему придется познать этот суровый и таинственный край. Да что там познать, он фактически станет его второй родиной. За вычетом четырех с лишним лет – вся жизнь на Алтае, в Родино.

        Беду, как и всей стране, принесла война. И в страшном сне не привиделось, чтобы целый народ, всю республику немцев Поволжья военная вьюга подхватила и за считанные дни расселила на необозримых просторах Сибири и Казахстана. «За что?!» - этот вопрос сверлил мозги невольных «путешественников». Правительство опасалось действий «пятой колонны» гитлеровской Германии среди немецкого населения в тылу действующей армии. Наказали и правых, и виноватых. Безвинных, как всегда бывает в таких случаях, оказалось большинство.

        А как все было хорошо! Село Мариенталь на берегу речки, малого притока Волги. Огород Якова Генриховича упирается прямо в берег. Отсюда брали воду для полива. Вот идет с ведрами жена Паулина, а за ней, как цыплята за наседкой, старательно бегут ребятишки. Все оставлено. В любимом доме красный уголок для доярок. А хозяев товарный вагон мчит в неизвестность. Родительские сердца пронзает боль за будущее детей. Трое их. В дороге добавился четвертый. Паулина Иосифовна родила девочку, нарекли Таней. Радость и слезы пополам. Всегда сдержанный Яков успокаивает жену: «Не горюй. Есть дети, есть и жизнь. Будем жить…»

        Вот и станция Кулунда. Отсюда на телегах куда-то дальше. Степь. Ни холмика, ни бугорка. А вот и Родино, и колхоз «Красный партизан». К колхозу не привыкать. И там, дома, тоже в колхозе жили. И впряглись переселенцы – «спецвыселенцы», как официально числились тогда, в крестьянские заботы вместе с коренными жителями, приютившими их.

        Война. «Все для фронта, все для победы». Это «все» - труд с ранней зари до темноты. Всех годных для службы мужчин забрали в армию, остались старики, женщины да подростки. Очень к месту пришелся Яков – тракторист с опытом работы. Хоть и трудно жилось, зато вместе с семьей. Только чувствовал нутром, что не всегда так будет – уже начали забирать в так называемую трудовую армию, «трудфронт». Кого куда: на заводы, в шахты вместо ушедших воевать. Яков и родной брат Иван угодили в 1942 году на лесоповал в Свердловскую область. Иван так и остался в тех лесах. Яков в 1947 году вернулся в Родино.

        Вот как вспоминает этот момент сын Виктор, которому к тому времени исполнилось семь лет: «Вместе с пацанами играли на улице. Прибегают еще ребятишки и кричат: «Витька, Витька, а к вам какой - то дядька пришел. А, может, отец…» Прибегаю, действительно дядька какой-то. Такой невысокий и необыкновенно худой. «Это же отец, » - сказала мама. И плачет от радости. Отец успокаивает: «Ну, чего же ты.… Самое страшное уже позади. Жить будем!»

А жизнь на месте не стояла. Из одиннадцати колхозов, что были в ту пору в Родино, образовались два, а из них – совхоз имени Дзержинского. И в семье прибывало. Уже на следующий год появилась Вера, за нею Эльвира, затем Яков и Катя. Восемь детских ртов требовали заботы, да еще какой. Но росли дети, а с ними надежда: будет к кому голову преклонить, не оскудеет род Мертесов.

        Вернулся Яков Генрихович к привычному делу – к трактору, да так и до пенсии. Даже после тяжелой операции не бросил технику. В пенсионном возрасте пришлось еще и чабанить. Плохо работать Яков Генрихович не хотел и не умел, к тому и детей приучал. Все выросли достойными, уважаемыми людьми. Виктор, Яков, Катя, Вера и Эльвира живут в Родино, Мария – в Ярославцевом Логе, Таня – в Мирном. Одна Ирина далеко – в Новосибирске.

Сложная была судьба, но жить нужно было, и никогда не падал духом Яков Генрихович. Был замечательным гармонистом, а на дружеских встречах – веселым заводилой. Это и позволило ему прожить до 94 лет, радуясь каждому дню. «Будем жить» - таков был девиз этого замечательного человека. И он продолжает жить в памяти своих детей, 24 внуков и 17 правнуков.

        Семья Абт  Александра Иосифовича и Берты Антоновны тоже живет в Родино. Как и многие другие, попали они сюда в 1941 году из Мариентальского района. В Мариентале имели большой собственный дом, где родилось у них трое детей: Вилор (с 1933г.), Ирма (с 1935г.) и Владимир (с 1938г.). Александр Иосифович был человеком образованным, коммунистом, работал в пищепроме бухгалтером, Берта Антоновна наборщиком в редакции районной газеты «Первое мая». Вот что она вспоминает о своей молодости.

        Родилась в небогатой многодетной семье, была последним ребенком. Очень рано пришлось зарабатывать на жизнь. Вначале училась в средней школе, закончила 6 классов. Но тут в стране началась коллективизация и  религиозный бум. Стали рушить церкви, закрывать национальные школы, где акцент ставился на приобщении детей к вере. Начала работать в колхозном садике воспитателем в старшей группе. Здесь жизнь ее резко меняется. В районе решили издавать свою газету, нужны были грамотные люди, специалисты. Представитель райкома комсомола предлагает Берте поехать на учебу в Ленинград. Родители вначале сомневались – смогут ли они в материальном плане осуществить желание дочери. Но, посмотрев в наполненные мольбой глаза Берты, решили согласиться. Учеба захватила ее полностью. Ни о каких экскурсиях, прогулках не могло быть и речи – занималась и днем, и ночью,  все силы были направлены на получение профессии. Вместо трех месяцев, отведенных на учебу, уложилась в два. Так  Берта и стала наборщиком в районной газете, где и проработала до войны.

        Война разрушила все. Особенно мечты маленького восьмилетнего Вилора, которому как раз предстояло идти в школу. Он уже ходил возле здания красивой двухэтажной кирпичной школы, любовался  ее  железной остроконечной  оградой, представлял светлые классы, парту, за которой будет сидеть. Вместо всего этого был скотный вагон, куда их загрузили вместе с другими односельчанами, и долгий путь в Сибирь.

        Конечной остановкой стала станция Кулунда. Здесь на какое-то время пришлось задержаться. Ночевали под открытым небом, пищу варили на костре. Позже повезли в село Родино. По пути делали остановку на ночлег в селе Разумовка. В Родино всех выгрузили около отдела милиции. Здесь с некоторыми попутчиками пришлось проститься: кого-то распределили в другие села района; оставили семьи Штейнпрайс, Шнайдер, Гербер, Шунк, Орт, Мертес, Пфаненштиль и других.

        В первую ночь спали на соломе в сторожке, находившейся возле кошары. Берта Антоновна стала работать в больнице санитаркой. На хоздворе больницы расположилась и семья. Чтобы прокормить детей, мать бралась за любой труд. Днем – основная работа, а в выходные и после смены занимались проблемами больничного подсобного хозяйства: заготовляли корм для скота; сажали, пололи, копали картофель, складировали его. Не отставали от матери и дети. До сих пор помнит Вилор, как бегали они по бочкам, утаптывая капусту при засолке, как разъедала ноги соль.

        На хоздворе жили и Штейнпрайсы и Шнайдеры. Штейнпрайс Вера тоже работала санитаркой, Шнайдер Анна дояркой и свинаркой. Всех мужчин забрали в трудармию. Девятеро детей (по трое у каждой) жили как одна семья.

        Отношение к ним с первых дней было разное: кто-то обзывал фашистами и злорадствовал, иные жалели.

        В 1943 году наконец-то осуществилась мечта Вилора – он смог пойти в школу.  Не все оказалось так просто: из-за незнания русского языка он испытывал огромные трудности, особенно при написании сочинений. Но семилетку мальчик все-таки закончил, поступил на тракториста при МТС, затем три года (с1954 по1956) работал на освоении целины, за что имеет медаль «За освоение целинных земель».

        В десять лет пошла в школу и Ирма. Из того периода она вспоминает катастрофическую нехватку одежды. Рваные ботинки у них были одни на двоих с Вилором. Зимой дети вообще не выходили на улицу – не в чем. В военные годы все голодали, всем было трудно, но особенно многодетным семьям.

        В 1946 году вернулся из трудармии Александр Иосифович. Жизнь стала налаживаться. Вначале он работал бухгалтером, затем его по специальности переводят в село Повалиху на консервный завод. Старшие дети к этому времени уже обзавелись семьями, остаются в Родино, а родители переезжают. К ним из армии вернется и сын Владимир.

        У Александра Иосифовича все складывается благополучно. После Повалихи он стал работать в Барнауле на комбинате стеновых материалов. Перед выходом на пенсию получил новую квартиру. Но жить вдали от детей в преклонном возрасте стало трудно, поэтому обменивают жилье на равноценное в Родино. В 2005 году Александра Иосифовича не стало. Берте Антоновне 96 лет. Она живет в окружении детей и внуков. Награждена  медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», юбилейными медалями «50 лет Победы…», «60 лет Победы…».

4. Домашнее задание : 1. Подобрать материал о Немецком национальном

                                                    районе.

                                             2. Создать буклет по изученным темам.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)

Элективный курс составлен  для  учащихся 9 класса основной школы,  интересующихся творчеством Солоухина  и проявляющих интерес к  литературоведению. Он может помочь одарённым ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

ПРОГРАММА элективного курса по истории и обществознанию «История России: путь от империи к республике Советов 1855-1922»

Многие рассматриваемые в курсе вопросы являются дискуссионными. При рассмотрении ряда проблем приводятся аргументы сторонников и противников противоположных точек зрения....