Избирательное право
презентация к уроку по обществознанию (9, 11 класс) на тему

презентация + конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybory_v_demokraticheskom_gosudarstve.pptx791.02 КБ
Файл vybory.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных. -Почему же ты не покидаешь этой местности? – удивился мудрец. - В других областях князья угнетают свой народ. -Видите, - сказал тогда Конфуций,- жестокий тиран страшнее для человека, чем лютый зверь. В чем заключается смысл этой притчи?

Слайд 3

Тема урока: Избирательное право

Слайд 5

Кто назначает дату голосования в РФ? Как происходит определение даты голосования?

Слайд 6

Образование избирательных округов и комиссий, составление списков избирателей. Какой этап выборов будет следующим?

Слайд 7

как формируются списки избирателей? По каким принципам происходит образование избирательных округов?

Слайд 8

С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

Слайд 9

Следующий этап выборов- выдвижение кандидатов, сбор подписей в поддержку кандидата Какие избирательные системы вы знаете?

Слайд 10

Избирательные системы: -Мажоритарная избирательная система -Пропорциональная избирательная система -Смешенная избирательная система

Слайд 11

Это может привести к параличу власти. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов Абсентеизм это уклонение от участия в выборах

Слайд 12

Голосование

Слайд 14

Подсчет голосов

Слайд 15

Заключительным этапом выборов будет официальное опубликование результатов выборов в СМИ

Слайд 16

Домашнее задание Повторить параграф 24, Написать эссе на тему: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» (Б.Шоу)



Предварительный просмотр:

Открытый урок обществознания в 11-м классе

 

ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

ЦЕЛЬ УРОКА:

Познакомить учащихся с понятием «избирательное право», создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах.

ЗАДАЧИ УРОКА:

•        Сформировать у учащихся представление об избирательном праве, избирательной системе, действующей в России, принципах участия граждан в выборах;

•        Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

•        Продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания;

•        Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

1.        Схемы «Избирательное право», «Избирательные системы», «Стадии избирательного процесса» (для школьной доски и в виде раздаточного материала для учащихся);

2.        Наглядный материал, посвященный выборам, для оформления и доски;

3.        Раздаточный материал «Статья 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» для каждого ученика (Приложение 1.);

4.        Пакеты агитационного материала для работы в группах по числу групп;

5.        Бумажная модель «Идеальный кандидат» для крепления на школьную доску;

6.        Фломастеры, цветные карандаши, 1/4 листа ватмана по количеству групп.ПЛАН УРОКА


п/п

Этап урока

Время
(мин.)

Методика
 проведения

1.

Организационный момент. Введение в тему, проблему.

5

Вступительное слово учителя. Беседа с классом.

2.

Избирательное право. Избирательные системы.

10 –15

Анализ схем.

3.

Принципы участия граждан в выборах.

10

Работа с документом. Тестирование.

4.

 Основные стадии избирательного процесса.

7 - 10

Работа со схемой. Дискуссия.

5.

Анализ агитационного материала.

10

Работа в группах: изучение материалов, подготовка к их обсуждению.

6.

Идеальный кандидат.

10 - 12

Работа в группах: подготовка к защите проекта. Обсуждение.

7.

Плакат, посвященный выборам.

10 - 12

Выполнение творческого задания в группах. Представление работ. Обсуждение.

8.

 Подведение итогов урока.

3 - 5

Выводы в заключительном и обобщающем слове учителя. Обмен мнениями. Оценка урока.

9.

Домашнее задание.

1 - 2

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

На школьной доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам. (Плакаты, листовки, календари и т.п.) 
                        
Вопросы к классу:

1). Какой теме посвящён наглядный материал, представленный на школьной доске?
2). Что такое выборы?
3). Кого могут избирать граждане нашей страны?
4). Когда последний раз проходили выборы в нашем округе? Кого мы избирали?
5). Участие в выборах. Это право или обязанность?
6). Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

2. Работа со схемами. Их анализ.

На школьной доске схема: «Избирательное право». 
 Рассмотрите схему:


ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

— конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти 
и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (всенародном голосовании). 
Ст.32 Конституции Российской Федерации

 АКТИВНОЕ ПРАВО

 ПАССИВНОЕ ПРАВО

Право избирать в органы государственной власти и местного самоуправления

Право быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления
ТРЕБОВАНИЯ:
 1. Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет).
 2. Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 10 лет постоянно).
 3. Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).


имеют граждане, достигшие 
18 лет.


ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:

1. Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
2. Лица, признанные недееспособными (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные)
.

Ответьте на вопросы:

1). Что такое избирательное право? Какой документ закрепляет это право?
2). Каким бывает избирательное право?
3). Какое право называют активным? Пассивным?
4). Какие лица лишены избирательного права?
5). Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного избирательного права?
6). Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

Анализ схемы «Избирательные системы» проводится учителем.

 ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
порядок организации, проведения выборов и определения результатов голосования

 ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

МАЖОРИТАРНАЯ

СМЕШАННАЯ

 Голосование проходит по партийным спискам, места в парламенте распределяются пропорционально количеству набранных голосов.
Избирательный барьер обычно 5%.

 Голосование за конкретного кандидата. Победа: 
а) большинство голосов, 

б) 50%+1 голос,
в) большинство голосов, 2/3. 

Часть депутатов избирается по пропорциональнойсистеме,
часть — по
 мажоритарной.

После анализа схемы проводится беседа по вопросам:

1). Что такое избирательная система?
2). Какие виды избирательных систем существуют в мире?
3). Какая избирательная система действует в России?

3. Задание учащимся для самостоятельной работы:
Ознакомьтесь с документом (у каждого ученика на столе карточка со ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») Приложение 1.

Запишите в тетрадь основные принципы участия граждан в выборах.

Результат работы (после дополнений учителя) может выглядеть следующим образом:

Принципы участия граждан в выборах:
1). Всеобщее избирательное право – избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.
2). 
Равное избирательное право – один человек – один голос.
3). 
Прямое избирательное право – избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.
4). 
Тайное голосование – без контроля со стороны.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать.
2). Мужчины на выборах имеют два голоса, женщины один.
3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием
4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. 
5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах.
6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.
 
Проверка выполненной работы с комментариями учителя и учащихся.

4. Учитель предлагает учащимся попытаться назвать стадии (ступени) избирательного процесса, после чего разбирается схема «Стадии избирательного процесса»:

СТАДИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

1. Составление списка избирателей.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif2. Деление на избирательные участки.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif3.Выдвижение и регистрация кандидатов.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif4. Предвыборная кампания.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif5.Голосование.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif6. Подсчет голосов.
http://evenkia-school.ru/i/0.gif7.Объявление результатов.

 Вопросы к классу:

1). Все ли граждане, обладающие активным избирательным правом, реализуют его на практике?
2). По каким причинам люди не ходят на выборы?
3). От чего зависит политическая активность населения?
4). Что лучше для избирателя много или ограниченное число кандидатов?
5). Какие средства используют кандидаты и политические партии для победы на выборах?

5. Работа в группах.

Группам предлагается пакет агитационных материалов (статьи, листовки, обращения, плакаты), агитирующие за определённого кандидата.

Задание: Ознакомиться с пакетом материалов и ответить на вопросы:
1). Понравился ли вам материал? Чем? 
2). На что вы сразу обратили внимание?
3). Назовите плюсы и минусы агитационного материала.
4). Что бы вы изменили, добавили?
5). Ясна ли, исходя из материала, программа кандидата (партии)?
6). Отдали бы вы свой голос в поддержку данного кандидата (партии)?

После подготовки проводится обсуждение представленных материалов.

6. Продолжение работы в группах.

Учитель прикрепляет к школьной доске фигуру «Идеальный кандидат», сделанную из бумаги.

Задание группам: Подумайте, какими качествами, личными, деловыми, должен обладать «Идеальный кандидат». Назовите не менее 6 таких качеств. Запишите их на отдельных листочках бумаги.

После выполнения задания представители групп называют качества «Идеального кандидата». Поясняя свой выбор, и крепят листочки на бумажной фигуре «Идеального кандидата». 
            
Учитель подводит итог выполненной работы.

7. Продолжение работы в группах.

Задание группам: Подготовьте плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.

Представление проектов, их обсуждение и оценка.

8. Подведение итогов урока.

Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями об уроке либо предлагает ответить на вопросы:

1). Какую тему мы обсуждали сегодня на уроке?
2). Что нового вы узнали?
3). Почему надо принимать участие в выборах?

9. Домашнее задание:

1). Изучить все записи в тетради.
2). Составить кроссворд по теме «Выборы» (по желанию).
3). Составить словарь по теме «Выборы» (по желанию).

Приложение 1.

Федеральный Закон
 Об основных гарантиях избирательных прав и права 
на участие в референдуме граждан Российской Федерации 
Статья 3 
1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

---------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...