«Личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках обществознания в рамках изучения темы «Труд».
статья по обществознанию на тему

 

Сегодня, когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирование личности, гражданина, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности.

Однако нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравст­венные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения, их надо активно и искусно культивировать, формировать. В связи с этим проблема личностного и духовно-нравственного развития детей и молодежи приобретает особую актуальность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_razvitie.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

«Личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся

на уроках обществознания в рамках изучения темы «Труд».

Сегодня, когда всё больше мы видим в детской, особенно подростковой среде недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, нетерпимость к другим, перед нами педагогами, да и обществом в целом, стоит задача формирование личности, гражданина, помочь ребёнку творить самого себя, опираясь на нравственные ценности.

Однако нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравственные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения, их надо активно и искусно культивировать, формировать. В связи с этим проблема личностного и духовно-нравственного развития детей и молодежи приобретает особую актуальность.

Наибольшими возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история и обществознание. Это учебные дисциплины, где внимание учащихся привлекается к важным вопросам самоопределения личности, гражданственности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него. Ценности образуют, своего рода, иммунную систему человека и общества, предотвращают негативные воздействие на личность, обеспечивают стабильность общества и государства.

Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:

- Познание и истина;

- Креативность и инновационность;

- Целеустремленность и настойчивость;

- Трудолюбие;

- Бережливость.

В современной системе нравственных ценностей общества, может быть, самое сложное положение у его фундаментального основания – Труда. С одной стороны, кажется всем очевидно, что в рыночных условиях труд – основа основ и он должен быть уважаем и почетен, но, с другой стороны, весь уклад жизни современной России, все идеологические орудия превозносят не сам труд, а его результат – богатство. Вольно или невольно, но молодежь более интересует последнее. Такой перекос в нравственном отношении к труду - одна из самых больших нравственных опасностей, подстерегающих общество. Труд, если и заслуживает хоть какого-то уважения, то только потому, что приносит блага, а не сам по себе, не как средство самореализации и удовлетворения. Труд, который не привел к успеху, презирается априори. Обозначить духовно-нравственное значение трудовой деятельности человека, ее личностно-образующую роль важно не только на уроке у подростков, но и в младших классах. Важно говорить о творческом отношении к труду и, конечно, уделять достаточное количество времени еще одной извечной нравственной проблеме – отношению богатства и бедности.

Поэтому важной целью работы является воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- научить определять суть и содержание духовных ценностей - труд, творчество и созидание, целеустремленность, бережливость;

- формировать положительное отношение к труду, как форме личностного развития, самовоспитания, самоопределения;

- способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

1.Труд как основа нравственности.

Трёхсоставное понятие труда включает в себя:

- преобразование человека;

- качество жизни;

- воспроизводство и развитие систем деятельности.

Это понятие имеет прямое отношение к труду в сфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются в едином духовном усилии отдельного человека или общности.

Труд – это каждый раз и всегда тяжёлое усилие по воспроизводству своей человечности, качества жизни и системы деятельности. Он складывается из духовно-волевого усилия, которым преодолевается хаос и разрушение всемирного целого и организуется развитие. При этом труд всегда является общественным в том смысле, что не отдельные индивиды, а множество людей, каждый со своей позиции, на своём месте, осуществляют единый труд. Высокие требования к труду означают не требования к каждому человеку изменить своими усилиями мир (это невозможно и не нужно), а способность отдавать себе отчёт: в каком именно труде ты участвуешь, и почему твоё трудовое усилие каждый раз является духовным. Вспомним известную притчу о том, как по-разному можно делать одно и то же, казалось бы, дело и как в зависимости от этого активность оказывается работой или трудом. Когда трёх рабочих каменоломни, перевозивших камни к месту строительства церкви, спросили, что они делают, то один сказал: «Перевожу камни в тачке, разве не видите?» Другой ответил: «Строю храм». А третий: «Душу спасаю».

Общество и школа, вооружённые понятием труда, могут совершать чудеса воспитания. И это доказал наш соотечественник, классик научной педагогики Антон Семёнович Макаренко. Общеизвестно, что воспитанники трудовой колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского еще вчера были беспризорниками или даже преступниками. Но через короткое время они стали делать, как известно, по самым в то время передовым технологиям из Австрии и Германии электрооборудование и фототехнику, получали собственным трудом огромный доход, фактически существуя как полноценное эффективное предприятие. Тем самым реализовывался главный принцип А.С. Макаренко: «Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей».

В основе нравственности человека лежит стремление к счастью, которое, К. Д. Ушинский видел в свободном творческом труде, общественной деятельности. Труд, полезная деятельность на благо общества – основа нравственности и нравственного воспитания. Нравственность требует от человека деятельного стремления к выполнению своего долга перед обществом. От воспитания здесь зависит, заглохнет ли это стремление или превратится в страсть, перед которой «умолкнет голос личного интереса». От воспитания зависит, чтобы человек не сбился с дороги и не создал себе нравственных идеалов, идущих вразрез с историей человечества или уже давно отживших свое время.

Труд – одно из первых и основных условий жизнедеятельности человека, характеризующее его как существо разумное. Трудовая деятельность человечества стала не только основополагающим фундаментом его становления и развития, но и содержит моральные признаки современного общества и отдельной личности.

Под понятием «труд» мы чаще всего понимаем  процесс сознательной человеческой деятельности, направленный на конкретную цель, благодаря которой человек видоизменяет природные объекты для удовлетворения собственных потребностей и нужд общества. С другой стороны, труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он развивает свои способности, вырабатывает у себя необходимые качества, формирует себя как личность. Таким образом, труд несёт в себе социальную сущность. Труд это обязательное условие существования человечества и присутствует он во всех способах производства.

На протяжении истории развития человечества труд видоизменялся, что влекло за собой выражение  разносторонних взглядов к трудовой деятельности. В одном из сюжетов древнейшей книги человечества – Библии говориться, что именно на труд были осужден первые люди за свои греховные деяния. То есть труд выступал как кара Божья. В рабовладельческом обществе труд принято было считать чем-то низменным, недостойным свободного человека, исключение составлял только труд земледельца. И в Средние века отношение к труду со стороны феодалов было презрительным. Но уже с переходом к капитализму стали ценить не только знатность, «породу происхождения», но и богатство, созданное трудом. Труд наёмных работников стал значимым для общества. Карл Маркс считал, что класс наёмных работников выступает единственным создателем всех богатств общества. Труд сам по себе и есть главный источник богатства.  В современном мире труд, на мой взгляд, выступает как «свободная категория» выбора человека, обеспечивающая  тот уровень жизнедеятельности, который ему необходим.

Так как труд выражает социальную сущность человека, то он неразрывно связан с моральными характеристиками личности, в некотором плане отражает особенности менталитета народа. Поэтому, чаще всего, отношение к труду было выражено в накопленном социальном опыте человечества и отражено в виде элементов народной культуры. Так, в пословицах и других формах фольклора народ выразил своё уважение к труду и осуждение лености и праздности. Отрицательные качества личности народная мудрость объясняет нежеланием трудиться, склонностью к безделью. Многие люди высказывают недоумение по этому поводу. В свою поддержку они приводят уже житейский опыт, выражающий противоречивое отношение к труду: «Всех работ не переделаешь», «От работы не будешь богат, а будешь горбат», «От трудов пламенных не нажить палат каменных». С нравственной точки зрения важно воспитание такого морального качества как трудолюбие. Одни люди работают усердно, добросовестно, старательно. И такое отношение проявляется в количестве и качестве результатов трудовой деятельности, в материальных  духовных благах. Для того чтобы понять разноплановое отношение к трудовой деятельности, важно определить мотивы труда и цель, которую ставит перед собой человек, то есть, что в итоге он желает получить. Но все участники трудовой деятельности должны совершать какие-либо действия, применять знания, прилагать различные усилия. Иначе они не получать конкретного результата. И мы трудимся не только для личного самоудовлетворения, но и приносим пользу всему обществу в виде конкретного блага.

2. Воспитание уважительного отношения к труду и творчеству

на уроках обществознания.

Курс предмета обществознание на разных этапах реализации включает тему «Труд», как одну из ключевых. Первичные основы, значения и ценности труда, творчества, инициативности, бережливости уже рассматриваются в 5 классе в рамках ФГОС. Конкретная тематика уроков может включать следующие: «Труд – основа жизни», «Труд и творчество», «Творчество в науке и искусстве». Приоритетными задачами этих тем является:

- знать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; основные требования трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

- понимать значение трудовой деятельности для личности и для общества;

- уметь различать материальную и моральную оценку труда.

- формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, развития опыта участия в социально значимом труде;

- понимать роль искусства в становлении личности и в жизни общества;

- формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции.

Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Важно показать, как происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие: 1 шаг. Приобщение к труду через самообслуживание. 2 шаг. Постепенный переход от самообслуживания к труду для других. 3 шаг. Постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности. 4 шаг. Тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений. 5 шаг. Формирование у ребёнка уверенности в важности выполнения порученной ему работы. 6 шаг. Поощрение прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы. 7 шаг. Чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня школьника.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Для этого чаще всего используется анализ художественных произведений. Современного школьника нелегко убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, то есть дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжения, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».

Также уместна работа по анализу басни «Старик и яблони», так как раскрывается значимость индивидуального труда для целого общества.

«Как – то раз Старик сажал яблони. Один молодой человек ему сказал: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут!».

- Ребята, как вы понимаете смысл этой басни? (Старик выращивал яблони не для себя, а для других. Он трудился на общую пользу).

- Как можно охарактеризовать труд старика? (безвозмездный) Что будет для него вознаграждением? (похвала тех, кто пользуется плодами яблони).

- Давайте подумаем, можно ли труд сравнить с яблоней? Что такое ствол яблони? А яблоки? (Ствол это основа, а яблоки – это плоды, результат роста яблони).

Дети усваивают, что результат будет только тогда, когда человек приложит усилия. И результат важен для общества, так как все мы пользуемся плодами чужого труда.

Притча «Пчела и трутни» помогает сформировать нравственное отношение к труду, непринятие лености, бездельничества.

«- Управы на вас нет, бездельники! – не выдержала  как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья.

- Вам бы только не работать! Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, все делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

- Нашла, кого ставить в пример! – огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы.

- Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

  Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь».

- Кто является героями притчи?

- За что ругала пчела трутней? Как пчела назвала трутней? (бездельники)

- Выделите приставку в слове «бездельники». Что означает это слово?

- Посмотрите на слова, в которых также имеется приставка без: безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный.

- То есть, чего человек лишается, если он не трудится, не работает? (человек не имеет дома, забот, денег, радости, общения).

- Ведь не даром говорят: «Счастье в воздухе не вьется – оно трудом дается».

- Символом чего в притче выступает рабочая пчела, муравей, а трутни?

- Откуда берутся трутни? (это люди, которые не хотят работать. Живут за счет труда других людей, пользуются благами других.) Кто заслуживает нашего уважения?

    Очень эффективно проходит работа с пословицами и поговорками. В раздаточном материале напечатаны пословицы, но с перевернутыми словами. Чтобы восстановить первоначальный смысл пословицы, нужно каждое слово заменить на противоположное. К антонимам можно подбирать синонимы.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего

Весела ночь до утра, коли лениться есть что.

- Маленькое дело лучше большого безделья.

Большое безделье хуже маленького дела.

- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Животное от  труда здоровеет, а от  лени болеет.

- Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Везде лень, здесь и пусто, а  в трудовом шалаше густо.

- Рукам работа — душе праздник.

Ногам лень – телу горе.

- Слаще всех плодов — плод человеческого труда.

Горче этих ядер – ядро животной лени.

Далее анализируются получившиеся пословицы, выделяется основная мораль.

    Определить значимость своего труда, личный вклад в трудовую, творческую и созидательную деятельность помогает выполнение индивидуальных и групповых проектов. В процессе выполнения проекта школьники знакомятся с результатами народного труда, различными видами творчества, ремесел. Самостоятельно изготавливают макеты объектов, творческие зарисовки, изделия. Ребятам очень важно представить результаты собственной работы, определить их ценность, нужность, нравственную оценку, так как это создаст основу их собственного опыта.

Воспитательные результаты работы можно разделить на три уровня. Первый уровень результатов — приобретение школьниками социально значимых знаний о труде. Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества в отношении труда, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного трудового действия, формирование у них социально значимых моделей трудовой деятельности.

Таким образом, личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся происходит через воспитание ценностного отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; соответствующие возрасту навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, индивидуальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и индивидуальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Список литературы

1. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.

2. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб. метод. пос. /К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию. – Воронеж, 2006.

4. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России. Педагогика, 2008, N 9.

5.“Уроки нравственности”. Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005

6.  http://sch2066tn.mskobr.ru/docs/programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-razvitiya-shkol-nikov/

7. http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn

8.http://barabaschool.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=97&Itemid=57&limitstart=5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по основам духовно-нравственной культуры в 5 классе, учебник Н.Ф. Виноградовой , тема "Плод добрых трудов славен"

Презентация содержит материал к уроку №6 "Плод добрых трудов славен". В материал включены вопросы для проверки домашнего задания, сформулирована проблемная задача, даны задания для самостоятельной раб...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

материал к уроку обществознания 6 класс по теме труд и образ жизни

Разработка урока обществознания 6 класс к учебнику Кравченко по теме "Труд и образ жизни" и презентация....

«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебным материалом на уроках обществознания на примере изучения темы "Межнациональные отношения".

Организация самостоятельной работы обучающихся с учебнымматериалом на уроках обществознанияна примере изучения темы  "Межнациональные отношения"....

Урок обществознаня в 5 классе. Тема: «Труд и творчество»

Урок открытия новых знаний. Экскурсия в библиотеку (практическое занятие). Урок дает представление ученикам о том, какое значение имеет творческое начало в начале трудовой деятельности. Дает учащимся ...

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания

Выступлепние на конференциях, семинарах о роли краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся на уроках обществознания...